Келд Хелмер-Петерсен
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2018 г. ) |
Келд Хельмер-Петерсен (23 августа 1920 — 6 марта 2013) был датским фотографом, получившим широкое международное признание в 1940-х и 1950-х годах благодаря своим абстрактным цветным фотографиям.
Ранние годы
[ редактировать ]Хельмер-Петерсен родился и вырос в квартале Остербро в Копенгагене. Он начал фотографировать в 1938 году, когда на выпускной получил в подарок фотоаппарат Leica. [ 1 ] На раннем этапе он узнал о тенденциях международной фотографии; в 1940-х годах он подписался на US Camera Annual и в этот период познакомился с немецкой межвоенной фотографией, которая развивалась в Баухаусе и в движении Neue Sachlichkeit (Новая объективность). [ 2 ]
Международная перспектива и интерес к современному искусству и архитектуре способствовали тому, что в 23 года Хельмер-Петерсен, как один из первых датских фотографов, начал работать с абстрактным формальным языком. Вдохновленный Баухаусом и Альбертом Ренгер-Пацем , он опубликовал в 1948 году двуязычную книгу « 122 Farvefotografier/122 Color Photographs» . Это был смелый дебют фотографа-самоучки, который хотел утвердить позицию фотографии как независимого вида искусства. Сегодня эта книга считается новаторской работой в области цветной фотографии. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Новаторская работа с 122 цветными фотографиями принесла Хельмеру-Петерсену грант Датско-Американского фонда на обучение в Институте дизайна в Чикаго (основанном Ласло Мохой-Надем в 1937 году под названием «Новый Баухаус»). Во время своего пребывания в школе он преподавал и учился (среди прочих) у американского фотографа Гарри Каллахана . Хельмер-Петерсен начал экспериментировать с контрастом в графическом черно-белом изображении под влиянием художников-конструктивистов и их увлечения промышленными машинами и архитектурными конструкциями. [ 4 ] Подборка фотографий, созданных Хельмером-Петерсеном в Чикаго, была опубликована в небольшой книжке « Фрагменты города» (1960). Это портрет города в тридцати пяти тщательно составленных графических изображениях и является радикальным примером графических и формальных экспериментов Хельмера-Петерсена.
Подход Хельмера-Петерсена к фотографии был в целом экспериментальным и исследовательским. Снова и снова он работал на грани того, что мы обычно считаем фотографией. Помимо прочего, на протяжении всей своей карьеры он работал с «безкамерной» фотографией — фотограммой (техникой фотолаборатории, при которой объекты помещаются непосредственно на светочувствительную фотобумагу). Его любопытство к расширению возможностей средств массовой информации выразилось в нескольких экспериментальных короткометражных фильмах, в том числе в «Копенгагенском буги» 1949 года.
С 1970-х годов Хельмер-Петерсен был озабочен образным потенциалом найденных предметов. Подобно Ирвингу Пенну (и в то же время), Хельмер-Петерсен ходил по тротуарам, опустив голову, делая открытия среди продуваемого ветром и затоптанного уличного мусора. Результатом этого стали такие работы, как сериал Deformationer . [ 5 ] С 1974 по 1993 год он создал большую серию абстрактных цветных фотографий крупным планом стен, штабелей древесины и т. д. Некоторые из них были опубликованы в книге «Датская красота » в 2004 году.
В начале 2000-х годов Хельмер-Петерсен был открыт заново, когда «122 цветные фотографии» были представлены в первом томе Мартина Парра и Джерри Бэджера трехтомного обзора наиболее известных фотокниг : «Фотокнига: история». После этого открытия последовало несколько выставок и возобновился международный интерес к его работам. В 2007 году Хельмер-Петерсен опубликовал обширную ретроспективную монографию, в которой представлен широкий выбор работ за его долгую карьеру.
В своих последних работах Хельмер-Петерсен экспериментировал с потенциалом цифровых технологий. При этом он вернулся к черно-белому графическому выражению, которое он культивировал в 1950-х и 1960-х годах. С 2008 года и до самой смерти он размещал множество старых негативов и находил предметы; мусор, насекомые, провода и т. д. на планшетном сканере для цифровой обработки (с помощью фотографа Йенса Фредериксена). Результатом этого процесса стала экспериментальная трилогия: «Черный шум» (2010), «Назад к черному» (2011) и посмертно опубликованный «Черный свет» (2014).
