Перипатетические группы Афганистана
есть несколько этнических групп В Афганистане , которые традиционно ведут перипатетическую жизнь. Это означает, что они кочевые, и их основные профессии ценят, предоставляющие услуги для урегулированных населения, которые они путешествуют, например, торговля конкретными товарами или исполнительная музыка. Таким образом, они контрастируют как с урегулированным населением, так и с скотоводными кочевниками. Они имеют низкий социальный статус и известны посторонним как джаты , уничижительный термин, который ни одна из групп не использует в качестве самоопределения.
Имя
[ редактировать ]Термин «Ят» является уничижительным, и ни одна из перипатетических групп не использует его для себя, хотя они используют его в отношении других перипатетических сообществ. [ 1 ] Неясно, как эти отдельные группы приобрели имя Jat.
В соседней Южной Азии термин JAT относится к большому кластеру сельскохозяйственных каст, некоторые, особенно в Белуджистане, связаны с размножением верблюдов и пастуком.
Социальные характеристики
[ редактировать ]Как правило, то, что определяет группы, является кочевым образом жизни, причем их основной профессией является предоставление таких услуг, как производство и продажа сельскохозяйственных орудий, браслетов, барабанов и развлечений, а также предоставление таких развлечений, как исполнения медведей и обезьян, повторное поступление , пение. У большинства Jats есть сеть клиентов и клиентов, разбросанных по широкому региону, и они мигрируют между этими известными кластерами клиентов, иногда добавляя новые. Во -вторых, каждая группа JAT специализируется на конкретной деятельности, например, Горбат Западного Афганистана - производители сито, ремонтники обуви и торговцы животными, в то время как ткань Shadibaz Peddle, браслеты и Haberdashery. [ 2 ]
Эти сообщества эндогамные , а некоторые имеют секретные языки .
Этнические группы
[ редактировать ]Ниже приведен краткий обзор основных известных групп перипатетики. Информация в этой таблице, а также в остальной части этой статьи имеет отношение к ситуации в 1970 -х годах. Это, вероятно, значительно изменилось в смятении с тех пор. [ 3 ]
Этническая группа | Регион (в 1970 -х годах) | Экономика (в 1970 -х годах) | Язык [ 4 ] | Религия |
---|---|---|---|---|
Горбат | найдено по всему Афганистану | производители ситов и ромов, ремонтников обуви, торговцев животными, хабердашерия, торговая торговля и продажа браслета | Горбати | В основном шииты, немного суннитов |
Шадибаз | восточный и северный Афганистан | торговая ткань, хабердашерия или браслеты; ведущие исполнительские медведи и обезьяны | Внедорожник | Суннит |
Айвавала | Урузган, Бамиян, а не, но не | торговать браслеты, ткань или хабердашерия; жаргин и змея очаровательны | Внедорожник | Суннит |
Белудж | Северный, Западный и Южный Афганистан | проституция, иногда музыка и танцы | Баллох | Суннит |
Джалал | Западный и северный Афганистан, в основном в сердце, Фара, Баглан, Кундуз, Талоган и Бадахшан | музыканты, ведущие речи обезьян, иногда прося | Внедорожник | Суннит |
Розовый | Северный и Западный Афганистан | торговля животными; Перепевание браслетов | Внедорожник | Суннит |
Йог | Северный Афганистан | просьба, подготовка и продажа травяных лекарств, сельскохозяйственного труда | Mogatibey, Uzbek и из | Суннит |
Мидия [ 5 ] | Восточный Афганистан | Сельскохозяйственный труд | ||
Встретиться | Пушту | |||
Шейх Мохаммади [ 6 ] | по всему Афганистану | торговцы | Adurgari Секретный язык: | Суннит |
Белух
