Yushchenko Plan
Украинский план урегулирования приднестровского конфликта | |
---|---|
Составлено | 2005 |
Подписано | Н/Д |
Расположение | Н/Д |
Медиаторы |
|
Подписавшиеся | Никогда не подписывал, предложил:
|
Язык | Русский |
« План Ющенко» , также известный как « Украинский план» , — неудачный план 2005 года, разработанный тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко и секретарем Совета национальной безопасности и обороны Петром Порошенко в попытке положить конец приднестровскому конфликту мирным путем. средства при поддержке Молдовы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Фон
[ редактировать ]Приднестровский конфликт начался еще до обретения Молдовой независимости . [ а ] регион Приднестровья, заявивший о своем суверенитете над преимущественно румынской Молдовой. Это привело к Приднестровской войне в 1992 году, в которой Приднестровье при поддержке России успешно обеспечило фактическую независимость от Молдовы в рамках соглашения о прекращении огня. [ 2 ]
До «Плана Ющенко» было несколько безуспешных попыток решить приднестровский конфликт. Эти усилия стали особенно заметными после избрания Владимира Воронина президентом Молдовы в 2001 году . Молдавское правительство предприняло новые усилия по достижению урегулирования в рамках обещания Воронина решить приднестровский конфликт в течение его первого срока. Ключом к планам Воронина, получившим поддержку со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Украины и России, была федерализация Молдовы с включением Приднестровья. Против этого предложения выступила молдавская оппозиция, а разработанный Россией в 2003 году меморандум Козака , который предоставил бы приднестровским властям сильные полномочия в рамках молдавской федерации, вызвал негативную реакцию в Молдове и западных дипломатических кругах. [ 3 ] Отношения между Молдовой и Приднестровьем еще больше ухудшились после того, как последнее в следующем году закрыло все школы с румынским языком обучения на своей территории , что привело к тому, что Воронин объявил о прекращении переговоров. [ 4 ]
После парламентских выборов в Молдове 2005 года Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) была переизбрана, а Воронин был переизбран президентом Парламентом Молдовы . Новое правительство ПКРМ поддерживало дальнейшую интеграцию с Европейским Союзом , в отличие от своей прежней русофильской позиции. На востоке Молдовы, в Украине, также появилось новое прозападное правительство; Оранжевая революция , последовавшая за президентскими выборами в Украине в 2004 году, привела к власти правительство Виктора Ющенко . Теперь, окруженное проевропейскими правительствами, правительство Приднестровья сочло проблему своей международной изоляции и хрупкости еще более острой, чем в предыдущие годы, особенно после того, как стала очевидна возможность закрытия приднестровско-украинской границы (единственной открытой границы Приднестровья). В этих условиях Украиной был разработан План Ющенко. [ 4 ]
Планирование и первоначальная поддержка
[ редактировать ]Поскольку Приднестровье все больше изолировалось, правительство Ющенко приступило к разработке плана решения приднестровского конфликта. Петр Порошенко , секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины , сыграл ведущую роль в создании этого плана и обнародовал его на саммите ГУУАМ 22 апреля 2005 года . План включал семь пунктов: [ 5 ]
- "Украина предлагает администрации Приднестровья создать условия для развития демократии, гражданского общества и многопартийной системы".
- «Скоро состоятся выборы в Верховный Совет Приднестровья , представительный орган Приднестровского региона Молдовы, на основе правового статуса Приднестровья».
- «Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы , Россия и США примут участие вместе с Украиной в наблюдении за свободными и демократическими выборами в Верховный Совет Приднестровья».
- "Украина поддерживает намерения Евросоюза и США внести свой вклад в решение проблемы Приднестровья".
- «Существующий миротворческий формат будет трансформирован в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ».
- "Администрация Приднестровья разрешит направить международную наблюдательную миссию с участием украинских специалистов на военно-промышленные предприятия региона".