Фотограф архитектора
[ редактировать ]Архитектура и дизайн сыграли большую роль в творчестве Хельмер-Петерсена как в профессиональном плане, так и в сфере художественных интересов. С 1952 по 1956 год он работал с фотографом Эриком Хансеном, после чего в 1956 году основал собственную студию, специализирующуюся на архитектурной и дизайнерской фотографии. В последующие десятилетия он работал фотографом для своего поколения архитекторов и дизайнеров, в том числе для Финна. Юл , Йорген Бо, Йорн Утзон и Пол Кьерхольм . С последним Хельмер-Петерсен установил тесное и давнее сотрудничество. Он сфотографировал всю мебель Кьерхольма, и вместе они создали выставку Strukturer, которая была показана в выставочном зале Оле Палсби в 1965 году. Кроме того, Кьерхольм спроектировал первую персональную выставку Хельмера-Петерсена: Эксперимент + Документация в 1954 году в Шарлоттенборге в Копенгагене.
С 1964 по 1990 год Хельмер-Петерсен также был старшим преподавателем Школы архитектуры Королевской академии Института визуальных коммуникаций. Он также работал приглашенным преподавателем в Den Grafiske Højskole (1960–1963). Периодически он работал в Skolen для Brugskunst. а также Институт Констветенскаплиги при Лундском университете в 1970-х годах. Он работал цензором на весенней выставке в Шарлоттенборге в 1977–1978 годах. Он входил в совет директоров Осенней выставки в Шарлоттенборге с 1979 по 1981 год и был председателем правления Музея фотоискусства в 1984–1993 годах. [ 5 ]
Путешествия
[ редактировать ]Международные путешествия и изучение иностранных культур сыграли центральную роль в жизни Хельмер-Петерсена. Его путешествия также послужили источником вдохновения для его творчества. Во время пребывания в США в 1950/1951 путешествовал по стране в качестве фотографа журнала Life . В 1957 году он совершил кругосветное путешествие через США, Мексику, Японию, Китай, а также Индию, а в 1975 году совершил более длительное путешествие в Иран. В 1980 году он снова был в США. Кроме того, он совершил множество коротких поездок по Европе.
Личная жизнь
[ редактировать ]Хельмер-Петерсен был сыном главы отдела (позже советника дипломатической миссии) Кая Хельмер-Петерсена и Эстред Шарлотты Андерсен. Он был женат на телевизионном и театральном режиссере Бирте Адельстин Далсгаард. Вместе у них было двое сыновей, Ян и Финн. Сегодня Ян Хельмер-Петерсен управляет и продвигает работу Хельмер-Петерсена после его смерти. Архивы Хельмера-Петерсена были переданы в дар Датской королевской библиотеке , которая оцифровала и предоставила публичный доступ к большей части его негативов и диапозитивов. Хельмер-Петерсен похоронен на Гарнизонном кладбище в Копенгагене .
Публикации
[ редактировать ]- 122 Farvefotografier/122 цветных фотографии , Копенгаген: Det Schønbergske Forlag, 1948.
- Цвет перед камерой , Лондон: Фонтан, 1952.
- Фрагменты города , Копенгаген: Ганс Райтцель, 1960.
- Рамки, фотографии 1950–1990 гг ., Копенгаген: Ханс Райтцель, 1993. ISBN 87-412-3242-9 .
- Датская красавица , Копенгаген: издание Bløndal, 2004.
- Келд Хельмер-Петерсен: фотографии 1941–1995 годов , Копенгаген: Издательство Christian Ejlers, 2007. ISBN 978-87-7241-282-5 .
- Черный шум , Лондон: Rocket Gallery, 2010.
- Назад к черному , Лондон: Rocket Gallery, 2011.
- 122 цветных фотографии , Нью-Йорк, Errata Editions (Книги по книгам 14), 2012 г. ISBN 9781935004271 .
- Черный свет , Лондон: Rocket Gallery, 2014.
- Келд Хельмер-Петерсен, Фотографии 1941–2013 гг ., Копенгаген, Strandberg Publishing, 2019, ISBN 978-8793604-54-4 .
Короткометражные фильмы
[ редактировать ]- Копенгаген Буги (ч/б экспериментальный фильм), Копенгаген, 1949 год.
- Chicago Motion Light Study (ч/б экспериментальный фильм), Чикаго, 1950.
- Дизайнер + Индустриальное общество (ч/б документальный фильм с Иржи Колая), Чикаго, 1951.
- Rødt og Hvidt (Красное и белое) (цветной рекламный фильм), Копенгаген, 1968 год.
- Падающая вода (экспериментальный цветной фильм), Копенгаген, 1971 год.
Награды
[ редактировать ]- 1981: Медаль Торвальда Биндесбёлля [ нужна ссылка ]
- 1996: Почетное завещание Юбилейного фонда Национального банка Дании. [ нужна ссылка ]
- 2005: Премия фотографов Фогтдала , Дания [ нужна ссылка ]
- 2011: Почетная награда Ассоциации книжного искусства. [ 6 ]
Выставки
[ редактировать ]- 1953–1954: Послевоенная европейская фотография , Музей современного искусства , Нью-Йорк. [ 7 ]
- 1954–1955: Субъективная фотография II , Институт, Саарбрюккен, Саар, Германия.
