Закон о гражданстве Сомалиленда
Закон о гражданстве Сомалиленда | |
---|---|
Парламент Сомалиленда | |
| |
Принят | Парламент Сомалиленда |
Принят | 1 марта 2002 г. |
Подписано | Президент Дахир Риял Кахин |
Статус: Действующее законодательство |
Сомалиленд — самопровозглашенная независимая страна на Африканском Роге. [1] в котором жители изначально управлялись различными сетями родства. [2] После контактов с европейцами в этом районе были подписаны договоры, гарантирующие права на торговлю на этой территории в обмен на защиту кланов от соперников. [3] Великобритания официально расширила протекторат над Британским Сомалилендом в 1898 году. Жители Сомалиленда были лицами, находящимися под защитой Великобритании, с этого дня до тех пор, пока они не получили независимость в 1960 году и не присоединились к союзу своего государства с Итальянским Сомалилендом , чтобы сформировать Сомалийскую Республику . [4] Жители получают свое гражданство на основании сомалийского законодательства . [5] [6] [7] Юридические средства приобретения гражданства , формального юридического членства в суверенной нации, отличаются от внутренних отношений прав и обязанностей между гражданином внутри своей нации, известных как гражданство . Гражданство описывает отношения человека к нации в соответствии с международным правом, тогда как гражданство — это внутренние отношения человека внутри государства. [8] [9] Поскольку Африканский Союз , Организация Объединенных Наций и ни одно независимое государство не признали его национальный суверенитет , жители Сомалиленда являются гражданами Сомали. [10] [11] но с момента провозглашения независимости в 1991 году он де-факто имеет полномочия контролировать внутренние дела и гражданство на своей территории. [5] [12] [13]
Приобретение гражданства
[ редактировать ]Закон о гражданстве Сомалиленда предусматривает следующее:
По рождению
[ редактировать ]Статья 2: Гражданство по рождению
- Гражданином Сомалиленда по рождению является тот, чей отец [14] является потомком лиц, проживавших на территории Сомалиленда 26 июня 1960 г. [15] и раньше.
- Гражданин Сомалиленда по рождению может приобрести гражданство другой страны (двойное гражданство), не теряя при этом гражданства Сомалиленда. [16]
- Если только он добровольно не отказался от права на гражданство Сомалиленда. [17] любой взрослый потомок гражданина Сомалиленда мужского пола, который проживает в иностранном государстве или является гражданином другой страны или является беженцем в другой стране, может получить гражданство Сомалиленда при своем первом возвращении на территорию Сомалиленда.
По гранту
[ редактировать ]Статья 3: Получение подтверждения гражданства
- Подтверждение наличия гражданства Сомалиленда может быть получено физическим лицом при предъявлении:
- Подтверждение гражданства Сомалиленда осуществляется в едином порядке и периодически фиксируется Министерством внутренних дел. Его подписывает председатель соответствующего региона. [20]
- Формат и цвет документа, подтверждающего подтверждение и вручение [21] (о гражданстве), его печать и администрирование определяются в правилах [22] выданный министром внутренних дел
Статья 4. Принятие гражданства лицу, являющемуся иностранцем или беженцем
1 Любой иностранец или беженец, законно проживающий на территории Сомалиленда и подающий заявление на получение гражданства Сомалиленда, может получить такое гражданство при выполнении следующих условий:
- Он должен быть взрослым. [23]
- Он должен законно проживать на территории Сомалиленда в течение непрерывного периода не менее 10 лет.
- Он должен быть известен своим хорошим характером и поведением.
- Он не должен был быть осужден за преступление, доказанное в суде, и не должен был участвовать в деятельности, противоречащей суверенитету Сомалиленда.
- Он должен был быть налогоплательщиком в период своего проживания на территории Сомалиленда.
- Он должен подать заявление об отказе от прежнего гражданства и одновременно принести присягу, предусмотренную статьей 6 настоящего Закона.
2. Любому лицу, чья мать является гражданкой Сомалиленда и доказано отсутствие отца, может быть предоставлено гражданство, если оно обратится за ним и выполнит условия, изложенные в настоящем Законе в пункте 1 настоящей статьи.
