Операция Морской страж
Операция «Морской страж» была начата Организацией Североатлантического договора (НАТО) как безопасности на море операция по обеспечению во время Варшавского саммита в июле 2016 года с целью расширения роли НАТО в Средиземном море .
Операция «Морской страж» заменила операцию «Активные усилия» и трансформировала ее роль , а ее контртеррористическая миссия была изменена и теперь включает в себя значительно более широкую не предусмотренную статьей 5 операцию по обеспечению безопасности на море, . [ 1 ] [ 2 ]
Команда
[ редактировать ]Операцию Sea Guardian возглавляет Морское командование союзников (MARCOM), штаб-квартира которого находится в Нортвуде , Великобритания. [ 3 ] МАРКОМ служит центром обмена информацией о морской безопасности в этом регионе для НАТО, создавая всеобъемлющую картину повседневной морской деятельности в Средиземноморье, которая подтверждается информацией, предоставляемой в рамках операции Sea Guardian. [ 4 ]
Операция поддерживается активными, резервными или соответствующими средствами со стороны стран-союзников по запросу НАТО. Это может привести к различному количеству кораблей, самолетов, персонала и оперативных центров по мере того, как страны участвуют в различных видах деятельности. [ 5 ] Операция Sea Guardian дополнительно имеет доступ к активам, входящим в состав Постоянных военно-морских сил НАТО , включая корабли, подводные лодки и морские патрульные самолеты. [ 6 ]
Операция Sea Guardian действует как постоянная операция по обеспечению безопасности на море (MSO), функционирующая в рамках Морской стратегии союзников (AMS), которая представляет собой стратегическую основу, закрепленную за силами НАТО во имя операций по морской обороне и безопасности, продвигая интересы НАТО и ценности в морской сфере. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Операция Sea Guardian представляет собой реализацию четвертой задачи АМС и, следовательно, предназначена для обеспечения защиты на море посредством реализации полного режима операций по обеспечению безопасности на море. [ 10 ] [ 11 ]
Миссия
[ редактировать ]Операция «Морской страж» включает в себя множество функций, которые способствуют повышению роли НАТО в сфере морской безопасности в Средиземноморье.
Его три основные задачи заключаются в следующем:
- Обеспечить высочайшую степень осведомленности о морской ситуации
- Борьба с терроризмом и торговлей людьми
- Внести вклад в наращивание регионального потенциала [ 12 ] [ 13 ]
Главной целью операции является обеспечение безопасности и защиты средиземноморской и южноевропейской границ. Йенс Столтенберг , генеральный секретарь НАТО, заявил, что «чтобы защитить нашу территорию, мы должны быть готовы проецировать стабильность за пределами наших границ. Если наши соседи более стабильны, мы в большей безопасности». [ 14 ]
Задачи
[ редактировать ]Для обеспечения и поддержания морской безопасности в Средиземном море операция Sea Guardian обеспечивает реагирование и управление кризисами, а также логистическую поддержку и наблюдение за Европейским Союзом (ЕС). [ 15 ] Тем самым он стремится содействовать диалогу и сотрудничеству между НАТО и ЕС посредством повышения безопасности сотрудничества и обмена информацией. [ 16 ]
Это тактическое и оперативное сотрудничество между НАТО и ЕС в сфере морской безопасности воплощает комплексный подход НАТО к морской безопасности. [ 17 ] Как заявило Морское командование союзников , операция «Морской страж» «направлена на работу с заинтересованными сторонами в Средиземноморье в целях сдерживания и противодействия терроризму, а также снижения риска других угроз безопасности». [ 18 ]
Еще одной ключевой функцией операции «Морской страж» является применение «Руководящих принципов контртеррористической политики НАТО». НАТО считает, что морской терроризм в Средиземноморье представляет собой прямую угрозу безопасности граждан как в странах НАТО, так и в странах ЕС, а также международной стабильности и процветанию. [ 19 ] Этот режим направлен на борьбу с терроризмом и распространением оружия массового поражения путем проведения проверок судов, подозреваемых в связях с террористическими организациями или незаконной перевозке оружия. [ 20 ] и путем содействия всеобщему осознанию уровня угрозы терроризма. [ 21 ]
В обязанности операции Sea Guardian также входит обеспечение свободы судоходства и защита критически важной инфраструктуры в морской среде. [ 22 ] [ 23 ] Расширение морского присутствия НАТО в Средиземноморье рассматривается как необходимое условие для поддержания свободы судоходства и защиты « голубой экономики» и судоходной отрасли от незаконной деятельности. [ 24 ] [ 25 ]
Кроме того, операция «Морской страж» направлена на предотвращение гибели людей на море путем разрушения сетей торговли людьми, сетей контрабанды наркотиков и сдерживания терроризма. [ 26 ] Борьба с этими проблемами позволяет снизить последующую нестабильность, отсутствие безопасности и угрозу террористических актов, которые может создать массовая миграция . [ 27 ] Это помогает достичь цели НАТО по борьбе с терроризмом, поскольку террористы могут манипулировать миграционными потоками, проникая через границы ЕС. [ 28 ] [ 29 ]
