Jump to content

Факультет бесполезных знаний

Факультет бесполезных знаний
Первое издание
Автор Юрий Домбровский
Переводчик Алан Майерс
Язык Русский
Жанр полуавтобиографический роман , философский роман
Издатель ИМКА Пресс
Дата публикации
1978
Место публикации Советский Союз

Факультет ненужных вещей (русский: Факультет ненужных вещей , латинизированный : Факультет ненужных вещей ) — роман Юрия Домбровского о судьбах русской интеллигенции в эпоху Великой чистки , написанный в 1964–1975 годах. Оно завершает своеобразный диалог, начатый романом «Хранитель древностей» (напечатан в 1964 году в «Новом мире »). Роман был посвящен редактору Домбровского «Нового мира» Анне Самойловне Берсер и опубликован издательством YMCA Press в Париже ; по популярной версии, публикация стала причиной смерти Домбровского (возможно, убийство [ 1 ] ). В СССР оно было издано в 1988 году.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Действие романа происходит летом 1937 года в городе Алматы . Главный герой романа Георгий Николаевич Зыбин — тридцатилетний историк, сотрудник этнографического музея . Долгое время Зыбин пытался жить вне своей эпохи, не вникая в суть происходящих вокруг событий: арестов, публичных судебных процессов и пропагандистской истерии. Настоящий европейский гуманист , Зыбин не может смириться с социально затемняющим и совершенно дикарским человеком. Зыбин видит себя незаменимым фрагментом исчезающей культуры, от которого зависит ее судьба, и не может смириться с ее гибелью и с тем, что культура становится «факультетом ненужных вещей». Находясь ночью в бреду, Зыбин разговаривает со Сталиным : "Что, если вы правы и мир выживет и процветает. Тогда разум, совесть, добро, человечность и все то, что выковывалось тысячелетиями и считалось цель существования человечества, ничего не стоит. Чтобы спасти мир, нужны железо и огнеметы, каменные подвалы и люди с ружьями... И мне, и таким, как я, придется пасть к твоим сапогам, как к палачу. икона."

Зыбин уговаривает себя жить «по-правильному», имея в виду: «тихо, незаметно, никого не давить, не обижать, не злить» – «Я хранитель древностей, вот и все!», - он говорит себе. Его жизнь внешне благополучна. В него тайно влюблена красавица Клара, сотрудница музея. Директор музея, бывший красный командир, относится к нему с трепетным уважением. Режиссер предупреждает Зыбина: «Не будьте пристрастны – будьте вежливы». Старик, работающий музейным плотником, является его верным собутыльником. Однажды в музее появляется Корнилов, молодой учёный, высланный из Москвы. Для Зыбина он человек своей породы – по судьбе и по образованию.

Но события начинают разворачиваться с катастрофическим ускорением. Старик Родионов, археолог-любитель и бывший партизан, уверенный в своих услугах властям, приходит со своим «открытием» — он требует начать раскопки древней столицы в месте, которое он укажет. Зыбин знает, что сопротивляться силе агрессивного невежества бессмысленно и опасно, но все же сопротивляется. В музее он тщетно препирается с неграмотной, но идеологически подкованной Зоей Михайловной. Зыбин пишет в местную газету вполне нейтральные (по его мнению) заметки о культуре, но даже за это ему делает выговор Дюпова, ученый секретарь местной библиотеки. Дюпова говорит, что автор не отразил работу библиотекарей по обслуживанию рабочих и студенческих масс.

Зыбин неспокоен. Он попадает в анекдотичную историю. Раздутая газетная шумиха о гигантском удаве, якобы живущем в колхозе «Горный великан», грозит сломать жизнь бригадиру Потапову. «Юристы в отпуске» едут в колхоз. Случайно на ночной дороге они встречают машину, которая отвозит Зыбина к «законникам», где ему объясняют, что Потапов — агент немецкой разведки, а история со змеей — «умно задуманная диверсия». Той же ночью, встретившись с скрывающимся Потаповым, Зыбин пытается ему помочь. Бригадир смог найти и убить «удава», который оказался очень большим бегуном. Вместе они приносят в музей сумку с убитой змеей, что дает бригадиру последнюю надежду на спасение.

