Морской монах
Морской монах (также морской черт или морской черт ) — морское существо, найденное у восточного побережья датского острова Зеландия в человека- монаха 1546 году. Его описывали как «рыбу», внешне напоминающую по своей привычке .
Имена
[ редактировать ]назвал это существо «рыбой-монахом» ( лат . piscis monachus ) Белон (1553 г.) (1554 г.) — piscis monachi habitu («рыба, [носящая] одежду монаха ») , а Ронделе . [ 1 ]
Название «морской монах» ( monachus maris ) применил к нему Геснер (1558), [ 2 ] и Джоаннес Слупериус (1572; латынь : monachus marinus ; французский : moyne marin ). [ 1 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Предполагаемый морской монах был схвачен в море между Датской Зеландией и Швецией, в проливе Эресунн , вероятно, в 1546 году. [ 4 ] Кристиан III Датский послал иллюстрацию Карлу V, императору Священной Римской империи . [ 1 ] Существо зарегистрировано в Веделя « Den danske Krønicke» (1575 г.) и имеет длину 4 локтя (15 футов; 4,6 м). [ 5 ] В зависимости от источника он либо попал в сеть для сельди, либо выбросился на мель. [ 6 ]
Естественная история XVI века
[ редактировать ]Поимка морского монаха датируется либо 1546, либо 1549 годом в литературе XVI века, либо обеими датами, в случае Ликостена. (1557 г.), который утверждает, что оба поимки произошли недалеко от Копенгагена, Дания. [ 8 ] [ 5 ] Существует также немецкая гравюра на дереве Стефана Хамера, датируемая, возможно, 1546 годом, на которой изображен морской монах, пойманный в Копенгагене в 1546 году. [ 9 ]
Морской монах был указан в нескольких иллюстрированных книгах по естествознанию, опубликованных в середине 16 века, таких как Пьер Белон (1553 г.), Гийом Ронделе (1554 г.) и Конрад Геснер (1558 г.). [ 1 ] Его описывали как «рыбу», внешне похожую на монаха .
Белон (1553) дал более краткое описание piscis monachus (рыбы-чернака) в своем латинском томе, а более расширенное описание появилось позже в его французской версии 1555 года. [ 10 ]
Ронделе (1554) называл ее «рыбой с обликом монаха ( piscis monachi habitu )». [ 1 ] и классифицировал его как водяного ( homo maris ). [ 11 ] Но он не думал, что полученные им живописные изображения можно принимать за чистую монету, и подозревал, что они были приукрашены «художником, чтобы вещь казалась более чудесной». [ 11 ] Подозрения в художественной лицензии , по-видимому, вызвали его открытие других изображений морского черта, совершенно отличных от его собственного, полученных его соперником и другом Геснером и другими в Риме. [ 12 ]
Ронделе заявил, что рисунок его с натуры (или трупа) был сделан художником в присутствии некоего дворянина, который дал копию Карлу V, а другую копию Маргарите, королеве Наваррской , последняя из которых была предоставлена в Ронделе. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Картина, являвшаяся подарком Маргариты, великой покровительницы наук, означала, что ее нельзя было легко отвергнуть, а скорее подтвердить Маргаритой, к которой относились как к авторитету наравне с Плинием. [ 16 ]
Информация Ронделе была несовершенной и в других отношениях: он заявил, что существо было поймано в «Норвегии [так в оригинале] в Дьезуме, недалеко от города Денелопох», но это было искажением Die Sund («Звук» Эресунна ) у Элленбогена. ( Мальмё , Швеция). Информация была передана через некий посреднический немецкий источник. [ 17 ] [ 14 ] [ 14 ]
Белон (1555) в своем французском издании о морском черте также классифицировал морского черта как водяного ( фр . homme marin ) и украсил свой комментарий упоминанием мерфолков из древних писаний, в частности сирен , тритонов , наяд и нереид. . [ 18 ] [ 19 ] Белон, по оценке Стенструпа , верил в существование этого морского монаха, хотя никогда его не видел. [ 20 ] Белон объяснил эти курьезы «игривостью природы». [ 21 ]
в четвертом томе Конрада Геснера : знаменитой «Истории животных» Это описано [ 22 ] и хотя большая часть статьи Геснера была производной или даже полностью скопированной у его предшественников, Белона и Ронделе, он добавил к ней раздел коллария, содержащий его собственные выводы и наблюдения. Что касается существа размером в 4 локтя, Геснер добавил, что у него было черное лицо, как у эфиопа , согласно немецкому рифму. [ 21 ] [ 23 ] Здесь Геснер процитировал Альберта Великого рассказ о морском монахе . [ 2 ] Он также упомянул о подобном монстре, найденном в заливе Ферт-оф-Форт , сославшись на шотландского историка Гектора Боэция ( Hector Boece ). [ 24 ] У Геснера было еще два источника, из которых он мог черпать информацию, а именно Георг Фабрициус и Гектор Митобиус. [ 25 ]
Вышеупомянутый Ликостен в Prodigiorum ac Ostentorum Chronicon [О предзнаменованиях и явленных временах] (1557 г.) описал морского монаха 1546 г. как человека с черной головой и привел ее иллюстрацию как таковую. [ 26 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Морской монах впоследствии был популяризирован в Гийома дю Барта эпической поэме «Сепмен»; ou, Creation du monde , где поэт говорит о соответствиях между землей и морем, упоминая как «Митреда Епископа», так и «Фрайера в капюшоне»:
«У морей (как и у неба) есть Солнце, Луна и Звезды;
(А также айре) Ласточки, и грачи, и глядят;
(А также земля) Виноградные лозы, Розы, Крапива, Миллионы,
Гвоздики, гиллицветы, грибы и многие миллионы
других растений (более редких и странных, чем эти)
Как и сами рыбы, живущие в морях.