- 1954: Эксперимент + документация , Датская королевская академия изящных искусств , Копенгаген.
- 1958–1959: Фотографии из музейной коллекции Музея современного искусства, Нью-Йорк. [ 7 ]
- 1965: Структуры , Оле Палсби, Копенгаген
- 1990: Фотографии Келда Хельмера-Петерсена , Музей фотографии, Оденсе, Дания.
- 2004: Ретроспектива , Центр фотографии , Копенгаген.
- 2005: Ранние годы , Центр фотографии, Копенгаген.
- 2005: Rencontres d’Arles (групповая выставка), Арль, Франция
- 2005–2006: Келд Хелмер-Петерсен , Rocket Gallery, Лондон. [ 8 ]
- 2007–2008: Зимняя графика/фотографии, Rocket Gallery, Лондон. [ 9 ]
- 2009: Келд Хельмер-Петерсен , Galleri Weinberger, Копенгаген
- 2012: Назад к черному, Rocket Gallery, Лондон [ 10 ]
- 2014–2015: Откройте глаза! – 100 лет Leica Photography (групповая выставка), Дайхторхаллен , Гамбург, Германия [ 11 ]
- 2014: Кельд Хельмер-Петерсен , Галерея Йоси Мило, Нью-Йорк [ 12 ]
- 2014: Другой мир , Датский дом в Париже , Париж
- 2015: Кельд Хельмер-Петерсен, Фотография и фотокнига, Библиотека, Орхусская школа архитектуры , Орхус, Копенгаген. В рамках Недели фотокниг в Орхусе 2015. [ 13 ]
- 2019-2020: В поисках красоты , Национальный музей фотографии, Королевская библиотека, Копенгаген
Библиография
[ редактировать ]- Йонге, Ингрид Фишер: «Введение» в рамки, фотографии 1950–1990 годов , Ханс Райтцель, Копенгаген, 1993.
- Кетцле, Ханс-Михаэль: Откройте глаза! 100 лет фотографии Leica , Керер, Гейдельберг, 2014 г.
- Кетцле, Ханс-Михаэль: фотографы А–Я , Ташен, Кельн, 2011 г.
- Парр, Мартин и Джерри Бэджер: Фотокнига: История, том. Я , Файдон, Лондон, 2004 г.
- Поулсен, Тейдж: «Люди и закономерности» с Сэндбай, Метте (редактор): История датской фотографии , Гильдендал, Копенгаген, 2004.
- Сэндбай, Метте: «Прохладный цвет» в 122 цветных фотографиях (Книги о книгах 14), Errata Editions, Нью-Йорк, 2012.
Коллекции
[ редактировать ]Работы Хельмера-Петерсена хранятся в следующей постоянной публичной коллекции:
- Музей современного искусства , Нью-Йорк: 1 печать [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэндбай, Метте: «Лучший фотограф, о котором вы никогда не слышали», в Weekendavisen, 30 ноября 2007 г.
- ^ Фишер-Йонге, Ингрид: «Введение», в «Рамках», фотографии 1950–1990 годов , Копенгаген, Ханс Райтцель, 1993.
- ^ Рик Пойнор, « Келд Хельмер-Петерсен: пионер цвета ». Наблюдатель за дизайном . По состоянию на 9 марта 2018 г.
- ^ Поулсен, Таге: «Mennesker og Mønstre» с Сэндбай, Метте (ред.): История датской фотографии , Гильдендал, Копенгаген, 2004.
- ^ Перейти обратно: а б Трейн, Финн: «Келд Хельмер-Петерсен» в Вайльбаха . датском словаре художников
- ^ " Медаль Ф. Хенриксена ". Ассоциация книжных ремесел. По состоянию на 13 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б « К. Хельмер-Петерсен ». Музей современного искусства . По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ " Келд Хельмер-Петерсен ". Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Келд Хельмер-Петерсен: Зимняя графика/фотографии ». Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Келд Хельмер-Петерсен: Фотографии + книги: Назад к черному ». Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Откройте глаза! 100 лет фотографии Leica ». Деихтораллен . По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Келд Хельмер-Петерсен: 122 цветные фотографии: 17 июля – 29 августа 2014 г. ». Галерея Йосси Мило. По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Кельд Хельмер-Петерсен, Фотография и фотокнига ». Орхусская школа архитектуры . По состоянию на 11 марта 2018 г.
- ^ « Келд Хельмер-Петерсен: датский, 1920–2013 ». Музей современного искусства . По состоянию на 11 марта 2018 г.