Jump to content

Келд Хелмер-Петерсен

Келд Хельмер-Петерсен (23 августа 1920 — 6 марта 2013) был датским фотографом, получившим широкое международное признание в 1940-х и 1950-х годах благодаря своим абстрактным цветным фотографиям.

Ранние годы

[ редактировать ]

Хельмер-Петерсен родился и вырос в квартале Остербро в Копенгагене. Он начал фотографировать в 1938 году, когда на выпускной получил в подарок фотоаппарат Leica. [ 1 ] На раннем этапе он узнал о тенденциях международной фотографии; в 1940-х годах он подписался на US Camera Annual и в этот период познакомился с немецкой межвоенной фотографией, которая развивалась в Баухаусе и в движении Neue Sachlichkeit (Новая объективность). [ 2 ]

Международная перспектива и интерес к современному искусству и архитектуре способствовали тому, что в 23 года Хельмер-Петерсен, как один из первых датских фотографов, начал работать с абстрактным формальным языком. Вдохновленный Баухаусом и Альбертом Ренгер-Пацем , он опубликовал в 1948 году двуязычную книгу « 122 Farvefotografier/122 Color Photographs» . Это был смелый дебют фотографа-самоучки, который хотел утвердить позицию фотографии как независимого вида искусства. Сегодня эта книга считается новаторской работой в области цветной фотографии. [ 3 ]

Новаторская работа с 122 цветными фотографиями принесла Хельмеру-Петерсену грант Датско-Американского фонда на обучение в Институте дизайна в Чикаго (основанном Ласло Мохой-Надем в 1937 году под названием «Новый Баухаус»). Во время своего пребывания в школе он преподавал и учился (среди прочих) у американского фотографа Гарри Каллахана . Хельмер-Петерсен начал экспериментировать с контрастом в графическом черно-белом изображении под влиянием художников-конструктивистов и их увлечения промышленными машинами и архитектурными конструкциями. [ 4 ] Подборка фотографий, созданных Хельмером-Петерсеном в Чикаго, была опубликована в небольшой книжке « Фрагменты города» (1960). Это портрет города в тридцати пяти тщательно составленных графических изображениях и является радикальным примером графических и формальных экспериментов Хельмера-Петерсена.

Подход Хельмера-Петерсена к фотографии был в целом экспериментальным и исследовательским. Снова и снова он работал на грани того, что мы обычно считаем фотографией. Помимо прочего, на протяжении всей своей карьеры он работал с «безкамерной» фотографией — фотограммой (техникой фотолаборатории, при которой объекты помещаются непосредственно на светочувствительную фотобумагу). Его любопытство к расширению возможностей средств массовой информации выразилось в нескольких экспериментальных короткометражных фильмах, в том числе в «Копенгагенском буги» 1949 года.

С 1970-х годов Хельмер-Петерсен был озабочен образным потенциалом найденных предметов. Подобно Ирвингу Пенну (и в то же время), Хельмер-Петерсен ходил по тротуарам, опустив голову, делая открытия среди продуваемого ветром и затоптанного уличного мусора. Результатом этого стали такие работы, как сериал Deformationer . [ 5 ] С 1974 по 1993 год он создал большую серию абстрактных цветных фотографий крупным планом стен, штабелей древесины и т. д. Некоторые из них были опубликованы в книге «Датская красота » в 2004 году.

В начале 2000-х годов Хельмер-Петерсен был открыт заново, когда «122 цветные фотографии» были представлены в первом томе Мартина Парра и Джерри Бэджера трехтомного обзора наиболее известных фотокниг : «Фотокнига: история». После этого открытия последовало несколько выставок и возобновился международный интерес к его работам. В 2007 году Хельмер-Петерсен опубликовал обширную ретроспективную монографию, в которой представлен широкий выбор работ за его долгую карьеру.

В своих последних работах Хельмер-Петерсен экспериментировал с потенциалом цифровых технологий. При этом он вернулся к черно-белому графическому выражению, которое он культивировал в 1950-х и 1960-х годах. С 2008 года и до самой смерти он размещал множество старых негативов и находил предметы; мусор, насекомые, провода и т. д. на планшетном сканере для цифровой обработки (с помощью фотографа Йенса Фредериксена). Результатом этого процесса стала экспериментальная трилогия: «Черный шум» (2010), «Назад к черному» (2011) и посмертно опубликованный «Черный свет» (2014).

