Те Мата, Район Вайкато
Поверхность | |
---|---|
Деревня | |
![]() Те Мата в 2010 году, вид с запада, Пиронгия . на заднем плане - Слева находится зал 1905 года. | |
Координаты: 37 ° 53'ю.ш., 174 ° 52' в.д. / 37,883 ° ю.ш., 174,867 ° в.д. | |
Страна | Новая Зеландия |
Область | Вайкато регион |
Округ | Район Вайкато |
Сторожить | Реглан Уорд |
Общественный совет | Совет сообщества реглан (с октября 2022 г.) [ 1 ] |
Электораты | |
Область | |
• Территориальный | 20,17 км 2 (7,79 квадратных миль) |
Высота | 150 м (490 футов) |
Население (перепись 2018 г.) [ 3 ] | |
• Территориальный | 186 |
• Плотность | 9,2/км 2 (24/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+12 ( новозеландское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+13 (НЗДТ) |
Те Мата — небольшой поселок в 47 км (29 миль) от Гамильтона и в 15 км (9,3 мили) от Раглана .
Демография
[ редактировать ]Те Мата находится в статистической зоне SA1, которая простирается от Те Мата до Пакока Лендинг и занимает 20,17 км. 2 (7,79 квадратных миль). [ 2 ] Район SA1 является частью более крупного статистического района Те Уку . [ 4 ]
Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
2006 | 99 | — |
2013 | 135 | +4.53% |
2018 | 186 | +6.62% |
Источник: [ 3 ] |
, в районе SA1 проживало 186 человек По данным переписи населения Новой Зеландии 2018 года , что на 51 человека (37,8%) больше, чем в переписи 2013 года , и на 87 человек (87,9%) больше, чем в переписи 2006 года . Было 57 домохозяйств, в которых проживало 87 мужчин и 99 женщин, что давало соотношение полов 0,88 мужчин на одну женщину. Средний возраст составил 33,8 года (по сравнению с 37,4 года по стране), при этом 60 человек (32,3%) были в возрасте до 15 лет, 21 (11,3%) в возрасте от 15 до 29 лет, 87 (46,8%) в возрасте от 30 до 64 лет и 15 (8,1%) %) в возрасте 65 лет и старше.
Этническая принадлежность: 91,9% европейцы / пакеха , 17,7% маори , 3,2% выходцы из тихоокеанских народов , 1,6% азиаты и 1,6% представители других национальностей. Люди могут идентифицировать себя с более чем одной этнической принадлежностью.
Хотя некоторые люди предпочли не отвечать на вопрос переписи населения о религиозной принадлежности, 67,7% не исповедовали никакой религии, 19,4% были христианами , 1,6% исповедовали религиозные убеждения маори и 1,6% исповедовали другие религии.
Из числа лиц в возрасте не менее 15 лет 24 (19,0%) человек имели степень бакалавра или выше, а 21 (16,7%) человек не имели формальной квалификации. Средний доход составил 36 700 долларов по сравнению с 31 800 долларами по стране. 18 человек (14,3%) заработали более 70 000 долларов по сравнению с 17,2% по стране. Статус занятости из тех, кому не менее 15 человек, заключался в том, что 72 (57,1%) человека работали полный рабочий день, 21 (16,7%) - неполный рабочий день и 6 (4,8%) были безработными. [ 3 ]
Геология
[ редактировать ]Деревня расположена в долине ручья Те Мата, который является основным притоком реки Опотору . Почти все породы в этом районе вулканические, за исключением кремня (см. Историю), хотя на геологической карте он не отмечен. [ 5 ] Деревня находится на вулканах Окете , на плоской территории, образованной вулканическими плотинами, с вулканами Кариой на возвышенности непосредственно на западе. Некоторые базальтовые шлаки включают полосы оксида железа с содержанием железа до 51,74%. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Те Мата была частью роэ Нгати Маханги . [ 7 ] До начала двадцатого века эта территория была в основном покрыта кахикатея кустарником . На археологической карте показан только один памятник вблизи нынешней деревни, большая часть памятников находится недалеко от побережья. [ 8 ] Однако это место, расположенное к северу от деревни, имело важное значение из-за своего кремня и происхождения названия Те Мата, что переводится как кремень, кремень или обсидиан. Чертовые орудия из этого района были обнаружены на 18 участках от Южного мыса Манукау до Авакино . [ 5 ]