Предоставление гражданства, как указано в статье 4, осуществляется Президентом, который издает указ после рассмотрения рекомендаций Национального комитета по гражданству. Комитет состоит из 12 членов Совета Министров, а его председателем является Министр внутренних дел.
Потеря гражданства
[ редактировать ]Если только он добровольно не отказался от права на гражданство Сомалиленда. [24]
История
[ редактировать ]Африканские и европейские контакты (11 век – 1960 г.)
[ редактировать ]Между одиннадцатым и тринадцатым веками регион был обращен в ислам . Смешанные браки создали исламскую арабо-сомалийскую элиту, которая основала сильные, но независимые города-государства. [2] [25] но в северной части султаны имели мало власти, и их титул был в основном почетным. Не имея иерархической власти, кочевые группы были связаны родственными узами по отцовской линии, которые определяли союзы и социально-политические разногласия. [26] Следуя исламской системе дийа , кланы заключали договорной союз, согласно которому они выплачивали другим кланам и получали от них компенсацию за убытки, понесенные людьми или имуществом. Поскольку выплаты группе выплачивались коллективно, сотрудничество, сотрудничество и согласие среди мужчин в клане были необходимы для обеспечения безопасности группы и решения юридических вопросов. [26] Ни одно образование не управляло регионом Сомали, и с шестнадцатого века европейцы все чаще вторгались на их территорию. [2] [27] Хотя между территориями, управляемыми местными правителями, не было четких границ, они делили пастбища и занимались торговлей, которая часто становилась поводом для конфликтов. [27] В 1839 году британцы основали торговый форт в Адене и подписали договоры с правителями клана Исаак о доступе к продовольствию. [28] После Берлинской конференции 1884–1885 годов британцы начали подписывать соглашения с традиционными лидерами на территории, граничащей с Эфиопией , французским Сомалилендом (ныне Джибути), итальянским Сомалилендом и Кенийской колонией . В обмен на защиту местных лидеров от агрессоров договоры обеспечили Британии защищенные торговые права. В 1887 году британцы уведомили стороны, подписавшие Берлинское соглашение, о своем намерении установить Сомалиленд в качестве британского протектората . [3]
В соответствии с Законом о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года британские протектораты считались иностранными территориями, не имеющими внутреннего правительства. [29] [30] Когда Великобритания распространила этот статус на территорию, она взяла на себя ответственность как за внутреннее, так и за внешнее управление, включая оборону и внешние отношения. Коренные жители, родившиеся в протекторате, были известны как лица, находящиеся под защитой Великобритании, и не имели права быть британскими гражданами. [29] BPP не имели права на возвращение в Соединенное Королевство и не могли осуществлять права гражданства; однако им могут быть выданы паспорта и они могут получить доступ к дипломатическим услугам во время поездок за границу. [31] В 1957 году в Британском Сомалиленде был создан Законодательный совет. [32] Из-за общего колониального прошлого и культуры были проведены переговоры по плану объединения подопечной территории Сомалиленда, находящейся под управлением Италии, и Британского Сомалиленда, как средства уменьшения клановых конфликтов. на конференции в Могадишо в апреле 1960 года [33] [34] [35] В рамках подготовки к обретению государственности Учредительное собрание, состоявшееся на подопечной территории, 21 июня 1960 года приняло Конституцию Сомалийской Республики. [36]
Сомалийский союз (1960–1991)
[ редактировать ]26 июня 1960 года Британский Сомалиленд обрел независимость. [4] В соответствии с Постановлением о гражданстве и гражданстве (№ 15), принятым за три дня до обретения независимости, сомалийцы, которые не имели гражданства и родились в Британском Сомалиленде, или, если законный, чей отец, а если незаконнорожденный, чья мать родилась на территории, были получили гражданство Сомалиленда и перестали быть БПП. [37] [4] Лица, прожившие в Британском Сомалиленде в течение года, могли зарегистрироваться для получения гражданства, если они не соответствовали положениям об автоматическом приобретении гражданства после обретения независимости, при условии, что они отказались от любого другого гражданства. [38] Лица, родившиеся на территории после обретения независимости, получили гражданство, если они законны от отца и незаконнорождены от матери. [37] Замужние женщины следовали национальности мужа. [38] 1 июля 1960 года итальянский Сомалиленд стал независимым. [39] и хотя два государства не договорились об условиях союза, они объединились, чтобы сформировать Сомалийскую Республику . [40]
