Jump to content

Парламентский омбудсмен

Парламентский омбудсмен ( финский : Eduskunnan oikeusasiamies , шведский : Riksdagens ombudsman , исландский : Umboðsmaður Alþingis , датский : Folketingets Ombudsmand , норвежский : Sivilombudet ) — название основных институтов омбудсмена в Финляндии , Исландии , Дании , Норвегии и Швеции (где термин омбудсмен юстиции Justitieombudsmannen также используется или JO). В каждом случае эти термины относятся как к должности парламентского омбудсмена, так и к отдельному омбудсмену.

В риксдаге существует институт омбудсмена с 1809 года. В то время Швецией управлял король , и поэтому сословный риксдаг , который тогда представлял четыре сословия , считал, что необходим некий институт, независимый от исполнительной власти, чтобы гарантировать что законы и постановления соблюдались. По этой причине оно назначило парламентского омбудсмена и продолжает это делать до сих пор. Первый омбудсмен был назначен в 1810 году, и парламентские омбудсмены до сих пор следуют основным принципам, которые применялись с тех пор.

Юрисдикция

[ редактировать ]

Жалобу в JO ( Justitieombudsmannen ) – или парламентского омбудсмена ( Riksdagens ombudsmän ), что является официальным названием учреждения – может подать любой, кто считает, что с человеком обошлись неправильно или несправедливо со стороны государственного органа или должностного лица. государственной службой или органами местного самоуправления. человеку не обязательно быть гражданином Чтобы иметь возможность подать жалобу, Швеции или достичь определенного возраста.

Однако это учреждение не обладает юрисдикцией над действиями членов риксдага, правительства или отдельных министров кабинета, канцлера юстиции или членов окружных или муниципальных советов. Равно как и газеты, радио- и телепередачи, профсоюзы, банки, страховые компании, врачи частной практики, юристы и т.д. попадают в сферу компетенции омбудсмена. В этих областях существуют и другие надзорные органы, такие как Шведский совет прессы ( Pressens Opinionsnämnd ), Управление финансового надзора ( Finansinspektionen ), Национальный совет здравоохранения и социального обеспечения ( Socialstyrelsen ) и Шведская ассоциация адвокатов ( Sveriges advokatsamfund ).

Омбудсмен – это лицо, избираемое риксдагом для обеспечения того, чтобы суды и другие учреждения, а также государственные должностные лица, которых они нанимают (а также все, чья работа связана с осуществлением государственной власти), соблюдали законы и постановления и выполняли свои обязанности в все остальное уважение. Омбудсмен избирается сроком на четыре года и может быть переизбран. Хотя формального требования к омбудсмену быть юристом не существует , на практике все, кроме первого, имели юридическое образование.

В 1941 году положение, согласно которому омбудсменом могли избираться только мужчины, было отменено; с тех пор на этот пост были избраны пять женщин. Сегодня в штате четыре омбудсмена: две женщины и двое мужчин. У каждого омбудсмена есть своя зона ответственности (надзорная зона). Один из омбудсменов имеет титул главного парламентского омбудсмена и отвечает за административную деятельность, решая, например, какие области ответственности следует передать другим омбудсменам. Однако омбудсмен не может вмешиваться в расследование или вынесение решения другого омбудсмена ни в каком случае в пределах своей компетенции. Каждый омбудсмен несет прямую индивидуальную ответственность перед риксдагом за свои действия. Годовой отчет — одна из официальных публикаций шведского риксдага — представляется Постоянному комитету по конституции , который затем составляет свой собственный письменный отчет и уведомляет риксдаг.

Запросы (надзор) омбудсмена основываются на жалобах населения, делах, возбужденных самими омбудсменами, а также на наблюдениях, сделанных в ходе проверок. Ежегодно парламентский омбудсмен получает почти 5000 жалоб самого разного характера. Большая часть работы омбудсмена состоит в рассмотрении жалоб.

Полномочия и санкции

[ редактировать ]

Парламентские омбудсмены имеют право инициировать дисциплинарные процедуры в отношении должностного лица за проступки. Однако наиболее частым результатом является критический консультативный комментарий омбудсмена или какая-либо рекомендация. Заключение омбудсмена никогда не имеет юридической силы. Офис парламентского омбудсмена является политически нейтральным.

Самая крайняя мера позволяет омбудсмену действовать в качестве специального прокурора и предъявлять обвинения должностному лицу в должностных преступлениях или других нарушениях. Такое случается очень редко, но само осознание такой возможности имеет большое значение для авторитета омбудсмена.

Ларс Огюстен Маннергейм (1749-1835) был первым шведским омбудсменом .

