Дагоберт Пизанский

Дагоберт (или Дайберт или Даймберт ) (умер в 1105 году) был первым архиепископом Пизы и вторым латинским патриархом Иерусалима после захвата города в ходе Первого крестового похода .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Дагоберта, но считается, что первоначально он был рукоположен Везило . [ 1 ] Архиепископ Майнца 1084–1088 гг., ведущий сторонник императора в споре об инвеституре и антипапы Климента III . [ 2 ] В 1085 году Вецило был отлучен от церкви за симонию пропапским синодом Кведлинбурга. Собственное имя Дагоберта указывает на его происхождение из Ломбардии/Эмилии, где располагались некоторые стойкие имперские города. [ 3 ]
(Арх)епископ Пизы
[ редактировать ]К концу 1080-х годов Дагоберт перешел на другую сторону, сблизившись с графиней Матильдой Тосканской , одной из самых стойких сторонниц папства. Папа Урбан II отменил нерегулярное рукоположение Дагоберта и заменил его каноническим, а в 1088 году сделал его епископом Пизы. Поначалу назначение человека со столь неоднозначным прошлым вызвало неприязнь. Петр, епископ Пистойи , выразил протест папе, и капитул собора выступил против него, но постоянная поддержка Урбана позволила Дагоберту утвердить свою власть. Он играл активную роль в гражданской жизни Пизы, например, объединившись с другими знатными людьми в 1090 году, чтобы регулировать максимальную высоту домов, а к 1092 году духовенство подписывало его документы. Кажется, он стал уважаемой фигурой в политической и экономической жизни Пизы, приняв практический подход к проблемам, с которыми он столкнулся как в Пизе, так и на более позднем этапе своей карьеры. Он оставался близким к Урбану и Матильде, и в 1092 году Урбан возвел кафедру в архиепископство по рекомендации Матильды. [ 4 ]
Дагоберт провел Рождество 1094 года с Папой Урбаном, а затем сопровождал его в его пастырском турне по Италии и Франции, включая собор в Пьяченце , состоявшийся для восстановления власти папы после спора об инвеституре, и собор в Клермоне , на котором папа выступил с заявлением. Первый крестовый поход . Затем Дагоберт вернулся в Пизу, чтобы проповедовать крестовый поход, и получил восторженную поддержку. [ 5 ] В 1098 году Урбан назначил его легатом при дворе короля Альфонсо VI Кастильского , и он доказал свою компетентность в организации церкви на землях, недавно завоеванных у мавров , хотя, по слухам, он сохранил для себя некоторые сокровища, присланные королем Альфонсо. Папе Римскому.
Латинский Патриарх Иерусалима
[ редактировать ]До конца 1098 года Дагоберт отправился на восток с беззаконным пизанским флотом, который совершал успешные набеги на принадлежащие Византии острова и вступал в стычки с византийским флотом, прежде чем отправиться в Сирию. [ 6 ] Один из лидеров крестоносцев, Богемонд Антиохийский , осаждал византийский порт Латакия , и Дагоберт и пизанцы согласились помочь, блокировав порт с моря. Однако другие лидеры крестоносцев, видевшие необходимость сотрудничества с византийским императором и восточными христианами, пришли в ужас и убедили Дагоберта отменить блокаду. Боэмунд был вынужден отказаться от осады и сопровождал Дагоберта в Иерусалим, прибыв туда 21 декабря 1099 года. [ 7 ]
Статус Дагоберта, когда он отправился на восток, неясен. Многие историки полагают, что Урбан назначил его апостольским легатом крестового похода вслед за Адемаром Ле-Пюи , который умер 1 августа 1098 года. Однако сам Урбан умер 29 июля 1099 года, и в письме новому папе Пасхалю II : в сентябре 1099 года Дагоберт называет себя просто «архиепископом Пизы». [ 8 ]
