Гамбелский конфликт
![]() | Эту статью необходимо обновить . Причина: необходимость обновлений после июня 2006 г. ( ноябрь 2023 г. ) |
Гамбелский конфликт | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Регион Гамбела в Эфиопии. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Омод Мутукуе Угету Адинг | |||||||
С мая 2023 года в результате беспорядков и значительного материального ущерба зарегистрировано не менее 138 убитых и 113 раненых. [ 2 ] |
Конфликт Гамбела представляет собой спорадические конфликты в регионе Гамбела в Эфиопии между вооруженными группами коренного народа ануак с гражданскими лицами коренного народа нуэр и эфиопскими военными . [ 3 ] После политики переселения, реализованной режимом Дерга в 1980-х годах, произошел ряд этнических конфликтов между народом ануак, коренным населением большей части региона Гамбела, и другими группами, которые были переселены в регион. [ 3 ] После краха режима Дерга постоянная этническая напряженность в регионе время от времени перерастала в открытый конфликт. [ 3 ] Подобный конфликт вспыхнул в начале-середине 2000-х годов, совпал с ростом добычи нефти в регионе, и привел к ряду инцидентов, повлекших за собой массовую гибель мирного населения. [ 3 ] Эфиопские военные вмешались в борьбу с ополченцами Ануака. [ 3 ]
Активисты ануаков утверждают, что этнические ануаки в Эфиопии страдают от пыток, неизбирательных убийств, грабежей и дискриминации со стороны различных других ополченцев меньшинств, действующих в стране, а также со стороны самого правительства Эфиопии. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Правительство Эфиопии отрицает причастность своих военных к нападениям на Ануаков и вместо этого приписывает насилие в регионе местным этническим ополченцам. [ 7 ] Другие утверждали, что ополченцы Ануака нарушали права человека в отношении других групп, например, убивали мирных жителей Нуэр . [ 8 ] [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Народ ануак — одна из более чем восьмидесяти этнических групп Эфиопии. Их деревни разбросаны вдоль рек юго-восточного Судана и западной Эфиопии. [ 10 ] Они говорят на нилотском языке, известном как Дха Аниваа , на котором говорят несколько ануаков в Эфиопии. По большей части они пастухи и земледельцы и исповедуют в основном анимизм, однако есть небольшие группы приверженцев христианства. [ нужна ссылка ] В настоящее время в Эфиопии проживает около 300 000 ануаков. [ нужна ссылка ] Исторически королевство Ануак представляло собой федерацию деревень, возглавляемую независимым Нье. Эти деревни постоянно враждовали между собой за контроль над Оцваком – королевским троном и бусой. Традиционно анюаки носят большое количество бус и других артефактов, таких как хвост жирафа.
Проблемы
[ редактировать ]У ануаков есть много соседних этнических групп, включая аджиебо мурле , нуэр , дуок сури , оромо и амхара (горцы). Их отношения с другими этническими группами обычно враждебны и жестоки, особенно с нуэрами, которые вытеснили их на восток. [ 11 ] В западной Эфиопии много природных ресурсов, и еще больше масла в огонь насилия добавляют то, что другие группы населения на земле Ануак говорят на более чем восьми языках. [ 12 ]
Боевая деятельность
[ редактировать ]После того, как правительство НПРДФ пришло к власти в 1991 году, оно управляло территорией через местные партии, но реальная власть по-прежнему находилась в руках местных горцев. Между горцами и ануаками происходят этнические конфликты, иногда включающие и нуэров. [ 13 ] Эти этнические проблемы начались в 1980-х годах, когда предыдущее правительство Дерга использовало принудительное переселение , чтобы перевезти около 50 000 человек из истощенных центральных гор Эфиопии, страдающих от засухи, в плодородный, но болотистый, зараженный малярией регион Гамбелла, где живут ануаки и нуэры. [ 14 ] Повстанцы Ануак также нападают на шахтеров и работников экономического развития в Гамбеле. В 2004 году боевики убили трех правительственных работников-беженцев и напали на автомобиль Организации Объединенных Наций. [ 15 ]
В октябре 2005 года повстанцы Ануака напали на четырех полицейских и тюремных надзирателей. Наряду с этим нападением боевики Ануака напали на полицейский участок и тюрьму, чтобы освободить многих заключенных в тюрьму боевиков. [ 16 ] Они также ранили еще шестерых мужчин и убили комиссара полиции региона Гамбелла. [ 17 ]
Нападения на нуэров
