Jump to content

Международная медицинская комиссия по Бхопалу

Международная медицинская комиссия по Бхопалу ( IMCB ) была создана в 1993 году для организации медицинского реагирования на катастрофу в Бхопале 1984 года (Индия).

Немедленная научная и медицинская реакция на катастрофу в Бхопале 1984 года представляла собой необычайное объединение больниц, медицинского персонала и социальных служб в этом районе. Справиться с катастрофой такого масштаба было неслыханно нигде в мире, и те, кто отреагировал, часто рисковали при этом своей жизнью, вызывали широкое восхищение.

Однако, когда начали проявляться долгосрочные последствия, стало очевидно, что социальный и правовой климат был неадекватным, поскольку опыта борьбы с крупной экологической катастрофой было мало . [ 1 ] Научному и медицинскому персоналу был необходим доступ к информации об авариях и токсикологической информации, чтобы понять причины и потенциальные последствия катастрофы. Union Carbide , основной хранитель этой информации, столкнувшись с судебными исками и перспективой банкротства, закрыл свои каналы связи. С другой стороны, чрезвычайная чувствительность местных и национальных органов власти ко всем аспектам катастрофы в сочетании с отсутствием опыта и средств привела к неадекватной реакции со стороны Индии для удовлетворения неотложных потребностей в области здравоохранения и социального восстановления. сообщество. В то время как местные специалисты здравоохранения и заинтересованное научное сообщество за рубежом ожидали потока информации о катастрофе такого масштаба, полученной информации было лишь немного.

Эти транснациональные политические и юридические разветвления накинули завесу тайны вокруг катастрофы и препятствовали обнаружению жизненно важной медицинской и токсикологической информации. Медицинское сообщество часто терпело неудачу в попытках понять связь между воздействием газа и здоровьем и разработать соответствующие стратегии лечения. Например, незнание того, может ли основной яд, метилизоцианат , разлагаться до смертельного цианида , привело к многолетним ожесточенным дебатам о целесообразности лечения жертв отравления цианидом. [ 1 ]

Признавая острую нужду жертв газа, Постоянный народный трибунал собрался в 1992 году и рекомендовал международной медицинской комиссии провести глубокую независимую оценку ситуации в Бхопале. В 1993 году Бхопальская группа информации и действий (BGIA) внесла предложение. [ 2 ] Таким образом, Международная медицинская комиссия по Бхопалу (IMCB) состояла из 14 специалистов из 12 стран, которые были выбраны на основе их медицинских знаний и опыта в области гигиены окружающей среды , токсикологии, неврологии , иммунологии , респираторной медицины и семейной медицины . Доктора. Розали Бертелл и Джанни Тоньони были сопредседателями IMCB. По просьбе организаций, пострадавших от карбидного газа, IMCB провел гуманитарный визит в Индию в январе 1994 года, чтобы внести любой возможный вклад в оказание помощи жертвам и предложить способы, с помощью которых такие катастрофические происшествия можно было бы предотвратить в будущем или их эффекты смягчены. Во время своего пребывания члены IMCB встретились с правительственными чиновниками, различными экспертами по стихийным бедствиям, больницами, исследовательскими группами, местными частными врачами, биохимиками, ботаниками, различными группами выживших, активистами-экологами и ветеринарами .

Основными целями IMCB были:

  1. Улучшение жизни пострадавших с помощью рациональных методов диагностики и лечения
  2. Уточнение места и формы международной медицинской помощи и оформления документов после катастрофы
  3. Рекомендация законодательства по защите людей от военного и промышленного загрязнения.
  4. Мобилизация международной помощи в ответ на просьбы выживших, а не ожидание приглашения правительства.
  5. Предоставить руководящие принципы для планирования медицинских исследований о влиянии крупных аварий.
  6. Создание прецедента международной защиты медицинских исследований от вмешательства со стороны конфликтующих корпораций или правительств.
  7. Легитимизация голосов организаций, переживших насилие, и их участие в принятии соответствующих решений.
  8. Продвижение этических и научных стандартов сбора информации и ее передачи жертвам.
  9. Координация медицинской, исследовательской и юридической информации для оказания помощи жертвам в подаче исков
  10. Предупреждение правительства Индии о необходимости полного раскрытия потенциальных опасностей и исследований воздействия на окружающую среду, прежде чем разрешить создание любого опасного производства в Индии.

