Золтан Розняй
Золтан Розняй (29 января 1926 — 10 сентября 1990) — венгерский дирижёр и музыкальный руководитель.
Он родился в Будапеште и окончил Музыкальную академию Ференца Листа , где учился у Золтана Кодая , Белы Бартока и Эрнеста фон Донаньи , а также дирижировал у Яноша Ференчика , среди других. Уже будучи концертирующим пианистом в возрасте 10 лет, он был одним из самых молодых студентов, когда-либо принятых в Академию. В 24 года он был назначен музыкальным руководителем Дебреценской оперы, а затем оркестров Мишкольца, Печа и Дьёра в Венгрии.
В 1954 году он стал постоянным дирижером концертной организации Венгерской национальной филармонии. В мае 1956 года он был удостоен второй премии на Международном конкурсе дирижеров в Риме, что повлекло за собой немедленное приглашение вернуться в Рим в качестве приглашенного дирижера. После Венгерской революции 1956 года Розняй уехал из Будапешта в Вену, где основал знаменитую Philharmonia Hungarica , состоящую из выдающихся эмигрантских музыкантов. Неустанными усилиями он превратил Венгерскую филармонию в один из самых выдающихся концертных оркестров Европы.
Розняи дебютировал в США в качестве приглашенного дирижера с Симфоническим оркестром Миннеаполиса в декабре 1956 года. [ 1 ]
Под эгидой Фондов Рокфеллера и Форда Розняй привез Венгерскую филармонию в Америку в 1959 году для ее первого турне по США. Они повсюду заслужили высокую оценку критиков. Последовали индивидуальные приглашения гостей.
В 1961 году Розняй стал резидентом США. В 1962 году он стал помощником дирижёра Нью-Йоркской филармонии под управлением Леонарда Бернстайна . В 1963 году он был назначен музыкальным руководителем Кливлендской филармонии , а в следующем году - музыкальным руководителем Симфонического оркестра Ютики.
Розняй написал и продирижировал музыку к нескольким фильмам, в том числе «Поиск» (1964). [ 2 ] и приглашение в Огайо (1964) [ 3 ] Режиссером этих двух фильмов стал еще один изгнанный венгр Юлиус Поточны. [ 4 ] и спродюсирован Cinécraft Productions, Inc. с музыкой в исполнении участников Кливлендского оркестра .
В 1967 году Розняи был выбран из более чем 130 кандидатов на должность музыкального руководителя Симфонического оркестра Сан-Диего . Под его руководством оркестр сделал свою первую профессиональную запись на лейбле Vox. Эта запись была добавлена к многочисленным заслугам Золтана Розняи, в том числе на Columbia Masterworks, а также на выдающихся европейских лейблах. В 1982 году он основал Ноксвиллский симфонический оркестр по случаю Всемирной выставки, а в 1987 году основал Международный оркестр Сан-Диего. Этот оркестр состоял из избранной группы молодых музыкантов, выступавших с симфоническими оркестрами и музыкальными ансамблями по всему миру.
Оркестр, находившийся недалеко от Мексики, выступал по обе стороны границы с необычайным успехом. Он присоединился к своему Международному оркестру Сан-Диего вместе с хором Pro-Musica Ensenada и хором Convivium Musicum из Мексики, а также спродюсировал «Реквием» Моцарта , «Глорию» Вивальди и сделал запись «Времен года» Гайдна. Он работал с Международным университетским оркестром Сан-Диего до 10 сентября 1990 года, когда умер от сердечного приступа .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Джордж Грим, «Красный паспорт доказывает бум в полете маэстро», Minneapolis Star Tribune, 23 декабря 1956 г., стр. 5Б, 7Б
- ^ https://digital.hagley.org/FILM_2019227_FC228 Поиск (1964); Цифровой архив Хэгли
- ^ https://digital.hagley.org/FILM_2019227_FC399 Приглашение в Огайо (1964); Цифровой архив Хэгли
- ^ https://case.edu/ech/articles/p/potocsny-julius ; Энциклопедия истории Кливленда