Факультет бесполезных знаний
![]() Первое издание | |
Автор | Юрий Домбровский |
---|---|
Переводчик | Алан Майерс |
Язык | Русский |
Жанр | полуавтобиографический роман , философский роман |
Издатель | ИМКА Пресс |
Дата публикации | 1978 |
Место публикации | Советский Союз |
Факультет ненужных вещей (русский: Факультет ненужных вещей , латинизированный : Факультет ненужных вещей ) — роман Юрия Домбровского о судьбах русской интеллигенции в эпоху Великой чистки , написанный в 1964–1975 годах. Оно завершает своеобразный диалог, начатый романом «Хранитель древностей» (напечатан в 1964 году в «Новом мире »). Роман был посвящен редактору Домбровского «Нового мира» Анне Самойловне Берсер и опубликован издательством YMCA Press в Париже ; по популярной версии, публикация стала причиной смерти Домбровского (возможно, убийство [ 1 ] ). В СССР оно было издано в 1988 году.
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие романа происходит летом 1937 года в городе Алматы . Главный герой романа Георгий Николаевич Зыбин — тридцатилетний историк, сотрудник этнографического музея . Долгое время Зыбин пытался жить вне своей эпохи, не вникая в суть происходящих вокруг событий: арестов, публичных судебных процессов и пропагандистской истерии. Настоящий европейский гуманист , Зыбин не может смириться с социально затемняющим и совершенно дикарским человеком. Зыбин видит себя незаменимым фрагментом исчезающей культуры, от которого зависит ее судьба, и не может смириться с ее гибелью и с тем, что культура становится «факультетом ненужных вещей». Находясь ночью в бреду, Зыбин разговаривает со Сталиным : "Что, если вы правы и мир выживет и процветает. Тогда разум, совесть, добро, человечность и все то, что выковывалось тысячелетиями и считалось цель существования человечества, ничего не стоит. Чтобы спасти мир, нужны железо и огнеметы, каменные подвалы и люди с ружьями... И мне, и таким, как я, придется пасть к твоим сапогам, как к палачу. икона."
Зыбин уговаривает себя жить «по-правильному», имея в виду: «тихо, незаметно, никого не давить, не обижать, не злить» – «Я хранитель древностей, вот и все!», - он говорит себе. Его жизнь внешне благополучна. В него тайно влюблена красавица Клара, сотрудница музея. Директор музея, бывший красный командир, относится к нему с трепетным уважением. Режиссер предупреждает Зыбина: «Не будьте пристрастны – будьте вежливы». Старик, работающий музейным плотником, является его верным собутыльником. Однажды в музее появляется Корнилов, молодой учёный, высланный из Москвы. Для Зыбина он человек своей породы – по судьбе и по образованию.
Но события начинают разворачиваться с катастрофическим ускорением. Старик Родионов, археолог-любитель и бывший партизан, уверенный в своих услугах властям, приходит со своим «открытием» — он требует начать раскопки древней столицы в месте, которое он укажет. Зыбин знает, что сопротивляться силе агрессивного невежества бессмысленно и опасно, но все же сопротивляется. В музее он тщетно препирается с неграмотной, но идеологически подкованной Зоей Михайловной. Зыбин пишет в местную газету вполне нейтральные (по его мнению) заметки о культуре, но даже за это ему делает выговор Дюпова, ученый секретарь местной библиотеки. Дюпова говорит, что автор не отразил работу библиотекарей по обслуживанию рабочих и студенческих масс.
Зыбин неспокоен. Он попадает в анекдотичную историю. Раздутая газетная шумиха о гигантском удаве, якобы живущем в колхозе «Горный великан», грозит сломать жизнь бригадиру Потапову. «Юристы в отпуске» едут в колхоз. Случайно на ночной дороге они встречают машину, которая отвозит Зыбина к «законникам», где ему объясняют, что Потапов — агент немецкой разведки, а история со змеей — «умно задуманная диверсия». Той же ночью, встретившись с скрывающимся Потаповым, Зыбин пытается ему помочь. Бригадир смог найти и убить «удава», который оказался очень большим бегуном. Вместе они приносят в музей сумку с убитой змеей, что дает бригадиру последнюю надежду на спасение.
