Президентские выборы 2003 г. в Сомалиленде
![]() | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
---|
![]() |
Президентские выборы прошли в Сомалиленде 14 апреля 2003 года. Результатом стала победа действующего президента Дахира Риале Кахина , который победил с перевесом всего в 0,01%. Первоначально этот результат был отвергнут основной оппозицией, что привело к насилию и последующему запрету на публичные протесты на десятидневный период, начиная с 22 апреля. [ 1 ] Тем не менее, Международная кризисная группа назвала выборы демократической «вехой» для отколовшегося государства. [ 2 ] 11 мая Верховный суд Сомалиленда подтвердил победу Кахина. [ 3 ] Он был приведен к присяге 16 мая. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Возникнув в 1991 году, в начале 2000-х годов непризнанная Республика Сомалиленд начала переход от государственного племенного правления к демократическому государству. [ 5 ] Страна в основном состояла из трех клановых семей — Исаака (самого крупного), Дира (в который входит клан Гадабуурси) и Дарода . [ 6 ] Выборы рассматривались как важнейшая часть перехода от клановой системы разделения власти к конституционному правительству, основанному на многопартийной демократии. [ 6 ]
Окружные выборы
[ редактировать ]Выборы в окружные советы в декабре 2002 года не только позволили избрать членов местных советов, но и определили, какие три политические объединения получат достаточную поддержку населения, чтобы иметь возможность выдвигать кандидатов в президенты. [ 5 ] Выборы также стали проверкой для недавно созданной Избирательной комиссии Сомалиленда (SEC). Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) была создана в декабре 2001 года на основе ряда законов о выборах, состоящих из 66 статей, устанавливающих правила, положения и ожидаемое поведение для продвижения демократических выборов. [ 7 ] Чтобы помочь Комиссии по ценным бумагам и биржам в проведении выборов, Европейская комиссия направила технических консультантов, профинансировала обучение избирателей и обучила избирательных работников и НПО для оказания помощи в местных выборах, несмотря на отсутствие международного признания Сомалиленда. [ 5 ]
Выборы в окружные советы в целом были признаны успешными, несмотря на некоторые проблемы. Власти Пунтленда , еще одного автономного региона Сомали, оспаривающего некоторые территориальные границы с Сомалилендом, угрожали выборам. Из соображений безопасности 74 избирательных участка из 800 были закрыты в Восточном Саанге и Суле. [ 6 ] Большинство проблем на выборах можно отнести на счет недавно созданной Комиссии по ценным бумагам и биржам, а не на проблемы безопасности. Хотя поступали сообщения о двойном голосовании и вбросах бюллетеней , а также существовали проблемы из-за недостаточно образованного и в основном неграмотного избирателя, международные наблюдатели из Дании, Швеции, Кении, Южной Африки и Великобритании подтвердили, что выборы были проведены хорошо и успешно, отметив высокий уровень явка избирателей-женщин и организация работы избирательных комиссий. [ 5 ] [ 6 ]
Демократическая партия объединенных народов ( UDUB ) набрала 40,8% от общего числа голосов на окружных выборах, за ней следуют Партия мира, единства и развития ( Кульмие ), набравшая 18,9%, и Партия справедливости и благосостояния ( UCID ), набравшая 11,2%. . Члены, избранные вне этих политических партий, были вынуждены сменить политическую принадлежность. [ 5 ] Сул (где многие избирательные участки были закрыты по соображениям безопасности) был единственным из шести регионов Сомалиленда, где UDUB не набрал большинства голосов. [ 5 ] Успех UDUB можно объяснить его авторитетом, превосходными финансовыми ресурсами и выгодными клановыми связями. Это также считалось более консервативным и стабильным выбором. [ 5 ]
Подготовка к выборам
[ редактировать ]Учитывая предыдущий опыт окружных выборов, на президентских выборах количество избирательных участков увеличилось с 800 до 900. [ 6 ] Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) улучшила и расширила обучение персонала и партийных агентов, а также назначенных между собой сотрудников избирательных комиссий, чтобы гарантировать, что чиновники избирательных комиссий не будут руководить своими собственными сообществами, где они могут находиться под влиянием своих кланов. [ 8 ] Поскольку огромная часть населения все еще была кочевой и неграмотной, образование избирателей имело решающее значение. Комиссия по ценным бумагам и биржам организовала действующие группы, которые разъезжали с установленными на автомобилях громкоговорителями и информировали людей о предстоящих выборах и процедурах голосования. В день выборов на избирательных участках были размещены плакаты с письменной и иллюстративной информацией о кандидатах и протоколах избирателей. [ 9 ]