Должность парламентского омбудсмена была учреждена в связи с принятием шведского Акта правления , вступившего в силу после свержения шведского короля в 1809 году и основывавшегося в некоторой степени на идеях Монтескье о разделении властей. Помня об автократическом правлении короля Густава III , законодатели внесли в новую конституцию систему, которая позволила бы риксдагу иметь некоторый контроль над осуществлением исполнительной власти. Таким образом, на Постоянный комитет по конституции была возложена задача надзора за действиями министров и обеспечения избрания специального парламентского омбудсмена для контроля за соблюдением публичными властями закона. Закон о риксдаге 1810 г. содержал положения, касающиеся аудиторов, избираемых риксдагом для проверки деятельности государственной службы, Банка Швеции и Управления государственного долга . Постановления главы 12 Акта правления 1974 года позже включили эти три надзорных органа Риксдага (т.е. парламентских омбудсменов, Постоянный комитет по Конституции и парламентских аудиторов) в нынешнюю систему парламентского правления.

Идея создания некоего подотчетного риксдагу органа, который мог бы контролировать соблюдение властями закона, не была новой в 1809 году. Фактически, в 1713 году абсолютный монарх Карл XII учредил должность Верховного омбудсмена Его Величества. . В это время король Карл XII находился в Турции и почти 13 лет находился за границей. В его отсутствие его администрация в Швеции пришла в упадок. Поэтому он назначил верховного омбудсмена своим выдающимся представителем в Швеции. Возложенная на него задача заключалась в том, чтобы обеспечить, чтобы судьи и государственные должностные лица в целом действовали в соответствии с действующими законами и удовлетворительно выполняли свои обязанности в других отношениях. Если омбудсмен установил, что это не так, он имел право возбудить против них судебное разбирательство за неисполнение своих обязанностей. В 1719 году верховный омбудсмен получил титул канцлера юстиции ( Justiekanslern ). Эта должность существует до сих пор, и сегодня канцлер юстиции выполняет функции омбудсмена правительства. После смерти Карла XII в 1718 году в Швеции десятилетиями существовало более или менее парламентское правление ( Эпоха свободы ). В 1766 году риксдаг фактически впервые избрал канцлера юстиции. Однако в Правительственном документе 1772 года право назначать канцлера юстиции снова стало королевской прерогативой. После периода возобновления самодержавного правления Густава III и его сына Густава Адольфа IV последний был свергнут в 1809 году.

Согласно Акту правления 1809 года, власть должна была быть разделена между королем и риксдагом. Король должен был назначить канцлера юстиции (другими словами, он был королевским омбудсменом), а риксдаг должен был назначить своего парламентского омбудсмена. Основная цель создания новой должности омбудсмена (парламентского омбудсмена) заключалась в защите прав граждан путем создания надзорного органа, полностью независимого от исполнительной власти. Однако казалось вполне естественным создать эту новую должность по образцу канцлера юстиции. Таким образом, как и канцлер юстиции, омбудсмен должен был быть прокурором, в задачу которого входило наблюдение за применением законов судьями и государственными служащими. Согласно Акту правления 1809 года, риксдаг должен был назначить человека, «известного своим знанием закона и образцовой честностью» парламентским омбудсменом. Иными словами, в его обязанности входило сосредоточиться на защите прав граждан. Например, парламентский омбудсмен должен был поощрять единообразное применение закона и указывать на законодательные неясности. Его работа заключалась в проведении проверок и расследований жалоб. Жалобы поначалу играли относительно незначительную роль. За первое столетие существования канцелярии общее количество жалоб составило около 8000.

Первоначально роль парламентского омбудсмена можно было охарактеризовать как роль прокурора . Дела, возбужденные омбудсменом, либо были отложены без каких-либо действий, либо закончились судебным преследованием. Однако со временем сложилась процедура, которая означала, что за незначительные правонарушения от уголовного преследования отказывались и вместо этого выносили выговор. Это развитие было признано риксдагом в 1915 году, включив в инструкции парламентского омбудсмена конкретное право на отказ от судебного преследования. До принятия инструкций 1975 года эти положения о праве омбудсмена отказываться от судебного преследования в случаях нарушений, не имевших серьезных последствий, служили единственным формальным основанием для выражения критики. В тех случаях, когда должностное лицо не могло быть обвинено в какой-либо наказуемой ошибке и, следовательно, не было оснований для принятия решения об отказе от уголовного преследования, выражение критики или рекомендаций со стороны омбудсмена основывалось только на обычаях, сложившихся с годами. . Эта практика была оценена и одобрена риксдагом в 1964 году.

Решение 1975 года об отмене специального права на отказ от судебного преследования было связано с одновременной реформой официальной ответственности, которая, среди прочего, включала существенное ограничение юридической ответственности государственных должностных лиц за свои действия. В этом контексте было сочтено, что парламентским омбудсменам больше не нужно иметь право отказываться от судебного преследования. Вместо этого было оговорено, что при расследовании дел омбудсмены должны подчиняться правилам, которые уже применялись к прокурорам в отношении судебного преследования и права отказаться от судебного преследования. Сегодня в инструкциях 1986 года – Законе об инструкциях для парламентских омбудсменов (1986:765) и поправках, внесенных в 1989 году – говорится, что, принимая на себя роль прокурора, омбудсмены также должны соблюдать другие законодательные положения, применимые к прокурорам. . (Кроме того, инструкции 1975 года также включали специальное положение, уполномочивающее омбудсменов делать критические или консультативные комментарии, и они были перенесены в инструкции, которые применяются сейчас.)

