Тошнота (роман)
![]() «Тошнота», Жан-Поль Сартр | |
Автор | Жан-Поль Сартр |
---|---|
Оригинальное название | Тошнота |
Переводчик | Ллойд Александр ; Роберт Болдик |
Язык | Французский |
Жанр | Философский роман |
Опубликовано |
|
Место публикации | Франция |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 253 (издание Penguin Books) |
ISBN | 0-8112-0188-0 (изд. США) |
ОКЛК | 8028693 |
Тошнота ( фр . La Nausée ) — философский роман философа- Жана экзистенциалиста -Поля Сартра , опубликованный в 1938 году. Это первый роман Сартра. [ 1 ] [ 2 ]
Действие романа происходит в Бувиле ( омофон слова Бувиль , буквально «грязный город»), городе, похожем на Гавр . [ 3 ] Он включает в себя мысли и субъективные переживания — в формате личного дневника — Антуана Рокантена, меланхоличного и социально изолированного интеллектуала, который проживает в Бувиле якобы с целью завершения биографии исторической личности. Растущее отчуждение и разочарование Рокантена совпадают со все более сильным переживанием отвращения, которое он называет «тошнотой», при котором люди и вещи вокруг него, кажется, теряют все свои знакомые и узнаваемые качества. Первоначальное название романа Сартра до публикации было «Меланхолия» .
Роман был переведен на английский язык Ллойдом Александром как «Дневник Антуана Рокантена». [ 3 ] и Роберт Болдик в роли Тошноты . [ 4 ]
Персонажи
[ редактировать ]- Антуан Рокантен – Главный герой романа Антуан – бывший авантюрист, который уже три года живет один в Бувиле. У него нет друзей, он оторван от семьи и часто мирится с тем, что подслушивает разговоры других людей и наблюдает за их действиями на расстоянии. Он поселяется в морском портовом городе Бувиль, чтобы закончить исследование жизни политического деятеля XVIII века, маркиза де Роллебона. Зимой 1932 года «сладкая болезнь», которую он называет «тошнотой», все чаще поражает почти все, что он делает или чем наслаждается. Он пытается найти утешение в присутствии других, но при общении с ними проявляет признаки скуки и отсутствия интереса. Из-за своей отчужденности к миру и окружающим людям он начинает сомневаться в собственном существовании.
- Анни - англичанка, которая когда-то была любовницей Антуана. После того, как Антуан договаривается о встрече с ней в надежде, что это улучшит его состояние, Анни дает ему понять, что она значительно изменилась и должна продолжать свою жизнь.
- Ожье П. - Обычно его называют «самоучкой» или самоучкой . Он секретарь судебного пристава и знакомый Антуана. Ожье живет стремлением к знаниям и любовью к человечеству, что вызывает в Антуане много критики и насмешек, хотя у него возникает к нему странное сострадание. Обладая высокой дисциплиной, он провел сотни часов за чтением в местной библиотеке. Он часто разговаривает с Антуаном и признается ему, что он социалист.
Литературный жанр и стиль
[ редактировать ]
Как и многие модернистские романы, «Тошнота» — это «городской роман», в котором заключен опыт жизни в городе. [ 5 ] Широко распространено мнение, что Бувиль в романе представляет собой вымышленное изображение Гавра , где Сартр жил и преподавал в 1930-х годах, когда писал его. [ 3 ] [ 6 ]
Критик Уильям В. Спанос использовал роман Сартра как пример «негативных способностей», демонстрации неопределенности и страха перед человеческим существованием, настолько сильных, что воображение не может их постичь. [ 7 ]
Cambridge Companion to the French Novel помещает «Тошноту» в традицию французского активизма : «Вслед за Мальро , Сартр , Бовуар и Камю , среди других, смогли использовать написание романов как мощный инструмент идеологических исследований». [ 8 ] Хотя такие писатели, как Сартр, заявляют, что восстают против французского романа XIX века, «на самом деле они во многом обязаны как его пропаганде скромности, так и его двусмысленным или «поэтическим» аспектам». [ 9 ]
В своем эссе «Что такое литература?» Сартр писал: «С одной стороны, литературный объект не имеет никакой субстанции, кроме субъективности читателя… Но, с другой стороны, слова служат ловушками, пробуждающими наши чувства и отражающими их по отношению к нам… Таким образом, , писатель взывает к свободе читателя участвовать в создании произведения». [ 10 ]
Роман, по мнению Сартра, представляет собой сложное формальное достижение, созданное по образцу художественной литературы XVIII века и представленной как «дневник, обнаруженный среди бумаг...». [ 11 ]
Хейден Каррут задается вопросом, есть ли непризнанные слои иронии и юмора под серьезностью « Тошноты» : «Сартр, несмотря на все свое мучительное отвращение, может также сыграть и клоуна, и делал это достаточно часто: своего рода дурак при метафизическом дворе. " [ 3 ]
Как и многие авторы-модернисты, Сартр в молодости предпочитал популярные романы классике и утверждал в своей автобиографии, что именно из них, а не из взвешенных фраз Шатобриана , он совершил свои «первые встречи с красотой». [ 12 ]
