Jump to content

Архетип эскалации

Архетип эскалации — один из возможных типов системного поведения, известных как системные архетипы .

Архетип эскалации характерен для ситуаций некооперативных игр , где каждый игрок может принимать собственные решения, и эти решения приводят к результату для игрока. Однако, когда оба игрока пытаются максимизировать свои результаты (за счет другого), они могут попасть в петлю, в которой каждый игрок будет все больше и больше стараться превзойти противника. Хотя это может иметь благоприятные последствия, оно также может привести к саморазрушительному поведению .

Структура

[ редактировать ]

Элементы архетипа

[ редактировать ]

Систему архетипов эскалации можно описать с помощью диаграмм причинно-следственных петель, которые могут состоять из уравновешивающих и усиливающих петель. [1]

Балансировочный контур

[ редактировать ]

Балансировочный контур представляет собой структуру, представляющую процесс отрицательной обратной связи . В такой структуре изменение системы приводит к действиям, которые обычно устраняют эффект этого изменения, а это означает, что система имеет тенденцию оставаться стабильной во времени.

Армирующая петля

[ редактировать ]

Балансировочная петля представляет собой структуру, представляющую процесс положительной обратной связи . Эта усиливающая обратная связь приводит к тому, что даже небольшое изменение в системе может привести к огромным нарушениям, например, увеличивается переменная А, что приводит к увеличению переменной B, что приводит к еще одному увеличению A, и поэтому с течением времени может наблюдаться экспоненциальный рост .

Архетип эскалации как балансирующие петли

[ редактировать ]

На изображении ниже архетип эскалации показан в виде двух балансирующих петель. Когда X совершает действие, это приводит к изменению результатов X относительно результатов Y. Затем Y совершает действие, чтобы выровнять ситуацию, и результат снова меняет баланс и вызывает другое действие X. Поскольку это повторяет действия, совершенные X и Y становятся все больше и больше, чтобы идти в ногу с действиями и результатами других.

Архетип эскалации в виде двух уравновешивающих петель, отображаемых в виде диаграммы причинно-следственных петель.

Архетип эскалации как усиливающая петля

[ редактировать ]

Диаграмма причинно-следственной петли ниже показывает архетип эскалации как единую усиливающую петлю. Это можно понимать просто так: чем больше действий, совершенных X, тем больше результатов от действий, совершенных X. Чем больше результаты X, тем больше разница между результатами X и Y. Чем больше разница, тем больше действий со стороны Y, а больше действий со стороны Y приводит к большему результату Y. Чем больше результат Y, тем меньше разница между X и Y, но чем меньше эта разница, тем больше будет действие X. и все начинается заново.

Архетип эскалации как одна усиливающая петля, отображаемая в виде диаграммы причинно-следственной петли.

Изображение ниже упрощает усиливающий цикл и показывает общее представление о том, что происходит. Повышенная активность X приводит к увеличению угрозы для Y, что приводит к увеличению активности Y. Повышенная активность Y приводит к увеличению угрозы для X, что создает еще один потенциал для роста активности X. [2]

Архетип эскалации упрощен как одна простая усиливающая петля, отображаемая в виде диаграммы причинно-следственной петли.

Гонка вооружений

[ редактировать ]

Хорошо известным примером архетипа эскалации является гонка вооружений . Идея состоит в том, что в гонке вооружений две (или более) стороны соревнуются за обладание сильнейшей армией и вооружением. Примером может служить гонка в производстве ядерного оружия Соединенными Штатами и Советским Союзом , которая была важным фактором в Холодной войне . С течением времени каждая сторона может временно получить небольшое преимущество, но затем другая сторона производит или получает иным способом больше оружия и временно получает преимущество на своей стороне. В конце концов, обе стороны обладают огромной военной мощью, которая представляет большую угрозу не только для них, но и для неприсоединившихся сторон.

Сбор яблок в саду

[ редактировать ]

Архетип эскалации может проявиться в таких ситуациях, как сбор фруктов в саду. Представьте себе большой яблоневый сад с обильным урожаем. Владелец такой плантации не может сам собрать весь урожай, потому что деревьев слишком много. Поэтому он нанимает сборщиков фруктов, чтобы они выполняли за него работу. Он пытается найти способ измерить их работу, чтобы справедливо вознаградить их. Поскольку он подозревает, что рабочие будут работать медленно, он не решается привязывать заработную плату только к отработанному времени, и ему приходит в голову идея. Он делит рабочих на две группы и заявляет, что та группа, которая соберет больше яблок, получит премию в дополнение к своей обычной заработной плате.