Фотограф архитектора

[ редактировать ]

Архитектура и дизайн сыграли большую роль в творчестве Хельмер-Петерсена как в профессиональном плане, так и в сфере художественных интересов. С 1952 по 1956 год он работал с фотографом Эриком Хансеном, после чего в 1956 году основал собственную студию, специализирующуюся на архитектурной и дизайнерской фотографии. В последующие десятилетия он работал фотографом для своего поколения архитекторов и дизайнеров, в том числе для Финна. Юл , Йорген Бо, Йорн Утзон и Пол Кьерхольм . С последним Хельмер-Петерсен установил тесное и давнее сотрудничество. Он сфотографировал всю мебель Кьерхольма, и вместе они создали выставку Strukturer, которая была показана в выставочном зале Оле Палсби в 1965 году. Кроме того, Кьерхольм спроектировал первую персональную выставку Хельмера-Петерсена: Эксперимент + Документация в 1954 году в Шарлоттенборге в Копенгагене.

С 1964 по 1990 год Хельмер-Петерсен также был старшим преподавателем Школы архитектуры Королевской академии Института визуальных коммуникаций. Он также работал приглашенным преподавателем в Den Grafiske Højskole (1960–1963). Периодически он работал в Skolen для Brugskunst. а также Институт Констветенскаплиги при Лундском университете в 1970-х годах. Он работал цензором на весенней выставке в Шарлоттенборге в 1977–1978 годах. Он входил в совет директоров Осенней выставки в Шарлоттенборге с 1979 по 1981 год и был председателем правления Музея фотоискусства в 1984–1993 годах. [ 5 ]

Путешествия

[ редактировать ]

Международные путешествия и изучение иностранных культур сыграли центральную роль в жизни Хельмер-Петерсена. Его путешествия также послужили источником вдохновения для его творчества. Во время пребывания в США в 1950/1951 путешествовал по стране в качестве фотографа журнала Life . В 1957 году он совершил кругосветное путешествие через США, Мексику, Японию, Китай, а также Индию, а в 1975 году совершил более длительное путешествие в Иран. В 1980 году он снова был в США. Кроме того, он совершил множество коротких поездок по Европе.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Хельмер-Петерсен был сыном главы отдела (позже советника дипломатической миссии) Кая Хельмер-Петерсена и Эстред Шарлотты Андерсен. Он был женат на телевизионном и театральном режиссере Бирте Адельстин Далсгаард. Вместе у них было двое сыновей, Ян и Финн. Сегодня Ян Хельмер-Петерсен управляет и продвигает работу Хельмер-Петерсена после его смерти. Архивы Хельмера-Петерсена были переданы в дар Датской королевской библиотеке , которая оцифровала и предоставила публичный доступ к большей части его негативов и диапозитивов. Хельмер-Петерсен похоронен на Гарнизонном кладбище в Копенгагене .

Публикации

[ редактировать ]
  • 122 Farvefotografier/122 цветных фотографии , Копенгаген: Det Schønbergske Forlag, 1948.
  • Цвет перед камерой , Лондон: Фонтан, 1952.
  • Фрагменты города , Копенгаген: Ганс Райтцель, 1960.
  • Рамки, фотографии 1950–1990 гг ., Копенгаген: Ханс Райтцель, 1993. ISBN   87-412-3242-9 .
  • Датская красавица , Копенгаген: издание Bløndal, 2004.
  • Келд Хельмер-Петерсен: фотографии 1941–1995 годов , Копенгаген: Издательство Christian Ejlers, 2007. ISBN   978-87-7241-282-5 .
  • Черный шум , Лондон: Rocket Gallery, 2010.
  • Назад к черному , Лондон: Rocket Gallery, 2011.
  • 122 цветных фотографии , Нью-Йорк, Errata Editions (Книги по книгам 14), 2012 г. ISBN   9781935004271 .
  • Черный свет , Лондон: Rocket Gallery, 2014.
  • Келд Хельмер-Петерсен, Фотографии 1941–2013 гг ., Копенгаген, Strandberg Publishing, 2019, ISBN   978-8793604-54-4 .

Короткометражные фильмы

[ редактировать ]
  • Копенгаген Буги (ч/б экспериментальный фильм), Копенгаген, 1949 год.
  • Chicago Motion Light Study (ч/б экспериментальный фильм), Чикаго, 1950.
  • Дизайнер + Индустриальное общество (ч/б документальный фильм с Иржи Колая), Чикаго, 1951.
  • Rødt og Hvidt (Красное и белое) (цветной рекламный фильм), Копенгаген, 1968 год.
  • Падающая вода (экспериментальный цветной фильм), Копенгаген, 1971 год.

