Jump to content

Философия и литература

Философия и литература включают литературную трактовку философов и философских тем (философская литература), а также философскую трактовку вопросов, поднимаемых литературой (философия литературы).

В «Облаках Сократ » Аристофана как представлен комическая фигура.

Философия литературы

[ редактировать ]

Строго говоря, философия литературы — это раздел эстетики , раздел философии, занимающийся вопросом «Что такое искусство »? Большая часть эстетической философии традиционно фокусируется на пластическом искусстве или музыке , однако в ущерб словесному искусству. Многие традиционные дискуссии по эстетической философии направлены на установление критериев художественного качества, безразличных к изображаемому предмету. Поскольку все литературные произведения почти по определению содержат концептуальное содержание, эстетические теории, опирающиеся на чисто формальные качества, склонны игнорировать литературу.

Само существование нарратива поднимает философские вопросы. В повествовании создатель может воплотить, а читатели могут представить себе вымышленных персонажей и даже фантастических существ или технологии. Способность человеческого разума воображать этих вымышленных персонажей и даже испытывать к ним сочувствие сама по себе раскрывает природу человеческого разума. Некоторую художественную литературу можно рассматривать как своего рода мысленный эксперимент в области этики : она описывает вымышленных персонажей, их мотивы , их действия и последствия их действий. Именно в этом свете некоторые философы выбрали различные формы повествования для преподавания своей философии ( см. ниже ).

Литература и язык

[ редактировать ]

Платон , например, считал, что литературная культура оказывает сильное влияние на этическое мировоззрение своих потребителей. В «Государстве » Платон демонстрирует сильную враждебность к содержанию культуры своего периода и предлагает жесткую цензуру популярной литературы в своей утопии .

Однако в последнее время философы разных направлений стали применять разные, менее враждебные подходы к литературе. Начиная с работ британских эмпириков и Иммануила Канта в конце восемнадцатого века, западная философия была озабочена фундаментальным вопросом эпистемологии : вопросом взаимоотношений между идеями в человеческом сознании и миром, существующим вне разума, если таковой существует. мир существует. В последние годы эти эпистемологические проблемы вместо этого превратились в расширенное обсуждение слов и значений: может ли язык на самом деле преодолеть барьер между умами? Эту группу вопросов, касающихся значения языка и « письма », иногда называют лингвистическим поворотом .

Таким образом, методы и инструменты, разработанные для литературной критики и теории литературы, приобрели большее значение в западной философии конца двадцатого века. Философы разных мастей уделяли литературе больше внимания, чем их предшественники. Некоторые стремились изучить вопрос о том, действительно ли возможно общаться с помощью слов, возможно ли передать задуманный автором смысл читателю. Другие стремились использовать литературные произведения как примеры современной культуры и стремились выявить бессознательные установки, которые, по их мнению, присутствовали в этих произведениях для социальной критики.

Правда вымысла

[ редактировать ]

Литературные произведения также ставят вопросы, касающиеся истины и философии языка . По крайней мере, по мнению образованных людей, обычно считается правдой то, что Шерлок Холмс жил в Лондоне . (см. Дэвида Льюиса «Правда в художественной литературе», American Philosophical Quarterly, Vol. 15. No. 1, январь 1978 г.) Также считается правдой, что Сэмюэл Пепис жил в Лондоне . Однако Шерлок Холмс вообще нигде не жил; он вымышленный персонаж. Сэмюэл Пепис, напротив, считается реальным человеком. Современные интересы к Холмсу и Пепису имеют большое сходство; единственная причина, по которой кто-либо знает их имена, заключается в постоянном интересе к чтению об их предполагаемых делах и словах. Эти два утверждения, казалось бы, принадлежат к двум разным порядкам истины. Возникают дальнейшие проблемы, связанные с истинностной ценностью утверждений о вымышленных мирах и персонажах, которые могут подразумеваться, но нигде явно не указаны в источниках наших знаний о них, например, у Шерлока Холмса была только одна голова. или Шерлок Холмс никогда не летал на Луну .

Философская литература

[ редактировать ]

Философские стихи

[ редактировать ]

Некоторые поэты написали стихи на философские темы, а некоторые выдающиеся философы выразили свою философию в стихах. Космогония Лукреция Гесиода философские и De Rerum Natura важные поэмы. Жанр эпической поэзии использовался и для преподавания философии. Вьяса рассказал древнеиндийский эпос Махабхарата, чтобы преподавать индийскую философию и индуистскую философию . Гомер также представил некоторые философские учения в своей «Одиссее» .

