Лизелотта Гршебина
Лизелотта Гршебина | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лизелотта Биллигхаймер 2 мая 1908 г. Карлсруэ , Германская империя (ныне Германия) |
Умер | 14 июня 1994 г. Петах-Тиква , Израиль |
Национальность | Германия, Подмандатная Палестина , Израиль |
Образование | Школа прикладного искусства в Штутгарте |
Известный | Фотограф |
Супруг | Яков (Яша) Грщебин |
Лизелотта Гршебина (1908–1994; урожденная Лизелотта Биллигхаймер , также известная как Грьебина ) была израильским фотографом немецкого происхождения. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Лизелотта Гршебина родилась Лизелотта Биллигхаймер в 1908 году в Карлсруэ , Германия. Ее родителями были Роза и Отто Биллигхаймеры, еврейская пара. Ее отец был убит в 1916 году во время службы в немецкой армии. В 1925–29 Грщебина изучала живопись и графический дизайн в местной художественной академии Badische Landeskunstschule Карлсруэ (BLK; ныне Государственная академия изящных искусств Карлсруэ ) и изучала коммерческую фотографию в Школе прикладных искусств в Штутгарте. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Начало в Германии
[ редактировать ]В 1929 году Гршебина начала преподавать фотографию на курсах рекламы Badische Landeskunstschule Karlsruhe (BLK). В январе 1932 года она открывает собственную студию «Билфото», объявляя о своей специализации на детской фотографии и набирает учеников. В 1933 году, после прихода к власти нацистов и ограничения профессиональной свободы евреев, Грщебина закрыла свою студию. Перед отъездом из Германии она вышла замуж за доктора Якова (Яши) Грщебина. [ 2 ]
Мандат Палестины и Израиля
[ редактировать ]Супруги Гршебины приезжают в Тель-Авив в марте 1934 года. В том же году Гршебина открывает студию «Ишон» на Алленби-стрит вместе со своей подругой Эллен Розенберг (Ауэрбах), ранее партнершей берлинской фотостудии Ringl+pit . В 1936 году студия «Ишон» закрывается, когда Розенберг уезжает из страны; Грщебина продолжает работать из дома. [ 2 ]
В 1934–47 Грщебина назначается официальным фотографом сионистской женской организации ВИЗО . В 1939 году вместе с коллегами-фотографами немецкого происхождения, собравшимися в Тель-Авиве, основывает Палестинскую ассоциацию профессиональных фотографов (PPPA), первую независимую организацию фотографов в стране. В период с 1930-х по 1950-е годы Грщебина фотографирует для Палестинских железных дорог , крупной молочной компании «Тнува» , кибуцев и различных частных предприятий. [ 2 ]
Лизелотта Гршебина умерла в Петах-Тикве в возрасте 86 лет 14 июня 1994 года. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]Гршебина прибыла в Палестину в 1934 году, подготовленный профессионал, находившийся под глубоким влиянием революционных движений Веймарской республики : «Новая объективность в живописи» и «Новое видение в фотографии», а также ряда выдающихся профессоров, в том числе Карла Хуббуха и де: Вильгельма Шнарренбергера . В отличие от многих своих коллег в Палестине, которые искали свою идентичность в коллективном сионистском стремлении, документируя и превознося его в своих работах, Грщебина не использовала фотографию как средство формирования своей идентичности. Она пришла с полноценным стилем и осталась верной веймарским художественным идеалам и принципам в своем новом доме, где продолжала их применять и развивать. Эта выставка [ сомнительно – обсудить ] представляет большую подборку из 1800 фотографий, переданных Музею Израиля , и впервые представляет публике свою жизнь и творчество. Художественные корни Грщебины явно лежат в «Новом видении», которое определяло фотографию как самостоятельную художественную область и призывало художников-камеристов изображать предметы по-новому, по-другому, чтобы передать их уникальные качества и их сущность. Она добилась этого с помощью ярких ракурсов и сильных диагоналей, мастерски используя зеркала, отражения и игру света и тени для создания геометрических форм и придания своим фотографиям атмосферы, привлекательности и смысла. [ нужна ссылка ]
