Я Керия
Икув керия (ивр. עיכוב קריאה , букв. «отсрочка чтения») — практика европейских евреев , при которой человек мог отложить чтение Торы в синагоге до тех пор, пока его жалоба не будет услышана общиной и ее руководством. Этот обычай позволил синагоге стать судом. Некоторые считают, что именно по этой причине молитва Коль Нидре уместна в ночь перед Йом Кипуром.
Упражняться
[ редактировать ]Заявитель будет стоять возле ковчега Торы и не допускать выноса свитка Торы перед его торжественным чтением в синагоге. По обычаю никто не имел права сдвинуть его с места до тех пор, пока один из лидеров общины не пообещал поддержать его и разобраться с его жалобой. Жалоба может быть направлена как против сообщества, так и против отдельного человека.
Описание этой практики содержится в Ор Заруа (13 век): [ 1 ] «Однажды в Кёльне кто-то пожаловался в субботу , когда нужно было читать главу «Эмор эль хакоханим», и задержал молитву и чтение Торы на весь день, а когда наступил следующий [шаббат] раввин Р. Элиэзер, сын Ра Шимон приказал начать с главы «Эмор эль хакоханим» и прочитать ее, а также [главу] «Бехар Синай», которую следовало читать так. Шаббат».
Другая форма протеста заключалась в отсрочке молитвы между песукей дезимра и благословением Шма . Протестующий должен был стоять на месте, отведенном для молитвенного лидера (который обычно начинает читать совместную молитву в этот момент), и мешать молитвенному лидеру начать. Рема [ 2 ] указал, что такая практика является общепринятой, и считал ее мицвой , оправдывающей прерывание молитвы и разговоры о посторонних вещах в середине молитвы. Однако если молитвенный руководитель уже произнес «Барчу», «место, где было принято кричать друг о друге между Кадишем и Барчу и между «Йоцер Ор», или говорить о нуждах масс – они в ошибка." [ 3 ]
Хатам Софер [ 4 ] описывает, как этот обычай практиковался в его детстве. Существуют свидетельства об икув керия, произошедшем в 5665 году (1904-1905) в синагоге Хурва женщинами, которые препятствовали началу чтения. [ 5 ] Еще один практический случай зафиксирован в 5721 году (1960-1961) Р'Исраэлем Каниевским . [ 6 ]
Разрешенное время
[ редактировать ]Существует традиция, согласно которой рабейну Гершом постановил, что чтение Торы не следует откладывать в субботу, если этот метод уже не был опробован безуспешно трижды в будние дни. [ 7 ] Когда жалоба была направлена против общественности, это разрешалось даже в субботу. [ 7 ] В Хол ха-Моед разрешалось жаловаться. [ 8 ] Также обсуждалась жалоба в « Дни трепета» , особенно когда заявитель не был местным жителем. [ 9 ]
В общине Вероны было решено положить конец этому обычаю. [ 10 ] Сегодня этот обычай больше не существует ни в одном сообществе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Или Заруа, Хилчот Шаббат 45
- ^ Орах Хаим 54:3
- ^ Орах Хаим 57:2
- ^ Респонса, Орах Хаим 81
- ^ Шмуэль Вайнгартен, в книге «Венгерские евреи: исторические исследования» , стр. 199.
- ^ Керайна деИгерта , часть 1, письмо 178
- ^ Перейти обратно: а б Упоминается в Маген Авраам , Орах Хаим 339:3.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 545:11
- ^ Рема , Хошен Мишпат 5:2
- ↑ Pinkas Kehilot Verona 3:311, цитируется в Mishtar uMedinah beYisrael al pi hatorah , часть 3, стр. 1073.