Члены комиссии разделили свою работу на различные группы:

  • Общественные и клинические исследования: опрос населения с последующим клиническим тестированием отдельных групп.
  • Оценка доступности и качества медицинской помощи, включая уровень имеющихся медицинских ресурсов.
  • Проверка адекватности и справедливости законов и правил, касающихся претензий и распределения компенсаций;
  • Оценка лекарственной терапии путем изучения рецептов, обычно выдаваемых выжившим;
  • Анализ аварий;
  • Обзор исследований и опубликованной литературы о катастрофе.

IMCB взял на себя обязательство: а) предоставить полный отчет о своих выводах и рекомендациях правительствам Индии и Мадхья-Прадеша , организациям жертв и всем другим заинтересованным сторонам; б) готовы оказать помощь правительству Индии и коллегам-медикам в реализации рекомендаций комиссии; в) привлечь Национальный консультативный комитет для реализации инициатив комиссии; г) рекомендовать проведение в Индии исследований долгосрочных последствий воздействия газа и д) обеспечить широкое распространение своего опыта и результатов в профессиональной литературе.

Члены IMCB (слева направо) Рамана Дхара, Джерри Хэвенс, Биргер Хайнцов калибруют спирометр , январь 1994 г.

Юнион Карбид

[ редактировать ]

IMCB публично осудил Union Carbide и подтвердил полную ответственность компании не только за ответственность за смертельную утечку газа, но и за мешающую роль ее поведения в отношении предаварийных мер по предотвращению и снижению воздействия, а также за своевременное и эффективное применение соответствующих медицинских мер во время несчастного случая. Это включало отсутствие прозрачности в отношении состава выбрасываемых газов, что привело к отсутствию рациональных методов ухода и планирования, что привело к потере зрения, а в некоторых случаях и к жизни, а также к возникновению подозрений и конфликтов между профессионалами и населением. Также отсутствовала подготовка к чрезвычайным ситуациям, которая могла бы проинформировать общественность и специалистов о потенциальных токсинах внутри станции и о том, как реагировать на аварию.

Индийское правительство

[ редактировать ]

Правительство Индии также было обвинено в том, что не было сформулировано четких указаний по определению компенсации жертвам, что привело к неоправданным задержкам и ухудшению состояния их здоровья и/или экономического выживания. Секретность, окружающая медицинские исследования, проводимые Индийским советом медицинских исследований (ICMR), возможно, изначально была введена для защиты судебного процесса, но на самом деле сделала рациональное лечение и предъявление претензий практически невозможным. Оглядываясь назад, становится ясно, что секретность не принесла никакой пользы и привела к неопубликации информации. Более того, из-за секретности самой аварии и выпущенных химикатов выжившим было трудно документально подтвердить свои заявления. Комиссия также отметила чрезмерный страх правительственных служащих перед ложными заявлениями.

В ходе выполнения своих обязательств результаты общественных исследований, проведенных IMCB, были доведены до сведения пострадавшего населения в форме общественных собраний, которые предоставили жертвам возможность задавать вопросы и оставлять комментарии. [ 3 ] Исследования также были опубликованы в различных национальных и международных журналах, чтобы научное сообщество имело доступ к этой информации.