Обе группы с энтузиазмом и энергией приступили к сбору яблок. Во-первых, группа X собирает груз на поддоне немного раньше, чем вторая группа Y. Таким образом, Y-группа мотивирует тех участников, которые были немного медленнее, увеличить темп. Сейчас Y немного лучше, поэтому они не только догоняют, но и заканчивают загрузку второго поддона раньше Х-группы. Тогда X приходит с идеей, что им следует распределить роли среди своих участников: кто-то будет собирать яблоки с верхней части деревьев, используя лестницы, а кто-то — те, что находятся в нижней части деревьев; другой будет загружать ящики, а один человек организует работу и поможет там, где это необходимо. Это преимущество позволяет группе X снова опередить Y. Пока Y адаптируется к модели X, они вносят некоторые изменения в свои процедуры и вскоре становятся ведущей группой. Такое совершенствование процессов продолжается в несколько итераций, пока обе стороны не станут исключительно эффективными в сборе яблок. Владелец может быть доволен ситуацией, ведь поддоны с яблоками быстро загружаются. Если все будет продолжаться в том же духе, урожай в саду можно будет собрать за несколько часов, при этом группа X опередит группу Y на десятую долю процента. Владелец мог наградить только команду-победителя или наградить обе команды, ведь они были почти одинаково трудолюбивы.

Однако из-за того, что одна группа всегда немного отставала, ситуация в середине дня плохая для одной из групп, которая немного медленнее, скажем, это Y-группа. Они могут продолжать работать в том же темпе и финишируют вторыми с потерей десятой доли процента. Или они могут придумать другую инновацию, которая позволит им увеличить объемы производства. У них есть идея, что сбор самых верхних яблок происходит медленнее, чем сбор остальных. Из-за этого они решают пропустить эти яблоки и собрать только остальные. Таким образом, ситуация обострилась проблематично. Хотя Y может выиграть соревнование сейчас, на деревьях останется значительное количество яблок. Или, если обеим группам будет дано указание не оставлять ни одного яблока в саду, им придется оставаться гораздо дольше, чтобы съесть эти яблоки, и у владельца будут более высокие затраты на заработную плату.

Владелец, конечно, мог поставить условие, что ни одна команда не сможет покинуть дерево до тех пор, пока оно не будет полностью срублено. Это помогло бы в некотором роде сломать архетип эскалации, если только работники не поймут, что их не наказывают за какое-то другое нежелательное поведение, например, за небрежное отношение к состоянию деревьев после сбора урожая.

Как видно из этого примера, архетип эскалации может принести положительные результаты (более быстрый сбор урожая), но необходимо отслеживать поведение затронутой системы, чтобы обеспечить долгосрочную прибыльность.

Борьба за внимание

[ редактировать ]

Чтобы избежать названий, в этом примере возникновения архетипа эскалации описано поведение воображаемых личностей Эми (А), Бетти (Б), Сесила (В) и Дэниела (Г).

Эми, Бетти, Сесил и Дэниел хотят стать известными знаменитостями с большими деньгами, толпами поклонников и замечательными детьми. У них уже много друзей, и каждый в городе знает каждого из них. Все они усердно работают, чтобы стать лучшими в своей области знаний, и вскоре о них узнает вся страна. Они знают друг друга и стараются усерднее работать, чтобы стать более известными, чем друг друга. Именно здесь в игру вступает архетип эскалации. Они становятся самыми известными знаменитостями страны, и каждый из них понимает, что для того, чтобы привлечь больше внимания, чем другие, ему нужно быть уникальным и особенным. Когда А начинает работать еще усерднее, чем прежде, Б замечает, что слава А растет больше, чем у нее, и начинает работать усерднее, чем А. Это замечает С, и он делает то, что должен сделать - начинает работать больше, чем кто-либо другой. Но есть еще и D, амбиции которого не меньше; он хочет стать самой известной знаменитостью, поэтому начинает работать еще усерднее, чем кто-либо другой. Когда А замечает, что ее усилий недостаточно, она делает очевидное — начинает работать больше, чем раньше.

Теперь этот цикл может повторяться непрерывно, пока Эми, Бетти, Сесил или Дэниел не умрут от истощения. Тем временем некоторые из них могли бы начать принимать наркотики , полагая, что это повысит их продуктивность и способность концентрироваться, или с целью избавиться от депрессии из-за постоянной работы. Другим решением, которое они считают возможным, было бы устранение их оппонентов путем ложных обвинений или указания на их ошибки.

Или, если бы они обнаружили, что невозможно стать лучше, просто работая больше, они могли бы попытаться найти какой-то способ привлечь внимание с помощью качественных изменений, а не просто количественных изменений. Таким образом, А мог бы сказать что-нибудь шокирующее по телевизору; Б мог бы просто вслед за этим сказать что-нибудь еще более шокирующее или противоречивое. Тогда C почувствует угрозу и ему придет в голову идея сделать спорные фотографии. Тогда D попытается превзойти всех и совершит какое-то действие, которое привлечет внимание СМИ и общественности. Они доведут ситуацию до экстремальной ситуации.

Хотя вначале конкурентоспособность была выгодна Эми, Бетти, Сесилу, Дэниелу и публике, в долгосрочной перспективе это приводит к множеству негативных последствий.