[ редактировать ]Нуэры живут в Южном Судане и Эфиопии на протяжении веков. Их число исчисляется тысячами, и они живут в регионе Гамбела в Эфиопии. Несмотря на попытку регионального правительства сохранить мир, повстанцы Ануака продолжают нападать на нуэров. В августе 2002 года двое мужчин нуэр получили несколько ножевых ранений от группы молодежи ануаков на главном рынке Гамбеллы и вокруг него. Также в 2002 году ручная граната была брошена в пассажирский грузовик Isuzu, полный нуэров, направлявшихся в Ларе в Джикаво Вореда, в результате чего двое мгновенно погибли и 18 получили ранения. Один из пострадавших позже скончался в больнице от ран. [ 18 ] Нападение произошло на заправочной станции Mobil в центре города Гамбела . Нападавший, который также был ранен при этом, позже был задержан армией и якобы признался, что был частью более крупной группы, организованной для уничтожения нуэров. Первоначально планировалось нападение на нуэр во время празднования Эфиопского Нового года. Ручная граната была также брошена в общежитие Педагогического колледжа, в результате чего шесть этнических беженцев из Нуэра Судана были ранены , один из них серьезно. [ 19 ] В тот же день группа ануаков, подойдя к вореде Абобо , во второй раз напала на поселение нуэр в Очоме, ранив четырех человек, но убив 35 овец, шесть коров и неопределенное количество коз. Четыре домовладения сгорели. Среди нападавших неустановленное количество было убито или ранено. Позже в 2002 году пятеро мужчин-нуэр, которые пошли рубить бамбук для кровли на дороге в Анфилло- Вореда в регионе Оромия, попали в засаду, в результате чего двое были убиты и один ранен; Выжившие опознали нападавших как Ануаков. Преступники до сих пор находятся на свободе.
В июне 2006 года боевики Ануака напали на автобус, следовавший из Аддис-Абебы в Гамбелу, и убили четырнадцать пассажиров. В результате нападения еще около 40 человек получили ранения и ранения. [ 20 ]
Медовый народ тропического леса, народ Маджанг (Маджангир).
Вот краткий обзор истории народа Маджанг в регионе Гамбелла в Эфиопии: Маджанг — это этническая группа, коренная жительница региона Гамбелла на западе Эфиопии, недалеко от границы с Южным Суданом. Это земледельцы, и их зона включает в себя самую развитую экономику региона, насчитывающую около 50 000 человек. Маджанг — мирные и гармоничные люди. Их этническая идентичность характеризуется конструктивным подходом к соседним этническим группам, поэтому они поселились в регионах Гамбела, Оромия и юго-западные региональные штаты. Большинство из них проживает в Гамбеле и не встречается за пределами Эфиопии.
Маджанг имеют долгую историю в регионе Гамбела, где они на протяжении веков жили охотниками-собирателями и натуральными фермерами. Но в настоящее время их образ жизни резко изменился на оседлые деревни, они выращивают кофе, фрукты, специи, кукурузу, дурру, корнеплоды, а также занимаются пчеловодством. Они являются крупнейшими производителями чистого меда в регионе. Национальная зона Маджанг, где большинство жителей Маджанга производят более 10% кофе национального производства. Они тесно связаны с окружающей средой и разработали устойчивые методы использования богатых природных ресурсов региона. Исторически Маджанг жили небольшими автономными общинами и имели ограниченное взаимодействие с центральным эфиопским государством. Но в связи с введением федеральной системы Маджанг признали самоопределение и самоуправление, эта возможность открыла Маджангу двери для доступа к федеральному правительству. Роль Маджанга в региональной и национальной политической системе возросла. Они сохраняли свой традиционный образ жизни и культурные традиции относительно спокойно в густом лесу до 20 века.
В начале 20 века включение региона Гамбела в состав Эфиопской империи привело к усилению контактов между Маджангом и внешним миром. Это привело к изменениям в образе жизни маджангов, включая внедрение новых методов ведения сельского хозяйства, создание городов и инфраструктуры, а также постепенное разрушение их традиционных социальных структур. В течение 20-го века Маджанг сталкивался с различными проблемами, включая отчуждение земель, вырубку лесов и конфликты с людьми, бежавшими от голода и безработицы с Севера и перемещающимися вглубь своих территорий. Это поставило под угрозу их средства к существованию и культурные традиции. Многие люди мигрируют из региональных штатов Амхара и Тыграй на территорию Маджанг. Эти люди вторгаются в лес и земли Маджанга; в последние годы они вытеснили жителей Маджанга из хорошо обслуживаемых районов. Сомнительно, что если нынешнее перемещение населения и давление вырубки лесов не прекратятся правительством как можно скорее, народ Маджанг может рано или поздно потерять свою территорию.
