Родина или Силистрия
Родина или Силистрия | |
---|---|
![]() Первая страница османско-турецкого издания Vatan Yahut Silistre , копия, созданная в 1888 году. | |
Написал | Намик Кемаль |
Дата премьеры | 1872 |
Место премьеры | Константинополь (современный Стамбул ). |
Язык оригинала | Османский турецкий |
Параметр | Битва при Силистре, 1853 г. |
Ватан Яхут Силистре («Родина или Силистре ») — пьеса, написанная османским поэтом и политическим эссеистом Намиком Кемалем в 1872 году. Это был один из первых примеров романтического театра в турецкой литературе , включавший политическое повествование, сформированное вокруг революционных идей. вращается вокруг понятий «нации» и «национализмы». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Основные события пьесы взяты из битвы при Шумене, которая произошла при османском султане Махмуде II ( годы правления 1808–1839). Однако, чтобы пьеса выглядела более фантастической, действие пьесы происходило во время битвы при Силистре в 1853 году. [ 2 ] Кемаль был очень вдохновлен французом Виктором Гюго (1802–1885). При написании пьесы [ 1 ] Гюго Подобно первому представлению «Эрнани» в 1830 году, вызвавшему беспорядки в «Комеди-Франсез» , первое выступление «Ватан Яхут Силистре» в 1873 году вызвало беспорядки в театре «Тиятро-и Османи» (также известном как театр Гедикпаша). [ 1 ]
В пьесе к читателям обратился Кемаль: «О моджахеды, готовые умереть при защите Родины!» Затем актеры пригласили зрителей присоединиться к «протесту» в конце спектакля: «Да ладно, у вас нет голоса? Да здравствует родина! Да здравствуют османы!» [ 1 ] Это первое исполнение « Ватан Яхут Силистре» было встречено публикой с большим энтузиазмом и, похоже, оказало большое влияние на политику Османской империи того времени. После этого первого выступления публика протестовала внутри Тиятро-и Османи и требовала правящего султана Абдулазиза замены (1830–1876) султаном Мурадом V (1840–1904). Лозунги аудитории были такими: «Да здравствует родина!; Да здравствует нация!; Да здравствует Намик Кемаль!; «Мы хотим нашего [Султана] Мурада». [ 1 ] Поскольку пьеса была построена на концепции наций и национализма, ее считали угрозой Османскому государству; это спровоцировало беспорядки в Тиятро-и Османи, которые быстро переросли в широкомасштабные протесты против султана Абдулазиза. Кемаль использовал театр для содействия политической мобилизации против правительства Османской империи, но эта попытка была строго подавлена. В течение недели после дебюта Ватан Яхут Силистре Кемаль и некоторые из его товарищей по младотурецкому движению были арестованы и сосланы на Османский Кипр . [ 3 ]
Когда впервые была поставлена пьеса «Ватан Яхут Силистре» , «Тиятро-и Османи» возглавил османско-армянский актер и режиссер Акоп Вартовян (также известный как Гюллю Агоп; 1840–1902). [ 4 ] Айшан Сёнмез рассказывает: [ 4 ]
Продукт танзимата ( реструктуризации) и конституционной эпохи, в течение которой всем народам империи были предложены новые права. По иронии судьбы, « Ватан Яхут Силистре» - поставленный в театре под руководством Акопа Вартовяна с актерским составом, состоящим в основном из армян. – похоже, породил своего рода патриотический энтузиазм, который, как полагают многие, спровоцировал процессы османизации и, в конечном итоге, тюркизации современной театральной сцены Стамбула.
Наследие
[ редактировать ]«Ватан Яхут Силистре» печатался более десяти раз в период с 1873 по 1972 год и неоднократно представлялся с момента его выхода до наших дней. [ 2 ] Пьеса была представлена русской печати в 1876 В. Д. Смирновым, переведена на немецкий язык Г. Харттом и Л. Пекочем. Его перевел на арабский язык Мухаммад ибн аль-Хайят. Спектакль подвергся резкой критике со стороны Мурад-бея; тем не менее, это было важно потому, что это была «первая пьеса, сюжетом которой были османские национальные добродетели». [ 2 ] Это также существенно повлияло на драму Манастирли Рифата « Йа гхази йа сахахид», а также на его « Назире Туна йакхуд Сафер» . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Сёнмез 2022 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тансель 1978г .
- ^ Сёнмез 2022 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Сёнмез 2022 , с. 3.
Источники
[ редактировать ]- Сёнмез, Айшан (2022). «Размышления о наследии стамбульских армянских театральных проектов XIX века в контексте османизма и турецкости». Журнал Общества арменоведения : 1–15. дои : 10.1163/26670038-12342766 .
- Тансель, Ф.А. (1978). «Кемаль, Мехмед, Намик» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 758278456 .