- "Украина готова дать согласие на краткосрочный мониторинг украинско-молдавской границы группами ОБСЕ с украинской территории с целью проверки перемещения товаров и людей. Мы призываем Приднестровье предпринять аналогичные шаги". [ 5 ]
Было намечено три этапа реализации плана, каждый продолжительностью не более шести месяцев. Во-первых, принятие в парламенте Молдовы закона, устанавливающего основные принципы урегулирования. Этот закон также послужит основой для новой конституции Приднестровья. Во-вторых, проведение свободных и справедливых выборов под руководством и контролем ОБСЕ, за которым последует создание комиссии, включающей молдавских и приднестровских депутатов, для разработки нового «Закона об особом правовом статусе Приднестровья», включающего также вклад со стороны Украина, Россия и ОБСЕ, а также, возможно, Европейский Союз и США. В-третьих, создание «Согласительного комитета» для урегулирования споров, возникающих из закона о статусе Приднестровья, включая молдавских, приднестровских, российских, украинских членов и членов ОБСЕ, а также, при необходимости, членов Европейского Союза и США. [ 3 ]
План Ющенко был встречен поддержкой России. [ 5 ] Молдова и ОБСЕ стали основой переговоров в формате 5+2 , начавшихся в том же году. [ 6 ] Дальнейшие подробности были раскрыты на встрече в украинском городе Винница в мае 2005 года, в ходе которой руководство Приднестровья и Молдовы выразило поддержку этому плану и выразило желание добиться его реализации. [ 7 ] Был написан проект договора по этому плану. [ 8 ] 10 июня 2005 г. парламент Молдовы одобрил план Ющенко 96 голосами и принял две дополнительные резолюции. Первый призывал к выводу российских войск из Приднестровья и созданию демилитаризованной зоны на территории Приднестровья. Второй призвал к помощи ОБСЕ, Европейского Союза и США в демократизации Приднестровья. [ 3 ]
22 июля 2005 года первый этап Плана Ющенко был реализован после того, как парламент Молдовы принял Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов на левом берегу Днестра, устанавливающий широкую автономию Приднестровья в составе Молдовы, предоставляя Официальная власть Верховного Совета Приднестровья, а также создание международной комиссии под эгидой ОБСЕ и Совета Европы для обеспечения свободы и справедливости выборов, а также соблюдения молдавских закон. Однако отсутствие участия Приднестровья в разработке закона, а также отсутствие международных гарантий вызвали опасения, что Приднестровье не примет этот план. [ 3 ]
Конец плана
[ редактировать ]Однако, несмотря на раннюю поддержку, план быстро потерял популярность. Когда Приднестровье осудило попытки Молдовы реализовать этот план, назвав его «асимметричной федерацией», молдавское правительство в конце 2005 года дало сигнал о нежелании продолжать переговоры. В результате Россия и Приднестровье привлекли США и Европейский Союз к переговорам в качестве наблюдателей. Однако этот шаг лишь завел переговоры в тупик, поскольку Молдова оказалась в равном с Приднестровьем положении. [ 9 ]
Плану Ющенко был нанесен еще один удар, когда Молдова и Украина достигли соглашения о границе. Приднестровье и Россия решительно осудили это соглашение, что еще больше обострило российско-украинский газовый спор 2005–2006 годов и привело к ухудшению отношений. Отношения еще больше ухудшились после визита министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка в столицу Молдовы Кишинев в июне 2006 года, в ходе которого он призвал включить Румынию в формат переговоров 5+2 (предложение, ранее отвергнутое как Россией, так и Украиной) и обвинил Приднестровье и Россию в использовании угроз экономической блокады для предотвращения дальнейших переговоров. В ответ в Приднестровье вспыхнули антиукраинские и антиамериканские протесты. [ 9 ]
Несмотря на провал плана Ющенко, Соединенные Штаты продолжали выражать поддержку ему в 2006 году, а также замене исключительно российских сил в Приднестровье международным миротворческим контингентом, включая Россию. [ 6 ] Однако к 2007 году план был полностью реализован, поскольку переговоры зашли в тупик, а формат «5+2» потерял актуальность. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 29,1% русских и 22,9% украинцев по сравнению с 28,6% молдаван , по данным приднестровской переписи 2015 года . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Перепись населения ПМР" [PMR Population Census]. Privyet PMR (in Russian). 9 March 2017. Archived from the original on 14 August 2018 . Retrieved 11 December 2022 .
- ^ Харрингтон, Кейт (21 июля 2022 г.). «Молдова отмечает 30 лет с тех пор, как прекращение огня положило конец войне на дорогостоящих условиях» . Балканский взгляд . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Процык, Олег (2004). «Демократизация как средство разрешения конфликтов в Молдове» (PDF) . Европейский ежегодник по вопросам меньшинств : 1–7.
- ^ Jump up to: а б Процык, Олег. «Федерализм и демократия в Молдове» (PDF) . Европейский парламент . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сокор, Владимир (27 апреля 2005 г.). «Порошенко разрабатывает, Ющенко запускает план по Приднестровью» . Фонд Джеймстауна . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Крамер, Дэвид Дж. (9 сентября 2006 г.). «Решение приднестровского конфликта» . Государственный департамент США . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Томюк, Евгений (18 мая 2005 г.). «Молдова: Кишинев и Тирасполь приветствуют украинский план, но до урегулирования еще далеко» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Украинский план урегулирования приднестровского конфликта» . Институт общественной политики . Архивировано из оригинала 19 июня 2006 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Урс, Кристиан. «Приднестровье: перспективы решения» . Европейский центр исследований безопасности имени Джорджа Маршалла . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Урс, Кристиан (весна 2008 г.). «Решение проблемы Приднестровья: остались ли оптимисты?» . Соединения . 7 (1): 57–75. дои : 10.11610/Соединения.07.1.04 . JSTOR 26323320 .