Выполнение
[ редактировать ]Эти морские мероприятия проводятся каждые два месяца в течение трех недель. Постоянная осведомленность об обстановке поддерживается, несмотря на отсутствие постоянного присутствия, за счет использования информационной сети Морского командования НАТО. [ 30 ] Это позволяет осуществлять постоянную логистическую поддержку и обмен информацией между ЕС и НАТО, повышая сдерживание потенциальных преступников и одновременно укрепляя доверие между НАТО и ЕС. [ 31 ]
История
[ редактировать ]После терактов 11 сентября 2001 года НАТО начала операцию «Активные усилия» в попытке сдержать и пресечь террористическую деятельность в Средиземном море, ссылаясь на статью 5 Вашингтонского договора , пункт о коллективной обороне. [ 32 ] [ 33 ] Это был первый случай, когда была активирована Статья 5, в которой была поставлена задача операции «Активные усилия» пресечь террористическую деятельность, разубедить и предотвратить будущие нападения. [ 34 ]
В течение почти 15 лет операция «Активные усилия» осуществляла мониторинг, сбор информации, патрулирование и абордаж торговых судов; использование легкодоступных надводных частей, подводных лодок, а также морских патрульных самолетов и кораблей для этой контртеррористической деятельности. [ 35 ] [ 36 ] К концу своей миссии операция «Активные усилия» превратилась в расширенную миссию по воздушно-морскому наблюдению, обеспечивающую защиту средиземноморских морских путей и трафика от терроризма. [ 37 ]
На Варшавском саммите 2016 года операция «Активные усилия» была преобразована в операцию «Морской страж», что позволило ей выполнять гораздо больший и широкий спектр обязанностей. Знания, опыт и уроки, извлеченные из операции «Активные усилия», включая возможности и навыки в сдерживании морской преступной и террористической деятельности, были воплощены в операции «Морской страж», а затем были развиты и расширены за счет ее значительно более широкого охвата. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
После Варшавского саммита 2016 года НАТО заявило: «Мы перевели операцию «Активные усилия», нашу морскую операцию в Средиземноморье, предусмотренную статьей 5, которая внесла вклад в борьбу с терроризмом, в операцию по обеспечению морской безопасности, не предусмотренную статьей 5, — операцию «Морской страж». способный при необходимости выполнять весь спектр задач Операции по морской безопасности». [ 41 ]
Интеграция задач морской полиции в повестку дня операции «Морской страж» позволила НАТО упреждающе обеспечить безопасность Средиземноморья и законный порядок международной свободы морского передвижения. [ 42 ] что позволяет определить приоритетность профилактических и сдерживающих действий. Этот переход от операции «Активные усилия» к операции «Морской страж» свидетельствует о том, что большее внимание уделяется терроризму, торговле людьми и организованной преступности, а не крупномасштабным конфликтам. [ 43 ]
Цель операции «Морской страж» заключалась в обеспечении безопасности на море. [ 44 ] Она охватывала роль операции «Активные усилия» в обеспечении безопасности в Средиземноморье, одновременно делая стратегический акцент на постоянном наблюдении. Хотя на практике этот переход можно считать «главным образом изменением терминологии», он удовлетворил многих дипломатических игроков и разрешил многие военно-политические противоречия, позволив оправдать коллективную самооборону. [ 45 ] Упреждающее обоснование операции «Активные усилия» позволило операции «Морской страж» распространить наблюдение на такие области, как миграция, [ 46 ] и позволило создать значительно больший потенциал морской безопасности. [ 47 ]
Сотрудничество с Европейским Союзом
[ редактировать ]Операция «Морской страж» играет всеобъемлющую роль в обеспечении безопасности морской среды, позволяя НАТО обеспечивать морское присутствие посредством расширения партнерства, диалога и сотрудничества. [ 48 ] смягчение пробелов в возможностях отдельных стран по обеспечению соблюдения морского законодательства . [ 49 ] В Средиземноморье эта координация в первую очередь проявляется между НАТО и ЕС. [ 50 ] Обеспечение ситуационной осведомленности и логистической поддержки существующей операции ВМС Европейского Союза (UNAVFOR) «Ирини» UNAVFOR (а ранее операции «София» ) является основной задачей операции Sea Guardian. [ 51 ] [ 52 ] воплощая комплексный подход НАТО к морской безопасности. [ 53 ]
Совместная декларация
[ редактировать ]была подписана Совместная декларация В июле 2016 года между Европейским советом и Европейской комиссией , разрешающая операции Sea Guardian сотрудничать с Военно-морскими силами Европейского Союза (UNAVFOR) Европейского Союза , признавая, что это еще больше облегчит и укрепит операцию «София» (и позже операция «Ирини» ) с предоставлением информации, наблюдения и материально-технической поддержки. [ 54 ]