Чтобы преодолеть отсутствие соглашения об объединении, на июнь 1961 года был назначен конституционный плебисцит , на котором также будет рассмотрен вопрос об объединении двух штатов. По условиям предложенной конституции Могадишо, а не Харгейса , и места в законодательных органах были распределены, что дало северному Сомали тридцать три, а южному Сомали - девяносто девять представителей. столицей должен был стать [41] В результате неспособности прийти к согласию и дисбаланса сил в проекте конституции большинство жителей Сомалиленда бойкотировали конституционный референдум 1961 года , проголосовав чуть более пяти процентов северного населения. Из тех, кто участвовал, шестьдесят процентов выступили против новой конституции. [41] [42] Поскольку северное население составляло лишь 100 000 из 1 952 660 избирателей, результатом стало принятие предложенной конституции. [41] Согласно условиям конституции, 31 января 1961 года был обнародован Акт Союза, который вступил в силу задним числом с 1 июля 1960 года. [43] В соответствии с положениями Закона о Союзе лица, которые были гражданами Сомалиленда или Сомали, становились гражданами Сомалийской Республики. [36]
После обретения независимости дети получили гражданство в соответствии с Законом о сомалийском гражданстве (№ 28) от 22 декабря 1962 года от отца-сомалийца, который был гражданином Сомали, или через лицо, которое по языку, происхождению или традициям считалось сомалийцем. Он позволял лицам, проживавшим в регионе Большого Сомали в течение семи лет, или тем, чьи матери были сомалийками после двухлетнего проживания, получить гражданство посредством гранта. [44] Несовершеннолетние приобретали, теряли или восстанавливали гражданство, когда их отец менял свое гражданство, единственным исключением было то, что, если отец был лицом без гражданства, ребенок мог получить гражданство по материнской линии. Подкидыши или несовершеннолетние сироты считались сомалийцами и автоматически получали гражданство, если позже не было доказано обратное. [45] Иностранки, вышедшие замуж за сомалийских мужей, автоматически получали сомалийское гражданство. [5] Гражданство может быть утрачено в результате получения двойного гражданства, службы в иностранном правительстве или вооруженных силах, проживания за рубежом или в случае выхода женщины замуж за иностранца и приобретения его гражданства. [5] [46]
В 1969 году президент был убит во время государственного переворота , и действие конституции было приостановлено. [42] [47] Продолжающаяся полицейского государства к концу 1980-х годов политика подтолкнула страну к гражданской войне . [48] [49] Между 1990 и 1992 годами сомалийское государство рухнуло из-за волн насилия, ускоренных резким ростом доступности оружия; неспособность старейшин кланов обеспечивать соблюдение обычного права; и огромный голод , распространившийся по югу Сомали. [50]
Восстановление суверенитета (1991)
[ редактировать ]В 1991 году Сомалиленд отменил Акт о Союзе, провозгласив свою независимость. [51] Он учредил двухпалатный законодательный орган, создал временную конституцию и назначил президента. Между северными кланами вспыхнула гражданская война, которая закончилась после созыва конференции национального примирения в 1996 году. Новая временная конституция была принята в 1997 году и вынесена на плебисцит в 2001 году . Почти девяносто восемь процентов населения, составляющего почти один с четвертью миллиона человек, одобрили конституцию и независимость Сомалиленда. [52] Международное сообщество не желало официально признавать суверенитет Сомалиленда без официального признания и членства в Африканском Союзе . [53] В 1993 году четырнадцать группировок в Сомали подписали соглашение о прекращении огня и согласились принять участие в конференции по национальному примирению в марте 1993 года, на которой были подписаны официальные мирные документы. [54] Продолжающиеся обострения продолжались до 1997 года, когда вторая конференция обеспечила мирное соглашение между двадцатью шестью лидерами фракций. [55] В 2000 году было сформировано Переходное федеральное правительство Сомали . [56] которое было признано в 2004 году Организацией Объединенных Наций официальным правительством республики. [6] В 2004 году переходное правительство приняло Переходную федеральную хартию Сомалийской Республики , которая предусматривала, что ни одна из территорий в составе республики не является независимой. [57] В нем уточнялось, что те, кто ранее были гражданами Сомалийской Республики, продолжают оставаться таковыми и что те, кто родился после обнародования хартии, получили гражданство по рождению на этой территории или от отца-сомалийца. [58]