В то же время некоторые рабочие приносят в музей находку — горсть золотых бляшек, часть найденного ими клада. Узнав, что это действительно археологическое золото, рабочие исчезают. Сокровище для музея потеряно, и о случившемся поставлено в известность НКВД (предшественник КГБ). Зыбин тем временем отправляется в степь на поиски клада. И вот происходит арест, тот, которого он ждал уже давно. Его обвиняют в антисоветской пропаганде, краже ценностей и попытке бегства за границу. Дело ведут начальник отдела Нейман, опытный следователь и умник, и Крипутин, грубый специалист по выбиванию показаний. Доказательств вины Зыбина нет; силовики рассчитывают получить признание от самого Зыбина. Его сокамерник, старый [буддизм|буддист], учит его, что раз уж выйти все равно невозможно, то разумнее сознаться во всем, что требуется – тогда и следствие облегчится, и лагерный срок сократится. не так долго. Однако для Зыбина признание в несовершенном преступлении равносильно согласию с всеобщим беззаконием и лживостью мироздания. Когда Крипутин, облитый профессиональной злобой, начинает кричать на Зыбина, надеясь сломить его, Зыбин находит в себе необходимый прилив ярости и нужные ему силы. Он теряет страх.

Арест Зыбина — часть грандиозного плана Неймана. Он решил подготовить большой показательный процесс в московском стиле по обвинению в массовом саботаже в сфере культуры. К Зыбину применен «конвейерный метод»: его день и ночь допрашивают непрерывно меняющиеся следователи. Но задержанный держится твердо.

Корнилова также приглашают в НКВД. Его просят помочь властям закрыть дело против другого сотрудника музея, бывшего священника Куторгу. Следователь сообщает Корнилову, что в НКВД написали донос на Куторгу, но старика по-прежнему считают безобидным. «Если вы готовы за него поручиться, то сделайте это. Только сделайте это явно и официально, в письменной форме». Корнилов терпит поражение. Беседы, которые он ведет с Куторгу, посвящены главным образом суду и казни Христа и предательству его Учителя его учениками. Здесь возникают важнейшие темы романа: Христос и мир, судьба христианства в современном мире. Корнилов искренне пытается убедить себя в невинных разговорах с Куторгу и пишет отчеты об их встречах, в которых характеризует собеседника как лояльного гражданина. Донесения принимаются с благодарностью, но в последний визит в НКВД Корнилова отводят к полковнику Гуляеву, и тон разговора резко меняется. Гуляев обвиняет Корнилова в попытке обмануть следствие. Он показывает отчеты об этих же беседах, написанные Куторгу: бывший священник выполнял аналогичную задачу. А Корнилова обвиняют в антисоветских разговорах. Он сломан, мышеловка закрыта. В результате Корнилова открыто вербуют в качестве разоблачителя, выбрав под прикрытием прозвище Овод.

После того как Зыбин потребовал сменить следователя, объявив голодовку, его бросают в одиночную камеру. Там его посещает прокурор Мячин и неожиданно легко соглашается с требованиями Зыбина. Мячин — враг Неймана, и идея показательного суда кажется ему бредовой. В то же время есть еще одно обстоятельство: Полина Потоцкая, давняя подруга Зыбина и яркая женщина, просит о встрече со следователем Гуляевым. С ней разговаривают Гуляев, Нейман и Мячин. Полина сообщает, что есть еще один человек, с которым Зыбин когда-то имел доверительный разговор: это начальник следственного отдела Прокуратуры СССР, известный писатель Роман Штерн. Сообщение доходит до Ноймана. Ведь Штерн не только фигура недосягаемого уровня, но и брат Неймана. Ситуация становится опасной для самого Неймана. Он знает, что даже чекисты не вечны, а его коллеги уже канули в Лету. Кроме того, Ноймана мучает и другой страх, выражение «сдавленного ужаса» в его глазах: он не может оправдать то, что делает. Из этих сомнений Нейман выходит странным образом: он заменяет Крипутина своей молодой племянницей Тамарой Долидзе – послушницей, жаждущей работать. Зыбин потрясен явлением красавицы Тамары, но затем испытывает сострадание к дуре, увлеченной романтикой чекистской работы. Разрушив подготовленную ею схему обвинения, Зыбин пытается объяснить ей допущенные ею ошибки, на которые у нее нет ответа. Зыбин, давно больной, теряет сознание прямо в кабинете следователя. Его переводят в больницу, и расследование прекращается. Тогда Нейман решает получить неопровержимые доказательства против самого Зыбина. Он идет в степь по следу Зыбина. И тут он получает известие о смене руководства и арестах следователей и о том, что его вызывают в кабинет. Нойманн понимает, что его судьба предопределена. По стечению обстоятельств Нойман находит золото, ставшее причиной ареста Зыбина, с которым возвращается в город. Зыбину сообщают, что его дело закрыто. Он теперь свободен. Зыбин чувствует себя победителем, потому что выжил.