В 1957 году институт парламентского омбудсмена также получил полномочия контролировать органы местного самоуправления.

Наследие

[ редактировать ]

Развитие роли института омбудсмена привело к постепенному смещению направленности этой деятельности с карательной на консультативно-совещательную функцию. Задача предотвращения ошибок и общие усилия по обеспечению правильного применения закона взяли верх над ролью прокурора.

Отправная точка работы парламентских омбудсменов сегодня основана – как и почти два столетия назад – на желании людей, чтобы любое обращение с ними со стороны властей было законным и правильным во всех других отношениях. Институт парламентских омбудсменов сегодня является жизненно важным элементом конституционной защиты основных прав и свобод каждого человека.

Надзор, осуществляемый парламентскими омбудсменами, состоит в основном из расследований жалоб, поданных широкой общественностью. Кроме того, четыре омбудсмена проводят проверки и любые другие расследования, которые они считают необходимыми. Однако омбудсмены – в отличие от обычных официальных органов – никогда не обязаны учитывать обстоятельства каждого переданного им дела. Вместо этого омбудсмены сами определяют, какие жалобы следует расследовать, а какие не требуют дальнейших действий. Однако это предполагает жесткое отношение со стороны омбудсменов к поступающим к ним жалобам, с тем чтобы все те жалобы, которые дают основания подозревать в совершении какой-либо ошибки, были расследованы. Может случиться и так, что даже если омбудсмен не найдет оснований для расследования самой жалобы, вместо этого будут оцениваться другие аспекты действий государственного органа.

Как и в 1810 году, когда Ларс Огюстен Маннергейм был назначен первым омбудсменом, четыре парламентских омбудсмена сегодня полностью независимы от правительства и государственной службы, которую они контролируют. По этой причине об Учреждении часто говорят, что оно имеет исключительную природу. Это означает, например, что деятельность омбудсменов не направлена ​​на замену надзора и применения закона, который возложен на другие организации сообщества.

Хотя с конституционной точки зрения контроль за применением закона органами государственной власти является прерогативой риксдага, по принципиальным соображениям считалось неприемлемым включать в этот надзор какие-либо политические соображения. По этой причине независимая позиция парламентских омбудсменов распространилась и на их отношения с риксдагом. Например, считается, что риксдаг не может давать указания омбудсменам по какому-либо отдельному делу, а также не может ретроспективно выражать мнения о том, как рассматривалось дело, или об окончательном решении. Вместо этого власть риксдага над деятельностью омбудсменов находит выражение в инструкциях, изданных парламентским омбудсменам, и в средствах, выделяемых на эту должность. Именно риксдаг принимает решение о бюджете парламентских омбудсменов, а не правительство или министерство финансов.

Финляндия

[ редактировать ]

В Финляндии существует институт парламентского омбудсмена (финский: eduskunnan oikeusasiamies , шведский: riksdagens justitieombudsman ) с 1920 года. В должности омбудсмена есть один омбудсмен и два помощника омбудсмена (финский: apulaisoikeusasiamies , шведский: biträdande justitieombudsman ). Должностные лица избираются сроком на четыре года, и их обязанности во многом напоминают юрисдикцию их шведских коллег. Другим финским должностным лицом, отвечающим за надзор за государственной властью, является канцлер юстиции . Юрисдикция двух офисов частично совпадает, но парламентский омбудсмен является органом, специально уполномоченным рассматривать жалобы военнослужащих, призывников , заключенных и других лиц, находящихся в закрытых учреждениях. Он также регулярно инспектирует тюрьмы, гарнизоны и финские миротворческие миссии за рубежом. Другой специальной обязанностью парламентского омбудсмена является надзор за агентурной деятельностью полиции и прослушиванием телефонных разговоров.

Норвегия

[ редактировать ]

Норвежский парламентский омбудсмен существует с 1962 года. [ 1 ]

Парламентский омбудсмен Дании существует с 1955 года. Он расследует жалобы на действия органов государственной власти, а также может рассматривать дела по собственной инициативе. [ 2 ]

Исландия

[ редактировать ]

Парламентский омбудсмен Исландии был создан в 1987 году. Он контролирует действия государственных и местных органов власти. [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Вислендер, Бенгт, Парламентский омбудсмен Швеции (перевод Дэвида Джонса), Стокгольм: Фонд трехсотлетия Банка Швеции, 1994. ISBN   91-7844-226-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e55f066f4929e867530e2403dd15c40__1675893300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/40/9e55f066f4929e867530e2403dd15c40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parliamentary Ombudsman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)