Совместная декларация позволила ЕС и НАТО (и двадцати двум их общим государствам-членам ) систематически участвовать в более тесном стратегическом и оперативном сотрудничестве. [ 55 ] Эти возобновленные усилия по рассмотрению охраны как долгосрочного интереса обоих институтов привели к взаимному доверию друг к другу с дальнейшим сотрудничеством, включая взаимные приглашения на саммиты и сотрудничество по многочисленным проектам в широком диапазоне областей политики, поскольку они направлены на решение глобальных проблем. и управлять кризисами. [ 56 ]
Запуск операции «Морской страж» и последующая реализация Совместной декларации ЕС-НАТО позволили улучшить управление кризисами в Средиземном море, заложив новую основу для продвижения более высокого уровня регионального диалога и улучшения сотрудничества в области морской безопасности за счет расширения присутствия. и наблюдение. [ 57 ] [ 58 ] Сетевой подход был достигнут за счет использования опыта и финансовых ресурсов обоих учреждений. [ 59 ]
Соглашение также укрепило сотрудничество в борьбе с терроризмом, придав смысл их стратегическому партнерству. [ 60 ] путем создания общего видения борьбы с общими угрозами безопасности. [ 61 ] Это ускорило сотрудничество в борьбе с терроризмом за счет активизации обмена информацией, координации контртеррористической поддержки государств-партнеров и работы над повышением национальной устойчивости к террористическим атакам. [ 62 ]
Операция «Морской страж» и операция «София».
[ редактировать ]ЕС Операция НАТО «Морской страж» была разработана для проведения параллельно с операцией «София» , особенно с точки зрения их мандатов по борьбе с контрабандой. [ 63 ] Обе морские операции смогли получить выгоду от обмена информацией в режиме реального времени и логистической поддержки. Эта поддержка варьировалась от предложения помощи в дозаправке до обмена советами. [ 64 ]
Операция «София» была создана преимущественно для предотвращения торговли людьми и контрабанды с целью предотвращения гибели людей на море. [ 65 ] Основной задачей операции было выявление, захват и утилизация судов и вспомогательных активов, которые использовались или предположительно использовались контрабандистами или торговцами мигрантами. [ 66 ] [ 67 ] После пика миграционного кризиса в 2015 году перед операцией дополнительно стояли задачи по борьбе с незаконным оборотом оружия и обучению ливийской береговой охраны , а также по сбору информации обо всех видах незаконной контрабанды – от людей и оружия до наркотиков и нефти. [ 68 ] [ 69 ] В июле 2017 года НАТО согласилось поддержать операцию «София» в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН 2236 (2016) и 2357 (2017), связанных с эмбарго на поставки оружия в Ливию. [ 70 ] Обе организации еще больше усилили борьбу с сетями, занимающимися контрабандой людей, инициировав контртеррористическую деятельность в Ливии. [ 71 ]
На протяжении всего периода с момента создания операции «Морской страж» в 2016 году до завершения операции «София» в 2020 году их схожие мандаты и оперативное сближение привели к очень успешной модели сотрудничества, улучшающей обе операции. [ 72 ] Такая координация была необходима, чтобы избежать конкуренции и дублирования между их эшелонами безопасности в общей сфере морской безопасности. [ 73 ] Информация, которой обменивались операции, включала ежедневные операции, отчеты о ситуации, намерениях плавания и расписания; предотвращение дублирования задач. [ 74 ] [ 75 ]
Операция «Морской страж» и операция «Ирини»
[ редактировать ]Когда в марте 2020 года завершилась операция EUNAVFOR «София», ее заменила операция «Ирини». Хотя операция «Ирини» имеет схожие мандат и географическую направленность с операцией «София», основная задача изменилась и теперь больше внимания уделяется осуществлению эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. [ 76 ] [ 77 ]
Мандаты операций «Ирини» и «Морской страж» совпадают, поскольку обе они ориентированы на обеспечение безопасности на море. [ 78 ] Оба сосредоточены на предотвращении контрабанды людей и мониторинге сетей морской преступности – «Ирини» в рамках ливийского конфликта, а «Си Гардиан» в борьбе с терроризмом. [ 79 ] [ 80 ]
ужасный инцидент
[ редактировать ]10 июня 2020 года произошел морской инцидент между Францией и Турцией. Французский фрегат Courbet , флагман сил Sea Guardian, был трижды освещен радаром наведения, когда он пытался приблизиться к грузовому кораблю Çirkin под флагом Танзании , находившемуся под эскортом ВМС Турции . Радиолокационное наведение послужило «последним предупреждением» перед ракетной атакой. [ 81 ] Этот инцидент произошел, когда Курбе действовал по подозрению в том, что грузовое судно могло нарушать резолюцию 2473 Совета Безопасности ООН – эмбарго ООН на поставки оружия . [ 82 ] Ранее корабль также был остановлен греческим фрегатом, действовавшим в рамках операции «Ирини», но вмешался турецкий военно-морской флот, чтобы предотвратить обыск корабля. [ 83 ]
