Николай Михайловский
Николай Михайловский | |
---|---|
Рожденный | Nikolay Konstantinovich Mikhaylovsky 27 ноября 1842 г. |
Умер | 10 февраля 1904 г. | (61 год)
Род занятий | Литературный критик, социолог, писатель |
Николай Константинович Михайловский ( русский : Никола́й Константи́нович Михайло́вский ; 27 ноября [ OS 15 ноября] 1842 - 10 февраля [ OS 28 января] 1904) был русским литературным критиком, социологом, писателем по общественным вопросам и одним из теоретиков народнического движения . . [1]
Биография
[ редактировать ]Школа мыслителей, к которой он принадлежал, прославилась в России в 1870-1880-х годах как сторонники политических и экономических реформ. Он сотрудничал с «Отечественными записками» с 1869 года до их закрытия в 1884 году. Он стал соредактором « Северного вестника» в 1873 году, а с 1890 года до своей смерти в 1904 году был соредактором « Русского богатства» («Русское сокровище») вместе с Владимиром Короленко . Собрание его сочинений было опубликовано в 1913 году. [2]
Мысль
[ редактировать ]Социальная философия
[ редактировать ]В своих произведениях Михайловский развивал идею взаимоотношений героя и массы ( толпы ). Вопреки популярным среди революционно настроенных людей конца 19 — начала 20 веков представлениям о том, что личность , обладающая сильным характером или талантом, способна совершить невероятные дела и даже изменить ход истории , в статьях «Герои и толпа» ( 1882) и других, Михайловский излагает новую теорию и показывает, что под личностью понимается не обязательно выдающаяся личность, а всякая личность, случайно оказавшаяся при известных обстоятельствах во главе или чуть впереди толпы. [3] Михайловский подчеркивает, что в определенные моменты человек может придать толпе значительную силу (своими эмоциями и действиями), и поэтому все событие может приобрести особую силу. Таким образом, роль личности зависит от ее психологического воздействия, подкрепляемого массовым восприятием. [4]
Михайловский был одним из радикальных мыслителей, которые «остро осознавали свое богатство и привилегии», поскольку психологическим вдохновением революции была вина, и писал: «Мы пришли к пониманию того, что наше осознание универсальной истины могло быть достигнуто только при цена вековых страданий народа. Мы должники народа, и этот долг давит на нашу совесть». [5]
Михайловский рассматривал исторический процесс как развитие дифференциации социальной среды, приводящей в конечном итоге к возникновению индивидуальности. Борьба за индивидуальность рассматривалась как вопрос адаптации среды к личности, в отличие от дарвинистского понятия борьбы за существование, в которой человек приспосабливается к среде. Критикуя дарвинистов за перенесение биологических законов на развитие общества, Михайловский считал необходимым расширить дарвинизм 1) законом Карла Эрнста фон Бэра , в соответствии с которым организмы развиваются от простого к сложному, и 2) принципом солидарности, в основе которого лежит простое сотрудничество. [6] Высший критерий общественного прогресса Михайловский видел в обретении идеала совершенного, гармонически развитого человека. Если простая кооперация представляет собой социальный союз равных со схожими интересами и функциями и «солидарность» как главный атрибут рассматриваемого общества, то при сложной кооперации существует высокоразвитое разделение труда, главным атрибутом которого является «борьба». взаимосвязанных групп. По его мнению, общество могло достичь продвинутой стадии развития и при этом принадлежать к низшему типу организации, как, например, было в случае европейского капитализма, основанного на разделении труда и сложном сотрудничестве. Отсюда Михайловский пришел к выводу, что крестьянская Россия отставала от капиталистического Запада по стадии развития, но превосходила его, если судить по типу организации. Более того, как и большинство русских мыслителей XIX века, он придавал особое значение общине ( традиционной крестьянской общине), уникальной черте, отличающей Россию от других стран. [7]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Х. Биллингтон, Михайловский и русский популизм (1958).
- Джордж Дуглас Ховард Коул, История социалистической мысли , том. III, часть 1 (1956).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. — 2010. — № 2. — с. 38–39
- ^ Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). . Американская энциклопедия .
- ^ Михайловский, Н.К. 1998. Герои и толпа: Собрание сочинений по социологии . 2 тома. СПб.: Алетейя. На русском языке.
- ^ Гринин, Леонид 2010. «Роль личности в истории: пересмотр». Социальная эволюция и история , Том. 9 № 2 (с. 95–136) [1] , с. 107.
- ^ Файджес, Орландо: Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Бодли-Хед, Лондон (2014). п. 127
- ^ Ефременко Д., Евсеева Ю. «Исследования социальной солидарности в России: традиции и современные тенденции», Американский социолог , т. 43, 2012, вып. 4, стр. 349–365.
- ^ Минувшее. Ру [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Николаем Михайловским, на Викискладе?