Пятый всадник — страх
Пятый всадник — страх | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Збинек Бринич |
Написал | Хана Белоградска Збинек Бринич |
На основе | без красоты, без ошейника Хана Белоградска была бы |
В главных ролях | Мирослав Махачек Ольга Шейнпфлюг Иржи Адамира |
Кинематография | Ян Калиш |
Под редакцией | Мирослав Гаек |
Музыка | Иржи Штернвальд |
Производство компания | Киностудия Барранд |
Распространено | Центральный прокат фильмов |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Чехословакия |
Язык | чешский |
«Пятый всадник — это страх» ( чеш . A pátý jezdec je strach ) — чехословацкий фильм 1965 года о Холокосте , режиссёром которого стал Збинек Бринич . Вместо изображения газовых камер и концентрационных лагерей фильм исследует более тонкие, но не менее изнурительные психические последствия угнетения. Он получил свое название от истории о Четырех Всадниках Апокалипсиса, описанной в Книге Откровения . [ 1 ]
В фильме использована экспрессионистская кинематография, а музыка к фильму написана под диссонирующую фортепианную музыку.
Сюжет
[ редактировать ]Действие фильма происходит в Праге во время немецкой оккупации Чехословакии . Фильм рассказывает о докторе Брауне, еврейском враче, которому запрещено заниматься медицинской практикой. Вместо этого он работает на немецких чиновников, каталогизируя конфискованное еврейское имущество. Все, чего хочет Браун, — это выжить, но его прагматичный менталитет подвергается сомнению, когда раненый боец сопротивления натыкается на его дом. Поиски морфия ведут доктора Брауна через его измученный город, где страх разъедает социальную структуру.
На первый взгляд город может показаться нормальным, но галлюцинации, неловкие вспышки гнева и нервное, застенчивое поведение дают понять, что общество разваливается. Хотя изображений Холокоста никогда не было видно, его опустошение воспринимается через всеобъемлющее чувство нищеты и страха. Пока доктор Браун путешествует по захудалым подземельям Праги и возвращается в свой многоквартирный дом, где длинная винтовая лестница соединяет жизни всех его эксцентричных соседей, на экране появляются самые разные личности, каждая из которых выглядит одинаково пытали.
Благодаря минимальному количеству диалогов и постепенному темпу, ощущение надвигающейся гибели никогда не покидает экран. Плач младенцев, тяжелые тени и побитые пластинки создают постоянный тон кошмарной тревоги. Из танцевального зала, где покачиваются красивые молодые пары, а на столах валяются пустые бокалы из-под шампанского, к жилому дому бывшего преподавателя игры на фортепиано, заваленному нотами, и по пустым мощеным улицам, зрителям никогда не дают почувствовать себя непринужденно.
Фильм наполнен диссонирующей фортепианной музыкой и полон экспрессионистской кинематографии. Вначале камера следует за доктором Брауном через его работу, где преувеличенные кадры поддаются символической интерпретации. Например, в одной из сцен доктор Браун молча стоит перед стеной, полной тикающих конфискованных часов. Часы служат символом времени; и у евреев, потерявших свои часы, также было отнято время на Земле.
Позже в качестве экспозиции выступают короткие прерывистые кадры домашней работы врача. Небольшая стопка книг и пустая банка из-под молока намекают на бедность и интеллект. Его заброшенная скрипка предполагает подавленную страсть и творческий потенциал; а маленькое окно его спальни, из которого виден одинокий дымящий дымоход, тонко намекает на ужасы Холокоста.
Ближе к концу фильма голос по радио монотонным голосом заявляет: «Чем дольше длится война, тем больше наша вера в окончательную победу». Не голос надежды, фильм Бринича посылает послание отчаяния.
Бросать
[ редактировать ]- Мирослав Махачек в роли доктора. Армин Браун
- Ольга Шейнпфлугова — учитель музыки
- Иржи Адамира — адвокат Карел Веселый, владелец здания
- Зденка Прохазкова и Марта Весела
- Йозеф Винкларж в роли Властимила Фанты
- Илья Прачарж в роли мясника Шидлака
- Яна Прахаржова и Вера Шидлакова
- Иржи Врштала — инспектор
- Томаш Гадл и Хонцик Веселый
- Ева Свободова в роли хозяйки Кратохвиловой
- Карел Новачек — член Сопротивления Панек
- Честмир Ржанда в роли доктора. Эмиль Винер
- Славка Будинова в роли Елены Винеровой
- Ива Янжурова в роли горничной Анички
Прием
[ редактировать ]Когда фильм был выпущен в США в 1968 году, он получил высокую оценку критиков. Журнал Time назвал этот фильм «превосходно снятым фильмом». [ 2 ] и Роджер Эберт написал: «За последние десять минут я был потрясен, обнаружив, насколько глубоко вы в это вовлеклись. [Это] безошибочно работа мастера, и я могу только задаться вопросом, снимал ли Бринич другие фильмы или если его способности естественны, как кажется у Феллини , я упоминаю Феллини, потому что в этом фильме, кажется, есть то, чего способны достичь Феллини и очень немногие другие режиссеры: чувство ритма». и «Почти идеальный фильм… красивая, выдающаяся работа. Думаю, он получит премию Оскар как лучший иностранный фильм ». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «И пятый всадник — страх» . Обзор фильма . НФА . Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ * «Пятый всадник — страх» . Время . 10 мая 1968 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2010 года.
- ^ * Эберт, Роджер (30 июля 1968 г.). «Пятый всадник — страх» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 7 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1965 года
- Драматические фильмы 1965 года
- Авангардные и экспериментальные фильмы 1960-х годов
- Чехословацкие черно-белые фильмы.
- Фильмы 1960-х годов на чешском языке
- Чехословацкие авангардные и экспериментальные фильмы
- Фильмы о евреях и иудаизме
- Фильмы Збинека Бринича
- Фильмы, действие которых происходит в Праге.
- Фильмы о Холокосте
- Чешские военные фильмы
- Чешское независимое кино
- Чешское сопротивление нацистской оккупации в фильме
- Чешские авангардные и экспериментальные фильмы
- Чешские фильмы о Второй мировой войне
- Чехословацкие фильмы о Второй мировой войне.
- Фильмы на медицинскую тематику