Что может быть значимым решением для этих людей? Они могли бы заранее установить для себя некоторые ограничения, например, сколько времени они готовы работать, чтобы достичь своего желания стать знаменитостью, и какое поведение является приемлемым, а какое нет. Если они не могут этого сделать, должен быть какой-то внешний механизм, который сможет их остановить – например, семья или друзья, дающие им предостерегающие советы.

Конкурирующие дети

[ редактировать ]

Склонность родителей сравнивать своих детей создает питательную среду для эскалации архетипа. Родители склонны сравнивать своих детей с другими детьми и со своими детьми. Это создает давление на детей, поскольку от них ожидают хороших результатов.

Представьте себе семью с двумя детьми по имени, например, Лиза и Бартоломео. Их родители очень ориентированы на детей и надеются, что их дети получат надлежащее образование и проживут ту жизнь, которую они считают успешной. Они вкладывают значительную часть своего семейного бюджета и времени в детей и надеются, что эти инвестиции окупятся в виде успеха Лизы и Бартоломео в школе и в дальнейшей жизни.

Лиза и Бартоломео — обычные дети с некоторыми хобби, которые учатся прилежно, но без особого энтузиазма. Они просто делают то, что должны делать. Их результаты хороши, но не идеальны. Поэтому приходят их родители и запускают архетип эскалации, говоря детям, что тот, у кого более высокие оценки, отправится в отпуск по своему выбору. Поскольку и Лиза, и Бартоломео любят много путешествовать, они начинают усердно учиться. К удовлетворению родителей, оценки детей вскоре улучшаются, что является очень положительным результатом. Однако возникает проблема. Поскольку они оба очень усердно учатся, чтобы не отставать друг от друга, что-то может пойти не так.

Например, когда Бартоломео очень творческий и опытный художник, но не настолько талантлив в изучении обычных предметов, таких как математика или языки. Рано или поздно он достигнет своего предела. Тогда, чтобы поддерживать хорошие оценки, ему придется отказаться от своего хобби рисования, и его талант будет потрачен впустую. Или он постарается получить отличные оценки, и тогда Бартоломео начнет списывать на экзаменах.

Однако даже если негативного эффекта не произойдет, возникнут трудности с тем, как наградить детей после того, как Бартоломе финиширует вторым с очень небольшим отрывом. Должны ли родители ценить только усилия Лизы или признать также достижения Бартоломео. Когда они вознаграждают только Лизу, Бартоломео может легко потерять мотивацию, и тогда будет невозможно использовать положительные эффекты архетипа эскалации. С другой стороны, вознаграждение обоих может означать одно и то же для обоих детей, поскольку они понимают, что их дополнительные усилия не обязательно означают лучший результат.

Существует также конкуренцию среди детей альтернативная версия того, как архетип эскалации может повлиять на . Когда все родители мотивируют детей совершенствоваться по сравнению со своими сверстниками, все они будут учиться все усерднее и усерднее, в то время как различия между участвующими детьми останутся относительно стабильными (а если учителя повысят требования, они даже сохранят свои оценки). При таких простых обстоятельствах конкуренция могла бы принести пользу большинству детей, однако дети с более слабыми интеллектуальными способностями могут оказаться в изоляции, когда они больше не смогут преследовать других. И наоборот, в другом альтернативном сценарии, когда все дети по какой-то причине демотивированы к учебе, их результаты становятся все хуже и хуже (и если учителя снижают требования, они сохранят свои оценки, будучи менее образованными), и нисходящая спираль работает таким образом, что ситуация ухудшается. и хуже.

Риски и возможности

[ редактировать ]

Опасности систем с архетипами эскалации различны. Во-первых, может быть трудно определить существование архетипа с первого взгляда. Тогда поведение системы может поначалу выглядеть желательным и, следовательно, не требовать немедленных действий. Другой риск – возможность экспоненциального роста внутри такой структуры. Наконец, система может иметь разные результаты в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Архетип эскалации дает возможность внести большие изменения в систему с помощью небольшого вмешательства или небольшого действия, совершенного в начале (поскольку он ведет себя как усиливающий цикл).

Решение и оптимизация

[ редактировать ]

Чтобы устранить эффект нисходящей или восходящей спирали архетипа эскалации, необходимо внести изменения в систему, которые разрушат существующий паттерн. Это изменение обычно заключается в переключении актеров из некооперативной игры режима в режим совместной игры , чтобы они перестали наращивать свои действия, чтобы оставаться вместе с другими, и скорее находили общее решение и движение.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Беллинджер, Джин . «Архетипы – структуры взаимодействия Вселенной» . Системное мышление . Проверено 24 января 2015 г.
  2. ^ Сенге, Питер М. (2006). Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации . Нью-Йорк: Бродвейские книги. п. 199. ИСБН  978-0-307-47764-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9e94af8a386bab130c42b48f9fbe5579__1697548560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/79/9e94af8a386bab130c42b48f9fbe5579.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Escalation archetype - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)