[ редактировать ]Белух ( Балуч ) не следует путать ни с гораздо более крупной этнической группой белуха ( даже если они говорят на одном языке ), [ 7 ] или с одной из подгрупп перипатетической Вангавала. [ 8 ] Белудж также были известны как Чалу , Герати и Джат-Балух . [ 9 ] Примерно 2500 человек в 1970 -х годах, они утверждают, что в конечном итоге мигрировали из Белуджистана . Долгое время они были в сотрудничестве с племенем Джамшиди , для которого они работали кузнецами и ювелирами. Эти отношения закончились засухами середины 1960 -х годов, и, как сообщается, последовавшая бедность привела их к проституции и положениям развлечений, которые были их главными профессиями в 1970 -х годах. Только некоторые мужчины играли музыку, но все женщины занимались пением, танцами и проституцией. [ 10 ] Последнее занятие в то время было стигматизировано и незаконным, но в отличие от многих проституток в обоснованных районах, женщины из Белуха не пытались скрыть свою личность на публике, одетые и вели себя так, чтобы они сразу же узнали как таковые. Женщины получали клиентов в свои летние лагеря, их мужья (или отцы, если не состоящие в браке), устанавливали цену и собирали официальные доходы. Хотя некоторым женщинам не понравилась работа, многим говорили, что они думали, что это простой способ получить удовольствие и деньги. Мужчины заявили, что предпочли бы это, если бы их жены не должны были работать в качестве проституток, но они, тем не менее, были рады, что им сами не нужно было работать. Как мужчины, так и женщины держали своих клиентов в «бесконечном презрении» и часто называли их «собаками». [ 11 ] Полигиния была обычной в группе. [ 12 ]
Горбат
[ редактировать ]Горбат . ( ġorbat ) являются наиболее широко рассеянным перипатетическим сообществом, состоящим из около 600 атомных семей по состоянию на 1970 -х годов Их происхождение в конечном итоге западно-иранское, [ 13 ] и они говорят на местных сортах персидского языка в дополнение к Горбати (также известному как Магади или Казулаги), секретный язык с тяжелой персидской базой. [ 14 ]
Джалли, Пикрадж, Шадибаз и Вангавали
[ редактировать ]Эти четыре общины требуют происхождения со стороны предков, которые мигрировали в 19 -м веке из районов Дера Исмаил Хан и Дера Гази Хан в Восточном Белуджистане (в настоящее время Пакистан). Джалали и Пикрадж дают последовательные засухи и голод в качестве причины их миграции, в то время как Шадибаз и Вангавали утверждают, что их предки бежали от крововидной вражды, в конечном итоге вызванным похищением родственников. [ 15 ] Все четыре группы говорят о тесно связанных разновидностях языка индоарийского индуации , что, вероятно, связано с сарайки их областей происхождения. [ 16 ]
Джалали ( халали ) были найдены в северо -восточном Афганистане и пронумерованы около 500 человек, разделенных на четыре линии. Некоторые были нищими, лучшими были торговцы Хабердашеры. Женщины обычно продавали фруктовые от двери до двери, в то время как некоторые мужчины были музыкантами или имели обезьян, которые они тренировали, «танцевать и выполнять трюки». [ 16 ]
Пикрадж ( Пикрадж ) насчитывал около 2000 человек в 1976 году. Они бродили по всему Афганистану к северу от Хиндукуша . Основным мужским оккупацией была торговля в ослах и лошадях, хотя некоторые дополнительно фиксировали сломанный фарфор и другие - металлические украшения. В большинстве мест женщины торгули хабердашневой и безделушки. [ 17 ]
У Шадибаза ( Шадибаз ), также известного как Шадиван ( Шадиван ), население около 1500 человек, разделенных на три группы спуска. Их имя, буквально означающее «игроков обезьян» в местном персидском разнообразии, отражает их основное занятие, которое состояло в обучении обезьян, а затем использовала их для выступлений. Поскольку это стало менее прибыльным, мужчины все чаще занимались другими профессиями, такими как продажа ткани, или работали в качестве сельскохозяйственных рабочих. Женщины, с другой стороны, продавались стеклянными и пластиковыми браслетами. [ 18 ]