Сартр описал технику потока сознания как один из методов продвижения романа из эпохи ньютоновской физики в эпоху Эйнштейна общей теории относительности С точки зрения стиля письма . Он считал это крайне важным, поскольку чувствовал, что «повествовательная техника в конечном итоге возвращает нас к метафизике романиста». Он хотел, чтобы его романные методы были совместимы с его теориями экзистенциальной свободы личности , а также с его феноменологическим анализом нестабильных, меняющихся структур сознания . [ 13 ]
Как психологический роман
[ редактировать ]Пренебрегая представлениями XIX века о том, что развитие персонажей в романах должно подчиняться психологическим законам и раскрывать их, Ла Тошнота рассматривает такие понятия как буржуазное недобросовестность , игнорируя случайность и необъяснимость жизни. [ 14 ]
С психологической точки зрения Антуана Рокантена можно рассматривать как человека, страдающего депрессией , а саму тошноту — как один из симптомов его состояния. [ 15 ] Безработный, живущий в лишенных условиях, лишенный человеческого контакта, пойманный в ловушку фантазий о секретном агенте XVIII века, о котором он пишет книгу, он рассматривает творчество Сартра как продолжение « » Достоевского Преступления и наказания или Рильке романа . Записные книжки Мальте Лауридса Бригге в поисках точного описания шизофрении . [ 16 ] Характер Рильке предвосхищает характер Сартра. [ 17 ]
Однако затруднительное положение Рокантена — это не просто депрессия или психическое заболевание , хотя его опыт подтолкнул его к этому. Сартр представляет трудности Рокантена как результат присущих человеку экзистенциальных условий. Его, казалось бы, особая ситуация (возвращение из путешествия, затворничество ), выходящая за рамки простого указания на его вполне реальную депрессию, должна вызывать у него (и у читателя) состояние, которое делает его более восприимчивым к замечанию экзистенциальной ситуации, которую каждый переживания, но могут быть недостаточно чувствительными , чтобы стать сознательно заметными. Рокантен переживает странный метафизический опыт, который отдаляет его от мира. Его проблемы — не просто результат личного безумия, которое было бы лишено большего значения. Скорее, как персонажи романов Достоевского и Рильке, он является жертвой более крупных идеологических, социальных и экзистенциальных сил, которые привели его на грань безумия. Цель Сартра в «Тошноте» — прокомментировать нашу универсальную реакцию на эти общие внешние затруднения. [ 16 ]

Хейден Каррут писал о том, что «Рокантен стал фамильяром нашего мира, одним из тех людей, которые, подобно Гамлету или Жюльену Сорелю , живут за пределами страниц книг, в которых они приняли своих персонажей... Едва ли возможно серьезно читайте современную литературу, философию или психологию, не встречая, например, упоминаний о конфронтации Рокантена с каштаном, которая представляет собой одну из самых ярких картин, когда-либо нарисованных неуверенностью в себе и метафизическими страданиями. ... Конечно, «Тошнота» дает нам некоторые из самых ясных и, следовательно, самых полезных образов человека нашего времени, которыми мы обладаем, и это, как сказал Аллен Тейт , является высшей функцией искусства». [ 3 ]
Совсем недавно молодые французские ученые, последовавшие за Эммануэлем Легардом , скорее, опираясь на культурную психологию, интерпретировали чувство тошноты более метафорически: тошнота — это отвращение к травматическому разложению божественного внутри существования, симптом открытия абсурда, разочарования в мире. Трансцендентность и провидение были изобретены человеком. бессмысленно «само по себе». Бога нет. Но опыт через тошноту принимает положительный оборот: если Бога не существует, то все становится возможным. И вот так, с отчаяния, начинается настоящий оптимизм. [ 18 ]
Как философское произведение
[ редактировать ]Критика романов Сартра часто сосредотачивалась на напряжении между философским и политическим, с одной стороны, и романным и индивидуальным, с другой.
Рональд Аронсон описывает [ 19 ] реакция Альбера Камю , который все еще находится в Алжире и работает над своим первым романом «Незнакомец» . На момент выхода романа Камю был рецензентом левой ежедневной газеты Алжира. Камю сказал другу, что он «много думал об этой книге», и что она была «очень близкой частью [его самого]». В своей рецензии Камю писал: «Игры самого твердого и самого ясного ума одновременно расточаются и растрачиваются». Камю чувствовал, что каждая из глав книги, взятая отдельно, «достигает своего рода совершенства в горечи и правде». Однако он также чувствовал, что описательный и философский аспекты романа не сбалансированы, что они «не составляют произведения искусства: переход от одного к другому слишком быстр, слишком немотивирован, чтобы вызвать в памяти у читателя возникает глубокое убеждение, составляющее искусство романа». Он также чувствовал, что Сартр слишком сильно склонил чашу весов, изображая отвратительные черты человечества, «вместо того, чтобы возложить причины своего отчаяния, по крайней мере в определенной степени, если не полностью, на элементы человеческого величия». Тем не менее, в основном положительный отзыв Камю привел к дружбе между двумя авторами.
Философ Дж. Дж. Мэтти описывает [ 20 ] Тошнота и другие литературные произведения Сартра как «практически философские трактаты в литературной форме».
