Аида Уртадо
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Аида Уртадо (родилась 9 мая 1950 г.) — американский психолог мексиканского происхождения, работавшая над содействием включению цветных женщин в область психологии . Ее исследования были сосредоточены на психологических аспектах пола , расы , этнической принадлежности и интерсекциональности . В частности, Уртадо была пионером в развитии феминистской психологии . Она получила две награды Американской психологической ассоциации : премию за выдающийся вклад в психологию в 2015 году и президентскую награду в 2018 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уртадо родился в Мексике . Когда ей было четыре года, семья Уртадо переехала в Центральную долину Калифорнии, чтобы работать на ферме в качестве мигрантов. [ 2 ]
Образование
[ редактировать ]Повзрослев, Уртадо столкнулась с дискриминацией и маргинализацией из-за своей расы и социально-экономического статуса . Несмотря на эти проблемы, она была отличницей, и учителя поощряли ее получить высшее образование. Она училась в Калифорнийском университете в Санта-Крус, где в 1972 году получила степень бакалавра психологии.
Уртадо начала свою профессиональную карьеру в 1975 году, когда получила степень бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли . Затем она получила степень магистра психологии в Калифорнийском университете в Санта-Крузе в 1977 году и докторскую степень по психологии в Калифорнийском университете в Беркли в 1982 году. [ 4 ]
После окончания Калифорнийского университета в Санта-Крусе Уртадо получил степень магистра и доктора философии. степень бакалавра социальной психологии Мичиганского университета. Ее ранние исследования были сосредоточены на вопросах, связанных с расовой и этнической идентичностью, стереотипами и предрассудками . С тех пор она стала ведущим исследователем в области интерсекциональности и опыта цветных женщин.
Карьера
[ редактировать ]В 1983 году Уртадо начала преподавать в Калифорнийском университете Санта-Барбары , где и остается по сей день. С 1983 по 1995 год она была доцентом кафедры психологии университета, а в 1995 году получила звание профессора. Во время своего пребывания в должности Уртадо занимала должность директора Института социальных, поведенческих и экономических исследований. , заместитель декана факультета социальных наук и заместитель декана факультета аспирантуры. [ 4 ]
Уртадо опубликовала множество публикаций на темы феминизма, расы и пола, а ее работы были представлены во многих книгах и журналах. Ее работы также цитировались в сотнях научных статей. Она также снялась в многочисленных документальных фильмах и интервью. [ 5 ] [ 6 ]
Помимо своей научной деятельности, Уртадо также активно выступала за расширение разнообразия в области психологии и работала над преодолением разрыва между психологией и социальной работой.
Сегодня Уртадо продолжает оставаться важной фигурой в области психологии и основным сторонником увеличения разнообразия в этой области. Ее работа внесла большой вклад в понимание психологических аспектов пола , расы и этнической принадлежности, а также ее исследования и пропагандистскую деятельность. [ 2 ]
Награды
[ редактировать ]Значительный вклад Уртадо в область феминистской психологии был отмечен различными наградами. Она способствовала развитию интерсекциональности . [ 7 ] Эта теория широко использовалась исследователями из самых разных дисциплин, чтобы лучше понять уникальный опыт цветных людей . Уртадо также получила признание за свою работу в области образования и успеха. Она была награждена премией Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию в 2015 году и Президентской грамотой Американской психологической ассоциации в 2018 году.
Публикации
[ редактировать ]- Уртадо, А. (1982). Развитие феминистской психологии. В книге Дж. Х. Стэнфилда и Р. М. Денниса (ред.), «Цветные люди в Соединенных Штатах: современные проблемы образования, работы, сообществ, здравоохранения и иммиграции» (стр. 57–76). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. [ 5 ]
- Уртадо А. и Йи А. (1992). Уровень образования, успех и роль расы и пола. В книге Дж. Х. Стэнфилда и Р. М. Денниса (ред.), «Цветные люди в Соединенных Штатах: современные проблемы образования, работы, сообществ, здравоохранения и иммиграции» (стр. 57–76). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. [ 6 ]
- Уртадо, А. (2004). Критический анализ пересечения феминистской теории и психологии. В М.Б. Зинн и Б.Т. Сью (ред.), Цветные женщины: интеграция этнической и гендерной идентичности в психотерапии (стр. 11–33). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. [ 8 ]
- Уртадо, А. (2015). Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию. Получено с http://www.apa.org/awards/2015/distinguished-contributions-psychology.aspx. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Опасения латиноамериканских женщин / латиноамериканцев, подразделение 35: Психология для общества женщин» (PDF) . Американская психологическая ассоциация.
- ^ Перейти обратно: а б с «ЧТО PsycNet» . АПА PsycNet . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Профессор Аида Уртадо награждена Американской психологической ассоциацией» . Институт исследований чикано, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Аида Уртадо» . Департамент чикана и исследований чикано, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уртадо, А. (1982). «Развитие феминистской психологии». В Стэнфилде, Дж. Х.; Деннис, RM (ред.). Цветные люди в Соединенных Штатах: современные проблемы в образовании, работе, сообществе, здравоохранении и иммиграции . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. стр. 57–76.
- ^ Перейти обратно: а б Уртадо А. и Йи А. (1992). Уровень образования, успех и роль расы и пола. В Дж. Х. Стэнфилде и Р. М. Деннисе (ред.), «Цветные люди в Соединенных Штатах: современные проблемы в образовании, работе, сообществах, здравоохранении и иммиграции» (стр. 57-76). Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- ^ Норвелла, П. Картер (15 марта 2018 г.), «Введение: интерсекциональность, связанная с расой, этнической принадлежностью, классом и полом» , Интерсекциональность расы, этнической принадлежности, класса и пола в преподавании и педагогическом образовании , Brill, стр. 1– 16, номер домена : 10.1163/9789004365209_001 , ISBN 978-90-04-36520-9 , получено 23 марта 2023 г.
- ^ Уртадо, А. (2004). Критический анализ пересечения феминистской теории и психологии. В М.Б. Зинн и Б.Т. Сью (ред.), «Цветные женщины: интеграция этнической и гендерной идентичности в психотерапии» (стр. 11–33). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- ^ Уртадо, А. (2015). Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию. Получено с http://www.apa.org/awards/2015/distinguished-contributions-psychology.aspx.