Зыбин, Нейман и Корнилов встречаются в конце романа. В парке выпивают бутылку по случаю освобождения Зыбина. В то же время Нойман, приняв свою судьбу, тоже теряет страх, но в силу роковых обстоятельств. Здесь, на скамейке, их запечатлел местный художник. Так на куске картона навсегда остались те трое: высланный следователь, пьяный информатор по кличке Овод (все время видимо нужен Овод) и третий, без которого эти двое не могли бы существовать.

Историческая справка

[ редактировать ]

Роман « Факультет бесполезных знаний » (как и его «пролог» — «Хранитель древностей ») во многом автобиографический роман. История ареста Зыбина – это и история ареста самого Юрия Домбровского. Сыщики выведены в романе под своими именами. Героиня романа Клара – Клара Фазулаевна Турумова-Домбровская, будущая жена писателя. Рассказ художника Калмыкова – это реальная история жизни человека, поселившегося в Алматы в 1935 году. [ 2 ]

Критический прием

[ редактировать ]

Литературовед Валентин Непомнящий так характеризует прозу Домбровского в своих заметках: «Его романы — это сам автор. По абсолютному реализму повествования, основанному исключительно на здравом смысле, железной логике и мотивации, полном отсутствии претензий на поэзию, его проза — это машина с множеством деталей. Но эта машина создана для того, чтобы летать, и она летает, как птица. Сама конструкция воздушна… Он пишет свою прозу так — как будто не творит, а именно рассказывает нам. как это было, и сразу объясняет все необходимое для правильного понимания, не играя с читателем ни в какие художественные игры, и у него возникает ощущение, что это вовсе не художественная проза, а настоящее существо, почти документальное. [ 3 ] » Другой гулаговский писатель Варлам Шаламов , некоторое время друживший с Домбровским, сказал о «Хранителе древностей», что это «лучшая книга о тридцать седьмом году». [ 4 ] Он также хорошо отзывался о «Факультете...» и остальной прозе Домбровского. [ 5 ]

Критик Игорь Золотусский , один из первых рецензентов романа, заметил: «Юрий Домбровский дает понять, что христианская идея немыслима без Христа, без Его человеческого поведения в условиях жестокости и беззакония. Только через Его Сына, через того же самого». человека, как и другие люди, живущие на земле, Бог мог найти путь к сердцу смертного. [ 6 ]

Критик И. Штокман называет «Факультет бесполезных знаний» «вершиной творчества» писателя и обращает внимание на то, что архитектоника романа «изысканно-художественна, многоступенчата сложности... удивительно продумана». и законченный, при всем своем многообразии и многоплановости, роман плотно лежит на ладони, как сфера (самая совершенная из всех форм!), как своеобразный заряд для пращи, ставшей уже оружием. простой камень». [ 7 ]

Критик Е. Ермолин писал: «Прочитав «Факультет», я бы сказал с полной мерой ответственности: это последний по времени великий русский роман (1975). Треть века прошла без Юрия Домбровского, и его главного Роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящее значение, в каком-то смысле он даже возрос в своей художественной ценности». [ 8 ]

Издания на английском языке

[ редактировать ]
  • Юрий Домбровский. Факультет бесполезных знаний . Перевод Алана Майерса . Нью-Йорк: Harvill/HarperCollins World , 1996.
  • Юрий Домбровский. Факультет бесполезных знаний . Перевод Алана Майерса. Нью-Йорк: Харвилл Пресс, 2013.
  1. ^ "Убит за роман" [Killed for a novel]. Novaya Gazeta . 22 May 2008
  2. ^ Проглатывали снова и снова - New York Times.
  3. ^ Непомнящий В. Homo liber: (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей. М., 1991. С. 6—7.
  4. ^ "Ю.О. Домбровский - Мой друг Варлам Шаламов" . www.e-reading.club . Retrieved 2019-02-10 .
  5. ^ "Переписка с Домбровским Ю.О. // Варлам Шаламов" . shalamov.ru . Retrieved 2019-02-10 .
  6. ^ Золотусский И. Палачи и герои // Литературная Россия. 1988. 18 ноября.
  7. ^ Штокман И. Стрела в полете: (Уроки биографии Ю. Домбровского) // Вопросы литературы. 1989. № 3. С. 99.
  8. ^ Ермолин Е. Новейшая классика. - М.: Совпадение, 2016. - С. 22.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Лексикон русской литературы 1917 года.
  • Джеймс Б. Вудворд. Русский стоик? Заметка о религиозной вере Юрия Домбровского // Scando-Slavica, 38, 1992, № 1, 33-45.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a196f4ff17b41ba7df686eb0e46cb025__1715778780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/25/a196f4ff17b41ba7df686eb0e46cb025.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Faculty of Useless Knowledge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)