Зуни Мод
Зуни Мод (родившийся Ицхок Мойед ; 1891–1956) был идиш -американским карикатуристом, сатириком, каллиграфом и соучредителем первого кукольного театра на идиш в Соединенных Штатах.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Зуни Мод (זוני מאוד) родилась Ицхок Мойед в местечке Васликов, польская Литва . Его отец был габаем . Учился в хедере , ешиве и Талмуд-Торе в Белостоке, Бельске и Варшаве. В этих школах он иллюстрировал изучаемые еврейские тексты, что приводило к дисциплинарным проблемам. [ 1 ]


Идишская пресса и театр
[ редактировать ]Он приехал в Соединенные Штаты в 1905 году вместе со своим братом; он стал Исааком Модом на острове Эллис. Он подрабатывал случайными заработками, изучая искусство по вечерам в Cooper Union и анархистском социальном центре Ferrer School . Когда он работал посыльным, ему дали прозвище Санни; он сохранил это имя, но превратил его на идиш в Зуни. [ 2 ] В 1907 году вместе с другими молодыми интеллектуалами он основал идишский журнал « Ди Юнгт» , а позже они основали сатирический журнал « Дер Кибитцер» . Его рисунки в этих журналах представляли собой одну или несколько панелей и были посвящены еврейской жизни; его первый комический рассказ на идише появился в 1910 году. В 1916–1920 годах он был редактором развлекательного отдела газеты «Форвертс» , а также карикатуристом в нескольких других газетах. [ 3 ] В 1924 году он присоединился к своим друзьям Йослу Катлеру и Джеку Творкову , чтобы стать художниками по костюмам и декорациями для Мориса Шварца постановки Абрахама Гольдфадена » « Ди Кишефмахерин . Они создали кукол для спектакля и решили открыть кукольный театр. [ 1 ] Трио расширило свою раннюю работу во время лета, проведенного в Кэтскиллс , в летнем доме художников и писателей левого крыла, которые высказывали свое мнение. В 1925 году трио открыло Театр Шпиля «Моджакот» ( сумма их названий), первый кукольный театр на идише в Америке. [ 4 ] Творков очень скоро бросил учебу, и название амальгамы стало Модикот. «Полужуткие куклы, говорящие на идише» [ 5 ] были гротескными, а декорации имели тенденцию к сюрреализму. Пьесы ставились с искусной и острой сатирой на идишскую жизнь. [ 6 ] с левыми политическими взглядами, но сохраняющими комический оттенок. [ 7 ] Сотрудничая с Катлером, их работы всегда были пронизаны социальными комментариями, сюрреализмом , кубизмом и циничным юмором. В пьесах олицетворялось «столкновение традиций и современности, характеризующее идишскую жизнь в Нью-Йорке». [ 8 ] и «перекосил все, от современной политики до еврейской жизни». [ 9 ] В 1929 году Модико гастролировал в течение трех лет, сначала по Америке, затем по Европе, посетив Лондон, Париж, Вильно, Варшаву, Амстердам и закончив в Советском Союзе. Европейские туры были хорошо приняты. В Вильне за месяц они отыграли 75 аншлаговых представлений. В Варшаве идишская пресса безоговорочно хвалила Модикота, рекомендуя его «всем еврейским рабочим» и отмечая:
Вся программа полна необыкновенного народного юмора, замечательных идей и великолепной техники. У нас есть истинно еврейские морщины и жесты, слова и бормотание, знаки и стоны, произошедшие от еврейских источников и еврейского образа жизни. [ 10 ]
У Катлера и Мод были разные, но дополняющие друг друга личностные профили:
Катлер — противоположность Мод. Мод — сложная, Катлер — легкая. Мод упряма, Катлер — уступчива. Мод жестоко критикует, Катлер — наивен и мягок. Поэт Зише Вайнпер также отметил, насколько разными были их личности, написав, что их совместная творческая работа создала некую гармонию, которая привела их к своей художественной цели. Далее он заявил, что они были единственными художниками, которые привнесли элемент веселья в пролетарское движение. [ 11 ]
Разносторонний художник, он иллюстрировал множество книг, в основном детских, работал сценографом в Идишском театре, был известным каллиграфом . [ 12 ] Сейчас он также известен как скульптор, книжный дизайнер, художник-плакатист и автор пародий и рассказов. [ 13 ]
