Поиск метода
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Автор | Жан-Поль Сартр |
---|---|
Оригинальное название | Вопросы метода |
Переводчик | Хейзел Барнс |
Язык | Французский |
Предмет | марксизм |
Опубликовано |
|
Место публикации | Франция |
Тип носителя | Печать (твердый и мягкий переплет) |
Страницы | 132 (оригинальное издание) 228 (винтажное издание 1968 года) |
ISBN | 978-0394704647 |
«Поиск метода» или «Проблема метода» ( фр . «Questions de méthode» ) — эссе философа Жана-Поля Сартра 1957 года , в котором автор пытается примирить марксизм с экзистенциализмом . Первая версия эссе была опубликована в польском журнале Twórczość ; адаптированная версия появилась позже в том же году в Les Temps Modernes и позже послужила введением к «Критике диалектического разума» Сартра (Париж, 1960). [1] Сартр утверждает, что экзистенциализм и марксизм совместимы и даже дополняют друг друга, хотя может показаться, что материализм и детерминизм марксизма противоречат абстракции и радикальной свободе экзистенциализма.
Краткое содержание
[ редактировать ]Марксизм и экзистенциализм
[ редактировать ]В первой главе Сартра обсуждаются отношения между марксизмом и экзистенциализмом . Сартр рассматривает марксизм как доминирующую философию нынешней исторической эпохи, а экзистенциализм – как усиливающее дополнение. В большей части главы обсуждается, как экзистенциализм не может выстоять самостоятельно как школа мысли, в то время как марксизм развращается Советами и другими ортодоксальными коммунистами, которые злоупотребляют системой мышления. Сартр рассматривает экзистенциализм как реакцию на это злоупотребление. [2]
Сартр открывает свою первую главу с определения философии . Он утверждает, что существует множество философий. [3] и что современная активная философия объединяет все текущие знания и представляет собой «восходящий» класс, осознающий себя. [4] Сартр делит современную философию на три эпохи: коммерческого Джона Локка и Рене Декарта , индустриального Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и современного Карла Маркса . [5] [6] Сартр классифицирует экзистенциализм как идеологию, а не философию. [7] поскольку оно не смогло утвердиться как самостоятельная система мышления и не утвердилось как сознание нового класса. Ранний экзистенциализм, представленный Сёреном Кьеркегором , не представлял собой единую систему мышления. Напротив, работы Кьеркегора представляли собой лишь оппозицию работам Гегеля. Существование мысли Кьеркегора зависело от существования мысли Гегеля, поскольку оно есть лишь реакция на нее. [8] Карлу Ясперсу также не удалось утвердить экзистенциализм в месте, имеющем историческое значение, поскольку его теории направлены внутрь, к себе, а не вовне, к обществу. [9]
Затем Сартр обращается к своему собственному опыту общения с Марксом. Он описывает раннее увлечение идеями Маркса. [10] поскольку он лучше описывал положение пролетариата, чем «оптимистический гуманизм », которому учили в университетах. [11] Несмотря на эту близость к работам Маркса, Сартр утверждает, что интерпретация марксизма его поколением оставалась запятнанной идеализмом и индивидуализмом. [11] до тех пор, пока Вторая мировая война не разрушила доминирующие социальные структуры. [12] Несмотря на эту очевидную победу марксизма, экзистенциализм сохранялся, поскольку марксизм находился в застое. [13] Марксизм стал инструментом безопасности и политики Советского Союза . Советы остановили органические конфликты и дебаты, развивающие философию, и превратили марксистский материализм в идеализм, в котором реальность была приведена в соответствие с априорными идеологическими убеждениями советских бюрократов. Сартр указывает на Венгерское восстание 1956 года , когда советские лидеры предполагали, что любое восстание должно быть контрреволюционным и антимарксистским, хотя на самом деле венгерское восстание исходило непосредственно от рабочего класса. [14] В отличие от этого негибкого образа мышления Сартр указывает на работы Маркса о революциях 1848 года и французском государственном перевороте 1851 года , в которых Маркс исследовал классовые отношения вместо того, чтобы принимать их как данность. [15] [16] Сартр отмечает, что его современные марксисты сохраняли акцент на «анализе», но критикует этот анализ как поверхностное исследование, направленное на проверку марксистских абсолютов («вечных знаний») вместо того, чтобы достичь понимания исторической перспективы, как это сделал сам Маркс. [17]