Сразу после Рождества латинский патриарх Иерусалима Арнульф Шокский был низложен на том основании, что его избрание было неканоничным, и при поддержке Боэмунда на его место был избран Дагоберт. Общественное мнение всегда считало, что Святая Земля должна быть вотчиной церкви, но Арнульф был слишком слаб, чтобы установить верховенство. Позиция Дагоберта была сильнее, так как он был (вероятно) папским легатом и пользовался поддержкой Пизанского флота. Сразу после его интронизации Готфрид Бульонский преклонил перед ним колени и получил в дар территорию Иерусалима, а Боэмунд сделал то же самое для Антиохии. Болдуин , будущий король Иерусалима , был в это время лордом Эдессы, но он не оказал за это дань уважения Дагоберту, и их отношения, похоже, не были хорошими. [ 9 ]
Дагоберт стремился установить власть патриарха и потребовал, чтобы Годфри передал ему Иерусалим. Годфри частично уступил и на церемонии в день Пасхи, 1 апреля 1100 года, объявил, что сохранит владение до своей смерти или до тех пор, пока не отвоюет два великих города у неверных, но завещает Иерусалим Патриарху. Однако Годфри умер в июле, когда Дагоберт сопровождал кампанию против Яффо под командованием племянника Богемунда, Танкреда, принца Галилейского , и иерусалимские рыцари предложили светлость Болдуину, который был братом Годфри. При поддержке Танкреда Дагоберт написал Боэмунду предложение господства Иерусалима, но письмо было перехвачено, и Боэмунд попал в плен турками. [ 10 ]
11 ноября Болдуин принял титул короля Иерусалима. Дагоберт был вынужден признать поражение, и Болдуин, учитывая его влияние на пизанский флот, утвердил его на своем престоле. В день Рождества 1100 года Болдуин отдал дань уважения Патриарху и был коронован как король. [ 11 ] Прибытие генуэзской эскадры в апреле 1101 года ослабило позиции Дагоберта, поскольку Болдуин больше не зависел от морской мощи Пизанского флота. Ему нужно было контролировать церковь, так как денег ему всегда не хватало, а благочестивые сочувствующие жертвовали церкви свои пожертвования. Были поданы жалобы на законность назначения Дагоберта, и когда папа послал легата Мориса, кардинала-епископа Порту , чтобы разобраться в ситуации, Болдуин обвинил Дагоберта в предательстве за то, что он убеждал Боэмунда выступить против преемственности Болдуина. Дагоберт подкупил Болдуина, чтобы тот отказался от жалобы. Однако осенью Дагоберт оставил себе все пожертвование, частично предназначавшееся королю для его армии, и за это легат лишил его должности.
Танкред, который теперь правил Антиохией, приветствовал Дагоберта в городе, где предоставил в его распоряжение церковь Святого Георгия. Морис умер весной 1102 года, и когда осенью Болдуину понадобилась военная помощь Танкреда, Танкред настоял на восстановлении Дагоберта в качестве условия своей помощи. Болдуин согласился, но тут прибыл новый легат, кардинал Роберт Парижский . Болдуин и Арнульф Шокский, которого Дагоберт сменил на посту Патриарха, выдвинули дополнительные обвинения перед синодом под руководством Роберта. Его обвинили в нападении на собратьев-христиан во время набегов на византийские острова во время путешествия на восток, в заговоре с целью спровоцировать гражданскую войну между Боэмундом и Болдуином, а также в удержании денег, отданных на благо паломников, и низложили с поста патриарха. Танкред снова приветствовал его в Антиохии, но больше не настаивал на своих требованиях. По мнению Стивена Рансимана , он показал себя коррумпированным и скупым стариком, и о его уходе никто не сожалел. [ 12 ]