Многие восточные философы развивали свою мысль в поэтической форме. Некоторые из важных имен включают в себя:

Среди известных западных поэтов-философов :

Философская фантастика

[ редактировать ]

Некоторые философы взялись писать философию в форме художественной литературы , в том числе романов и рассказов (см. отдельную статью о философской фантастике ). Это очевидно на ранних этапах философской литературы, где такие философы, как Платон, писали диалоги , в которых вымышленные или вымышленные персонажи обсуждают философские темы; Сократ часто появляется в качестве главного героя в диалогах Платона, и эти диалоги являются одним из основных источников знаний об учении Сократа, хотя с такого расстояния иногда трудно отличить действительные позиции Сократа от собственных позиций Платона. Многочисленные раннехристианские писатели, в том числе Августин , Боэций и Питер Абеляр, создали диалоги; несколько ранних современных философов, таких как Джордж Беркли и Дэвид Юм , время от времени писали в этом жанре.

Другие философы прибегали к повествованию , чтобы донести свои учения. XII века Исламский философ Ибн Туфайл написал вымышленный арабский рассказ «Хай ибн Якдан» как ответ на аль-Газали » «Непоследовательность философов ; философ XIII века Исламский богослов - Ибн ан-Нафис позже написал вымышленный рассказ «Теолог Автодидактус» как ответ на работу Ибн Туфайла. Немецкий философ Фридрих Ницше часто формулировал свои идеи в литературных формах, особенно в «Так говорил Заратустра» , переосмысленном изложении учения Зороастра . Маркиз де Сад и Айн Рэнд писали романы, в которых персонажи служили рупорами философских позиций, и выступали ими в сюжете. Джордж Сантаяна также был философом, писавшим романы и стихи; отношения между персонажами Сантаяны и его убеждениями более сложны. Экзистенциалисты авторов , включают в себя крупных французских которые использовали художественную литературу для передачи своих философских взглядов; они включают в себя Жан-Поля Сартра Роман «Тошнота» и пьеса «Выхода нет» , а также » Альбера Камю «Незнакомец . Мориса Бланшо Вся художественная постановка , названия которой, среди прочего, включают «Шаг не дальше» , «Безумие дня » и «Написание катастрофы» , представляет собой незаменимый корпус для рассмотрения отношений между философией и литературой. То же самое можно сказать и о Жака Деррида книге «Почтовая открытка: от Сократа до Фрейда и далее» .

Некоторые философы оказали важное влияние на литературу. Артур Шопенгауэр , во многом благодаря своей системе эстетики , является, пожалуй, самым влиятельным философом последнего времени в истории литературы; Томаса Харди Более поздние романы часто отсылают к шопенгауэровским темам, особенно в «Джуде Неясном» . Шопенгауэр также оказал важное влияние на Джозефа Конрада . Шопенгауэр также оказал менее конкретное, но более широкое влияние на символистское движение в европейской литературе. Лайонел Джонсон также обращается к эстетике Шопенгауэра в своем эссе «Культурный фавн» . Все творчество Жака Деррида оказало огромное влияние на так называемую континентальную философию и понимание роли литературы в современности.

Другие художественные произведения, которые считаются имеющими философское содержание, включают:

Философское письмо как литература

[ редактировать ]

Некоторых философов ценят не только за их философское содержание, но и за литературные достоинства их произведений. Философия «Размышлений » римского императора Марка Аврелия представляет собой неоригинальный стоицизм , но « Размышления» по-прежнему читают из-за их литературных достоинств и понимания, которое они дают о работе ума императора.

Философия Артура Шопенгауэра известна качеством и читабельностью своей прозы, как и некоторые работы британских эмпириков , таких как Локк и Юм . Стиль Серена Кьеркегора часто рассматривается как поэтическое искусство, а также философский, особенно в «Страхе и трепете» и «Или/или» . Фридриха Ницше, Произведения такие как «Так говорил Заратустра», часто напоминают прозу и содержат образы и аллюзии вместо аргументов.

Философия в литературе

[ редактировать ]

Философы в литературе

[ редактировать ]

Сократ появляется в сильно выдуманном облике, как комическая фигура и объект насмешек, в «Облаках Аристофана » . В пьесе Сократ появляется висящим на корзине, откуда он произносит такие оракулы, как:

Я никогда не придумал ни одной вещи
о небесных явлениях,
если бы я не подвесил свой разум высоко,
смешивать свои тонкие мысли с тем, что на них похоже —
воздух. Если бы я обратился к высоким вещам,
но остался там на земле, я бы никогда не сделал
малейшее открытие. Для земли, видишь ли,
силой втягивает в себя влажные мысли —
тот же процесс происходит и с кресс-салатом.