Турецкое правительство отвергло обвинения Франции в том, что Чиркин перевозил оружие в Ливию, и потребовало извинений, заявив, что вместо этого корабль перевозил гуманитарные грузы. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ]
21 сентября 2020 года Европейский Союз ввел санкции в отношении турецкой морской компании Avrasya Shipping , которая управляет грузовым судном Çirkin , поскольку судно «было признано нарушившим эмбарго на поставки оружия», введенное против Ливии в мае и июне 2020 года. [ 87 ] Совет Европейского Союза принял это решение в соответствии с эмбарго на поставки оружия, введенным Советом Безопасности ООН в 2011 году, после подтверждения того, что Чиркин использовался для контрабанды и транспортировки военных грузов. [ 88 ]
В результате этого инцидента Франция вышла из операции НАТО «Морской страж». Министр обороны Франции охарактеризовал действия ВМС Турции как «враждебные» в соответствии с правилами ведения боевых действий НАТО, а также раскритиковал альянс, заявив, что невозможно «делать вид, что в настоящее время в НАТО нет турецкой проблемы». .Это необходимо увидеть, подтвердить и заняться этим». [ 89 ] Президент Макрон также отметил, что государства, подписавшие Берлинскую конференцию, взяли на себя обязательство «воздерживаться от вмешательства в вооруженный конфликт или во внутренние дела Ливии», заявив, что имело место «явное и серьезное нарушение» этого соглашения со стороны Турция. [ 90 ] Франция теперь участвует только в операции ЕС «Ирини» (Маргелис, 2021 г.), что положило конец участию Франции в операции «Морской страж». [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дрент, Маргрит (2018). «Милитаризация миграции? Участие ЕС и НАТО на европейской границе» (PDF) . Клингендал, зритель . 72 (4) . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Операция Морской страж» . nato.int . НАТО . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ХРАНИТЕЛЬ» . СОЮЗНОЕ МОРСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ . МАРКОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ХРАНИТЕЛЬ» . СОЮЗНОЕ МОРСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ . МАРКОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ХРАНИТЕЛЬ» . СОЮЗНОЕ МОРСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ . МАРКОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ХРАНИТЕЛЬ» . СОЮЗНОЕ МОРСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ . МАРКОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Операция Морской страж» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Морская стратегия Альянса» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ « Проектирование стабильности: планирование будущего НАТО» Выступление Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Атлантическом совете, Вашингтон, округ Колумбия» Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ ОПЕРАЦИЯ «МОРСКОЙ ХРАНИТЕЛЬ» . СОЮЗНОЕ МОРСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ . МАРКОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Противодействие терроризму» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Каунерт, Кристиан; Вертман, Ори (2019). «Контртеррористическое сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 63–71 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Операция Морской страж» . Верховный штаб союзных держав в Европе . НАТО . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ АКТИВ ИНДЕВОР» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ АКТИВ ИНДЕВОР» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ АКТИВ ИНДЕВОР» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «ОПЕРАЦИЯ АКТИВ ИНДЕВОР» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Коммюнике Варшавского саммита: опубликовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 года» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Помаред, Жюльен (2021). «Представление (не)безопасности: коллективная самооборона НАТО и военная полицейская деятельность в Средиземном море после 11 сентября» . Обзор международных исследований . 47 (2): 192–210. дои : 10.1017/S0260210521000024 . S2CID 232154097 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дибенедетто, Алессандра Джада (2016). «Реализация морской стратегии Североатлантического союза в Средиземноморье: операция НАТО Sea Guardian» . Исследовательский отдел – Оборонный колледж НАТО, Рим . 134 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дрейк, Нельсон. «Эффективность и актуальность операций ЕС-НАТО в Средиземноморье как лекарство от нелегальной иммиграции» (PDF) . ЗА ГОРИЗОНТОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Симион, Эдуард (2018). «Сотрудничество НАТО-ЕС» . Международная конференция, основанная на знаниях организация . 24 (1): 211–214. дои : 10.1515/kbo-2018-0031 . S2CID 186616985 .
