Совет министров обороны Рейха
Совет министров обороны Рейха ( нем . Ministryrat für die Reichsverteidigung ) — совет министров из шести членов, созданный в нацистской Германии Адольфом Гитлером 30 августа 1939 года в ожидании вторжения в Польшу , которое спровоцировало начало Вторая мировая война - с целью обеспечить продолжение нацистского правительства , особенно в отношении военных действий, в то время как Гитлер сосредоточился на ведении войны. [ 1 ] Совет описывается как функционирующий как «военный кабинет». [ 2 ] хотя эта оценка оспаривается. [ 3 ]
Это учреждение не следует путать с Советом обороны Рейха ( Reichsverteidungsrat ), который был создан в 1938 году и собирался всего два раза. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Непосредственно перед запланированным вторжением в Польшу Адольф Гитлер, фюрер и рейхсканцлер нацистской Германии, предполагал, что будет тратить все больше времени на ведение войны в ущерб своим домашним обязанностям. Это было бы проблемой, потому что Закон о разрешении 1933 года превратил то, что было демократической Веймарской республикой , в тоталитарную диктатуру , в которой все «законодательство» создавалось посредством декретов, требующих подписи Гитлера. Требовалось решение, позволяющее продолжать внутренние дела страны – по крайней мере, в той степени, в которой они связаны с военными действиями. Таким образом, 30 августа 1939 года был издан декрет о создании Совета министров обороны Рейха, который будет действовать вместо Гитлера, а также о его членстве и процедурах. [ 2 ]
Идея создания Совета, по-видимому, возникла у Геринга, и Гитлер согласился на нее, чтобы быстро привести в действие закон, необходимый для военных действий. Гитлер сохранил за собой право отменить решение совета. По сути, его власть была передана совету, который не заменил его. [ 3 ]
Члены
[ редактировать ]Членами совета были:
- Герман Геринг , назначенный наследник Гитлера и руководитель Четырехлетнего плана , который контролировал военную экономику, который занимал пост председателя совета;
- Рудольф Гесс , заместитель фюрера , как представитель нацистской партии ;
- Вильгельм Фрик , министр внутренних дел, в качестве генерального полномочного представителя ( Generalbevollmächtigter ) администрации Рейха;
- Вальтер Функ , министр экономики, в качестве генерального уполномоченного по экономике;
- Вильгельм Кейтель , начальник Главного командования вооруженных сил ( Oberkommando der Wehrmacht ) в качестве представителя военных; и
- Ганс Ламмерс , глава рейхсканцелярии , представлял Гитлера. [ 1 ] [ 4 ] [ 2 ]
Все члены Совета были также членами более крупного имперского кабинета, который в последний раз собрался 5 февраля 1938 года. [ 5 ]
Изменения в членстве
После бегства Гесса в Шотландию 29 мая 1941 года его заменил в совете его бывший начальник штаба и личный секретарь Мартин Борман . [ 6 ] Однако после 1 сентября 1939 года Борман лично присутствовал при Гитлере в качестве секретаря фюрера и, следовательно, не мог представлять должность заместителя фюрера в Совете, когда Гитлер отсутствовал в Берлине. [ 7 ]
После увольнения Фрика с поста министра внутренних дел и генерального полномочного представителя администрации Рейха 24 августа 1943 года в совете его заменил его преемник на этих постах Генрих Гиммлер . [ 8 ]
Полномочия и действия
[ редактировать ]Совету по указу Гитлера было предоставлено право издавать декреты «имеющие силу закона» на весь период «текущей внешнеполитической напряженности». [ 1 ] Эти указы не обязательно должны были быть подписаны Гитлером, вместо этого они были подписаны Герингом с контрассигнациями Фрика или Ламмерса. Декреты были подготовлены департаментами правительства рейха. С Гитлером советовались только в тех случаях, когда совет не был уверен в том, какие действия предпринять. [ 2 ]