Ранний даосский философ Чжуан Чжоу выражал свои идеи в основном через короткие литературные анекдоты и басни, такие как «Сон бабочки». [1] [2] Другие крупные философы того времени появляются в качестве персонажей в этих историях, что позволяет Чжуанцзы игриво исследовать их идеи и противопоставлять их своим собственным, как он это делает с Лао-цзы , Лиецзы , Хуэй Ши и многими другими. Наиболее заметным в его творчестве является присутствие Конфуция и его выдающихся учеников, которых иногда используют, чтобы подорвать популярное понимание конфуцианской философии или укрепить собственное понимание Чжуанцзы того, как человек живет согласно Дао.

Хорхе Луис Борхес, пожалуй, выдающийся автор философской фантастики двадцатого века. Он написал рассказ « философ Аверроэс », в котором главным героем является Поиски Аверроэса . [3] Многие сюжетные моменты в его рассказах перефразируют мысли философов, в том числе Джорджа Беркли , Артура Шопенгауэра и Бертрана Рассела ; он также приписывает различные мнения таким фигурам, как Джордж Далгарно . [4]

Ключевой сюжетный момент Умберто Эко романа «Имя розы» связан с обнаружением загадочной книги, в которой, как выяснилось, содержится утраченная рукопись Аристотеля . Более поздний роман Эко « Маятник Фуко» стал предшественником целого ряда триллеров и детективов , в которых встречаются научные аллюзии и имена исторических мыслителей; более поздние примеры включают » Дэна Брауна и «Код да Винчи « Правило четырех» Яна Колдуэлла и Дастина Томасона .

Кроме того, Филип К. Дик , которого часто сравнивают с Борхесом, поднимает в своих романах значительное количество философских вопросов, от проблемы солипсизма до многих вопросов восприятия и реальности .

Вымышленные философы

[ редактировать ]

представляет множество философских тем и нескольких вымышленных философов Хорхе Луис Борхес в своих рассказах . [5] Вымышленное философское движение является частью предпосылки его рассказа «Тлен, Укбар, Орбис Тертиус» , а неназванный рассказчик его рассказа «Вавилонская библиотека» также можно назвать вымышленным философом. [6] Вымышленный богослов является героем его рассказа «Три версии Иуды» .

Вымышленные философы время от времени встречаются в произведениях Роберта А. Хайнлайна и Рэя Брэдбери . Хайнлайна «Чужой в чужой стране» содержит длинные отрывки, которые можно считать преемниками вымышленных философских диалогов древнего мира, разворачивающихся в сюжете. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мёллер, Ханс-Георг (1999). «Сон о бабочке Чжуанцзы: даосская интерпретация». Философия Востока и Запада . 49 (4): 439–450. дои : 10.2307/1399947 . ISSN   0031-8221 . JSTOR   1399947 .
  2. ^ «Философский фонд - Мечта бабочки» . www.philosophy-foundation.org . Проверено 5 июля 2020 г.
  3. ^ Дапиа, Сильвия Г. (1999). «Миф о рамке в «Поисках Аверроэса» Борхеса ». Вариационес Борхес (7): 147–165. ISSN   1396-0482 . JSTOR   24879540 .
  4. ^ «Универсальная характеристика | Центр Борхеса» . www.borges.pitt.edu . Проверено 5 июля 2020 г.
  5. ^ Агасси, Дж. (1970). «Философия как литература: случай Борхеса». Разум . 79 (314): 287–294. дои : 10.1093/mind/LXXIX.314.287 . ISSN   0026-4423 . JSTOR   2252659 .
  6. ^ «Борхес, Вселенная и бесконечная библиотека» . NPR.org . Проверено 5 июля 2020 г.
  7. ^ Росс, Итан (20 октября 2019 г.), «Интеллектуальное марсианское общество из «Незнакомца в чужой стране» Роберта Хайнлайна» , Религия и экологические ценности в Америке , Университет штата Огайо , получено 5 июля 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Оксфордский компаньон по философии , Тед Хондерих, изд. (Oxford University Press, 1995) ISBN   0-19-866132-0 .
  • Борхес, Хорхе Луис, Сборник художественной литературы , 1998. Перевод Эндрю Херли. ISBN   0-14-028680-2 .
  • Маги, Брайан, Философия Шопенгауэра (Oxford University Press, исправленное издание, 1977 г.) ISBN   0-19-823722-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef13728e251a50687f77613ca1693917__1716950040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/17/ef13728e251a50687f77613ca1693917.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philosophy and literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)