В своей книге «Иррациональный человек » философ Уильям Барретт , в отличие как от мнения Камю о том, что «Тошнота» представляет собой непростой союз романа и философии, так и от убеждения Мэтти, что это философский текст, выражает [ 21 ] противоположное суждение. Он пишет, что «Тошнота » «вполне может быть лучшей книгой Сартра именно по той причине, что в ней интеллектуал и творческий художник ближе всего подходят к соединению». Барретт говорит, что в других литературных произведениях и в своей литературной критике Сартр слишком сильно чувствует притяжение идей, чтобы реагировать на поэзию , «которая является именно той формой человеческого выражения, в которой поэт — и читатель, который войдет в мир поэта — должен позволить Бытию быть, выражаясь словами Хайдеггера , и не пытаться принудить его волей к действию или волей к интеллектуализации».
Поэт Хейден Каррут согласен с Барреттом, которого он цитирует, по поводу тошноты . Он пишет твердо [ 3 ] что Сартр «не довольствуется, как некоторые философы, написанием басни, аллегории или философской повести в манере Кандида ; он довольствуется только настоящим произведением искусства, которое в то же время является синтезом философских определений. "
Барретт чувствует [ 21 ] что Сартр как писатель лучше всего тогда, когда «сама идея способна породить художественную страсть и жизнь».
Основная философская проблема романа — осознание того, что реальность фундаментально «случайна» — что она совершенно необоснованна — точка зрения, которую Сартр перенял у Ницше. [ 22 ] Для Сартра это осознание — не интеллектуальное постижение абстрактной идеи, а скорее живой опыт самой реальности. Таким образом, вместо абстрактных аргументов в пользу непредвиденных обстоятельств, «Тошнота» представляет собой литературное приглашение поделиться опытом непредвиденных обстоятельств. С самого начала Симона де Бовуар считала тошноту первым ярким выражением этой ключевой философской идеи:
Я осознал богатство смысла того, что он называл своей «теорией случайности», и в которой уже можно было найти семена всех его идей о бытии, существовании, необходимости и свободе... Но он не был облегчая себе задачу, поскольку у него не было намерения сочинять теоретический трактат в общепринятых рамках. Он... отказался отделить философию от литературы. По его мнению, случайность была не абстрактным понятием, а действительным измерением реальной жизни: необходимо было бы использовать все возможности искусства, чтобы заставить человеческое сердце осознать тот тайный «недостаток», который он почувствовал в Человеке и в мир вокруг него». [ 23 ]
По мере развития проекта Сартр намеревался следовать феноменологической максиме Гуссерля «к самим вещам» и вести свою аудиторию как можно более непосредственно к опыту самой реальности, что требовало искусства литературы, а не абстрактной прозы академической философии.
Как роман о личных обязательствах
[ редактировать ]Стивен Унгар сравнивает [ 24 ] Тошнота от французских романов разных периодов, таких как мадам де Лафайет » «Принцесса Клевская (1678), Оноре де Бальзака » «Отец Горио (1835), Андре Мальро » «Человеческое состояние (1933) и Анни Эрно. « Une femme» (1988), все из которых содержат сцены, в которых мужчины и женщины сталкиваются с выбором, и «дают литературное выражение озабоченности личность, которая со временем меняется скорее в деталях, чем по существу».

Основная тема «Тошноты» заключается в том, что жизнь бессмысленна, если человек не берет на себя личные обязательства, которые придают ей смысл. Уильям Барретт подчеркивает [ 25 ] что отчаяние и отвращение в «Тошноте» контрастируют с полным отчаянием Селин (цитата которой приведена на форзаце французского издания), которое ни к чему не приводит; скорее, они представляют собой необходимое личное признание, которое приводит к «переходу от отвращения к героизму».
Барретт добавляет [ 26 ] что «подобно психологии Адлера , психология Сартра в основе своей является мужской психологией; он неправильно понимает и пренебрегает психологией женщины . к жизни действия. Элемент мужского протеста, если использовать термин Адлера , силен во всех произведениях Сартра... отвращение... к Рокантену, в Тошнота, у раздутых корней каштана…».
Мэтти уточняет дальше [ 20 ] о положительном, искупительном аспекте, казалось бы, мрачных, разочаровывающих тем экзистенциализма, которые так очевидны в «Тошноте» : «Сартр считал субъективность отправной точки того, чем является человек, ключевым тезисом экзистенциализма. Отправная точка субъективна. потому что люди делают себя такими, какие они есть. Большинство философов считают субъективность плохой вещью, особенно когда дело касается мотивации действия... человек, а не что-то, что нас унижает». Следовательно, характерные для экзистенциализма тоска и одиночество временны: они являются лишь предпосылкой признания индивидуальной ответственности и свободы . Основой этики не является следование правилам. Конкретное действие может быть как неправильным, так и правильным, и ни одно конкретное правило не обязательно является действительным. Что делает действие в любом случае этичным, так это «подлинность», готовность человека принять на себя ответственность, а не зависеть от правил, и взять на себя обязательство выполнить свое действие. Отчаяние, говорит экзистенциалист, является продуктом неопределенности: ориентация исключительно на результат решения, а не на процесс, приводит к неопределенности, поскольку мы не можем решать будущее, а только наши действия.