В то же время некоторые рабочие приносят в музей находку — горсть золотых бляшек, часть найденного ими клада. Узнав, что это действительно археологическое золото, рабочие исчезают. Сокровище для музея потеряно, и о случившемся поставлено в известность НКВД (предшественник КГБ). Зыбин тем временем отправляется в степь на поиски клада. И вот происходит арест, тот, которого он ждал уже давно. Его обвиняют в антисоветской пропаганде, краже ценностей и попытке бегства за границу. Дело ведут начальник отдела Нейман, опытный следователь и умник, и Крипутин, грубый специалист по выбиванию показаний. Доказательств вины Зыбина нет; силовики рассчитывают получить признание от самого Зыбина. Его сокамерник, старый [буддизм|буддист], учит его, что раз уж выйти все равно невозможно, то разумнее сознаться во всем, что требуется – тогда и следствие облегчится, и лагерный срок сократится. не так долго. Однако для Зыбина признание в несовершенном преступлении равносильно согласию с всеобщим беззаконием и лживостью мироздания. Когда Крипутин, облитый профессиональной злобой, начинает кричать на Зыбина, надеясь сломить его, Зыбин находит в себе необходимый прилив ярости и нужные ему силы. Он теряет страх.
Арест Зыбина — часть грандиозного плана Неймана. Он решил подготовить большой показательный процесс в московском стиле по обвинению в массовом саботаже в сфере культуры. К Зыбину применен «конвейерный метод»: его день и ночь допрашивают непрерывно меняющиеся следователи. Но задержанный держится твердо.
Корнилова также приглашают в НКВД. Его просят помочь властям закрыть дело против другого сотрудника музея, бывшего священника Куторгу. Следователь сообщает Корнилову, что в НКВД написали донос на Куторгу, но старика по-прежнему считают безобидным. «Если вы готовы за него поручиться, то сделайте это. Только сделайте это явно и официально, в письменной форме». Корнилов терпит поражение. Беседы, которые он ведет с Куторгу, посвящены главным образом суду и казни Христа и предательству его Учителя его учениками. Здесь возникают важнейшие темы романа: Христос и мир, судьба христианства в современном мире. Корнилов искренне пытается убедить себя в невинных разговорах с Куторгу и пишет отчеты об их встречах, в которых характеризует собеседника как лояльного гражданина. Донесения принимаются с благодарностью, но в последний визит в НКВД Корнилова отводят к полковнику Гуляеву, и тон разговора резко меняется. Гуляев обвиняет Корнилова в попытке обмануть следствие. Он показывает отчеты об этих же беседах, написанные Куторгу: бывший священник выполнял аналогичную задачу. А Корнилова обвиняют в антисоветских разговорах. Он сломан, мышеловка закрыта. В результате Корнилова открыто вербуют в качестве разоблачителя, выбрав под прикрытием прозвище Овод.
После того как Зыбин потребовал сменить следователя, объявив голодовку, его бросают в одиночную камеру. Там его посещает прокурор Мячин и неожиданно легко соглашается с требованиями Зыбина. Мячин — враг Неймана, и идея показательного суда кажется ему бредовой. В то же время есть еще одно обстоятельство: Полина Потоцкая, давняя подруга Зыбина и яркая женщина, просит о встрече со следователем Гуляевым. С ней разговаривают Гуляев, Нейман и Мячин. Полина сообщает, что есть еще один человек, с которым Зыбин когда-то имел доверительный разговор: это начальник следственного отдела Прокуратуры СССР, известный писатель Роман Штерн. Сообщение доходит до Ноймана. Ведь Штерн не только фигура недосягаемого уровня, но и брат Неймана. Ситуация становится опасной для самого Неймана. Он знает, что даже чекисты не вечны, а его коллеги уже канули в Лету. Кроме того, Ноймана мучает и другой страх, выражение «сдавленного ужаса» в его глазах: он не может оправдать то, что делает. Из этих сомнений Нейман выходит странным образом: он заменяет Крипутина своей молодой племянницей Тамарой Долидзе – послушницей, жаждущей работать. Зыбин потрясен явлением красавицы Тамары, но затем испытывает сострадание к дуре, увлеченной романтикой чекистской работы. Разрушив подготовленную ею схему обвинения, Зыбин пытается объяснить ей допущенные ею ошибки, на которые у нее нет ответа. Зыбин, давно больной, теряет сознание прямо в кабинете следователя. Его переводят в больницу, и расследование прекращается. Тогда Нейман решает получить неопровержимые доказательства против самого Зыбина. Он идет в степь по следу Зыбина. И тут он получает известие о смене руководства и арестах следователей и о том, что его вызывают в кабинет. Нойманн понимает, что его судьба предопределена. По стечению обстоятельств Нойман находит золото, ставшее причиной ареста Зыбина, с которым возвращается в город. Зыбину сообщают, что его дело закрыто. Он теперь свободен. Зыбин чувствует себя победителем, потому что выжил.