Европейское заселение началось в 1850-х годах. В истории округа Раглан говорится: «22 марта 1851 года восемнадцать вождей Нгати-Маханга и Нгати-Хоруа во главе с Уильямом Нейлором были проданы королеве Виктории за сумму в 400 фунтов стерлингов (современный эквивалент около 50 000 долларов США)». [ 9 ] 19 680 акров (7 960 га) территории, граничащей с южным берегом гавани. Западная граница блока Вайнгароа, как его стали называть, начиналась в Путоэтое (точка, на которой сейчас стоит город Раглан) и проходила по ручью Опотору вглубь страны. Оставив этот ручей в месте его слияния с Хутеваем, линия шла на юг за Те Мата до точки, «отмеченной ямой, вырытой сбоку от пути к Аотеа. Здесь она повернула на северо-восток, чтобы идти (снова по прямой линии). восемь миль через густой лес до реки Вайтетуна , последние несколько миль которой образовывали восточную границу». [ 10 ]
Путешественник 1855 года через Пукеранги (2 мили (3,2 км) к северу от Те Мата) писал: «Когда мы шли через лес, мы нашли несколько английских поселенцев на открытых пространствах, ранее расчищенных туземцами: одна семья по имени МакАртур , еще один Филлипс из Бата, еще один день. Все, казалось, были довольны землей, которая, хотя и была небольшой по количеству, была очень хорошей по качеству. Через полчаса после захода солнца мы остановились на одном из таких «перевалов». под названием Мата, куда отправились Рота и наши ребята и разбили палатку в красивом месте, где я ожидаю увидеть через пять лет прекрасное население и, возможно, церковь». [ 11 ]
Однако урегулирование было не таким быстрым; В буклете «Старые поселенцы Рэглана » 1940 года говорилось: «Насколько можно установить, первыми поселенцами в Те Мате были Хатчисоны, Киннэрды и Барретты; считается, что они прибыли примерно в 1857 году. Вслед за ними пришли Роллос, Дж. Митчелл, Бантинг, Стеббинс, Шерлоки и Уилсоны располагали своими домами в непосредственной близости в центре района. Их выходом служила узкая тропинка, проходящая через густой кустарник. в поселок Реглан». В 1896 году был открыт магазин Te Mata Co-op. Молочная компания была основана в 1902 году. Те Мата Холл и новая школа были построены в 1905 году. [ 12 ]
В путеводителе 1915 года говорилось: « Те Мата — небольшой городок в округе Раглан, в 25 милях от Франктона на автобусе и примерно в девяти милях к югу от Раглана, на дороге Раглан-Кавия. В основном это район земледелия и пастбищ ». [ 13 ] Единственный случай гибели ската , зарегистрированный в Новой Зеландии, произошел в Те Мата в 1938 году, когда 18-летняя Джесси Мерл Лэнг получила ранение в грудь. [ 14 ]
Транспорт
[ редактировать ]Те Мата находится в 8,5 км (5,3 мили) к югу от SH23 , на дороге, которая продолжается на юг до перекрестка с SH31 , недалеко от Кавхии . Он закрыт от SH23 до Филлипс-роуд, в 7 км (4,3 мили) к югу от Те Мата. [ 15 ] как и Руапуке Роуд. [ 16 ] В остальном большинство дорог гравийные , а транспортная система развивается медленно.