Рекомендации IMCB

[ редактировать ]

IMCB дал следующие рекомендации:

  1. Реорганизация системы здравоохранения с целью создания сети местных клиник первичной медико -санитарной помощи ;
  2. Категории заболеваний, связанных с газами, необходимо расширить, включив в них травмы центральной нервной системы и психологические травмы (ПТД);
  3. конференцию по определению лучших практик реабилитационной медицины Необходимо провести , включающую как западный, так и индийский опыт, для разработки рациональных методов лечения и рецептурных лекарств для выживших.
  4. Данные о состоянии здоровья, собранные ICMR, должны быть доведены до сведения населения и представлены для публикации в профессиональных журналах.
  5. Жертвы газа имеют право доступа к своей медицинской документации;
  6. Организации-жертвы должны быть адекватно представлены в национальных комиссиях и комиссиях штатов, занимающихся вопросами стихийного бедствия;
  7. Критерии компенсации должны включать медицинский, экономический и социальный ущерб, нанесенный потерпевшим.
  8. Необходимо выделить ресурсы для экономической и социальной реабилитации людей и их сообществ.
  9. Необходимо тщательно изучить воздействие токсичных отходов, захороненных на объекте Union Carbide, и их потенциал для дальнейшего ущерба здоровью населения.

Долгосрочные эффекты

[ редактировать ]

В настоящее время хорошо известно, что среди населения Бхопала наблюдаются стойкие и хронические последствия отравления газами. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Однако полный спектр последствий еще предстоит определить, особенно у тех, кто подвергся воздействию в детстве или внутриутробно, а также как проявляется в репродуктивном здоровье выживших. [ 7 ] [ 8 ] Отсутствовал систематический сбор соответствующей информации об этих репродуктивных последствиях, а также о развитии рака или других хронических заболеваний как последствий воздействия газа.

Недавние расследования показали, что вода из местных колодцев стала загрязненной в результате неправильного хранения большого количества опасных отходов на объекте или на его территории. [ 9 ] Эти токсичные отходы особенно опасны для тех, кто все еще страдает от последствий прямого воздействия газа.

По состоянию на 2007 год перспективы изучения последствий этой катастрофы не кажутся радужными. Что крайне необходимо, так это независимый орган, который бы координировал здравоохранение, исследования, реабилитацию жертв газа и заботу о потенциальных последствиях для их потомков. Вместо существующего в настоящее время недирективного симптоматического медицинского лечения необходимо сформулировать четкие рекомендации и критерии для конкретных заболеваний, таких как повреждение бронхов , апноэ во сне , разрушение нейронов и т. д. Такие усилия могут быть реализованы с помощью существующих в Индии систем здравоохранения. пирамида ухода. Необходимо создать медицинские учреждения на уровне общин, которые будут обслуживать максимум 5000 человек каждое. Для оказания вторичной помощи можно использовать местные больницы с несколькими отделениями. Следует создать специализированный медицинский центр, занимающийся лечением и исследованием более серьезных проблем, возникающих в результате утечки газа. [ 10 ]

IMCB считает ошибкой просто увеличивать количество больничных коек в Бхопале. Сообществу необходимо больше районных клиник, немедикаментозная респираторная терапия, чистый воздух и вода, а также закрытые мастерские, а не больше больничных коек.

Необходимость долгосрочного мониторинга

[ редактировать ]

IMCB рекомендовал проводить долгосрочный мониторинг населения на предмет заболеваемости и реакции на лечение в течение нескольких десятилетий. Это будет включать изучение подвергшихся и необлученных территорий для наблюдения за закономерностями заболеваний и смертей, а также для выявления возникновения связанных с ними хронических заболеваний и появления новых заболеваний. Такой подход должен быть таким, при котором медицинские работники вовлекают сообщество жертв газа в качестве активных партнеров в расследование, предоставляют им обратную связь о здоровье сообщества, обеспечивают правильное информирование об их рисках для здоровья и тем самым способствуют повышению их сознательности, автономия и самоопределение.