В своем «Введении» к американскому изданию « Тошноты » [ 3 ] поэт и критик Хайден Каррут считает, что даже за пределами тех современных писателей, которые явно являются философами экзистенциалистской традиции, подобная линия мысли неявно, но заметна в основной линии Франца Кафки , Мигеля де Унамуно , Д. Х. Лоуренса , Андре Мальро , и Уильям Фолкнер . Каррут говорит:
«Страдание есть начало сознания», — писал Достоевский . Но страдание повсюду при наличии мысли и чувствительности. Сартр, со своей стороны, написал с такой же простотой: «Жизнь начинается по ту сторону отчаяния».
Сартр заявил: [ 27 ] в лекции, прочитанной в Париже 29 октября 1945 года (позже опубликованной под названием L'existentialisme est un humanisme ):
Что имеется в виду... когда говорят, что существование предшествует сущности? Это значит, что прежде всего человек существует, появляется, появляется на сцене и только потом определяет себя. Если человек, как его понимают экзистенциалисты, неопределим, то только потому, что он есть ничто. Только после этого он станет чем-то и сделает то, чем станет.
Если вещи – а также люди – случайны, [ 28 ] если они «просто есть», то мы свободны и создаем себя исключительно посредством своих решений и выбора.
Дэвид Дрейк упоминает [ 28 ] что в «Тошноте» Сартр приводит несколько примеров людей, чье поведение демонстрирует недобросовестность , которые являются недостоверными: представители буржуазии , которые считают, что их социальное положение или социальные навыки дают им «право» на существование, или другие, которые принимают банальность жизни и пытаются бежать от свободы, повторяя пустые жесты, другие, которые живут, увековечивая прошлые версии себя такими, какими они были, или те, кто живет ожиданиями других, или те, кто утверждает, что нашел смысл в политике , морали или идеология .
Говоря простым языком, у Рокантена возникает тошнота. [ 15 ] от его почти полной отстраненности от других людей, от его ненужности в большом взаимодействии с ними для повседневных нужд: «Важен факт его отчуждения от других; поскольку собственная работа перестает его развлекать и занимать, у Рокантена нет ничего, что могло бы отвлечь его от бизнеса существования в его простейших формах». На практике он мог бы решить свою проблему, найдя работу; но как средство развития темы романа его одиночество является способом заставить его (и читателя) признать, что в объективной природе мира нет ничего, что придавало бы какой-либо необходимый смысл любым действиям, которые он выбирает, и следовательно, ничто не ограничивало его свободу. «[H]восприятие окружающего мира становится нестабильным, поскольку объекты высвобождаются из своих обычных систем отсчета», и он вынужден [ 29 ] признать, что свобода неизбежна и что поэтому создание смысла своей жизни является его собственной ответственностью. «Ничто не заставляет нас поступать так, как мы поступаем, кроме нашего личного выбора».
«Но, — пишет Дэвид Клоуни, — [ 30 ] «Свобода пугает, и от нее легче убежать в безопасность ролей и реалий, которые определяются обществом или даже вашим собственным прошлым. Быть свободным — значит быть брошенным в существование без «человеческой природы» как Принять эту свободу — значит жить «подлинно», но большинство из нас бежит от подлинности в самых обычных делах повседневной жизни; проблема подлинного выбора и искушение комфортной неподлинностью. Весь опыт Рокантена связан с этими темами философии Сартра».
Гений – это то, что изобретает человек, когда ищет выход.
— Жан-Поль Сартр [ 3 ]
Как роман о политических обязательствах
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны опыт Сартра и других участников французского Сопротивления нацистской оккупации Франции подчеркивал политическую активность как форму личной приверженности. Это политическое измерение было развито в более поздней трилогии романов Сартра « Les Chemins de la Liberté» ( «Дороги к свободе ») (1945–1949), которые касаются [ 31 ] порочный круг неспособности мыслящего человека эффективно перейти от мысли к действию. Наконец, для Сартра политическая приверженность стала явно марксистской .
В 1945 году Сартр дал [ 32 ] лекция в Нью-Йорке, которая была напечатана в Vogue в июле того же года. В нем он превратил свои довоенные произведения, такие как «Тошнота» , в политически ангажированные произведения, соответствующие послевоенной эпохе.
В любом случае марксизм не всегда так ценил Сартра, как он. Мэтти описывает [ 20 ] их возражения:
Марксизм был очень мощной политической и философской силой во Франции после ее освобождения от нацистской оккупации. Марксистские мыслители склонны быть очень идеологизированными и недвусмысленно осуждать то, что они считают конкурирующими позициями. Они обнаружили, что экзистенциализм противоречит их акценту на солидарности людей и их теории материального (экономического) детерминизма. Субъективность, которая является отправной точкой экзистенциализма, казалась марксистам чуждой объективному характеру экономических условий и цели объединения рабочих классов с целью свержения буржуазных капиталистов. Если начать с реальности «я мыслю», то упускаешь из виду то, что на самом деле определяет человека (согласно марксистам), а именно его место в экономической системе. Акцент экзистенциализма на индивидуальном выборе ведет к созерцанию, а не к действию. Только буржуазия может позволить себе роскошь сделать себя тем, кем они являются, благодаря своему выбору, поэтому экзистенциализм — это буржуазная философия.