Дороги
[ редактировать ]Когда земля была куплена в 1855 году, комиссар написал: «Земля хорошего качества, через нее от гавани ведет местная тропа, способная образовать дорогу, слегка отклоняясь вглубь страны». [ 17 ] Эти пути позже были дополнены путями поселенцев, но только после образования Советов по шоссейным дорогам города Раглан (1868 г.) и Кариои (1870 г.) строительство дорог оплачивалось по местным тарифам. [ 10 ] После принятия Закона об иммиграции и общественных работах 1870 года правительство также внесло свой вклад. [ 18 ]
Первой была начата дорога Ваймаори-роуд, ныне малоиспользуемая гравийная дорога. Дорога 1864 года пролегала от Вайтомотомо до Ваймаори, расширена примерно в 1882 году поселенцами Уордом и Джексоном в виде воловьей дороги от моста в Ваймаори, а затем простиралась вверх по холму Ваймаори до вершины прибрежных холмов и вниз по Милл-Хилл до пляжа Руапуке. [ 19 ]
Состояние транспорта в 1871 году иллюстрируется описанием прибытия семьи Сондерс. В нем говорится, что они сели на лодку из Раглана до Брайдл-Крик, затем на воловьей повозке до Кауроа, вьючных лошадей до Те-Мата, а затем им пришлось расширить дорогу до Те-Хутеваи, чтобы провезти свои поклажи. [ 20 ] На своем заседании 2 января 1872 года Совет Кариои решил объявить тендер на строительство дороги Те Мата-Раглан в худших местах. [ 12 ]
14 ноября 1870 года Совет решил, что мост (вероятно, построенный в конце 1850-х годов) через Опотору на дороге Раглан-Аотеа (Роуд Маунгатаухири) почти изношен и что мост необходим для новой дороги Аотеа-Вайтетуна (Роуд Кауроа). ), о 1 ⁄ мили (0,80 км) вверх по течению; теперь единственный мост. Совет очень хотел, чтобы один мост обслуживал обе дороги, но было построено два. 14 августа 1872 года было решено построить новый мост Пурири . Нынешний мост 1960-х годов бетонный. [ 12 ]
К 1880 году Те Мата-роуд описывалась как «более чем обычно хорошая дорога», с кустами, «вырубленными на некотором расстоянии с обеих сторон» и «несколькими хорошо возделываемыми фермами». [ 21 ]
К 1884 году 7 миль (11 км) дороги на Кавию было завершено до Пакоки . [ 22 ] Затем в 1884 году была составлена оценка общественных работ по продлению дороги через мост Пакока. [ 23 ] 1897, [ 24 ] 1902, [ 25 ] 1910, [ 26 ] 1912, [ 27 ] 1913, [ 28 ] 1914, [ 29 ] и 1918 год. [ 30 ]
Автобусы
[ редактировать ]В Те Мате сейчас есть только школьные автобусы, но когда-то здесь были общественные услуги. С марта 1922 года за два с половиной часа от Пакока-Лэндинга до Франктона отправлялись моторные лодки до Кавиа . через Те-Мата, «Серебряная тропа», началось автобусное сообщение, а по пятницам [ 31 ] Проблемы с неровными дорогами и приливами привели к тому, что он вышел из строя. В 1938 году автобус Western Highways курсировал из Кавии в Окленд через Макомако, Те Мата, Вайнгаро и Туакау и обратно на следующий день. В 1946 году Brosnan Motors начала ежедневные рейсы: выезжала из Кавии в 5:45 утра, прибывала в Окленд в 13:00 и возвращалась в 14:00. и обратно в Кавию около 21:30. В 1950 году компания Brosnan Motors продала линию Реглан-Кавия Норману Рэнкину, который прекратил ее в 1952 году. Brosnan Motors продала линию Рэглан-Окленд компании Pavlovich Motors в 1971 году, но Джим продолжает управлять местными школьными автобусами. Первым автобусом, использовавшимся на маршруте Окленд-Кавия, был 7-местный Studebaker . Затем 10-местный Dodge, которым пользовался Норман Коллетт, позже уступил место 14-местному Oldsmobile . По мере улучшения дорог Diamond T. на смену пришли 18- и 21-местные автобусы Сейчас от Реглана до Окленда курсируют 40-местные автобусы. [ 32 ] Павлович завершил рейс Реглан-Окленд в 1976 году. [ 33 ]