В последние десятилетия народ Маджанг и его защитники прилагали усилия по сохранению своей уникальной идентичности, земельных прав и традиционных обычаев. Это включает в себя кампании по защите исконных лесов Маджанга, а также по обеспечению большего признания и политического представительства общины Маджанг в федеральной системе Эфиопии, но эти шаги не смогли спасти лес от уничтожения, а людей от перемещения.
В целом народ Маджанг имеет давнюю историю и культурную самобытность, уходящие корнями в регион Гамбелла, несмотря на различные социальные, экономические и политические изменения, которые они пережили на протяжении 20 и 21 веков. Сохранение традиционного образа жизни остается постоянной задачей и приоритетом для сообщества Маджанг.
Вот некоторые сохранившиеся специфические культурные обычаи народа Маджанг:
- Традиционное пчеловодство. Народ Маджанг имеет долгую историю пчеловодства, используя полые бревна, помещенные в деревья, в качестве ульев для сбора меда. Пчеловодство остается важным традиционным видом экономической деятельности для Маджанга.
- Социальная структура: Традиционно в Маджанге были очень сильные ритуальные лидеры, называемые «тапа». Они имели двойную ответственность: политическую и духовную власть. Система и власть тапа были постепенно отменены сначала в результате вторжения в Италию в 1940-х годах, когда они захватили всех сильных тапа, имевших влияние на народ Маджанг, и сослали их в Гор. Бетуме тапа Пини (нынешняя деревня Куми) и Самункаай тапа Паджаджи были схвачены и отправлены в тюрьму в Горе, все они не смогли вернуться. Возможно, их казнят итальянские агрессоры. Разногласия разрешались путем простого ухода одной стороны, а не с помощью формальных механизмов примирения.
- Клановая идентичность и экзогамия: Маджанг насчитывает более 70 кланов, причем клановая идентичность передается по мужской линии. Они практикуют клановую экзогамию, при которой люди не могут вступать в брак внутри своего клана или клана своей матери.
- Традиционная музыка и инструменты. Маджанг традиционно использовали различные музыкальные инструменты, такие как пятиструнная лира, пианино (тоом), барабан (тарбуй) и маримба. Их вокальная музыка включает в себя как гармонии, так и антифонное пение мужчин и женщин.
- Традиционные алкогольные напитки: Маджанг традиционно готовил два типа алкогольных напитков: один из зерна, называемый «тааджан», и другой из меда, называемый «огёл».
- Вахтовая обработка: Традиционно Маджанг жили небольшими группами, обрабатывая территорию в течение 3-5 лет, а затем переезжали дальше, поскольку плодородие почвы уменьшалось, практикуя форму вахтовой обработки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Что стоит за насилием в «другом» конфликте в Эфиопии?» . VOA . 2 сентября 2022 г. Проверено 24 августа 2024 г.
- ^ «Эфиопия: 138 убитых, 113 раненых в регионе Гамбелла за девять месяцев – отчет EHRC » Аддис Стандарт 29 февраля
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Эфиопия: Нацеливание на ануаков: предыстория и контекст» . Хьюман Райтс Вотч . 2005. Архивировано из оригинала 8 августа 2022 г. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Фроммер, Фред; Лон, Мартига (30 мая 2008 г.). «Изгнанный Ануак готовится противостоять эфиопскому чиновнику в Минне» . Общественное радио Миннесоты . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 г. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ "О нас" . Совет юстиции Ануака . Архивировано из оригинала 3 октября 2022 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Очалла, Ньикау (16 июля 2002 г.). «Этническая чистка и геноцид ануаков в штате Гамбела, Эфиопия» . www.ethiomedia.com . Архивировано из оригинала 21 июля 2016 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ «Эфиопская армия «убивает 20 повстанцев» » . Би-би-си . 18 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2022 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Гатвеч, Луниджок (7 октября 2002 г.). «Геноцид нуэров продолжается, Нюкау добавляет оскорбления к ранам» . www.ethiopiafirst.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Хеншоу, Эмбер (12 июня 2006 г.). «Пассажиры погибли в засаде в Эфиопии» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 11 января 2020 г. Проверено 13 марта 2023 г.
- ↑ Местоположение Ануакса. Архивировано 10 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ «Отношения Ануака с другими группами» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2007 г. Проверено 29 ноября 2006 г.
- ^ Языки западной Эфиопии
- ^ Горцы и ануаки
- ^ переселение 1980-х годов
- ^ Персонал Организации Объединенных Наций подвергся нападению
- ^ Повстанцы Ануака напали на церковь и полицию.
- ^ Повстанцы Ануака убивают комиссара штата
- ^ Боевики Ануака
- ^ «Повстанцы-ануаки убивают нуэров» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 г. Проверено 29 ноября 2006 г.
- ^ Повстанцы Ануака нападают на пассажирский автобус.