Дхара и Акилла раскритиковали аспекты эпидемиологии после стихийного бедствия, которые послужили препятствиями для проведения научных и достоверных эпидемиологических расследований. [ 11 ]

  1. Первоначальная когорта, зарегистрированная Индийским советом медицинских исследований (ICMR), была выбрана на основе воздействия на здоровье, а не на основе каких-либо истинных показателей воздействия газа. Вместо этого когорта из 96 000 человек была выбрана на основе районов с тяжелым, средним и легким поражением, исходя из уровня смертности. Предыдущие версии технического отчета характеризовали территорию как «затронутую», но более поздние версии содержали запутанные и противоречивые термины, такие как «подвергнутый и затронутый», «подверженный, но не затронутый» и термин «затронутый» использовался как синоним «подверженного воздействию». Из эпидемиологических исследований хорошо известно, что не все субъекты в зоне воздействия поражаются. Еще в 1987 году была доступна модель дисперсии, которая очерчивала открытые области, но она никогда не использовалась.
  2. Выбранное соотношение когорт было сильно смещено в сторону сильно пострадавших районов (75%), и такой выбор мог бы привести к смещению результатов и неполному пониманию последствий для здоровья населения. Подход к выборке неслучайной группы смертей вместо рандомизированного отбора с использованием основы выборки может привести к предвзятости интервьюера из-за предварительного знания потенциальных последствий для здоровья. Лица, мигрирующие за пределы страны, были исключены, а не считались потерянными для последующего наблюдения, что привело к сокращению размера выборки, доступной для анализа.
  3. Операционные проблемы с такой большой когортой включали нехватку персонала и оборудования: только 20 научных сотрудников были доступны для наблюдения за группой из 96 000 человек, и, по нашим оценкам, одному научному сотруднику придется выполнять геркулесову задачу по опросу 40 семей ежедневно.
  4. Шестимесячные данные о распространенности заболеваемости и смертности не публиковались последовательно с момента формирования когорты. Могут существовать некоторые внутренние отчеты, но они недоступны широкому научному сообществу или даже широкой публике. Своевременная публикация эпидемиологических данных имеет жизненно важное значение для понимания спектра заболеваний, связанных с газами, и предоставления медицинских услуг. Первые подробные отчеты ICMR появились более чем через двадцать лет после катастрофы, что сделало их просто академическим упражнением. [ 12 ]

Медицинское сообщество Бхопала столкнулось с 1) неотложными потребностями пострадавшего населения в медицинской помощи, 2) недоступностью токсикологической информации и информации, связанной с авариями, 3) чрезвычайной чувствительностью местных и национальных правительственных органов ко всем аспектам катастрофы. , 4) отсутствие опыта и 5) отсутствие средств у независимых исследователей для проведения расследований. Столкнувшись с судебными исками и перспективой банкротства, усилия Union Carbide по поддержанию открытых каналов связи оказались совершенно недостаточными для решения этих проблем и были расценены многими как серьезное нарушение прав человека. Кроме того, транснациональные политические и правовые последствия накинули завесу тайны на катастрофу, тем самым затруднив обнаружение важной информации. Медицинские, токсикологические данные и данные анализа аварий не были обнародованы, что свело на нет усилия медицинского сообщества понять связь между воздействием и последствиями для здоровья и разработать соответствующие стратегии лечения. Например, отсутствие информации о том, может ли МПК термически разлагаться до синильной кислоты, привело к многолетним спорным дебатам о целесообразности лечения жертв отравления газом цианидами и досадному нарушению конфиденциальности пациентов.

Коплан и др. показали, что эпидемиологические исследования после стихийных бедствий должны точно оценивать воздействие, чтобы обеспечить правильное моделирование зависимости «доза-реакция». Эти данные необходимы для: а) идентификации больных и лиц, подвергшихся воздействию, б) определения долгосрочных последствий и в) установления связи между воздействием и последствиями для использования в судебных процессах и для определения компенсации. В отсутствие вышеуказанного моделирования исследования жертв Бхопала будут ограничены тем ограничением, что связь между воздействием и последствиями для здоровья не может быть легко установлена.