Ретроспектива
[ редактировать ]В 2015 году театральный коллектив Great Small Works представил «Муттерганг и другие веселые падения» — двуязычную идиш-английскую версию художественных произведений Мод и Катлера, переработанную оригинальные сценарии. [ 14 ] и использование кукол и актеров. [ 15 ] Их работа в последнее время считается моделью изменения властных отношений. [ 16 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]По возвращении из европейского турне 1933 года Мод и Катлер пережили «трагическое» событие. [ 17 ] расстались по неизвестным причинам. [ 4 ] Мод, о которой говорят, что она обладает «определенной меланхолией». [ 12 ] практически исчез из театрального мира. После неудавшейся персональной художественной выставки он посвятил свое время рисованию для себя в семейном колонии бунгало в Кэтскиллс. [ 4 ] Он был прокоммунистическим. Во время своих турне по Советскому Союзу он познакомился и подружился со многими еврейскими писателями. В 1956 году ему сообщили, что Сталин казнил многих его друзей . Он умер той ночью от сердечного приступа. «С тех пор он исчез в преисподней истории идиша». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «мод/зуни» . www.museumoffamilyhistory.com . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Кастаньо, Джон (2010). Еврейские художники, подписи и монограммы . Пугало Пресс. п. 319. ИСБН 9780810874213 .
- ^ «Зуни Мод» . Ламбиек.нет . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с "yt/моджакот" . www.museumoffamilyhistory.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Макаллен, Ян (ноябрь 2012 г.). «Полужуткие, говорящие на идише марионетки захватили Манхэттен за полвека до «Маппетов»» . ио9 . Проверено 3 октября 2019 г.
- ^ Леви, Эмануэль (13 сентября 2012 г.). «Фильмы Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка | Эмануэль Леви» . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Иудаика – SUNY» . www.albany.edu . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Портной, Эдвард (1 сентября 1999 г.). «Кукольный театр Модикут: модернизм, сатира и культура идиш». TDR/Обзор драмы . 43 (3): 115–134. дои : 10.1162/105420499760347360 . ISSN 1054-2043 . S2CID 57562597 .
- ^ «Знакомьтесь, Мохандас Ганди, марионетка, говорящая на идиш» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Белл, Джон (2001). Марионетки, маски и исполнительские объекты . МТИ Пресс. п. 118. ИСБН 0262522934 .
- ^ «Марионетки, маски и исполнительские объекты — Скачать PDF бесплатно» . epdf.pub . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Йидлид Зуни Мод» . yidlid.org . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ «Затерянное приключение Зуни и Йосла» . Планшетный журнал . 06.04.2020 . Проверено 25 июня 2022 г.
- ^ «Мировая премьера проекта Modicut» . ЙИВО . 16 июня 2015 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Фрумкин, Ирена (3 марта 2017 г.). «Беспокойные духи: прошлое, настоящее и будущее идишского кукольного театра» . новостей Ф. Журнал Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ ЛаАдмин (07.08.2016). «Мунтерганг и другие веселые падения!» . Ла Мама . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ «Театр кукол Модикут | Архив еврейских течений» . Проверено 16 октября 2019 г.
- Журналисты, говорящие на идише
- Американские кукловоды
- Сатирики, говорящие на идише
- Американские левые активисты
- Американские сценографы
- Американские карикатуристы
- Американские сатирики
- Американские журналисты-мужчины
- Литовские евреи
- Артисты идишского театра
- Американские каллиграфы
- Выходцы из Российской империи еврейского происхождения
- Драматурги и драматурги, говорящие на идише
- 1891 рождений
- 1956 смертей
- Американские театральные менеджеры и продюсеры
- Эмигранты из Российской империи в США
- Американские журналисты-евреи
- Американские художники-евреи
- Еврейские социалисты
- Журналисты 20-го века