Британское правительство с большей вероятностью, чем другие иностранные державы, тонко относилось к Сомалиленду как к независимому государству. [ 10 ] Однако, опасаясь, что ее помощь на президентских выборах будет истолкована как поддержка международного признания Сомалиленда, Европейская комиссия не оказала помощи SEC, как это было на выборах в местные округа. [ 5 ]
Кандидаты
[ редактировать ]
На пост президента баллотировались три кандидата. Дахир Риале Кахин был действующим президентом UDUB, который стал президентом после неожиданной смерти первого президента Сомалиленда Эгала . Его мирный захват стал большим успехом для Сомалиленда, поскольку Кахин был членом не большинства клана Исаак, а клана Гадабурси. [ 6 ] Принятие правителя, не являющегося Исааком, было признаком политической зрелости и улучшило статус Сомалиленда за рубежом. [ 11 ]
Главной оппозицией Риале был Ахмед Мохамед Мохамуд Силаньо (Кульмие). Силаньо был бывшим председателем Сомалийского национального движения освободительной борьбы ( СНМ ). Фейсал Али Вараабе баллотировался в качестве кандидата от UCID. У UCID была более узкая база поддержки, а это означало, что выборы в основном проходили между Кахином и Силаньо. [ 5 ]
Кампания
[ редактировать ]Все кандидаты использовали схожие предвыборные платформы. Во-первых, независимость и международное признание Сомалиленда. У большинства жителей Сомалиленда развилось чувство идентичности, отличное от остальных сомалийцев, основанное на их различных клановых связях и различной колониальной истории . [ 10 ] Остальная часть платформы обещала экономический рост, мир и стабильность. Лозунг кампании UDUB упростил его до «Мир и молоко». [ 5 ]
UDUB, в силу своей занимаемой должности, был правительственной партией и получал выгоду от государственных ресурсов, иногда несправедливо. [ 6 ] Пропаганда кампании UDUB приравнивала UDUB к миру, преемственности и стабильности, а Кульмие - к войне. UDUB, несмотря на свою власть и стабильность, был описан Кульмие как пережиток бывшего правительства Барре в Сомали — военного режима, который правил Сомали в течение 20 лет до прихода к власти СНД в конце 1980-х годов. [ 6 ] Пропаганда Кульмие приравнивала Кульмие к освобождению и переменам, а УДУБ - к угнетению. Они также пообещали «более чистую и компактную» администрацию и большее участие женщин. [ 5 ]
UDUB использовал государственные средства и активы, в том числе сотрудников министерства, правительственное радио и правительственные транспортные средства, чтобы обеспечить голосование в районах UDUB. [ 9 ] Все три стороны раздавали деньги, чтобы манипулировать процессом. [ 8 ] Но поскольку взятки шли через министерства, они почти никогда не доходили до избирателей, поэтому маловероятно, чтобы это повлияло на выборы. [ 5 ] Все это было прямым нарушением законов о проведении выборов. [ 9 ]
Руководить
[ редактировать ]Голосование состоялось, как и планировалось, 14 апреля 2003 года. Как сообщается, голосование было организованным и воспитанным. Выборы были признаны успешными, и международные наблюдатели подтвердили, что выборы были свободными и справедливыми, несмотря на некоторые предсказуемые проблемы первых президентских выборов. [ 12 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Хотя проблемы окружных выборов, такие как неграмотность, вброс бюллетеней и двойное голосование, все еще присутствовали, были введены дополнительные меры контроля. Некоторые меры контроля могут быть причиной более низкой явки избирателей в некоторых регионах. [ 8 ]
Международные наблюдатели из таких стран, как США, Канада, Швеция, Великобритания, Эфиопия и Южная Африка, приехали наблюдать за выборами в основном в качестве членов НПО . [ 13 ] Наблюдатели дали положительные отзывы, но отметили некоторые различия в управлении различными избирательными участками и отсутствие соблюдения возрастных ограничений избирателей. [ 6 ] Выборы были охарактеризованы как «одни из самых свободных и прозрачных демократических мероприятий, когда-либо проводившихся на Африканском Роге». [ 6 ] Выборы послужили сигналом международному сообществу о том, что Сомалиленд следует уважать и признавать, и что они являются предметом гордости для мужчин и женщин Сомалиленда. [ 4 ] [ 14 ] Несмотря на успех демократических выборов, Сомалиленд еще не получил международного признания.