В 2005 году Сомалиленд подал заявку на членство, и Африканский Союз провел миссию по установлению фактов в стране. [53] Признавая территориальные претензии Сомалиленда на свои бывшие колониальные границы, он отказался предоставить членство на том основании, что он выходит из состава международно признанного государства. [59] Согласно международной юриспруденции, Организация Объединенных Наций обычно отказывается признавать отколовшиеся государства без согласия материнского государства, за исключением случаев, когда произошли серьезные нарушения прав человека или родительское государство прекратило свое существование. [11] Следуя этой политике, учреждения и официальные лица Организации Объединенных Наций не признали суверенитет Сомалиленда, и граждане Сомалиленда должны путешествовать по паспортам, выданным Сомали. [6] [7]
Текущая схема гражданства
[ редактировать ]В соответствии с Конституцией Республики Сомалиленд 2001 года и Законом о гражданстве Сомалиленда (№ 22/2002) лицами, которые являются гражданами и имеют права на территории Сомалиленда, являются лица, рожденные от отца, который происходит от лица, проживавшего в Сомалиленде на или до 26 июня 1960 года. Взрослые лица, ранее проживавшие за границей и происходящие от гражданина Сомалиленда, могут получить гражданство путем установления места жительства на территории. [5] Положения конституции предусматривают, что права, которыми пользуются граждане Сомалиленда, включают всеобщее избирательное право . [60] Хотя конституция предусматривает независимую судебную систему, Закон об общественном порядке позволяет чиновникам вмешиваться в юридические вопросы и задерживать или заключать в тюрьму людей без суда. [61] Несмотря на эти нарушения, право на защиту и апелляцию обычно соблюдается на территории. [62] Граждане имеют право владеть частной собственностью , существуют положения о свободе слова и печати ; однако они могут не соблюдаться властями. [63] Конституция гарантирует свободу собраний , но отсутствие безопасности часто приводит к запрету демонстраций, даже если они мирные. Свобода объединений также гарантируется конституцией, однако лица, пытавшиеся участвовать в выборах Федеративной Республики Сомали, могут быть обвинены в государственной измене и наказаны. Ислам является государственной религией , и пропаганда любой другой религии запрещена. [64] Дискриминация женщин по признаку пола или национального происхождения запрещена Конституцией, хотя на практике права женщин в целом не защищены. [65]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Сомалиленд | исторический регион, Африка | Британика» .
- ^ Перейти обратно: а б с Агиар 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Пур 2009 , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с Франсман 2011 , с. 1254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Совет по иммиграции и беженцам Канады, 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ариефф 2008 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Научный 2016 , с. 15.
- ^ Франсман 2011 , с. 4.
- ^ Росас 1994 , с. 34.
- ^ Ариефф 2008 , стр. 67–69.
- ^ Перейти обратно: а б Лалос 2011 , стр. 803–804.
- ^ Брэгг 2015 , стр. 3–4.
- ^ Ариефф 2008 , стр. 60, 62.
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ «Закон о гражданстве Сомалиленда» .
- ^ Мухтар 2003 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис 1965 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс 2015 , с. 43.
- ^ Мухтар 2003 , стр. XXIX, 3.
- ^ Перейти обратно: а б Франсман 2011 , с. 69.
- ^ Поляк 1963 , стр. 144.
- ^ Бирбах 2015 , с. 264.
- ^ Мухтар 2003 , с. xxxiii.
- ^ Лалос 2011 , с. 792.
- ^ Котран 1963 , с. 1010.
- ^ Уэр 1965 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Котран 1963 , с. 1025.
- ^ Перейти обратно: а б Ежегодник по правам человека , 1962 год , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б Ежегодник по правам человека , 1962 год , с. 309.
- ^ Аби-Сааб 1962 , с. 66.