В первые годы существования автобусов некоторые автобусы Hamilton-Raglan курсировали через Те Мата, но были заменены почтовыми фургонами. С 1 октября 1950 года и до 1983 года Робертсон ездил в 9 утра на автобусе до Реглана, который по пути оставлял почту в Те Уку. Сельская почта сортировалась в Реглане, и эта служба направлялась в Те Мата через Маунгатаухири, а затем через Кауроа, в Арамиро и обратно в Раглан через Окете, возвращаясь в Гамильтон в 15:00. [ 33 ]
Церкви
[ редактировать ]Англиканская церковь Всех Святых была спроектирована Томасом Креем и стоила 800 фунтов стерлингов, в основном собрана Женской гильдией Те Мата. Он был освящен епископом Вайкато в 1928 году. [ 33 ] Был продан в 2013 году. [ 34 ] хотя до этого он находился в частной собственности. [ 35 ] Католическая церковь Святого Искупителя в Те Мата была построена из риму , ее строительство обошлось в 600 фунтов стерлингов. Он был открыт 10 марта 1935 года епископом Листоном . [ 36 ]
Молочные заводы
[ редактировать ]
Около 1899 года г-н У. Дж. Смит построил маслозавод к югу от Те Мата. В 1903 году он продал маслобойню Те Мата за 600 фунтов стерлингов, и был создан кооперативный маслозавод, 16 поставщиков которого производили около 17 тонн масла в год. В 1911 году он объединился с Кауроа, и фабрика Те Мата закрылась. [ 20 ]
Лесопильные заводы
[ редактировать ]Единственной мельницей в Те Мата была мельница Флеминга, который построил мельницу недалеко от дороги Руапуке в 1903 году. Они рубили древесину для зала Те Мата 1905 года. [ 37 ] Была также мельница Джорджа Сондерса в Те Хутевай, построенная примерно в 1908 году и приводившаяся в движение водяным колесом, питаемым от плотины, которая существует до сих пор. Компания Raglan Sawmilling Co была основана около 1919 года. [ 12 ] Их мельница Те Хутевай сгорела в 1928 году. [ 38 ]
Продажа
[ редактировать ]Кауроа Торговые площадки , в 5 км (3,1 мили) к северу от Те Мата, были впервые использованы 21 января 1914 года. [ 39 ] замена дворов для овец и скота дальше на север. [ 12 ] Местные фермеры сформировали Общество продаж Кауроа в 1977 году, когда верфи оказались под угрозой закрытия. [ 37 ] и продолжить [ 40 ] провести продажи. [ 41 ]
Магазины
[ редактировать ]Ближайший магазин сейчас находится в Те Уку, но раньше было еще несколько. К 1874 году у г-на У. Даффуса был магазин в Мотакотако на Филлипс-роуд. К 1880 году он принадлежал г-ну Дж. У. Эллису . С 1890-х до начала 1920-х годов мистер и миссис Гивен управляли магазином и почтовым отделением в Руапуке. Он закрылся в 1938 году, когда доставка в сельскую местность . из Те Маты началась [ 19 ] П.Х. Уоткинс открыл магазин в 1896 году и переехал в более крупный магазин в центре города в 1902 году. В старом магазине открылся магазин шляп и платьев, шорно-седельные магазины Скотта и сантехнические магазины Корнса находились на пересечении улиц Те Мата и Руапуке, Уолли. В Томсоне были кузнецы, а в 1920-х годах было два мясника, каждый со своей бойней. [ 12 ]
Телефон
[ редактировать ]Примерно в 1880 году первая телефонная линия, соединившая Кавию с Гамильтоном, прошла через Вайтетуну, Кауроа и Те Мата. В 1914 году к Телефонной ассоциации Те Мата присоединились 40 поселенцев, связанных с телефонной станцией в местном магазине, работавшем с 9:00 до 17:00, но с круглосуточной службой местных звонков. В 1927 году он был ликвидирован. [ 12 ] когда были построены новое почтовое отделение, линии и станция с 64 абонентами. [ 42 ] На старых линиях были небольшие изоляторы, оцинкованная проволока, дешевые опоры и однопроводная система заземления. [ 12 ] Обмен был автоматизирован в 1970 году. [ 43 ]