118 избирательных участков были закрыты в тех же регионах (Восточный Саанг и Сул) и по тем же причинам, что и на окружных выборах. Самая серьезная избирательная проблема возникла в районе Соль, где конфликт привел к гибели сотрудника избирательной комиссии. [ 15 ]
Результаты
[ редактировать ]Явка избирателей оказалась ниже, чем ожидалось, и увеличилась всего на 10% по сравнению с окружными выборами. [ 6 ]
18 апреля 2002 г. SEC объявила, что результаты будут объявлены на следующий день. Большинство людей, как сторонников, так и оппозиции, считали, что Кульмие победила на выборах. Силаньо даже объявил о победе, и газета Somaliland Times сообщила, что он победил. Однако празднование для сторонников Кульмие длилось недолго. 19 апреля SEC объявила, что UDUB победил всего с перевесом в 80 голосов. Сторонники Кульмие и партийные чиновники были в ярости и считали, что выборы были сфальсифицированы. Небольшие протесты вспыхнули в районах, которые были оплотами Кульмие, и правительство ввело законы о чрезвычайном положении. Правозащитная организация African Rights написала отчет, в котором резко критиковала реакцию правительства, а также запугивание и насилие со стороны полиции в отношении сторонников Кульмие. В то время как партийные активисты и политическая элита были взволнованы, широкая общественность сохраняла спокойствие. Четыре дня спустя Кульмие оспорила результат, и их жалоба была передана в Верховный суд. [ 5 ] [ 6 ]
Кандидат | Напарник | Вечеринка | Голоса | % | |
---|---|---|---|---|---|
Дахир Риале Кахин | Ахмед Юсуф Ясин | Объединенная народная демократическая партия | 205,595 | 42.08 | |
Ахмед М. Махамуд Силаньо | Абдирахман Сайличи | Партия мира, единства и развития | 205,515 | 42.07 | |
Фейсал Али Варабе | Мохаммед Рашид | За справедливость и развитие | 77,433 | 15.85 | |
Общий | 488,543 | 100.00 | |||
Действительные голоса | 488,543 | 97.98 | |||
Недействительные/пустые голоса | 10,096 | 2.02 | |||
Всего голосов | 498,639 | 100.00 | |||
Источник: База данных выборов в Африке. |
Последствия
[ редактировать ]Предвидя жалобу Кулмие в Верховный суд, UDUB заявил, что SEC неправомерно аннулировала бюллетени, несмотря на то, что изначально согласилась с решением SEC о дисквалификации бюллетеней по процедурным основаниям. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) назвала жалобу UDUB «безосновательной». [ 6 ]
Кульмие, с другой стороны, сначала заявляя о допущенных ошибках со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), вместо этого заявила, что конкретная урна для голосования из прокулмийского региона Балле Аланле была ошибочно исключена из подсчета голосов. С ящиком неправильно обращались после инцидента, связанного с безопасностью, в котором сторонники UDUB пытались подделать результаты голосования. Его доставили в Бур'о, и SEC не смогла отследить его до тех пор, пока не были объявлены предварительные результаты. Комиссия по ценным бумагам и биржам оставила на усмотрение суда решение о действительности голосов в ящике. В ящике было около 700 голосов, большинство из которых можно было считать голосами за Силаньо. Верховный суд отказался открыть ящик и объявил 11 мая, что Кахин победил с перевесом в 214, а не в 80 голосов. Никаких дальнейших объяснений предоставлено не было. [ 5 ] [ 6 ]
