Великий фаворит
«Великий фаворит, или герцог Лерма» — пьеса, написанная сэром Робертом Говардом , историческая драма, основанная на жизни Франсиско Гомеса де Сандоваля-и-Рохаса, герцога Лерма , фаворита короля Испании Филиппа III . [ 1 ] Пьесу часто считали лучшим драматическим произведением Говарда, а также шагом в развитии героической драмы эпохи Реставрации . [ 2 ]
Производительность и публикация
[ редактировать ]Премьера пьесы состоялась 20 февраля 1668 года Королевском театре на в Друри-Лейн . Нелл Гвин сыграла дочь Лерма Марию. Сэмюэл Пепис видел спектакль в компании короля Карла II и его двора на его первом представлении, как он записал в своем дневнике. (Пепис интерпретировал пьесу как завуалированную критику поведения Чарльза с его любовницей и написал, что ожидал, что король прервет спектакль, но этого не произошло.)
пьеса была опубликована в издании -кварто В том же году Генри Херрингманом и снова напечатана в сборнике произведений Говарда в 1692 году .
Авторство
[ редактировать ]В своем предисловии к изданию 1668 года Ховард заявляет, что у Королевской компании была старая пьеса на тему герцога Лерма - «неподходящая» вещь, которая все же была «написана с более высоким стилем и мыслями, чем я мог достичь». Ховард переработал старую пьесу, «изменив большую часть персонажей и весь дизайн…» Альфред Харбидж утверждал, что эта старая пьеса была утерянным произведением Джона Форда , основываясь на сходстве между «Великим фаворитом» и характерным произведением Форда. драма. [ 3 ] Другие ученые предположили, что старой пьесой, переработанной Говардом, была «Испанский герцог Лерма» , утраченная драма Генри Ширли, которая была внесена в Реестр канцелярских товаров 9 сентября 1653 года, но так и не опубликована.
«Великий фаворит» написан смесью белого и рифмованного стихов. Рифма стала доминирующей модой в героической драме Реставрации, в то время как в более ранней драме Кэролайн Форда, Ширли и их современников отдавался предпочтение белому стиху. Два контрастирующих стиля в «Великом фаворите» могут дать некоторое представление о степени переписания Говарда по сравнению с сохранившимися частями исходного текста.
Драйден
[ редактировать ]Шурин Говарда Джон Драйден написал пролог к пьесе, произнесенный в театре. Хотя Ховард и Драйден были коллегами и время от времени соавторами (в «Индийской королеве» ) 1664 года , у них также возникли краткие разногласия по поводу использования рифмы и роли общественного вкуса в драме. Их спор нашел отражение в их сочинениях конца 1660-х годов, особенно в «Очерке драматической поэзии» Драйдена и предисловии к «Великому фавориту» . [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Ховард изображает Лерма как «Сверхдостигнутого Возрождения, Великого Макиавелла, характеризующегося огромными амбициями, беспринципностью и красноречием». [ 5 ] Герцог — циничный и кощунственный манипулятор, продвигающий своих последователей и выступающий против устоявшейся знати; он готов продать свою дочь Марию, чтобы получить влияние на молодого принца Филиппа; он даже замышляет убийство королевы-матери. Стареющий король Филипп II пытается сдержать Лерма и даже изгоняет его; но затем старый король умирает, и к власти приходит Лерма с новым правлением Филиппа III. Со временем Лерма, кажется, заходит слишком далеко; добродетельные члены двора, в том числе герцог Альва и брат Лерма, герцог Медины, вновь заявляют о себе, и кажется, что Лерма выдержит традиционное падение из милости своего типа характера. И все же Лерма избегает этого ожидаемого падения в заключительном акте, купив офис кардинала у коррумпированного папства.
Интерпретация
[ редактировать ]Читатели и зрители XVII века были искусны в извлечении социально-политических последствий из произведений литературы и драмы (как в примере с Пеписом, упомянутым выше). Изображение герцога Лерма, сделанное Говардом, рассматривалось современниками как критика графа Кларендона Чарльза , бывшего лорда-канцлера и его близкого доверенного лица. Ховард был связан с «сельской партией», которая тогда развивалась вопреки интересам Суда на английской политической сцене того времени. (Поскольку Кларендон к 1668 году уже впал в немилость - Палата общин объявила ему импичмент, и в прошлом году он бежал во Францию - воспринимаемая критика Говарда была гораздо менее рискованной, чем это было бы несколькими годами ранее.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Уомерсли, редактор, Реставрационная драма: Антология , Лондон, Блэквелл, 2000; стр. 43-72.
- ^ Дж. Дуглас Кэнфилд, Герои и государства: об идеологии восстановительной трагедии , Лексингтон, Кентукки, Университетское издательство Кентукки, 2000; стр. 78-81.
- ^ Альфред Харбидж, «Елизабетский: Палимпсест восстановления», Modern Language Review , Vol. 35 № 3 (июль 1940 г.), стр. 278–319.
- ^ Деннис Дрю Арунделл, Драйден и Ховард, 1664–1668 , Кембридж, издательство Кембриджского университета, 1929.
- ^ Кэнфилд, с. 78.