Сартр обращает свою критику на другие методы исследования. Он говорит, что в «американской социологии» слишком много «теоретической неопределенности», в то время как некогда многообещающий психоанализ находится в состоянии стагнации. В отличие от этих методов и господствующего в целом идеализма , экзистенциализм и марксизм предлагают возможные средства понимания человечества и мира как целостности . [18] Сартр утверждает, что классовая война, предсказанная марксизмом, не произошла, потому что ортодоксальный марксизм стал слишком жестким и «схоластическим». [19] Несмотря на застой, марксизм остается философией этого времени. [19] И экзистенциализм, и марксизм видят мир в диалектических терминах, где отдельные факты бессмысленны; истина обнаруживается не в самих фактах, а в их взаимодействии: они приобретают значение только как часть совокупности. [20] Дьёрдь Лукач утверждал, что экзистенциализм и марксистский материализм не могут быть совместимы. Сартр отвечает отрывком из Энгельса, показывающим, что именно диалектика, возникающая из экономических условий, движет историей так же, как и в диалектически движимом экзистенциализме Сартра. Сартр завершает главу, цитируя Маркса из «Капитала» : «Царство свободы фактически не начнется до того времени, пока работа, навязанная необходимостью и внешней окончательностью, не прекратится...» [21] Сартр, следуя Марксу, видит, что человеческая свобода ограничена экономическим дефицитом . Для Сартра марксизм останется единственной возможной философией, пока не будет преодолен дефицит; [22] более того, он считает невозможным даже представить теорию-преемницу (или то, как она могла бы выглядеть) до тех пор, пока не будет решена проблема дефицита. [23]
Проблема медиации и вспомогательных дисциплин
[ редактировать ]Сартр открывает главу вопросом: «Почему же мы не просто марксисты?». Марксизм дает руководящие принципы и проблемы, но не знания. Современные марксисты рассматривают марксистскую теорию как источник актуального знания, но Сартр видит в ней лишь комплекс проблем в поисках метода. [24] Как и в первой главе, Сартр видит недостаток марксизма в жесткости: «априорной» теории, которая загоняет события в «заготовленные формы». [25] Сартр снова обращается к Лукачу, своему противнику. Он приписывает Лукачу мнение, что реализацией немецкого экзистенциализма был нацизм, в то время как французский экзистенциализм можно отвергнуть как мелкобуржуазную реакцию на немецкую оккупацию . Сартр отвергает точку зрения Лукача, указывая, что Хайдеггер поддерживал нацистов, а Ясперс - нет. Сартр также начал работу над своей философией в 1930 году и к моменту оккупации завершал свою работу. [26] Он утверждает, что, будучи марксистом, Лукач неспособен понять Хайдеггера и экзистенциализм. [27] Марксизм берет события и конструирует универсалии , а затем навязывает эти универсалии последующим событиям. Экзистенциализм не предполагает единой реальной целостности, а рассматривает историю как интерактивные отношения между событиями и людьми. [28]
Сартр обращается к примеру Французской революции . В то время как марксисты утверждают, что сложные события Революции можно разбить на классовые конфликты, Сартр говорит, что Революцию нельзя понимать только с точки зрения марксистского классового анализа. [29] Он предлагает процесс «посредничества» для анализа того, как идеологические и социальные факторы направляют ход истории, на который лишь косвенно влияют экономика и класс. [29]
Прогрессивно-регрессивный метод
[ редактировать ]Сартр предлагает метод мышления, сочетающий исторический материализм с экзистенциалистским психоанализом . [30]
Прием
[ редактировать ]Во введении к своему переводу « Поиска метода » философ Хейзел Барнс сравнивает взгляды Сартра на Маркса и марксизм со взглядами Эриха Фромма , выраженными в «Концепции человека» Маркса (1961). [31] Философ Вальтер Кауфман утверждает, что принятие Сартром марксизма представляет собой конец экзистенциализма, поскольку после публикации « В поисках метода» ни Сартр, ни какой-либо другой крупный мыслитель не пишет как экзистенциалист (хотя Кауфманн добавляет, что экзистенциализм, понимаемый в более широком смысле, продолжается). . [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вопросы метода», Les Temps Modernes , сентябрь 1957 г., стр. 338-417; Октябрь 1957 г., с. 658–98. «Вопрос метода», «Критика диалектического разума» , Париж, 1960. См. Ян Х. Бирчалл, Сартр против сталинизма , стр. 173, 183
- ^ Достойный, 44.
- ^ Сартр, 3.
- ^ Сартр, 4.
- ^ Сартр, 7.
- ^ Десан, Уилфрид. Марксизм Жан-Поля Сартра . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1965. стр.43.
- ^ Сартр, 8.
- ^ Достойный, 44
- ^ Сартр, 16.
- ^ Сартр, 17–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сартр, 19.
- ^ Сартр, 20.
- ^ Сартр, 21–22.
- ^ Сартр, 23–24.
- ^ Сартр, 26.
- ^ Достойный, 46.
- ^ Сартр, 27.
- ^ Сартр, 28–29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сартр, 29.
- ^ Сартр 30.
- ↑ Из «Капитала III» , Сартр, 34.
- ^ Достойный, 47.
- ^ Сартр, 34.
- ^ Сартр, 35 лет,
- ^ Сартр, 27 лет.
- ^ Сартр, 37–38.
- ^ Сартр, 27–28.
- ^ Достойный, 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сартр, 42 года.
- ^ Флинн, Томас. «Жан-Поль Сартр». Стэнфордская энциклопедия философии . 22 апреля 2004 г. http://plato.stanford.edu/entries/sartre/
- ^ Барнс, Хейзел; Сартр, Жан-Поль (1968). Поиск метода . Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. XXIX–XXX. ISBN 0-394-70464-9 .
- ^ Кауфманн, Вальтер (1975). Экзистенциализм от Достоевского до Сартра . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. п. 281 . ISBN 0-452-00930-8 .