В Германии большинство ее фотографий – обычно по рекламным заказам – были сделаны в студии. В земле Израиля она также работала на открытом воздухе, наблюдая за окружающими ясным и беспристрастным взглядом. Она фотографировала людей, занимающихся своими повседневными делами, на которых не влияло присутствие камеры. Зритель ее фотографий чувствует себя посторонним, смотрящим внутрь и получающим новый, объективный взгляд на предмет: «объективный портрет... не обремененный субъективным намерением», в котором, по мнению фотографа New Vision Ласло Мохой-Надя , кроется гений. фотографии. [ 3 ] [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Фотографии Лизелотты Гршебины были обнаружены на складе в квартире ее сына в Тель-Авиве через шесть лет после ее смерти. [ 5 ]
Архив фотографий Лизелотты Гршебины был передан Музею Израиля ее сыном Бени Гьебином и его женой Риной из Шохама при содействии Рахель и Дова Готтесманов , президента музея в период с 2001 по 2011 год. [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Маски, ок. 1930 год
Коллекция Музея Израиля
Б01.0244(0077) -
На железнодорожной развязке Лод
Фотография для Палестинских железных дорог, ок. 1940 год
Коллекция Музея Израиля
Б01.0244(0104) -
Рош Ханикра, ок. 1960 год
Коллекция Музея Израиля
Б01.0244(0129) -
Спорт в Израиле
Метатель диска, 1937 год.
Коллекция Музея Израиля
Б01.0244(1823)
Выставки
[ редактировать ]- 1937 – Принимает участие в международной выставке в Париже.
- 1938 - Принимает участие в групповой выставке «Старая жизнь – Новая жизнь» фотогруппы Т'муна (изображение на иврите) из Берлинской сионистской ассоциации (BZV), показанной на их площадке на Кантштрассе.
- 1941 - Принимает участие в групповой выставке PPPA в Логосе, книжном магазине Тель-Авива, переоборудованном в галерею.
- 2000, лето - Временные рамки: век фотографии на Земле Израиля, Музей Израиля, Иерусалим. [ 6 ]
- 2005 – «Новые евреи – 100 лет израильского искусства», Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
- 2008, октябрь – декабрь – Женщина с фотоаппаратом: Лизелотта Гршебина, Германия 1908 – Израиль 1994, Дом Тихо [ 3 ]
- 2009 — Женщина с фотоаппаратом: Лизелотта Гршебина, Германия 1908 — 1994 Израиль. Выставка в Музее Израиля, Иерусалим. Куратор: Юдит Каплан, Мартин-Гропиус-Бау, Берлин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Старое новое видение израильско-немецкой фотографии» . Еврейская ежедневная газета Forward . 24 декабря 2008 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Женщина с фотоаппаратом: Лизелотта Гршебина, Германия, 1908–1994 гг., Израиль. Выставка в Музее Израиля, Иерусалим. Куратор: Юдит Каплан, Мартин-Гропиус-Бау, Берлин, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Женщина с фотоаппаратом: Лизелотта Гршебина» . Музей Израиля. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Каплан, Юдит, Женщина с фотоаппаратом: Лизелотта Гршебина, Германия, 1908 г. - Израиль, 1994 г., Музей Израиля, Иерусалим, 2008 г.
- ^ Джеффей, Натан (25 декабря 2008 г.). «Старое новое видение израильско-немецкой фотографии» . Форвард . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Временные рамки: век фотографии на земле Израиля» . Музей Израиля. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция Лизелотты Гршебина в Музее Израиля. Проверено 1 февраля 2012 г.
- «Лизелотта Гршебина» . Информационный центр израильского искусства . Музей Израиля . Проверено 6 марта 2018 г.
- Искусство Лизелотты Гршебина на выставке Europeana . Проверено 1 февраля 2012 г.
- 1908 рождений
- 1994 смертей
- Израильские художницы XX века
- Женщины-фотографы 20-го века
- Фотографы из Подмандатной Палестины
- Фотографы из Баден-Вюртемберга
- Израильские фотографы
- Немецкие женщины-фотографы
- Израильские женщины-фотографы
- Художники из Карлсруэ
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Подмандатную Палестину
- Фотографы Палестина (регион)
- Выпускники Академии изящных искусств Карлсруэ