Философия Сартра
[ редактировать ]От Гуссерля до Хайдеггера
[ редактировать ]Сартр находился под влиянием [ 6 ] [ 33 ] в то время философией Эдмунда Гуссерля и его феноменологическим методом . Он получил стипендию от Французского института , что позволило ему учиться в Берлине у Гуссерля и Мартина Хайдеггера в 1932 году, когда он начал писать роман.
Рой Элветон сообщает: [ 34 ]
В январе 1939 года, через год после смерти Эдмунда Гуссерля, Сартр опубликовал короткое эссе, озаглавленное «Центральная идея Гуссерля». В течение нескольких абзацев Сартр отвергает эпистемологию Декарта и неокантианцев и их взгляд на отношение сознания к миру. Сознание не связано с миром посредством набора ментальных представлений и актов ментального синтеза, которые объединяют такие представления, чтобы предоставить нам знания о внешнем мире. Интенциональная теория сознания Гуссерля предлагает единственную приемлемую альтернативу: «Сознание и мир непосредственно даны вместе: мир, по существу внешний по отношению к сознанию, по существу связан с ним». Единственный подходящий образ интенциональности и нашего познающего отношения к миру — это образ «взрыва»: «познавать — значит «взрываться» к» объекту в мире, объекту «за пределами себя, туда… к этому». что не ты сам... вне себя».
Вслед за Гуссерлем [ 33 ] Сартр рассматривает абсурдность как качество всех существующих объектов (и материального мира в совокупности), независимое от любой позиции, которую люди могут занять по отношению к ним. Наше сознание объекта не присуще самому объекту. Таким образом, в первых частях романа Рокантен, не относящийся к объектам и не заинтересованный в них, полностью отчужден от мира, который он испытывает. Сами объекты в своем грубом существовании лишь участвуют в бессмысленном потоке событий: они излишни . Это отчуждение от предметов ставит перед ним сомнение, в свою очередь, в его собственной значимости и даже в его собственном существовании .
Рокантен говорит о физических объектах, что для них «существовать — значит просто быть там». Когда он получает откровение у каштана , эта «фундаментальная абсурдность» мира не исчезает. [ 33 ] Что меняется тогда, так это его отношение. Признавая, что объекты не придают смысла сами по себе, а люди должны придавать им его – что Рокантен сам должен создавать смысл в своей жизни – он становится одновременно ответственным и свободным. Абсурд становится для него «ключом к существованию».
Виктория Бест пишет: [ 15 ]
Язык оказывается хрупким барьером между Рокантеном и внешним миром, неспособным ссылаться на объекты и, таким образом, помещать их в схему значения. Как только язык разрушается, становится очевидным, что слова также дают говорящему определенную степень контроля и превосходства, удерживая мир на расстоянии; когда они терпят неудачу в этой функции, Рокантен мгновенно становится уязвимым, незащищенным.
Таким образом, хотя в некотором смысле философия Сартра в «Тошноте» происходит от Гуссерля. [ 33 ] и, наконец, у Рене Декарта сильная роль, которую он придает случайной случайности физических объектов, контрастирует с их приверженностью роли необходимости. (Рой Элветон упоминает [ 34 ] что, без ведома Сартра, Гуссерль сам развивал те же идеи, но в рукописях, так и оставшихся неопубликованными.)
Итан Кляйнберг пишет [ 35 ] что именно Мартин Хайдеггер апеллировал к сартровскому чувству радикального индивидуализма в большей степени, чем Гуссерль . Он говорит: «Для Сартра вопрос бытия всегда был и только вопросом личного бытия. Дилемма индивида, сталкивающегося с непреодолимой проблемой понимания отношений сознания к вещам, бытия к вещам, находится в центре внимания» Тошнота . В конце концов, [ 36 ] «Перерабатывая Гуссерля, Сартр обнаружил, что возвращается к темам, которые он впитал из работы Хайдеггера « Была ли метафизика? » [ 37 ] прелюдия к настойчивой попытке Сартра следовать хайдеггеровскому Sein und Zeit, анализируя человеческий опыт как различные онтологические модусы или способы существования в мире.
В 1937 году, когда Сартр заканчивал «Тошноту» и готовил ее к печати, он написал эссе «Превосходство эго» . Он по-прежнему соглашался с Гуссерлем в том, что сознание находится «о» объектах или, как говорят, оно «интендует» их, а не формирует внутри себя дубликат, внутреннее представление внешнего объекта. Материальные объекты сознания (или «объекты намерения») существуют сами по себе, независимы и без каких-либо остатков, накапливающихся в них от нашего осознания их. Однако новая идея в этом эссе заключалась в том, что Сартр теперь отличался от мнения, что само эго человека также находится «в мире», объект сознания, который необходимо открыть, а не полностью известный субъект сознания. В романе становится не только сознание Рокантена, но и его собственное тело. [ 15 ] объективирован в своем новом, тревожном восприятии.