Вангавали ( вайгавала ) известны в пушту как Бангривал или Багугифруш и в Дари, как Чурифруш . Составляя 3000 человек, распространяющихся по пяти группам происхождения ( Балуч , Ченар , Малек , Пешари и Рати ), они жили к югу от Хиндукуша и к востоку от Гелменд долины . Некоторые семьи проводили зиму в Пешаваре или рядом с ним в Пакистане. Женщины продали браслеты, за которые они были хорошо известны, в то время как у мужчин были различные профессии: в некоторых группах они занимались небольшой торговлей, в других они занялись сезонными сельскохозяйственными работами, в других они были контрабандистами, фермерами, торговцами животных или или Исполнители, специализирующиеся на жонглировании, магии или змее. [ 19 ]
Йог
[ редактировать ]Джуги, или Юги, встречаются в северном Афганистане и организованы в четыре подгруппы. Скорее всего, из центральной азиатской происхождения они говорят, что их предки когда -то свободно путешествовали между Бухарой и Афганистаном. Есть также Jogi Groups, все еще живущие в некоторых частях соседнего Таджикистана. [ 20 ] В дополнение к Узбекку и Дари , [ 21 ] Они говорят на своем собственном языке, называемом Могатиби , альтернативно известным как Казулаги и Гурбати , который, по -видимому, является секретным языком. [ 22 ]
Мидия
[ редактировать ]Муссали были сосредоточены в некоторых частях провинции Лагман , где они обеспечивали свой труд во время оживленного сезона урожая поздней весны. [ 5 ]
Шейх Мохаммади
[ редактировать ]Есть несколько неродственных групп шейха Мохаммади ( Шайкс Мохаммади ), и среди них есть разногласия, о которых можно по праву идентифицировать как таковые. Единственное, что у них есть, - это их секретный язык адургари , который используется в присутствии незнакомцев. В противном случае они говорят на пушту и Дари . Шейх Мухаммади претендует на происхождение от легендарного шейха Мухаммеда, также называемого шейхом Рохани Баба, который, согласно традиции, жил в Восточном Афганистане и обладал волшебными способностями. [ 23 ] [ 24 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рао 1986 , стр. 255-6.
- ^ Jump up to: а беременный Рао 1986 .
- ^ Рао 1986 , с. 254; Ханифи 2012
- ^ Рао 1995 .
- ^ Jump up to: а беременный Ханифи 2012 .
- ^ Олесен 1987 .
- ^ Рао 1995 , стр. 71-2.
- ^ Рао 1986 , с. 270
- ^ Рао 1986 , с. 260
- ^ Рао 1986 , стр. 260–1.
- ^ Рао 1986 , стр. 262–3.
- ^ Рао 1986 , с. 264
- ^ Рао 1986 , с. 265
- ^ Рао 1995 , стр. 74, 85-6.
- ^ Рао 1986 , с. 266
- ^ Jump up to: а беременный Рао 1986 , с. 267.
- ^ Рао 1986 , стр. 267–8.
- ^ Рао 1986 , с. 268–9.
- ^ Рао 1986 , с. 269–71.
- ^ Рао 1986 , с. 272–73.
- ^ Рао 1986 , с. 273
- ^ Рао 1995 , стр. 73, 85-6.
- ^ Olesen 1987 , с. 35–36.
- ^ Рао 1986 , с. 274
Библиография
[ редактировать ]- Ханифи, М. тюрьма (2012). "Еврей " Encyclædiia Iranica .
- Олесен А. (1987). «Перебран в Восточном Афганистане: адаптивные стратегии перипатетического шейха Мухаммади». В Рао, Апарна (ред.). Другие кочевники: перипатетические меньшинства в межкультурной перспективе . Кельн: Бёхлау. С. 35–63. ISBN 3-412-08085-3 .
- Рао, Апарна (1986). «Перипатетические меньшинства в Афганистане: изображение и идентичность». В Оривале, Эрвин (ред.). Этнические группы Афганистана . Висбаден: Л. Рейхерт. С. ISBN 3-88226-360-1 .
- Рао, Апарна (1995). «Маргинальность и использование языка: пример перипатетики в Афганистане» . Журнал Общества цыганских знаний . 5. 5 (2): 69–95.