Позже Дагоберт отправился лично обратиться к Папе Пасхалю. Апелляция была успешной, и Дагоберт возвращался, чтобы вернуть себе патриархат, когда он умер в Мессине на Сицилии в 1105 году. [ 13 ] [ 14 ] Дагоберта на время его отсутствия заменил священник по имени Эремар . [ 15 ] и Гиббелен Арльский наследовал после смерти Дагоберта. На посту архиепископа Пизы его сменил Пьетро Морикони , который, возможно, был избран пизанцами еще до смерти Дагоберта, что позволяет предположить, что он мог потерять поддержку после своего долгого – и плюралистического – отсутствия, но уставы в архивах собора показывают, что его действия во время его пребывание в должности позже неоднократно упоминалось и подтверждалось. [ 16 ]
Репутация
[ редактировать ]Историки в целом резко критиковали поведение Дагоберта на Святой Земле. Стивен Рансимен в своей истории Первого крестового похода описывает его как энергичного, но тщеславного, амбициозного, нечестного и легко поддающегося влиянию человека. [ 17 ] В исследовании 1998 года Майкл Мацке защищал Дагоберта, утверждая, что его действия на посту патриарха были мотивированы религиозным идеализмом и что он пытался осуществить намерения Папы Урбана. Историки категорически не согласны с тем, является ли эта реабилитация убедительной. Патрисия Скиннер в своем обзоре карьеры Дагоберта признает, что он действовал против канонического права , но утверждает, что в исключительных обстоятельствах того времени ему приходилось действовать прагматично. [ 18 ]
Название церкви Гроба Господня в Пизе является отсылкой к участию Дагоберта в Крестовом походе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скиннер (2009) , с. 158
- ^ Католическая энциклопедия, Майнц
- ^ Скиннер (2009) , стр. 158–159.
- ^ Скиннер (2009) , стр. 157–162.
- ^ Скиннер (2009) , с. 162
- ^ Рансимен (1951) , стр. 299–300
- ^ Рансимен (1951) , стр. 300–303
- ^ Скиннер (2009) , стр. 163–164.
- ^ Рансимен (1951) , стр. 305–307
- ^ Рансимен (1951) , стр. 311–323
- ^ Рансимен (1951) , стр. 325–326
- ^ Рансимен (1952) , стр. 35–36, 42, 73, 81–83
- ^ Скиннер (2009) , стр. 164–167.
- ↑ Рансиман заявил, что умер в 1107 году, согласно Вильгельму Тирскому . Роу, вслед за Эмилем Хампелем и, в свою очередь, за Скиннером, утверждал, что правильной датой был 1105 год, основываясь на Gesta Triumphalia per pisanos facta .
- ^ Рансимен (1952) , стр. 83–84
- ^ Скиннер (2009) , стр. 167–170.
- ^ Рансимен (1951) , стр. 289, 299
- ^ Скиннер (2009) , стр. 156–157, 172.
Библиография
[ редактировать ]- Роу, Джон Гордон (1957). «Пасхалий II и отношения между духовной и светской властью в Иерусалимском королевстве». Зеркало . 32 (3): 470–501. дои : 10.2307/2849891 . JSTOR 2849891 . S2CID 161656999 .
- Рансиман, Стивен (1951). Первый крестовый поход . История крестовых походов. Том. 1. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Рансиман, Стивен (1952). Иерусалимское королевство . История крестовых походов. Том. 2. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Скиннер, Патрисия (2009). «От Пизы до Патриархата: главы из жизни (архиепископа) Дайберта». В Патрисии Скиннер (ред.). Вызов границ средневековой истории: наследие Тимоти Рейтера . Бреполи. ISBN 978-2-503-52359-0 .
- Христиане Первого крестового похода
- Рождение в 11 веке
- 1105 смертей
- Римско-католические архиепископы Пизы
- Латинские Патриархи Иерусалима
- Итальянские римско-католические архиепископы XI века
- Итальянские римско-католические архиепископы XII века
- Итальянские римско-католические епископы XI века
- Люди XI века из Иерусалимского королевства
- Люди XII века из Иерусалимского королевства