Jump to content

Теория Z

Теория Z — это название различных теорий человеческой мотивации, построенных на Дугласа МакГрегора Теории X и Теории Y . Теории X, Y и различные версии Z использовались в управлении человеческими ресурсами, организационном поведении, организационной коммуникации и организационном развитии.

МакГрегора Теория X утверждает, что работники по своей природе не любят работу и избегают ее, и их необходимо принуждать к ней, в отличие от теории Y , которая утверждает, что работа естественна и может быть источником удовлетворения, если она направлена ​​на удовлетворение психологических потребностей человека более высокого порядка.

Одна теория Z была разработана Абрахамом Маслоу. [1] в своей статье «Теория Z». [2] которая была опубликована в 1969 году в Журнале трансперсональной психологии . [3] [4] [5] [6] Вторая теория — это 3D-теория, разработанная У. Дж. Реддином в его книге «Эффективность управления» (1970), а третья теория — это Уильяма Оучи так называемый «японский стиль управления» , который был объяснен в его книге «Теория Z: Как» Американский бизнес может ответить на японский вызов (1981) в ответ на азиатский экономический бум 1980-х годов.

Для Оучи Теория Z была направлена ​​на повышение лояльности сотрудников к компании путем предоставления работы на всю жизнь с упором на благополучие сотрудника как на работе, так и вне ее. По мнению Оучи, менеджмент по Теории Z имеет тенденцию способствовать стабильной занятости, высокой производительности, а также высокому моральному духу и удовлетворенности сотрудников.

До теории Z

[ редактировать ]

Абрахам Маслоу , психолог и пионер в области человеческой мотивации, разработал теорию мотивации, основанную на человеческих потребностях и основанную на трех предположениях. Во-первых, человеческие потребности никогда не удовлетворяются полностью. Во-вторых, поведение человека целенаправленно и мотивировано потребностью в удовлетворении. В-третьих, эти потребности можно классифицировать в соответствии с иерархической структурой важности от низших к высшим (Маслоу, 1954):

  1. Физиологическая потребность
  2. Потребности в безопасности
  3. Потребности в принадлежности и любви
  4. Потребность в уважении – уверенность в себе
  5. Потребность в самореализации – потребность полностью раскрыть свой потенциал.

Теория иерархии потребностей Маслоу помогает менеджеру понять, что мотивирует сотрудника. Понимая, какие потребности должны быть удовлетворены, чтобы сотрудник достиг наивысшего уровня мотивации, менеджеры могут получить максимальную отдачу от производства.

Теория X и теория Y были разработаны Дугласом МакГрегором, социальным психологом, интересующимся характеристиками успешных организаций. В книге МакГрегора « Человеческая сторона предпринимательства» (1960) описаны теории X и Y, основанные на оригинальной иерархии потребностей Маслоу. МакГрегор сгруппировал иерархию потребностей на потребности низшего порядка (Теория X) и потребности более высокого порядка (Теория Y). Он предположил, что руководству, возможно, потребуется мотивировать сотрудников, но лучших результатов можно добиться, используя теорию Y, а не теорию X (Heil, Bennis & Stephens, 2000).

Теория Маслоу Z

[ редактировать ]

В конце своей карьеры Маслоу все больше внимания уделял самопревосхождению как человеческому феномену и проблеме. Как он объяснил в своей основополагающей статье под названием «Теория Z» , мотивация к трансценденции буквально «превосходит» его первоначальную иерархию потребностей. Так, например, некоторые люди, достигшие самореализации — высшего уровня его исходной пирамиды — также достигают трансцендентной жизненной ориентации, тогда как другие самоактуализаторы этого не делают. С другой стороны, некоторые люди, такие как пресловутый «голодающий художник», ценят самопревосхождение выше всех материальных ценностей, включая самореализацию (в смысле материального «успеха»). Следовательно, для Маслоу трансцендентность — это не столько расширение его исходной пирамиды, сколько ортогональное измерение.

Теории X , Y и Z играют роль в том, как компания должна успешно управлять. Маслоу считал, что идеальная организация должна использовать стремление человека к самопревосхождению, а также мотивы его первоначальной пирамиды.

  1. ^ Маслоу, Авраам Х. (май 2000 г.). Бизнес-читатель Маслоу . Джон Уайли и сыновья. п. 171 . ISBN  9780471360087 .
  2. ^ «Теория Z – Абрахам Маслоу» . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 года.
  3. ^ Робертс, Томас Б. (23 января 2013 г.). Психоделическое будущее разума: как энтеогены улучшают познание, повышают интеллект и повышают ценности . Саймон и Шустер. ISBN  9781594775024 .
  4. ^ Конвей, Т., (2008), Абрахам Маслоу, Трансперсональная психология и самопревосхождение , по состоянию на 28 июня 2020 г.
  5. ^ «А.4 Идеи Маслоу» .
  6. ^ «Советы Маслоу по самореализации | в главе 09: Мотивация и эмоции» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бакарр, Джина. Как добиться успеха в японской компании. Нью-Йорк. Издательская группа Кэрол, 1994.
  • Биттел, Лестер Р. (1989). 36-часовой курс менеджмента McGraw-Hill (стр. 11). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  • ДюБрин, Эндрю Дж. (1990). Основы менеджмента (с. 34). Цинциннати: Юго-Запад.
  • Хайль Г., Беннис В. и Стивенс Д. (2000). Дуглас МакГрегор, «Возвращение: управление человеческой стороной предприятия» (стр. 236). Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.
  • Лайкерт Р. (1967). Человеческая организация: ее управление и ценность (стр. 139). Нью-Йорк, МакГроу-Хилл.
  • Лутанс, Фред. (1989). Организационное поведение (стр. 36). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  • Маслоу, Авраам Х. (1970). Мотивация и личность (с. 28). Нью-Йорк: Харпер и Роу; 1-е изд., 1954 г.
  • Маслоу, Авраам Х. (1973). Теория З. В: Дальние пределы человеческой природы. Морис Бассетт, стр. 280–296.
  • Мэсси, Джозеф Л. и Джон Дуглас. (1992). Управление: современное введение (стр. 48). Энглвуд Клиффс: Компания Simon & Schuster.
  • МакГрегор, Дуглас. (1960). Человеческая сторона предприятия. Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc.
  • Оучи, Уильям Г. (1981). Теория Z. Нью-Йорк: Avon Books.
  • Реддин, У. Дж. Эффективность управления. (1970). (стр. 189–190). (Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill).
  • Уизенанд, Пол М. и Р. Фред Фергюсон. (1978). (с. 37). Управление полицейскими организациями, второе издание.
  • Уилсон, Колин (1972). Новые пути в психологии: Маслоу и постфрейдистская революция. Лондон: Victor Gollancz Ltd., стр. 181 и далее.
  • Вортхайм Э.Г. (2002)История организационного поведения (стр. 17). Бостон, Массачусетс: Колледж делового администрирования.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ad39ce4d07926cd753c3526cbdb928f__1720364640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/8f/9ad39ce4d07926cd753c3526cbdb928f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory Z - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)