Образование
[ редактировать ]Школа Те Мата (Раглан), государственная полная начальная школа (1–8 классы), по состоянию на 2013 г. [update], децильный рейтинг 1 [ 44 ] и бросок 81. [ 45 ] Школа открылась в 1877 году и была построена из сборных коттеджей для иммигрантов, которые были отправлены в Реглан в 1874 году, а затем перевезены в Те Мата упряжкой волов Джона Гальвана. Нынешняя школа была построена в 1905 году. Новые классы были построены в 1961 году, а здание 1905 года реконструировано. В 1964 году старый школьный дом был заменен домом школы Те Хутевай. Школьные бани были построены в 50-х годах, а фильтровальная установка пристроена в 1969 году. [ 43 ]
Бывший член парламента Кэтрин О'Риган училась в школе с 1951 по 1958 год. [ 46 ]
Раньше в Кауроа существовали школы (1907 г.). [ 37 ] до объединения с Регланом в 1941 г.), [ 33 ] Макомако (1926) [ 47 ] -после 1973 г.), Бизнес (1935 г.) [ 48 ] -1960-е годы), [ нужна ссылка ] Пакока (1915–19), [ 49 ] Долина (1844 - 1904, [ 50 ] или 1907), [ 51 ] Руапуке и Те Хутевай (1924 г.) [ 52 ] -1958). [ 12 ] Учащиеся теперь едут на школьном автобусе в Те Мата [ 53 ] или реглан. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение порядка представительства для подачи заявки на выборы в окружной совет Вайкато, которые состоятся 8 октября 2022 года» (PDF) . Комиссия местного самоуправления . статья 93.
- ^ Jump up to: а б «Веб-приложение ArcGIS» . statsnz.maps.arcgis.com . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Набор данных статистического района 1 для переписи населения 2018 года» . Статистическое управление Новой Зеландии. Март 2020. 7011313.
- ^ Сводка мест переписи 2018 года: Те Уку
- ^ Jump up to: а б Уилкс, Оуэн. «ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЧЕРТОВ В РЕГЛАНЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ ВАЙКАТО» . Новозеландская археологическая ассоциация .
- ^ Клейтон Уотерхаус, Барри; Пи Джей Уайт (1994). Геология района Раглан-Кавия . Институт геологических и ядерных наук (Новая Зеландия). ISBN 0-478-08837-Х .
- ^ Келли, Миромиро (2013). «Оценка культурного воздействия Нгати Маханги (для подразделения Рангитахи)» . Районный совет Вайкато .
- ^ «Просмотр сайта NZAA» . archsite.eaglegis.co.nz . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ «Калькулятор инфляции» . Резервный банк Новой Зеландии .
- ^ Jump up to: а б К.В. Веннелл и Сьюзан Уильямс (1976). Холмы и море округа Рэглан, 1876–1976 гг . Уилсон и Хортон для Совета графства Рэглан. ISBN 0868640026 .
- ^ «Журнал прогулки с епископом Новой Зеландии от Окленда до Таранаки К. Дж. Абрахама (1856 г.)» . www.anglicanhistory.org . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я RT ВЕРНОН: Те Мата - Те Хутевай в первые дни - 1972 AO RICE LTD
- ^ Иллюстрированный путеводитель Брэдбери по району Реглан и Кавия . Брэдбери. 1915.
- ^ Веннелл, Роберт (5 октября 2022 г.). Тайны моря: история местных морских существ Новой Зеландии . HarperCollins Publishers Ltd., стр. 90–95. ISBN 978-1-77554-179-0 . Викиданные Q114871191 .
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «[XIII.— Районы Аотеа, Кавия и Мокау.] | NZETC» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «8. – История иммиграции – Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии» . www.teara.govt.nz . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б Тролове, Ф.Дж. (1970). Две недели . пп. 30, 41.
- ^ Jump up to: а б Воссоединение к столетию старых поселенцев реглан: 1840-1940: Сувенирный буклет . Хроники округа Рэглан. 1940 год.