- ^ «Операция НАТО «Морской страж» стартует в Средиземноморье» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «EUNAVFOR MED IRINI: Военно-морские силы Европейского Союза IRINI - Военная операция» . Внешняя деятельность Европейского Союза . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Усевич, Тереза (2021). «Преемственность и изменения в морском измерении Организации Североатлантического договора (НАТО)» . Международный журнал морской истории . 33 (1): 70–89. дои : 10.1177/0843871421991157 . S2CID 232281729 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ Шевчик, Барт (2019). «Оперативное сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 21–27 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Шевчик, Барт (2019). «Оперативное сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 21–27 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Кампана, Коррадо (2017). «Операция Sea Guardian: Операция НАТО по обеспечению морской безопасности в Средиземном море» (PDF) . Центр оперативной подготовки по пресечению морских операций НАТО. Журнал операций по пресечению морских операций . 14 (1).
- ^ Симион, Эдуард (2018). «Сотрудничество НАТО-ЕС» . Международная конференция, основанная на знаниях организация . 24 (1): 211–214. дои : 10.1515/kbo-2018-0031 . S2CID 186616985 .
- ^ Диас-Плаха, Рубен (13 марта 2018 г.). «Проектирование стабильности: программа действий» . Обзор НАТО .
- ^ Каунерт, Кристиан; Вертман, Ори (2019). «Контртеррористическое сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 63–71 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Совместная декларация о сотрудничестве ЕС-НАТО: президента Европейского совета, президента Европейской комиссии и генерального секретаря Организации Североатлантического договора» . Организация Североатлантического договора . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Сотрудничество ЕС и НАТО будет расширяться в новых областях, включая борьбу с терроризмом, военную мобильность, женщин, мир и безопасность» . Европейский Союз ВНЕШНИЕ ДЕЙСТВИЯ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Шевчик, Барт (2019). «Оперативное сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 21–27 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Шевчик, Барт (2019). «Оперативное сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 21–27 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дрейк, Нельсон. «Эффективность и актуальность операций ЕС-НАТО в Средиземноморье как лекарство от нелегальной иммиграции» (PDF) . ЗА ГОРИЗОНТОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Внешние действия Европейского Союза (2016). «Глобальная памятка» (PDF) . Журнал Военного штаба ЕС, Eeas, Брюссель (21): 15 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дрейк, Нельсон. «Эффективность и актуальность операций ЕС-НАТО в Средиземноморье как лекарство от нелегальной иммиграции» (PDF) . ЗА ГОРИЗОНТОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дрейк, Нельсон. «Эффективность и актуальность операций ЕС-НАТО в Средиземноморье как лекарство от нелегальной иммиграции» (PDF) . ЗА ГОРИЗОНТОМ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ "О НАС" . EUNAFOR MED Операция ИРИНИ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Каунерт, Кристиан; Вертман, Ори (2019). «Контртеррористическое сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 63–71 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Каунерт, Кристиан; Вертман, Ори (2019). «Контртеррористическое сотрудничество» . ЕС и НАТО: основные партнеры : 63–71 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Джульетти, Лоренцо (2023). «От Аденского залива до Средиземного моря: институционализация морских отношений ЕС-НАТО» . Политическая система ЕС после европейских выборов 2019 года . Исследования Пэлгрейва в политике Европейского Союза. стр. 455–478. дои : 10.1007/978-3-031-12338-2_21 . ISBN 978-3-031-12337-5 .