Председатель Кульмие подал апелляцию в суд из-за изменения результата и отсутствия объяснений. Кульмие заявила, что суд был некомпетентен, что является распространенной жалобой на судебную систему Сомалиленда, и что ему не хватало беспристрастности. Кульмие отказался признать UDUB, а чиновники Кульмие и UCID отсутствовали на присяге Кахина 16 мая. Сильяно призвал своих сторонников сохранять спокойствие, но, несмотря на сообщения о некотором запугивании и жестоком обращении со сторонниками Кульмие, большая часть общественности была в значительной степени не вовлечена и не тронута. Никаких массовых митингов и протестов не было. Общественность в основном считала проблемы, возникшие после выборов, делом политиков. [ 5 ] [ 6 ]
Несмотря на призывы своих сторонников, Сильяно отказался сформировать оппозиционное правительство, и 8 июня 2003 года Кульмие признал выборы и подчинился решению суда, «несмотря на сильное недовольство несправедливостью выборов», обеспечив успешное проведение первых демократических президентских выборов в Сомалиленд. [ 5 ] [ 6 ]
Драматические события президентских выборов сделали парламентские выборы 2005 года еще более важными. До парламентских выборов 2005 года правительство UDUB де-факто функционировало как однопартийное государство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сомалиленд запрещает протесты» . Новости Би-би-си. 23 апреля 2003 г. Проверено 5 сентября 2009 г.
- ^ «Сомалиленд: демократизация и ее недовольство» . Международная кризисная группа. 28 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 5 сентября 2009 г.
- ^ «Суд Сомалиленда подтверждает избрание Кахина президентом». Агентство Франс-Пресс. 11 мая 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херси, Мохамед Фарах (2015). Противостояние будущему демократии в Сомалиленде: уроки десятилетия многопартийности и путь вперед . Харгейса, Сомалиленд: Академия мира и развития (APD). п. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Доводы в пользу международного признания Сомалиленда в качестве независимого государства . Харгейса, Сомалиленд: Министерство иностранных дел Сомалиленда. 2002. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Брэдбери, Марк; и др. (август 2003 г.). «Сомалиленд: выбор политики вместо насилия». Обзор африканской политической экономии . 97 : 455–478.
- ^ Перейти обратно: а б Уоллс, Майкл (июль 2009 г.). «Возникновение сомалийского государства: построение мира на основе гражданской войны в Сомалиленде». Дела Африки . 108 : 371–389.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сомалиленд: выход из избирательного кризиса». Брифинг по политике Международной кризисной группы . 67 : 15–16. Декабрь 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Хансен, Стиг Ярл; Линдеман, Берит Нисинг (август 2003 г.). «Сомалиленд: президентские выборы 2003 г.». Отчет НОРДЕМ : 1–45.
- ^ Перейти обратно: а б Хулиарас, Астерис (2002). «Жизнеспособность Сомалиленда: внутренние ограничения и региональная геополитика». Журнал современных африканских исследований . 20 : 157–182.
- ^ Менхаус, Кеннет (август 2003 г.). «СОМАЛИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ». Отчет Writenet подготовлен по заказу Отдела информации по вопросам защиты (PIS/DIP) Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев .
- ^ Ахмед Нур, Абди; и др. (2010). «Сомалиленд: решение проблем справедливых и свободных выборов». Институт социальных исследований и развития - СОРАДИ : 32–43.
- ^ Паккард, Габриэль (апрель 2003 г.). «Сомалиленд ожидает результатов первых в истории президентских выборов». Нью-Йорк Амстердам Новости .
- ^ «Сомалиленд ожидает мирных выборов» . Альджазира . 25 июня 2010 г.
- ^ Уоллс, Майкл; Киббл, Стив (июнь 2011 г.). «Сомалиленд: прогресс, государство и аутсайдеры». Обзор африканской политической экономии . 38 : 335–343.