- ^ Пур 2009 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Пур 2009 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Лалос 2011 , с. 793.
- ^ Котран 1963 , с. 1012.
- ^ Котран 1963 , стр. 1025–1026.
- ^ Комитет по правам ребенка 2019 .
- ^ Котран 1963 , с. 1026.
- ^ Пур 2009 , стр. 126, 128.
- ^ Пур 2009 , с. 127.
- ^ Менхаус 2007 , стр. 70–72.
- ^ Менхаус 2007 , с. 73.
- ^ Лалос 2011 , с. 794.
- ^ Лалос 2011 , с. 795.
- ^ Перейти обратно: а б Ариефф 2008 , с. 67.
- ^ Мухтар 2003 , с. XLII.
- ^ Мухтар 2003 , стр. xxxii – xliv.
- ^ Мухтар 2003 , с. xlv.
- ^ Ариефф 2008 , с. 78.
- ^ Переходная хартия Сомали 2004 г.
- ^ Ариефф 2008 , с. 68.
- ^ Медвежонок 2012 , с. 1309.
- ^ Государственный департамент США, 2007 , с. 500.
- ^ Государственный департамент США, 2007 , с. 501.
- ^ Государственный департамент США, 2007 , стр. 501, 503.
- ^ Государственный департамент США, 2007 , с. 505.
- ^ Государственный департамент США, 2007 , с. 509.
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе : http://www.somalilandlaw.com/citizenship_law.htm.
- Аби-Сааб, Джордж М. (апрель 1962 г.). «Гражданство и дипломатическая защита на подмандатных и подопечных территориях» . Гарвардский юридический бюллетень . 3 (2). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский клуб международного права: 44–76. ISSN 0888-2584 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Агиар, Мариан (2010). «Сомали» . В Гейтсе-младшем, Генри Луи ; Аппиа, Кваме Энтони (ред.). Энциклопедия Африки . Оксфорд, Оксфордшир: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195337709.001.0001 . ISBN 978-0-19-533770-9 .
- Ариев, Алексис (лето 2008 г.). «Фактическая государственность – странный случай Сомалиленда» . Йельский журнал международных отношений . 3 (2). Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет : 60–79. ISSN 1936-2641 . Проверено 27 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Медведь, Брайан; и др. (2012). «Сомалиленд» . В Лэнсфорде, Том (ред.). Политический справочник мира 2012 . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство SAGE . стр. 1307–1311. ISBN 978-1-60871-995-2 .
- Бирбах, Джереми Б. (2 сентября 2015 г.). Границы равенства в развитии гражданства ЕС и США (PDF) (доктор философии). Амстердам: Амстердамский университет . OCLC 1030964358 . Архивировано (PDF) из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 18 июня 2021 г.
- Брэгг, Ребекка (февраль 2015 г.). Международное признание Сомалиленда (PDF) . Конференция «Модель Организации Объединенных Наций» (ODUMUNC), 19–22 февраля 2015 г. Норфолк, Вирджиния: Университет Олд Доминион . Архивировано (PDF) из оригинала 13 октября 2015 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
- Котран, Юджин (июль 1963 г.). «Правовые проблемы, возникающие в связи с образованием Сомалийской Республики» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 12 (3). Кембридж, Кембриджшир: Издательство Кембриджского университета Британского института международного и сравнительного правоведения: 1010–1026. дои : 10.1093/iclqaj/12.3.1010 . ISSN 0020-5893 . JSTOR 756301 . OCLC 5544656061 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- Комитет по правам ребенка (16 октября 2019 г.). Конвенция о правах ребенка: первоначальный доклад, представленный Сомали в соответствии со статьей 44 Конвенции (Отчет). Женева, Швейцария: Организация Объединенных Наций . Отчет №CRC/C/SOM/1. Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Элми, Афьяре А. (ноябрь 2016 г.). «Развитие инклюзивного гражданства в Сомали: проблемы и возможности» (PDF) . Бильдхан . 16 . Сент-Пол, Миннесота: Колледж Макалестер : 6–20. ISSN 2158-365X . OCLC 964360830 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2021 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- Фокс, Мэри-Джейн (2015). Корни сомалийской политической культуры . Боулдер, Колорадо: First Forum Press. ISBN 978-1-62637-204-7 .