Зыбин, Нейман и Корнилов встречаются в конце романа. В парке выпивают бутылку по случаю освобождения Зыбина. В то же время Нойман, приняв свою судьбу, тоже теряет страх, но в силу роковых обстоятельств. Здесь, на скамейке, их запечатлел местный художник. Так на куске картона навсегда остались те трое: высланный следователь, пьяный информатор по кличке Овод (все время видимо нужен Овод) и третий, без которого эти двое не могли бы существовать.
Историческая справка
[ редактировать ]Роман « Факультет бесполезных знаний » (как и его «пролог» — «Хранитель древностей ») во многом автобиографический роман. История ареста Зыбина – это и история ареста самого Юрия Домбровского. Сыщики выведены в романе под своими именами. Героиня романа Клара – Клара Фазулаевна Турумова-Домбровская, будущая жена писателя. Рассказ художника Калмыкова – это реальная история жизни человека, поселившегося в Алматы в 1935 году. [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]Литературовед Валентин Непомнящий так характеризует прозу Домбровского в своих заметках: «Его романы — это сам автор. По абсолютному реализму повествования, основанному исключительно на здравом смысле, железной логике и мотивации, полном отсутствии претензий на поэзию, его проза — это машина с множеством деталей. Но эта машина создана для того, чтобы летать, и она летает, как птица. Сама конструкция воздушна… Он пишет свою прозу так — как будто не творит, а именно рассказывает нам. как это было, и сразу объясняет все необходимое для правильного понимания, не играя с читателем ни в какие художественные игры, и у него возникает ощущение, что это вовсе не художественная проза, а настоящее существо, почти документальное. [ 3 ] » Другой гулаговский писатель Варлам Шаламов , некоторое время друживший с Домбровским, сказал о «Хранителе древностей», что это «лучшая книга о тридцать седьмом году». [ 4 ] Он также хорошо отзывался о «Факультете...» и остальной прозе Домбровского. [ 5 ]
Критик Игорь Золотусский , один из первых рецензентов романа, заметил: «Юрий Домбровский дает понять, что христианская идея немыслима без Христа, без Его человеческого поведения в условиях жестокости и беззакония. Только через Его Сына, через того же самого». человека, как и другие люди, живущие на земле, Бог мог найти путь к сердцу смертного. [ 6 ]
Критик И. Штокман называет «Факультет бесполезных знаний» «вершиной творчества» писателя и обращает внимание на то, что архитектоника романа «изысканно-художественна, многоступенчата сложности... удивительно продумана». и законченный, при всем своем многообразии и многоплановости, роман плотно лежит на ладони, как сфера (самая совершенная из всех форм!), как своеобразный заряд для пращи, ставшей уже оружием. простой камень». [ 7 ]
Критик Е. Ермолин писал: «Прочитав «Факультет», я бы сказал с полной мерой ответственности: это последний по времени великий русский роман (1975). Треть века прошла без Юрия Домбровского, и его главного Роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящее значение, в каком-то смысле он даже возрос в своей художественной ценности». [ 8 ]
Издания на английском языке
[ редактировать ]- Юрий Домбровский. Факультет бесполезных знаний . Перевод Алана Майерса . Нью-Йорк: Harvill/HarperCollins World , 1996.
- Юрий Домбровский. Факультет бесполезных знаний . Перевод Алана Майерса. Нью-Йорк: Харвилл Пресс, 2013.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Убит за роман" [Killed for a novel]. Novaya Gazeta . 22 May 2008
- ^ Проглатывали снова и снова - New York Times.
- ^ Непомнящий В. Homo liber: (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей. М., 1991. С. 6—7.
- ^ "Ю.О. Домбровский - Мой друг Варлам Шаламов" . www.e-reading.club . Retrieved 2019-02-10 .
- ^ "Переписка с Домбровским Ю.О. // Варлам Шаламов" . shalamov.ru . Retrieved 2019-02-10 .
- ^ Золотусский И. Палачи и герои // Литературная Россия. 1988. 18 ноября.
- ^ Штокман И. Стрела в полете: (Уроки биографии Ю. Домбровского) // Вопросы литературы. 1989. № 3. С. 99.
- ^ Ермолин Е. Новейшая классика. - М.: Совпадение, 2016. - С. 22.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Лексикон русской литературы 1917 года.
- Джеймс Б. Вудворд. Русский стоик? Заметка о религиозной вере Юрия Домбровского // Scando-Slavica, 38, 1992, № 1, 33-45.