Работа с другими агентствами

[ редактировать ]

Признавая, что Бхопал представляет собой трагическую модель промышленной эпидемии, члены IMCB выразили готовность по запросу организовать международные группы для оказания технической помощи и оценки других экологических катастроф. Вместо предоставления функций по оказанию чрезвычайной помощи, для которых существуют другие организации, такие как «Врачи без границ» и Красный Крест/Красный Полумесяц, IMCB предусматривал три уровня: [ нужна ссылка ]

  1. реагирование на обращения сообществ по поводу хронической инвалидности в результате стихийного бедствия после окончания острой фазы;
  2. представлять жертв на международном уровне, например, во Всемирном агентстве здравоохранения, чтобы рекомендовать законодательные изменения, необходимые для реализации Международного билля о правах, касающихся здоровья и безопасности, и
  3. работать над определением соответствующих расследований в области общественного здравоохранения, которые будут служить потребностям пострадавшего сообщества, а не использовать сообщество жертв просто для удовлетворения потребностей науки.

Международный билль о правах включает: Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.

Шаги, которые необходимо предпринять для достижения полной реализации этого права, включают:

  • обеспечение снижения младенческой смертности и здорового развития ребенка;
  • улучшение всех аспектов экологической и промышленной гигиены;
  • профилактика, лечение и контроль эпидемических, эндемических, профессиональных и других заболеваний;
  • создание условий, обеспечивающих всем людям медицинское обслуживание и медицинскую помощь в случае заболевания,
  • обеспечение жертвам условий жизни, работы и социальной среды, способствующих заживлению травм.

Для защиты этих прав необходим международный орган, свободный от давления со стороны промышленности и правительства и компетентный консультировать по стандартам здравоохранения и безопасности, чтобы быть в состоянии выступать посредником в справедливом и равноправном разрешении и компенсации ущерба в случае непредвиденных бедствий.

Члены ИМКБ

[ редактировать ]
Члены ИМКБ (слева направо) д-р. Джанни Тоньони, Ингрид Эккерман, Розали Бертелл, Сушма Аквилла, Биргер Хайнцов и Рамана Дхара

Организации жертв карбидного газа, работавшие с IMCB

[ редактировать ]
  • Bhopal Gas Peedit Mahila Канцелярские товары Кармачари Сангх
  • Бхопал Газ Пидит Махила Удьог Сангхатана
  • Бхопальская группа информации и действий
  • Нирашврит Пансион Бхоги Кармачари Сангх
  • Захриэли Гас Канд Сангарш Морча
  • Бхопал Гас Пидит Сангарш Сахайог Самити

В Индии продолжаются катастрофы типа Бхопала

[ редактировать ]

Данные Национального агентства по управлению стихийными бедствиями (NDMA) показывают, что за последнее десятилетие произошло 130 крупных химических аварий. В результате несчастных случаев 259 человек погибли и 563 получили серьезные ранения. Спустя почти 38 лет после Бхопала несчастные случаи продолжают происходить в малых, средних и крупных отраслях промышленности, в государственном, частном секторах и секторах транснациональных корпораций. [ 17 ]