- ^ «Прошлые документы — Waikato Times — 2 марта 1880 г. — РЕГЛАН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. (Наш специальный репортер.) III» . paperspast.natlib.govt.nz . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Waikato Times, том XXII, выпуск 1867, 24 июня 1884 г., стр. 2 Рэглан-Кавия-роуд
- ↑ Auckland Star, том XXVI, выпуск 4497, 28 октября 1884 г., страница 4
- ^ Окленд Стар, Том XXVIII, выпуск 291, 15 декабря 1897 г., страница 5
- ↑ New Zealand Herald, том XXXIX, выпуск 12074, 18 сентября 1902 г., стр. 6
- ^ «Смета общественных работ» . Новозеландский Вестник . 17 ноября 1910 г. с. 7 . Проверено 28 октября 2015 г.
- ^ «Смета общественных работ» . Вайкато Аргус . 19 октября 1912 г. с. 2 . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Оценки» . Вайкато Аргус . 26 ноября 1913 г. с. 4 . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Заявление об общественных работах» . Вайкато Аргус . 21 октября 1914 г. с. 4 . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Оценки» . Вайкато Таймс . 7 декабря 1918 г. с. 2 . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ Auckland Star, Том LIII, выпуск 62, 15 марта 1922 г., стр. 14 Реклама Пакока-Те Мата-Франктон об открытии автобусного сообщения
- ^ RT Вернон: Аотеа, глава 32
- ^ Jump up to: а б с д RT Вернон: Реглан
- ^ «НОВОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ Церковь Те Мата «Всех Святых»… — Кайл Лютхарт, Эл. Джей Хукер Реглан | Facebook» . www.facebook.com . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Реглановая хроника #ClippedOnIssuu» . Историческая церковь получит новую жизнь? (с фото) . 4 июля 2013 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Барбара О'Доэрти, Сью Браун (2006). История католической общины в регионах Раглан, Те Мата и Кавия . Школа района Реглан.
- ^ Jump up to: а б с д Вернон, RT (1981). Вокруг Реглана .
- ^ «Ущерб в размере 700 фунтов стерлингов» . Нажимать . 18 февраля 1928 г. с. 5 . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ^ «Страница 4, столбец 5 с рекламой» . Вайкато Аргус . 14 января 1914 г. с. 4 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Отзыв роспуска акционерных обществ – 2015-is5767 – New Zealand Gazette» . Газетта.govt.nz . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Продажи домашнего скота - Предстоящие продажи - Agonline - Простой способ покупать и продавать через Интернет» . agonline.co.nz . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Построено новое почтовое отделение» . Новозеландский Вестник . 15 августа 1927 г. с. 8 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б ВЕРНОН, RT (1972). Те Мата-Те Хутевай Ранние дни . АО РАЙС ЛИМИТЕД. п. 82.
- ^ «О школе – Бюро обзора образования» . www.ero.govt.nz. Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ «Школа Те Мата (Реглан) 06.06.2013 – Бюро обзора образования» . www.ero.govt.nz. Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ «Старые друзья Новой Зеландии — школы Те Мата (реглан), Вайкато — встречи» . www.oldfriends.co.nz . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ «Движения министров» . Новозеландский Вестник . 29 января 1926 г. с. 10 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ Вернон, RT Аотеа . п. 28.
- ^ Вернон, RT Аотеа . п. 21.
- ^ «Личная вещь» . Новозеландский Вестник . 29 марта 1904 г. с. 6 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Родные школы» . Maori Record: журнал, посвященный развитию народа маори . 1 января 1907 г. стр. 63 64 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Тур министра по Вайкато» . Окленд Стар . 27 февраля 1924 г. с. 7 . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Автобусы» . Школа Те Мата . Проверено 8 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта масштаба 1:50 000
- Google фото уличной сцены
- новостей Те Мата в Facebook Страница
- Национальная библиотека, фотографии 1910 года [1] Главная улица Те Мата и общественный зал , общественный зал , универсальный магазин [2] [3] [4] , ручей , вид на юг , улица Те Мата и мост , школа Те Мата [5] , река Такапауни [6] , река , пруд , Мост Николсона , Мост Прайса , Черный мост , Красный мост , дорожная развязка , молочный завод [7] и Мировая война 2 конные винтовки ополчения .
- Фотографии Оклендского еженедельника Почтовое отделение 1901 года , Церковь Всех Святых 1928 года
- Окленд Стар, фото 1927 года, новое почтовое отделение.