Выставки

[ редактировать ]
  • 1953–1954: Послевоенная европейская фотография , Музей современного искусства , Нью-Йорк. [ 7 ]
  • 1954–1955: Субъективная фотография II , Институт, Саарбрюккен, Саар, Германия.
  • 1954: Эксперимент + документация , Датская королевская академия изящных искусств , Копенгаген.
  • 1958–1959: Фотографии из музейной коллекции Музея современного искусства, Нью-Йорк. [ 7 ]
  • 1965: Структуры , Оле Палсби, Копенгаген
  • 1990: Фотографии Келда Хельмера-Петерсена , Музей фотографии, Оденсе, Дания.
  • 2004: Ретроспектива , Центр фотографии , Копенгаген.
  • 2005: Ранние годы , Центр фотографии, Копенгаген.
  • 2005: Rencontres d’Arles (групповая выставка), Арль, Франция
  • 2005–2006: Келд Хелмер-Петерсен , Rocket Gallery, Лондон. [ 8 ]
  • 2007–2008: Зимняя графика/фотографии, Rocket Gallery, Лондон. [ 9 ]
  • 2009: Келд Хельмер-Петерсен , Galleri Weinberger, Копенгаген
  • 2012: Назад к черному, Rocket Gallery, Лондон [ 10 ]
  • 2014–2015: Откройте глаза! – 100 лет Leica Photography (групповая выставка), Дайхторхаллен , Гамбург, Германия [ 11 ]
  • 2014: Кельд Хельмер-Петерсен , Галерея Йоси Мило, Нью-Йорк [ 12 ]
  • 2014: Другой мир , Датский дом в Париже , Париж
  • 2015: Кельд Хельмер-Петерсен, Фотография и фотокнига, Библиотека, Орхусская школа архитектуры , Орхус, Копенгаген. В рамках Недели фотокниг в Орхусе 2015. [ 13 ]
  • 2019-2020: В поисках красоты , Национальный музей фотографии, Королевская библиотека, Копенгаген

Библиография

[ редактировать ]
  • Йонге, Ингрид Фишер: «Введение» в рамки, фотографии 1950–1990 годов , Ханс Райтцель, Копенгаген, 1993.
  • Кетцле, Ханс-Михаэль: Откройте глаза! 100 лет фотографии Leica , Керер, Гейдельберг, 2014 г.
  • Кетцле, Ханс-Михаэль: фотографы А–Я , Ташен, Кельн, 2011 г.
  • Парр, Мартин и Джерри Бэджер: Фотокнига: История, том. Я , Файдон, Лондон, 2004 г.
  • Поулсен, Тейдж: «Люди и закономерности» с Сэндбай, Метте (редактор): История датской фотографии , Гильдендал, Копенгаген, 2004.
  • Сэндбай, Метте: «Прохладный цвет» в 122 цветных фотографиях (Книги о книгах 14), Errata Editions, Нью-Йорк, 2012.

Коллекции

[ редактировать ]

Работы Хельмера-Петерсена хранятся в следующей постоянной публичной коллекции:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сэндбай, Метте: «Лучший фотограф, о котором вы никогда не слышали», в Weekendavisen, 30 ноября 2007 г.
  2. ^ Фишер-Йонге, Ингрид: «Введение», в «Рамках», фотографии 1950–1990 годов , Копенгаген, Ханс Райтцель, 1993.
  3. ^ Рик Пойнор, « Келд Хельмер-Петерсен: пионер цвета ». Наблюдатель за дизайном . По состоянию на 9 марта 2018 г.
  4. ^ Поулсен, Таге: «Mennesker og Mønstre» с Сэндбай, Метте (ред.): История датской фотографии , Гильдендал, Копенгаген, 2004.
  5. ^ Перейти обратно: а б Трейн, Финн: «Келд Хельмер-Петерсен» в Вайльбаха . датском словаре художников
  6. ^ " Медаль Ф. Хенриксена ". Ассоциация книжных ремесел. По состоянию на 13 марта 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б « К. Хельмер-Петерсен ». Музей современного искусства . По состоянию на 11 марта 2018 г.
  8. ^ " Келд Хельмер-Петерсен ". Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
  9. ^ « Келд Хельмер-Петерсен: Зимняя графика/фотографии ». Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
  10. ^ « Келд Хельмер-Петерсен: Фотографии + книги: Назад к черному ». Ракетная галерея. По состоянию на 11 марта 2018 г.
  11. ^ « Откройте глаза! 100 лет фотографии Leica ». Деихтораллен . По состоянию на 11 марта 2018 г.
  12. ^ « Келд Хельмер-Петерсен: 122 цветные фотографии: 17 июля – 29 августа 2014 г. ». Галерея Йосси Мило. По состоянию на 11 марта 2018 г.
  13. ^ « Кельд Хельмер-Петерсен, Фотография и фотокнига ». Орхусская школа архитектуры . По состоянию на 11 марта 2018 г.
  14. ^ « Келд Хельмер-Петерсен: датский, 1920–2013 ». Музей современного искусства . По состоянию на 11 марта 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f9dff407d116cdaf0bc7a60926cc65f__1673481840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/5f/8f9dff407d116cdaf0bc7a60926cc65f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Keld Helmer-Petersen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)