А также бараны, телята, лошади, зайцы и свиньи,
Волки, львы, ежи, слоны и собаки,
Да, Мужчины и Мэйды; и (чем я больше восхищаюсь)
Митрэд Бишоп и Фрайер в капюшоне;
При этом примеры (но несколько лет назад)
Были показаны норвежцы и полонский князь».
Пояснения
[ редактировать ]В начале 1850-х годов датский зоолог Япетус Стенструп предположил, что морской монах — это гигантский кальмар . [ 27 ] [ 28 ] [ 14 ] теория, недавно популяризированная писателем Ричардом Эллисом . [ 29 ] Криптозоолог Бернард Хёвельманс полагал, что отчет основан на открытии заблудшего моржа . [ 30 ]
Совсем недавно было высказано предположение, что это была акула-ангел , Squatina Squatina , которую обычно называют «морским чертом» на английском языке или « мунк » на норвежском и датском языках. [ 31 ] Другие предполагаемые личности морского монаха включают серого тюленя , тюленя-хохлача , тюленя-монаха , [ 32 ] или мистификация, такая как Дженни Ханивер . [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Это приблизительные факсимиле Ронделе и Белона, а не точные копии.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и Пакстон и Холланд (2005) , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Пинон (2005) , с. 256.
- ^ Иоанн Слупериус (1572), «89. Монах Марин» , Обычаи и портреты почти всех народов, нашего времени, и эпиграммы на них , с. 88
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , стр. 39–40; со ссылкой на Белона и Геснера относительно даты 1546 года.
- ^ Jump up to: а б Пакстон и Холланд (2005) , с. 40.
- ↑ Во французских источниках (Белон, Ронделе, см. ниже) говорилось, что он был «выброшен волнами на берег», но датский Ведель, швейцарский Геснер и др. Steenstrup, tr. описал улов как сеть. Рулевельд и Кнудсен (1980) , с. 329.
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , с. 41.
- ↑ На самом деле их три, в 1530, 1546 и 1549 годах, но первый из них был найден на Рейне, и «вообще не морской монах» (Пакстон и Голландия).
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , с. 40 и с. 41, рис. ж.
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Гаджер (1934) , стр. 513–514.
- ^ Локьер, Норман, сэр (7 февраля 1884 г.). «Рыба-монах» . Природа . 29 (745): 348. Бибкод : 1884Natur..29Q.348. . дои : 10.1038/029348a0 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гаджер (1934) , стр. 512–513.
- ^ Jump up to: а б с д Пакстон и Холланд (2005) , с. 42.
- ^ Барт (2017) , стр. 389–390.
- ^ Барт (2017) , стр. 390–392.
- ↑ Белон также указал это место как «Дизунт» возле «Ден Элопоч».
- ^ Гаджер (1934) , с. 512.
- ^ Белон (1555) Природа и разнообразие рыб , стр. 32–33.
- ^ Roeleveld & Knudsen (1980) , стр. 315: «Сам Белон, вероятно, не видел водяных, но не сомневался в их существовании»; Стенструп (1855) , стр. 74: «Белон сам не видел моряков, но не сомневался в их существовании».
- ^ Jump up to: а б Пинон (2005) , с. 254.
- ^ Геснер, Конрад (1558) Historiae Animalium Книга III , стр. 519–522, 645, 216; (изд. 1604 г.), стр. 438–441 , 546–547.
- ^ Роулевельд и Кнудсен (1980) , стр. 316, 323: «черный амур»; Стенструп (1855) , стр. 76, 86: «сум Мориан», «Морианфарве».
- ^ Бат, Майкл (2008). Эмблемы королевы: рукоделие Марии, королевы Шотландии . Публикации архетипов. п. 73. ИСБН 978-1-904982-36-4 .
- ^ Роулевельд и Кнудсен (1980) , стр. 317; Стенструп (1855) , с. 77
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , с. 40 и с. 41, рис.
- ^ Стенструп, JJS (1855). «О моряке (называемом Морским монахом), пойманном в Эресунне во времена короля Кристиана III» . Датский ежемесячный журнал . 1 : 63–96.
- ^ Рулевельд, М.; Кнудсен, Дж. (1980). «О водяном (называемом морским монахом), пойманном в Эресунне во времена короля Кристиана III. Перевод на английский язык». Стенструпия . 6 : 293–332.
- ^ Эллис, Р. (1998). В поисках гигантского кальмара . Лайонс Пресс. Лондон.
- ^ Хевелманс, Б. (1974). По следам морских чудовищ . Фамот. Женева.
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , стр. 39, 43.
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , с. 44.
- ^ Пакстон и Холланд (2005) , стр. 45–46.
- Библиография
- Барт, Паскаль (2017), Джефф Персельс; Кендалл Тарт; Джордж Хоффманн (ред.), «Морской черт Гийома Ронлделе, или Естественная история социальных сетей» , Маршруты во французской литературе эпохи Возрождения: очерки для Мэри Б. МакКинли , BRILL, стр. 377–, ISBN 978-90-04-35151-6
- Гаджер, EW (1934). «Дженни Ханиверс, драконы и василиски в старых книгах по естествознанию и в наше время». Научный ежемесячник . 38 (6): 511–523. JSTOR 15490
- Пакстон, Чарльз ГМ; Холланд, Р. (2005). «Был ли Стенструп прав? Новая интерпретация морского монаха Эресунна XVI века». Стенструпия . 29 : 39–47. CiteSeerX 10.1.1.525.6135 .
- Пинон, Лоран (2005), «Конрад Гесснер и историческая глубина естественной истории эпохи Возрождения» , Historia: эмпиризм и эрудиция в Европе раннего Нового времени , MIT Press, стр. 241–268, ISBN 0-262-16229-6