Модель функционального лидерства
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2019 г. ) |
Теория функционального лидерства (Hackman & Walton, 1986; McGrath, 1962) — это теория, рассматривающая конкретные модели поведения лидера, которые, как ожидается, будут способствовать повышению эффективности организации или подразделения. Эта теория утверждает, что основная задача лидера — следить за тем, чтобы обо всем, что необходимо для удовлетворения групповых потребностей, заботились; таким образом, можно сказать, что лидер хорошо выполнил свою работу, внося свой вклад в эффективность и сплоченность группы.
Теории функционального лидерства разрабатываются путем изучения успешных лидеров и выявления действий и поведения, которые они демонстрируют. Обширные исследования с большим объемом данных позволяют соотнести то, что делают лидеры, то есть их действия или функции, с их успешными результатами.
Функциональная теория лидерства подчеркивает, как осуществляется руководство организацией или задачей, а не то, кому формально назначена руководящая роль. В модели функционального лидерства лидерство зависит не от одного человека, а от набора моделей поведения группы, которая добивается цели. Любой член группы может выполнять такое поведение, чтобы любой член мог участвовать в лидерстве.
Одной из самых известных и наиболее влиятельных функциональных теорий лидерства, используемых во многих развития лидерства программах Джона Адэра , является «Лидерство, ориентированное на действие» .
Джон Адэр разработал модель лидерства, ориентированного на действие, в которой соединяющиеся круги пересекаются, потому что:
- задачу может выполнить только команда, а не один человек
- команда может добиться отличного выполнения задач только в том случае , если все сотрудники полностью развиты
- людям мотивированной нужна задача, которая будет сложной и
Модель Адэра бросила вызов теории черт , сосредоточив внимание на том, что делают лидеры. Он показал, что лидерству можно научить и оно не зависит от качеств человека.
Восемь функций лидерства
[ редактировать ]Адэр отметил следующие 8 ключевых функций, за которые несут ответственность руководители команд. [1] (Примеры приведены в скобках)
- Определение задачи (путем постановки четких целей с помощью SMART ) целей
- Планирование (путем рассмотрения альтернативных способов достижения задачи и наличия планов действий на случай возникновения проблем)
- Инструктирование команды (путем создания правильного командного климата, содействия синергии и максимально эффективного использования каждого человека, хорошо зная его)
- Контролировать происходящее (путем эффективности с точки зрения получения максимальных результатов при минимальных ресурсах)
- Оценка результатов (путем оценки последствий и определения способов улучшения производительности)
- Мотивация отдельных лиц (путем использования как внешних мотиваторов, таких как вознаграждения и стимулы, так и выявления внутренних мотиваторов со стороны каждого командного игрока)
- Организация людей (путем организации себя и других посредством правильного управления временем, личного развития и делегирования полномочий)
- Подавая пример (признавая, что люди наблюдают за своими лидерами и копируют то, что они делают).
Критика модели
[ редактировать ]Некоторые считают модель трех кругов Адэра слишком упрощенной и устаревшей, поскольку она была разработана в 1970-х годах.
Последствия для дебатов о природе и воспитании
[ редактировать ]Вопрос о том, рождаются или становятся лидерами, является частью вопроса о том, обусловлено ли человеческое поведение природой или воспитанием . Это небольшой скачок от теории функционального лидерства к убеждению, что если один человек может что-то сделать, другие тоже могут этому научиться. Вывод о том, что лидеры не обязательно рождаются с необходимыми для лидерства качествами, открыл возможность развития лидерства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Функциональное лидерство: все, что вам нужно знать» . Тотемпул . 14 февраля 2022 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- http://www.johnadair.co.uk/profiles.html
- Хэкман-младший и Уолтон Р.Э. (1986). Ведущие группы в организациях. В PS Goodman, & Associates (ред.), Создание влиятельных рабочих групп.
- (стр. 72–119). Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
- МакГрат, Дж. Э. (1962). Лидерское поведение: Требования к обучению лидерству. Подготовлено для Управления карьеры Комиссии государственной службы США.
- Развитие, Вашингтон, округ Колумбия. ⁎
- Адэр, Дж. (1973) Лидерство, ориентированное на действие. Нью-Йорк, МакГроу-Хилл.
- AstraZeneca (1999) Лидерство в AstraZeneca. AstraZeneca HR, декабрь 1999 г.
- Басс, Б. (1985) Лидерство и производительность, превосходящие ожидания. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Бергманн Х., Хёрсон К. и Расс-Ифт Д. (1999) «Каждый — лидер: массовая модель нового рабочего места». Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.
- Блэклер Ф. и Кеннеди А. (2003) Разработка программы развития опытных топ-менеджеров государственного сектора. Рабочий документ, Ланкастерский университет.
- Департамент образования и навыков (2003 г.) Структура качеств управления и лидерства. Отдел руководства и персонала DfES, апрель 2003 г.
- Deutsche Lufthansa AG (1998) Лидерство с целями: компас лидерства Lufthansa. ФРА ПУ/Д, июль 1998 г.
- Катценбах Дж. и Смит Д. (1994) Мудрость команд. Нью-Йорк: Харпер Бизнес.
- Левин, К. (1935) Динамическая теория личности. Нью-Йорк, МакГроу Хилл.
- Тичи Н. и Деванна М. (1986) Трансформационное лидерство. Нью-Йорк: Уайли.