Зарегистрироваться
Зарегистрироваться | |
---|---|
Деревня | |
![]() Пукетапу и долина Вайтетуна | |
Координаты: 37 ° 50'46 "ю.ш., 175 ° 01'50" в.д. / 37,84611 ° ю.ш., 175,03056 ° в.д. | |
Страна | Новая Зеландия |
Область | Вайкато регион |
Округ | Район Вайкато |
Высота | 40 м (130 футов) |
Население (перепись 2013 г.) | |
• Территориальный | 93 |
Часовой пояс | UTC+12 ( новозеландское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+13 (НЗДТ) |
Вайтетуна — сельская община в округе Вайкато и регионе Вайкато Новой Зеландии на Северном острове . Он расположен в долине реки Вайтетуна , вверх по течению от гавани Раглан .
История
[ редактировать ]Анализ пыльцы в отложениях рукава гавани Вайтетуна показывает, что первоначальной растительностью долины была кахикатеа на равнинах, а смешанный подокарпово - лиственный на склонах — лес с тотара , майре , матаи , риму , рата , бук и древовидные папоротники . Каури присутствовала, но не в изобилии. [ 1 ]
Вайтетуна является частью роэ Нгати Маханги . [ 2 ] Станция Арамиро занимает 1985 га (4910 акров) владений маори в верхней части долины. [ 3 ]
В сентябре 1864 года, после вторжения в Вайкато , правительство купило блок Вайпа -Вайтетуна площадью 20 840 акров (8 430 га), простирающийся от вершины Пиронгии до пристани Те Уку , за 1500 фунтов стерлингов. за 2018 год В отчете Трибунала Вайтанги говорилось: « Покупка Вайпа-Вайтетуна произошла во время военной оккупации Короной земли в Вайкато (включая территорию, охватываемую покупным блоком), которая была осуществлена с явной целью свержения власти маори, включая традиционные права. на землю. Хотя доказательств недостаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы, аспекты покупки напоминают процесс компенсации за конфискованную землю ». [ 4 ]
Большинство ферм были куплены у правительства в 1900-х годах, и кустарник на них был по большей части вырублен или сожжен. [ 5 ]
Дороги
[ редактировать ]Три сквозные дороги обслуживают Вайтетуну.
По главной дороге SH23 ходят автобусы Hamilton — Raglan. [ 6 ] Он был сформирован как отклонение от Олд-Маунтин-роуд между 1907 и 1912 годами.
Дорога долины Вайтетуна проходит на юг к Те Паху и Те Авамуту . Он следует по старой трассе Арамиро. [ 7 ] колея была расширена до 6 футов (1,8 м) в 1909 году. [ 8 ] и до Филлери Роуд около 1990 года. [ 9 ]
Олд-Маунтин-роуд изначально была главной дорогой. Он был образован как продолжение первой дороги, построенной в 1863 году от Раглана через Окете до реки Вайтетуна. [ 10 ] В истории графства говорилось: « За дюжину или более лет до образования графства (1875 г.) 10 миль грубо построенной грунтовой дороги, достаточно широкой, чтобы проезжать конные повозки, связывали поселок Реглан с рекой Вайтетуна. Отсюда вьючная лошадь Маршрут (первоначально известный как Тропа Тикихохоу), проложенный армией во время войны Вайкато, извилист и пересекал хребты, но был слишком узким и местами слишком крутым для перевозки транспортных средств. ." [ 11 ] В 1879 году она стала сквозной дорогой в Гамильтон. [ 12 ]
Главная дорога была засыпана металлом в 1914 году. [ 11 ] и 1921 г. [ 13 ] и запечатывание началось в 1937 году, [ 14 ] но не был завершен до 1961 года. [ 11 ]
железные дороги
[ редактировать ]Вайтетуна почти получил железную дорогу. В 1923 году железнодорожный округ Вайкато-Западное побережье был создан в соответствии с Законом о местных железных дорогах 1914 года . [ 15 ] Было проведено детальное обследование железной дороги шириной 2 фута 6 дюймов. [ 16 ] и у нас был подрядчик, готовый построить линию [ 17 ] через долины Каниванива и Вайтетуна, соединенные туннелем длиной 18 каналов (1200 футов; 360 м), [ 18 ] мимо школы Те Уку и водопада Окете и вдоль края гавани до Реглана. [ 5 ] Однако против этого выступил местный депутат Александр Янг . [ 19 ] предложенная местная ставка потерпела поражение на выборах 1923 года. [ 20 ] и Совет был ликвидирован в 1928 году. [ 21 ]
