меморандум Козака
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на румынском языке . (Август 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Август 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Меморандум Козака , официально российский проект Меморандума об основных принципах государственного устройства единого государства в Молдове , был предложением 2003 года, направленным на окончательное урегулирование отношений между Молдовой и Приднестровьем и разрешение приднестровского конфликта . Он рассматривался как продолжение московского меморандума 1997 года , но в конечном итоге был отвергнут президентом Молдовы Владимиром Ворониным .
План, представленный в середине ноября 2003 года Россией , представлял собой подробное предложение по созданию единого асимметричного федеративного Молдавского государства. Текст, впервые опубликованный на русском языке на сайте МИД Приднестровья, продвигал российский политик Дмитрий Козак , близкий соратник президента Владимира Путина и одна из ключевых фигур в его президентской команде. Для Приднестровья меморандум положил конец предыдущей политике Москвы, которая предполагала, что регион будет иметь равный статус в федерации с остальной частью страны. Согласно меморандуму, российские войска (не более 2000 человек, без тяжелого вооружения) останутся в Приднестровье на переходный период, но не позднее 2020 года.
Было предложено разделить полномочия правительства федеральной Молдовы на три категории: полномочия федерации, полномочия отдельных субъектов и полномочия совместных полномочий. В плане было выявлено несколько проблем, которые могли вызвать блокировку в разработке политики. [1] Нижняя палата, избираемая по пропорциональному представительству, будет принимать законы простым большинством голосов. Однако все органические законы (касающиеся изменения структуры федеральной власти - раздел 7b) потребуют одобрения сената (а не «всех законов»), представительство которого будет непропорционально численности населения: 13 сенаторов, избранных федеральная нижняя палата, девять от Приднестровья и четыре от Гагаузии . К 2004 году в Приднестровье проживало 14%, а в Гагаузии - 4% от общей численности населения Молдовы. Согласно этому плану, приднестровские сенаторы смогут заблокировать изменения в конституции единого государства. Законы, касающиеся Федерации (Молдова, за исключением Приднестровья и Гагаузии), не нуждаются в ратификации Сенатом.
Крупные демонстрации против меморандума Козака прошли в Кишиневе через несколько дней после публикации российского предложения. Руководство Молдовы отказалось подписывать меморандум без согласования с европейскими организациями. Визит президента Путина в Молдову был отменен. Позже в 2005 году президент Владимир Воронин выступил с заявлением, отвергающим меморандум Козака 2003 года из-за противоречия с конституцией Молдовы, которая определяет Молдову как нейтральное государство и не может допускать присутствие иностранных войск на своей территории, а страна не может вступать в военные союзы. Молдова и меморандум Козака был ключевым вопросом на министерской встрече Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Маастрихте в декабре 2003 года, а разногласия между Россией, с одной стороны, и ЕС и США, с другой, по Молдове, были одна из основных причин, по которой после встречи не была принята итоговая совместная декларация.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Акема, Дэн. "ВЛИЯНИЕ ЕС В ПРИННИСТРИИ" . Университет Радбауд . Проверено 17 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- меморандум Козака
- Полный текст меморандума Козака (на русском языке)
- Майкл Эмерсон, Должен ли приднестровский хвост вилять бессарабской собакой?
- Памела Хайд Смит, Молдова имеет значение: почему прогресс на юго-западном фланге Украины все еще возможен
- Нику Попеску, ЕС в Молдове – Урегулирование конфликтов в соседних странах, Институт исследований безопасности ЕС, Специальный доклад, № 60, 1 октября 2005 г.