И вот Сартр расстался с компанией. [ 38 ] с Гуссерлем по поводу веры последнего в трансцендентное эго, которое, по мнению Сартра, вместо этого находилось ни формально, ни материально в сознании, а вне его: в мире.
Это, казалось бы, техническое изменение подходит [ 39 ] с врожденной предрасположенностью Сартра считать субъективность центральной: сознательный человек всегда погружен в мир, где его или ее задача состоит в том, чтобы сделать себя конкретным. человека «Человек» — это не неизменная центральная сущность, а текучая конструкция, которая постоянно вновь возникает в результате взаимодействия сознания , его физиологии и истории, материального мира и других людей. Эта точка зрения сама по себе поддерживала представление Сартра о людях как об обреченных, но в то же время свободных, чтобы жить жизнью, наполненной обязательствами и творчеством.
Как писал Сёрен Кьеркегор , самый ранний экзистенциалист : «Я должен найти истину, которая истинна для меня… идею, ради которой я могу жить или умереть».
— Проблемы абсурдной жизни [ 40 ]
По сравнению с другими философиями
[ редактировать ]«Тошнота» позволяет Сартру объяснить свою философию в упрощенных терминах. [ 41 ] Рокантен — классический герой-экзистенциалист, чьи попытки проникнуть за завесу восприятия приводят его к странному сочетанию отвращения и удивления. [ 42 ] В первой части романа у Рокантена наблюдаются вспышки тошноты, исходящие от обыденных предметов. Эти вспышки кажутся случайными: от взгляда на скомканный лист бумаги в сточной канаве до поднятия камня на пляже. Чувство, которое он испытывает, — это чистое отвращение: презрение настолько утонченное, что оно почти разрушает его разум каждый раз, когда оно возникает. По ходу романа Тошнота появляется все чаще и чаще, хотя он все еще не уверен, что она на самом деле означает. Однако у подножия каштана в парке он получает пронзительно ясное видение того, чем на самом деле является Тошнота. Само существование , свойство существования быть чем-то, а не ничем, медленно сводило его с ума. Он больше не считает, что объекты обладают такими качествами, как цвет или форма. Вместо этого все слова отделяются от самой вещи, и он сталкивается с чистым бытием .
Каррут [ 3 ] указывает, что антипатия экзистенциалистов к формальным этическим правилам привела к неодобрению со стороны философов-моралистов, занимающихся традиционными схемами ценностей. С другой стороны, аналитические философы и логические позитивисты были «возмущены готовностью экзистенциализма отказаться от рациональных категорий и полагаться на нементальные процессы сознания».
Кроме того, философия экзистенциализма Сартра противостоит определенному виду рационалистического гуманизма . [ 20 ] После признания Самоучки в том, что он является членом SFIO , французской социалистической партии, Рокантен быстро вовлекает его в сократический диалог , чтобы разоблачить его непоследовательность как гуманиста. Рокантен сначала указывает на то, что его версия гуманизма остается непривязанной к определенной партии или группе, чтобы включать или ценить все человечество. Однако затем он отмечает, что гуманист, тем не менее, питает свои симпатии предвзятостью к скромной части человечества. Рокантен продолжает указывать на дальнейшие несоответствия в том, как один гуманист может отдавать предпочтение смеху публики, в то время как другой может наслаждаться мрачными похоронами. В диалоге Рокантен призывает Самоучку проявить очевидную любовь к конкретному, осязаемому человеку, а не любовь к абстрактной сущности, связанной с этим человеком (например, идея Молодости в молодом человеке). Короче говоря, он заключает, что такой гуманизм наивно пытается «слить все человеческие взгляды в одно». Что еще более важно, отказ от гуманизма не является «антигуманизмом».
По мнению Мэтти, тот гуманизм, который Сартр считал неприемлемым: [ 20 ] «Отрицает примат индивидуального выбора... Но существует и другая концепция гуманизма, имплицитно заложенная в экзистенциализме. Эта концепция подчеркивает способность отдельных людей преодолевать свои индивидуальные обстоятельства и действовать от имени всех людей. Дело в том, утверждает Сартр, что единственная вселенная, которая у нас есть, — это человеческая вселенная, и единственные законы этой вселенной созданы людьми».
Ранний прием
[ редактировать ]В своей биографии Сартра Дэвид Дрейк пишет: [ 43 ] « Тошнота была в целом хорошо принята критиками, и успех Сартра-романиста способствовал укреплению его репутации, которой он начал пользоваться как автор коротких рассказов и философских текстов, в основном по восприятию».
Хотя его ранние эссе не [ 6 ] Получившие большое внимание, «Тошнота» и сборник рассказов «Стена » быстро принесли ему признание.
Каррут пишет [ 3 ] что после публикации «он, как и ожидалось, был осужден в академических кругах, но более молодые читатели приветствовали его, и он имел гораздо больший успех, чем большинство первых романов».
История публикаций
[ редактировать ]Написание и редактирование
[ редактировать ]
Сартр первоначально назывался [ 44 ] роман «Меланхолия » по гравюре Меланхолия I» « Альбрехта Дюрера . Симона де Бовуар называла это явление [ 45 ] его «факт о непредвиденных обстоятельствах ». Он сочинил это [ 46 ] с 1932 по 1936 год. Он начал [ 28 ] он во время службы в армии продолжал писать в Гавре и в Берлине .