Демография
[ редактировать ]Школа Вайтетуна находится в блоке 0861000, где были данные переписи населения - [ 22 ]
Год | Население | Средний возраст | Домохозяйства | Средний доход | Средний показатель по стране |
---|---|---|---|---|---|
2001 | 72 | 40.2 | 27 | $22,500 | $18,500 |
2006 | 81 | 40 | 27 | $36,300 | $24,100 |
2013 | 93 | 35.5 | 36 | $36,300 | $27,900 |
2018 | $31,800 [ 23 ] |
Образование
[ редактировать ]Школа Вайтетуна — это государственная начальная школа совместного обучения для учащихся 1–8 классов. [ 24 ] с числом 55 по состоянию на февраль 2024 года. [ 25 ] Он открылся 3 сентября 1962 года. [ 5 ]
До 24 августа 1903 года школа Те Уку была известна как Вайтетуна. Школа Арамиро закрылась в 1964 году, и ее ученики переехали в Вайтетуну. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гавань Вайнгароа (Раглан): седиментация и последствия исторических изменений растительного покрова водосбора» . Региональный совет Вайкато . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Келли, Миромиро. «Оценка культурного воздействия Нгати Маханги» . Районный совет Вайкато . п. 5.
- ^ «О компании – Арамиро Венуа Траст» . aramiro.co.nz . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ «Отчет Трибунала Вайтанги Управления интернет-безопасности за 2018 год» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д Вернон, RT (1975). Глина .
- ^ Совет. «Реглан 23» . busit.co.nz . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ CW Веннелл и Сьюзен Уильямс: Холмы и море округа Рэглан 1876-1976 гг.
- ^ «Те Паху. ВАЙКАТО АРГУС » paperpast.natlib.govt.nz . 16 августа 1909 года . Получено 20 марта.
- ^ «Лист: С15» . www.mapspast.org.nz . 1997 год . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Прошлые документы — Daily Southern Cross — 2 января 1863 г. — РЕГЛАН. (ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА.) 27 декабря 1862 г.» . paperspast.natlib.govt.nz . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с К.В. Веннелл и Сьюзан Уильямс (1976). Холмы и море округа Рэглан, 1876–1976 гг . Уилсон и Хортон для Совета графства Рэглан. ISBN 0868640026 .
- ^ «Страница 3, столбец 4 с рекламой» . Вайкато Таймс . 25 февраля 1879 г. с. 3 . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ «Дорога в реглан» . Новозеландский Вестник . 27 апреля 1921 г. с. 7 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Благоустройство дорог» . Новозеландский Вестник . 18 марта 1937 г. с. 8 . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ «Легкие железные дороги» . Окленд Стар . 30 апреля 1923 г. с. 7 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Проект легкорельсового транспорта» . Новозеландский Вестник . 29 мая 1923 г. с. 10 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Линии легкорельсового транспорта» . Новозеландский Вестник . 7 июня 1921 г. с. 6 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «WAIKATO TIMES, LIGHT LINE RAILWAYS. ОТ ВАИКАТО НА ЗАПАДНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ» . paperspast.natlib.govt.nz . 8 июня 1921 года . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «Расширяя горизонт» . Новозеландский Вестник . 29 мая 1923 г. с. 2 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Железная дорога Гамильтон-Западное побережье» . Окленд Стар . 5 октября 1923 г. с. 3 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Заброшенный проект» . Окленд Стар . 9 ноября 1928 г. с. 8 . Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Карта переписи населения 2013 года – краткая статистика о месте» . archive.stats.govt.nz . Проверено 15 марта 2020 г.
- ^ «Этнические группы, с течением времени» . Статистика Новой Зеландии . 12 марта 2020 г.
- ^ «Профиль школы Министерства образования» . Educationcounts.govt.nz . Министерство образования .
- ^ «Отчет Управления по надзору за образованием» . ero.govt.nz. Бюро обзора образования .