Поскольку Гитлер ограничил совет изданием декретов, которые действовали только на «территории Германского рейха», включая Генерал-губернаторство (т. е. оставшуюся часть Польши ), любые меры, которые Совет хотел инициировать для других территорий, находящихся под контролем Германии, имели должны были быть обсуждены с администрациями этих территорий. В их число входили рейхсминистр по оккупированным восточным территориям, два рейхскомиссара для Норвегии и Нидерландов, а также шесть дополнительных территориальных администраторов, в дополнение к любым затронутым военачальникам, каждый из которых затем должен был быть обсужден. решить, будут ли они издать предлагаемый указ по своей территории. [ 2 ]
Внутри совета был еще меньший «Совет трех» ( Dreierkollegium ), который состоял из Геринга, Фрика и Кейтеля – или Фрика, Функа и Кейтеля. [ 3 ] – который также мог бы издавать указы, используя полномочия Фрика как полномочного представителя администрации Рейха или по экономическим вопросам полномочия Геринга как главы суперагентства военной экономики, Четырехлетнего плана . [ 2 ]
По словам Вильгельма Фрика в лекции «Имперская администрация во время войны», прочитанной 7 марта 1940 года во Фрайбургском университете :
В структуре нашего государства положение Совета министров обороны Рейха характеризуется тем, что на время войны он стал высшим постоянным органом Рейха с обширной юрисдикцией, ответственным только перед фюрером. . … Для выполнения своих обязанностей Министерский совет обороны Рейха имеет право издавать декреты-законы. Эта власть ограничена лишь в той мере, в какой фюрер может отдать приказ о принятии закона имперским кабинетом или рейхстагом. В остальном законодательная власть Совета министров обороны Рейха не ограничена, он имеет право регулировать все посредством декретов. [ 9 ]
Совет, сразу же после своего создания, начал издавать декреты, затрагивающие все аспекты обороны Рейха. После начала войны 1 сентября 1939 года гауляйтеры нацистской партии были назначены на должности комиссаров обороны Рейха ( Reichsverteidigungskommissar ) в каждом из 15 военных округов ( Wehrkreis ) для организации гражданской обороны и мобилизации. [ 10 ] Позже во время войны (16 ноября 1942 г.) совет постановил об изменении юрисдикции с Веркрайса на уровень Гау, и все 42 гауляйтера стали комиссарами обороны Рейха. (См. изображение.) Другой указ, изданный 5 сентября 1939 года, ужесточил наказания за некоторые преступные действия против людей или имущества во время войны. [ 11 ] Другой, изданный 7 сентября 1939 года, касался запрета на прослушивание иностранных радиопередач. [ 12 ]
Несмотря на эти указы, совет имел мало реального практического воздействия, за исключением дальнейшего снижения политического влияния отдельных министерств, продолжая тенденцию превращения каждого из них в простой технический аппарат, реализующий решения сверху. [ 13 ] Совет собирался лишь в небольшом количестве случаев, и то не после середины ноября 1939 года, поскольку Геринг практически потерял к нему интерес. [ 3 ]
Историк Мартин Бросза отмечает, что:
Теоретически этот новый военный кабинет мог бы стать новым коллегиальным органом правительства Рейха во главе с Герингом. Однако на практике Геринг такими возможностями не воспользовался. Вместо этого, как и Гитлер, он вскоре призвал отложить любые обширные законодательные проекты на время войны. 5 июня 1940 года был также издан указ фюрера, предписывающий, «что все законы и постановления, которые не имеют прямого отношения к защите Рейха, должны быть отложены на неопределенный срок». [ 2 ]
Хотя Бросат называет совет «военным кабинетом», биограф Гитлера, историк Ян Кершоу , указывает, что настоящий военный кабинет включал бы Йозефа Геббельса , министра пропаганды, и министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа . [ 3 ] По оценке Кершоу:
... Собственная острая направленность Гитлера к любому ограничению его власти, любому ограничению принципов его беспрепятственного персонализированного правления с самого начала сводила на нет возможность подлинного делегирования роли главы правительства Герингу и создания подлинной военный кабинет». Чувствительность Гитлера ко всему, что могло ограничить его свободу действий или представлять возможную внутреннюю угрозу его положению, была настолько велика, что он блокировал слабые попытки Ламмера восстановить заседания кабинета министров в 1942 году и даже отказывал министрам в разрешении время от времени собираться. для вечера за пивным столом. [ 3 ]
Послевоенное обвинение
[ редактировать ]Совет прекратил свое существование с падением нацистского режима 8 мая 1945 года. Как часть Reichsregierung ( правительства Рейха) совет, наряду с более широким кабинетом рейха, был обвинен Международным военным трибуналом (МВТ) как преступная организация. . Хотя в конечном итоге по итогам Нюрнбергского процесса было признано , что МВТ не является преступной организацией, всем выжившим членам совета были предъявлены индивидуальные обвинения. [ 14 ]
Судьба членов Совета
[ редактировать ]Борман погиб, покончив жизнь самоубийством во время битвы за Берлин 2 мая 1945 года. [ 15 ] Гиммлер покончил жизнь самоубийством 23 мая 1945 года, находясь под стражей в Великобритании. Геринг, Фрик и Кейтель были приговорены к смертной казни на Нюрнбергском процессе в октябре 1946 года. Геринг покончил жизнь самоубийством в ночь перед запланированной казнью, но двое других были повешены 16 октября. Гесс и Функ были приговорены к пожизненному заключению. Функ был освобожден в 1957 году по состоянию здоровья и умер в 1960 году; Гесс покончил жизнь самоубийством в 1987 году, еще находясь в заключении в тюрьме Шпандау . Ламмерс был приговорен к 20 годам заключения по делу министерства в 1949 году, позже этот срок был заменен на 10 лет. Он был освобожден из тюрьмы в 1951 году и умер в 1962 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Мертенс, Бернд (2009). Законодательство при национал-социализме (на немецком языке). Мор Зибек. стр. 20–22. ISBN 978-3-16-150103-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бросзат, Мартин (1981). Государство Гитлера: основание и развитие внутренней структуры Третьего рейха . Нью-Йорк: Longman Inc., стр. 308–312. ISBN 0-582-49200-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кершоу, Ян (2000) Гитлер: 1936-45: Немезида Нью-Йорк: Нортон. стр.311-313 ISBN 0-393-04994-9
- ^ Ульрих, Фолькер (2020) Гитлер: Падение 1939-1945 . Нью-Йорк: Кнопка. стр.44 ISBN 978-1-101-87400-4
- ^ Лонгерих, Питер (2015). Геббельс . Винтажный случайный дом. п. 374. ИСБН 978-1400067510 .
- ^ Ланг, Йохен фон (1979). Секретарь. Мартин Борман: Человек, который манипулировал Гитлером . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 191. ИСБН 978-0-394-50321-9 .
- ^ Бросзат, Мартин (1981). Государство Гитлера: основание и развитие внутренней структуры Третьего рейха . Нью-Йорк: Longman Inc., с. 326 п.32. ISBN 0-582-49200-9 .
- ^ Военное министерство США, Управление стратегических служб (2001 г.). «Карьера Генриха Гиммлера» (PDF) . ЦРУ.gov. Архивировано из оригинала (PDF) 22 января 2017 года . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ «Нацистский заговор и агрессия, том V, документ 2608-PS, стр. 328–329» (PDF) . Офис главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси. 1946 год . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Барановский, Шелли; Нользен, Армин; Зейнманн, Клаус-Кристиан В. (2018). Спутник нацистской Германии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-93690-0 .
- ^ Указ о борьбе с врагами общества в Энциклопедии Холокоста
- ^ Указ о чрезвычайных радиомерах в истории Германии в документах и изображениях
- ^ Брахер, Карл Дитрих (1970) Немецкая диктатура Нью-Йорк: Penguin Books. стр.506 ISBN 0-14-013724-6
- ^ «Нацистский заговор и агрессия, том II, глава XV, стр. 108–109» (PDF) . Офис главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси. 1946 год . Проверено 29 декабря 2020 г. .
- ^ Кершоу, Ян (2008). Гитлер: Биография . WW Norton & Co. p. 961. ИСБН 978-0-393-33761-7 .