Итан Кляйнберг сообщает: [ 47 ]
Сартр поехал учиться в Берлин на 1933 учебный год. Находясь в Берлине, Сартр не посещал университетские курсы и не работал с Гуссерлем или Хайдеггером. Кажется, Сартр провел время за чтением Гуссерля и работой над вторым вариантом « Тошноты» .
Дэвид Дрейк подтверждает [ 48 ] этот аккаунт.
Рукопись была [ 46 ] впоследствии напечатано. Сначала журнал Nouvelle Revue Française ( NRF ) отклонил его, несмотря на настоятельную рекомендацию рецензента Жана Полана . Однако в 1937 году издатель издания Гастон Галлимар принял его и предложил название La Nausée .
Брайс Параин попросил Редактор [ 46 ] многочисленные отрывки из материалов, которые были либо слишком популистскими , либо слишком сексуальными, чтобы избежать иска за непристойное поведение. Сартр без особых претензий удалил популистские материалы, которые были для него неестественны, поскольку он хотел, чтобы их публиковал престижный NRF, у которого был сильный, хотя и расплывчатый, фирменный стиль. Однако он твердо придерживался сексуального материала, который, по его мнению, был художественно необходимым галлюцинаторным ингредиентом.
Мишель Конта , один из ближайших сотрудников Сартра, а затем один из самых выдающихся его ученых, исследовал [ 46 ] исходный машинописный текст и считает, что «если когда-нибудь «Меланхолия» будет опубликована так, как ее первоначально задумал автор, роман, несомненно, станет произведением более сложным, более барочным и, возможно, более оригинальным, чем фактически опубликованная версия».
Переводы
[ редактировать ]Североамериканское издательство выпустило New Directions впервые [ 49 ] Перевод Ллойда Александра в 1949 году как часть библиотеки Новой Классики; Издание New Directions в мягкой обложке было выпущено в 1959 году.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Жан-Поль Сартр – Биография» . Нобелевская премия.org . Нобель Медиа АБ . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ Чарльзуорт, Макс (1976). Экзистенциалисты и Жан-Поль Сартр . Университет Квинсленда Пресс. п. 154. ИСБН 0-7022-1150-8 .
Мне бы хотелось, чтобы они вспомнили «Тошноту», одну-две пьесы «Выхода нет» и «Дьявол и Господь добрый», а затем две мои философские работы, особенно вторую, «Критику диалектического разума». Затем мое эссе о Жене, Сен-Жене... Если бы их запомнили, это было бы настоящим достижением, и я не прошу большего.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Каррут, Хайден (1964). Жан-Поль Сартр (ред.). Тошнота . Нью-Йорк: Новые направления. п. v – xiv. ISBN 0-8112-0188-0 .
- ^ Сартр, Жан-Поль; Болдик, Роберт; Вуд, Джеймс (2000). Тошнота [ Nausea ] (на французском языке). Книги о пингвинах. ISBN 978-0-141-18549-1 .
- ^ Брэдбери 1976 , с. 100
- ^ Jump up to: а б с «Жан-Поль Сартр – Философ – Биография» . Европейская высшая школа . Архивировано из оригинала 27 мая 2010 г. Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Спанос, Уильям. «Неназвание зверей: постмодерн « Тошноты» Сартра ». Критика . 20 (лето 1978 г.): 223–80.
- ^ Анвин 1997 , с. 13
- ^ Анвин 1997 , с. 52
- ^ Мартин, Уоллес (1986). Новейшие теории нарратива . Итака: Издательство Корнельского университета . п. 158 . ISBN 0-8014-9355-2 .
- ^ Брэдбери 1976 , с. 413
- ^ Дэвид Кауард в Анвине 1997 , с. 90
- ^ Дэвид Х. Уокер в Unwin 1997 , с. 135
- ^ Брэдбери 1976 , с. 431
- ^ Jump up to: а б с д Бест 2002 , стр. 61–4.
- ^ Jump up to: а б Кутзи, Дж. М. (27 мая 2004 г.). Подарок Беллоу . Том. 51 . Проверено 1 февраля 2008 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Дэвид Кузенс Хой в Dreyfus & Wrathall 2006 , с. 281
- ↑ Также цитируется в: Etudes Sartriennes , Парижский университет. Внимательный читатель романа Сартра должен сочувственно понять, что эта тошнота есть отвращение к разложению божественного. Это открытие абсурда, разочарование мира. Трансцендентность и Провидение — человеческие изобретения. Ничто не имеет значения «само по себе». Бога не существует. Но путешествие через тошноту начинается с обещания: если Бога не существует, то все возможно. И вот с отчаяния начинается настоящий оптимизм. » ЛЕЖАРД, Эммануэль (2001). Рассказчик (на французском языке). Лилль: Press Universitaires de Lille. ISBN 2284036775 .
- ^ Аронсон 2004 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтти, Г.Дж. «Конспекты лекций: «Гуманизм экзистенциализма» Сартра » . Философский факультет Калифорнийского университета в Дэвисе . Архивировано из оригинала 5 марта 2008 г. Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Барретт 1990 , стр. 251.