Были созданы многочисленные экологические законы, а также государственные и национальные агентства по борьбе со стихийными бедствиями, и тысячи людей прошли обучение по вопросам защиты окружающей среды. Однако повторяющиеся несчастные случаи указывают на то, что промышленная безопасность и охрана труда рабочей силы по-прежнему отсутствуют. Чтобы исправить дисбаланс власти между гражданами и корпорациями, IMCB рекомендовал, чтобы жизненно важные заинтересованные стороны, такие как гражданские организации, были представлены в местных, государственных и национальных агентствах, занимающихся борьбой со стихийными бедствиями. Жертвы должны получить компенсацию за медицинский, экономический и социальный вред, а сообщества должны быть реабилитированы от причиненного ущерба.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Дхара В.Р. (2002). «Что беспокоит расследование катастрофы в Бхопале? (И есть ли лекарство?)». Международный журнал гигиены труда и окружающей среды . 8 (4): 371–9. дои : 10.1179/107735202800338605 . ПМИД   12412856 . S2CID   5636182 .
  2. ^ «Предложение BGIA, июль 1993 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2015 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
  3. ^ «TedMed @ CDC Рамана Дхара» . Архивировано из оригинала 11 августа 2017 года . Проверено 23 декабря 2020 г. - через YouTube.
  4. ^ Дхара В.Р., Дхара Р. (2002). «Катастрофа Union Carbide в Бхопале: обзор последствий для здоровья» (PDF) . Архивы гигиены окружающей среды . 57 (5): 391–404. дои : 10.1080/00039890209601427 . ПМИД   12641179 . S2CID   20233497 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 сентября 2009 года . Проверено 24 января 2020 г.
  5. ^ Куллинан П., Акилла С.Д., Дхара В.Р. (1996). «Долгосрочная заболеваемость выживших после утечки газа в Бхопале в 1984 году» (PDF) . Национальный медицинский журнал Индии . 9 (1): 5–10. ПМИД   8713516 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Куллинан П., Аквилла С., Дхара В.Р. (февраль 1997 г.). «Дыхательная заболеваемость через 10 лет после утечки газа Union Carbide в Бхопале: перекрестное исследование. Международная медицинская комиссия по Бхопалу» . БМЖ . 314 (7077): 338–42. дои : 10.1136/bmj.314.7077.338 . ПМК   2125830 . ПМИД   9040323 .
  7. ^ Ранджан, Н. (2003). «Воздействие метилизоцианата и закономерности роста подростков в Бхопале». ДЖАМА . 290 (14): 1856–7. дои : 10.1001/jama.290.14.1856 . ПМИД   14532313 .
  8. ^ Дхара, В.Р. (2004). «Оценка воздействия токсичных газов в Бхопале». ДЖАМА . 291 (4): 422, ответ автора 422–3. дои : 10.1001/jama.291.4.422-a . ПМИД   14747494 . S2CID   45476034 .
  9. ^ Лабунская И.; Стивенсон, А.; Бригден, К.; Стрингер, Р.; Сантильо, Д.; Джонстон, Пенсильвания (1999). Наследие Бхопала: Токсичные загрязнения на территории бывшего завода Union Carbide, Бхопал, Индия: 15 лет после аварии в Бхопале (PDF) . Амстердам: Международный Гринпис . ISBN  978-90-73361-59-1 . OCLC   60621669 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2008 года. [ нужна страница ]
  10. ^ Акилла, С; Бертелл, Р.; Ложь, В; Тоньони, Г (2005). «Самая страшная в мире химическая катастрофа в Бхопале, декабрь 1984 года» (PDF ) Журнал предотвращения потерь в перерабатывающей промышленности . 18 (4–6): 268–273. дои : 10.1016/j.jlp.2005.06.008 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Дхара В.Р., Акилла С. (2013). «Что касается расстояния от места проживания, то данные 1984 года могут быть использованы в качестве суррогата воздействия катастрофы в Бхопале – дальнейшие наблюдения по эпидемиологии после катастрофы» . Индийский J Med Res . 138 (2): 270–272. ПМЦ   3788216 . ПМИД   24056607 .
  12. ^ Шарма, Динеш С. (2013). «Исследование в Бхопале представляет собой «упущенную возможность» » . Ланцет . 382 (9908): 1870. doi : 10.1016/S0140-6736(13)62562-3 . ПМИД   24325010 . S2CID   46532045 .
  13. ^ «Розали Бертелл, доктор философии, ГНШ» . Rosaliebertell.net. Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  14. ^ «Доктор Сушма Акилла» . Имперский колледж Лондона. Архивировано из оригинала 25 сентября 2006 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  15. ^ «Доктор Пол Каллинан» . Имперский колледж Лондона. Архивировано из оригинала 7 июля 2024 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  16. ^ «Ингрид Экерман» . Эккерман.ну. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  17. ^ «Национальное управление по борьбе со стихийными бедствиями» . ndma.gov . Архивировано из оригинала 3 июня 2024 года . Проверено 6 июля 2024 г.

Публикации членов IMCB

[ редактировать ]

Публикации других авторов

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac7a71402584f7cc0e3a1d5d74d482c6__1720315920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/c6/ac7a71402584f7cc0e3a1d5d74d482c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
International Medical Commission on Bhopal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)