- ^ Ярвенпяя, Паули; Райк, Кристи. «Новая эра сотрудничества ЕС-НАТО: как извлечь максимальную выгоду из брака по необходимости» (PDF) . Международный центр обороны и безопасности . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Дрент, Маргрит (2018). «Милитаризация миграции? Участие ЕС и НАТО на европейской границе» (PDF) . Клингендал, зритель . 72 (4) . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Операция Морской страж» . nato.int . НАТО . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Джульетти, Лоренцо (2023). «От Аденского залива до Средиземного моря: институционализация морских отношений ЕС-НАТО» . Политическая система ЕС после европейских выборов 2019 года . Исследования Пэлгрейва в политике Европейского Союза. стр. 455–478. дои : 10.1007/978-3-031-12338-2_21 . ISBN 978-3-031-12337-5 .
- ^ "О НАС" . EUNAFOR MED Операция ИРИНИ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Джульетти, Лоренцо (2023). «От Аденского залива до Средиземного моря: институционализация морских отношений ЕС-НАТО» . Политическая система ЕС после европейских выборов 2019 года . Исследования Пэлгрейва в политике Европейского Союза. стр. 455–478. дои : 10.1007/978-3-031-12338-2_21 . ISBN 978-3-031-12337-5 .
- ^ Джульетти, Лоренцо (2023). «От Аденского залива до Средиземного моря: институционализация морских отношений ЕС-НАТО» . Политическая система ЕС после европейских выборов 2019 года . Исследования Пэлгрейва в политике Европейского Союза. стр. 455–478. дои : 10.1007/978-3-031-12338-2_21 . ISBN 978-3-031-12337-5 .
- ^ "О НАС" . EUNAFOR MED Операция ИРИНИ . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Гезкаман, Армаган (2022 г.). « Постоянная дуэль между Парижем и Анкарой, или «Невозможное стратегическое партнерство» » . Турецко-французские отношения . Вклад в международные отношения. стр. 151–160. дои : 10.1007/978-3-031-07988-7_6 . ISBN 978-3-031-07987-0 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Гезкаман, Армаган (2022 г.). « Постоянная дуэль между Парижем и Анкарой, или «Невозможное стратегическое партнерство» » . Турецко-французские отношения . Вклад в международные отношения. стр. 151–160. дои : 10.1007/978-3-031-07988-7_6 . ISBN 978-3-031-07987-0 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Турция заблокировала проверку эмбарго ЕС на судне вблизи Ливии» . arabnews.com . 11 июня 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ «Франция выходит из операции НАТО в Средиземноморье из-за напряженности в Турции» . MSN.com .
- ^ «Ссора между Францией и Турцией из-за оружия в Ливии обнажает пределы возможностей НАТО» . АП НОВОСТИ . 5 июля 2020 г.
- ^ «Франция приостанавливает участие в военно-морской миссии НАТО после напряженности в Турции» . aljazeera.com .
- ^ «РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ (ЕС) 2020/1309 от 21 сентября 2020 года, реализующий статью 21(2) Регламента (ЕС) 2016/44, касающуюся ограничительных мер с учетом ситуации в Ливии» . eur-lex.europa.eu . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Гезкаман, Армаган (2022 г.). « Постоянная дуэль между Парижем и Анкарой, или «Невозможное стратегическое партнерство» » . Турецко-французские отношения . Вклад в международные отношения. стр. 151–160. дои : 10.1007/978-3-031-07988-7_6 . ISBN 978-3-031-07987-0 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Гезкаман, Армаган (2022 г.). « Постоянная дуэль между Парижем и Анкарой, или «Невозможное стратегическое партнерство» » . Турецко-французские отношения . Вклад в международные отношения. стр. 151–160. дои : 10.1007/978-3-031-07988-7_6 . ISBN 978-3-031-07987-0 . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Макрон обвиняет Эрдогана в «нарушении обещания» по Ливии» . ПОЛИТИКА . 29 января 2020 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Джульетти, Лоренцо (2023). «От Аденского залива до Средиземного моря: институционализация морских отношений ЕС-НАТО» . Политическая система ЕС после европейских выборов 2019 года . Исследования Пэлгрейва в политике Европейского Союза. стр. 455–478. дои : 10.1007/978-3-031-12338-2_21 . ISBN 978-3-031-12337-5 .