- ^ Джерасси, Джон (1989). Жан-Поль Сартр: Ненавистная совесть своего века . Издательство Чикагского университета. п. 87.
- ^ де Бовуар, Симона; пер. Киркуп, Джеймс (1963). Воспоминания послушной дочери . Лондон: Пингвин. п. 343.
- ^ Стивен Ангар в Unwin 1997 , с. 145
- ^ Барретт 1990 , с. 241
- ^ Барретт 1990 , стр. 258.
- ^ Ремер, Майкл (1995). Рассказывая истории: постмодернизм и признание недействительным традиционного повествования . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 221 . ISBN 0-8476-8042-8 .
- ^ Jump up to: а б с Дрейк 2005 , с. 41
- ^ Лучшее 2002 года [ нужна страница ]
- ^ Клоуни, Дэвид (апрель 1997 г.). «Руководство по прочтению тошноты Сартра» . Роуэнский университет . Проверено 2 февраля 2008 г.
- ^ Стивен Ангар в Unwin 1997 , с. 151
- ^ Аронсон 2004 , стр. 53–55.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвид Шерман в фильме «Дрейфус и Рэтхолл», 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Элветон, Рой (30 января 2007 г.). «Сартр, интенциональность и практика» . Сенс [публика]: La Revue . Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ Кляйнберг 2005 , с. 118
- ^ Кляйнберг 2005 , с. 129
- ^ Стивен Ангар в Unwin 1997 , с. 146
- ^ Дрейк 2005 , с. 35
- ^ Дэвид Шерман в Dreyfus & Wrathall 2006 , с. 276
- ^ Элветон, Румина Сети (3 февраля 2002 г.). «Проблемы абсурдной жизни» . «Трибьюн» (Индия) . Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ Радке, Натан. «Сартр и арахис» . Философия сейчас . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Клоуни, Дэвид В. (апрель 1997 г.). «Руководство по прочтению тошноты Сартра» . Роуэнский университет . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Дрейк 2005 , с. 42
- ^ Дрейк 2005 , с. 40
- ^ Дрейк 2005 , с. 33
- ^ Jump up to: а б с д Конта, Мишель (21 января 2007 г.). «От «меланхолии» к тошноте. Нормализация непредвиденных обстоятельств NRF» . Институт современных текстов и рукописей (ИТЭМ) . Проверено 2 февраля 2008 г.
- ^ Кляйнберг 2005 , с. 120
- ^ Дрейк 2005 , с. 34
- ^ Жан-Поль Сартр, изд. (1964). Тошнота . Нью-Йорк: Новые направления. п. iv. ISBN 0-8112-0188-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аронсон, Рональд (2004). Камю и Сартр . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 11–12. ISBN 0-226-02796-1 .
- Барретт, Уильям (1990). Иррациональный человек . Нью-Йорк: Anchor Books , Doubleday. ISBN 0-385-03138-6 .
- Бест, Виктория (2002). Введение во французскую литературу двадцатого века . Лондон: Джеральд Дакворт и компания . ISBN 0-7156-3166-7 .
- Брэдбери, Малькольм (1976). Малкольм Брэдбери; Джеймс Макфарлейн (ред.). Модернизм . Хармондсворт Англия: Пингвин. ISBN 0-14-021933-1 .
- Дрейк, Дэвид (2005). Сартр . Лондон: Хаус Паб. ISBN 1-904341-85-3 .
- Дрейфус, Юбер ; Рэтхолл, Марк А., ред. (2006). Компаньон феноменологии и экзистенциализма . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Limited . ISBN 1-4051-1077-5 .
- Глендиннинг, Саймон (1999). Эдинбургская энциклопедия континентальной философии . Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 1-57958-152-8 .
- Кляйнберг, Итан (2005). Экзистенциальное поколение: философия Хайдеггера во Франции, 1927-1961 гг . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-4391-1 .
- Анвин, Тимоти, изд. (1997). Кембриджский компаньон французского романа . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-49914-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сартр, Тошнота Очень полные учебные заметки Томаса Шиэна из Стэнфордского университета, включая хронологию, собственное краткое изложение романа Сартра, отрывки из Хайдеггера и из раннего эссе Сартра « Интенциональность» ( архивная версия ).
- Сартр, интенциональность и практика. Статья Роя Элветона об отношении Сартра к Гуссерлю. Из Sens [публично]: La Revue , март 30 января 2007 г.
- Жан-Поль Сартр (1905–1980): Экзистенциализм Из Интернет-энциклопедии философии . В нем подробно прослеживается философское развитие Сартра.
- Мишель Конта, От «Меланхолии» до тошноты. Нормализация «Непредвиденных обстоятельств» NRF . Подробный отчет об изменениях, которые Сартр внес в «Меланхолию» , чтобы опубликовать ее под названием «Тошнота» . На французском языке с аннотацией на английском внизу.
- Французские романы 1938 года
- Экзистенциалистские романы
- Французские философские романы
- Метафизические фантастические романы
- Романы Жана-Поля Сартра
- Вымышленные дневники
- Романы, действие которых происходит в Нормандии
- Издания книг Галлимара
- Дебютные романы 1938 года
- Новые направления Издательство книг