- Франсман, Лори (2011). Закон Франсмана о британском гражданстве (3-е изд.). Хейуордс-Хит, Западный Суссекс: Bloomsbury Professional . ISBN 978-1-84592-095-1 .
- Лалос, Димитриос (декабрь 2011 г.). «Между государственностью и Сомали: размышления о государственности Сомалиленда» . Юридический факультет Вашингтонского университета #Студенческие публикации . 10 (4). Сент-Луис, штат Миссури: Юридический факультет Вашингтонского университета : 789–812. ISSN 1546-6981 . OCLC 8092203203 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Льюис, IM (1965). Современная история Сомалиленда: от нации к государству . Серия Praeger «Азия-Африка». Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер . OCLC 1105237427 .
- Менхаус, Кен (2007). «Местные системы безопасности в Сомали, Восточная Африка». В Андерсене, Луиза; Мёллер, Бьёрн; Степпутат, Финн (ред.). Хрупкие государства и незащищенные люди?: Насилие, безопасность и государственность в XXI веке (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 67–98. ISBN 978-1-4039-8382-4 .
- Мухтар, Мохамед Хаджи (2003). Исторический словарь Сомали . Серия африканских исторических словарей. Том. 87 (Новая ред.). Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . ISBN 0-8108-4344-7 .
- Полак, Кеннет (март 1963 г.). «Защита государственного акта в отношении протекторатов» . Обзор современного права . 26 (2). Лондон: Издательство Blackwell : 138–155. дои : 10.1111/j.1468-2230.1963.tb00704.x . ISSN 0026-7961 . OCLC 4794706569 .
- Пур, Брэд (зима 2009 г.). «Сомалиленд: прикован к несостоявшемуся государству» . Стэнфордский журнал международного права . 45 (1). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордская школа права : 117–150. ISSN 0731-5082 . OCLC 421868327 . Проверено 28 декабря 2021 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Исследовательское управление Совета по иммиграции и беженцам Канады (9 марта 2018 г.). Сомали: имеют ли право на сомалийское гражданство лица, родившиеся в Сомалиленде и в районе Огаден в Эфиопии; Гражданский статус женщин, вышедших замуж за иностранных граждан; Требования и процедуры для получения и повторного приобретения гражданства Сомали (Отчет). Оттава, Онтарио: Совет по иммиграции и беженцам Канады . отчет №SOM106079.E. Архивировано из оригинала 10 ноября 2020 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Росас, Аллан (1994). «Гражданство и гражданство в меняющемся европейском и мировом порядке» . В Сукси, Маркку (ред.). Право под экзогенными влияниями . Турку, Финляндия: Юридическая школа Турку. стр. 30–60. ISBN 978-951-29-0284-2 .
- Центр развития сомалийских женщин; Центр по правам человека Сомалиленда; Глобальная кампания за равные права гражданства ; Институт безгражданства и инклюзии (май 2021 г.). Совместное представление Совету по правам человека на 38-й сессии универсального периодического обзора: Сомали (Отчет). Женева, Швейцария: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . отчет № JS4UPR38SOM-E. Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Государственный департамент США (2007). «Сомали» . Ежегодные доклады по правам человека, представляемые Конгрессу . 31 . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США: 496–512. OCLC 123503616 . Проверено 1 января 2022 г. – через HeinOnline (требуется подписка)
- Уэр, Гилберт (июнь 1965 г.). «Сомали: от подопечной территории к нации, 1950–1960» . Филон . 26 (2). Атланта, Джорджия: Университет Кларка Атланты : 173–185. дои : 10.2307/273632 . ISSN 0031-8906 . JSTOR 273632 . OCLC 5548671845 . Проверено 29 декабря 2021 г.
- «Сомали» . Ежегодник по правам человека за 1960 год . 15 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций : 301–309. 1962. ISSN 0251-6519 . OCLC 867215022 . Проверено 28 декабря 2021 г.
- «Переходная хартия Сомали: Переходная федеральная хартия Сомалийской Республики» . РефМир . Могадишо, Сомали: Правительство Сомали. Февраль 2004 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 г. Проверено 31 декабря 2021 г.