Женщины в зороастризме
Роль женщин в зороастрийских и парсийских общинах остается противоречивой и значимой. Гендерные роли в обществе постепенно развиваются по мере развития социальных норм вокруг них.
Формальные права женщин
[ редактировать ]Формальные институты, такие как законы и суды, привели к тому, что женщины в этом сообществе оказались одновременно в центре традиции и скомпрометированы ею.
Роль трастов
[ редактировать ]Внутри сообщества парсов религиозные пространства управляются и финансируются благотворительными фондами . Именно посредством этого механизма права женщин-парсов в таких религиозных пространствах определяются внутри общины парсов в Индии. [ 1 ]
Персидский личный закон
[ редактировать ]Личные законы — это законы, которые применяются только к определенному сообществу, классу или группе людей в Индии, часто со ссылкой на религию, веру и касту. Такие личные законы различаются в зависимости от религии, и поэтому существуют личные законы для индуистских, мусульманских, христианских и парсийских общин.
Персональные законы парсов продиктованы Законом о браке и разводе парсов 1936 года. [ 2 ] Закон был написан и принят 23 апреля 1936 года, а позднее в 2001 году в него были внесены поправки. Персональные законы парсов касаются только браков между двумя парсами противоположного пола. Основная цель Персональных законов — объявить вне закона детские браки, инцест и многоженство.
Наиболее примечательные статьи закона включают статью 6, которая требует регистрации каждого брака, предусмотренного законом. Статья 32B предписывает, что развод должен быть подан как мужем, так и женой на основании того, что обе стороны проживают раздельно в течение года или более, неспособности жить вместе и взаимного согласия на раздельное проживание. Статья 34 дополняет это протоколом, согласно которому любой человек, состоящий в браке, может подать иск о судебном раздельном жительстве на тех же условиях, на которых может быть подан развод. [ 2 ]
Персональные законы парсов действуют в соответствии со Специальным законом о браке 1954 года. В этом законе говорится, что регистрация всех браков является обязательной, независимо от религиозной принадлежности вступающих в них лиц. Эти два действия, хотя и действуют вместе, часто противоречат друг другу в отношении смешанных браков и действительности таких браков.
Наследственное право
[ редактировать ]Законы о наследовании парсов диктуют, что любая женщина, не являющаяся парсом, которая является женой или вдовой мужчины-парса, не может получить наследство от своих мужей. Однако дети такой пары, рожденные от матери-непарса и отца-парса, имеют право на наследство своих отцов. [ 3 ]
Права на смешанные браки
[ редактировать ]Смешанный брак – это термин, используемый для обозначения супружеских пар, принадлежащих к разным религиозным вероисповеданиям. Все больше и больше парсов вступают в брак за пределами общины. Парсийской женщине, выходящей замуж за непарса, разрешается входить в храм огня и участвовать в религиозной деятельности . [ 4 ]
До декабря 2017 года женщина-парс, вышедшая замуж за мужчину-непарса, автоматически считалась принявшей религию своего мужа. Она была вынуждена отказаться от своей принадлежности к парсу. У нее больше не было доступа к правовой защите и религиозному пространству, которым управляют парсийские тресты. Сюда входили места поклонения, известные как Агьярис или храмы огня, и священные места захоронений. 14 декабря 2017 года Верховный суд отменил вердикт Высокого суда Гуджарата, согласно которому отказ парсианской женщине войти в храм огня является незаконным. Женщине-парсу, выходящей замуж за не-парса, теперь разрешается входить в храм огня и башню молчания, а также участвовать в других религиозных мероприятиях. [ 4 ] Дети от смешанного брака могут быть признаны парсами только в том случае, если их отец — парс, а мать — непарси. Если их отец не парс, а мать - парс, им не разрешается идентифицировать себя как парсы и воспитываться как таковые. Такие дети, как и их матери-парсы, вышедшие замуж за мужчину-непарса, не могут войти в агьяри или быть принятыми в религиозную группу посредством ритуала Навджоте . [ 5 ]
Известные судебные дела
[ редактировать ]Был ряд судебных дел, касающихся прав женщин в общине парсов, которые были переданы в Высокие суды Индии. Такие случаи привлекли внимание юристов, средств массовой информации и общественности к прогрессу в направлении расширения прав женщин-парсов.
Одним из таких случаев является случай с парсийской женщиной Гулрухом Гуптой, которая вышла замуж за индуса и впоследствии ей было запрещено входить во все священные места парсов в качестве женщины, состоящей в смешанном браке. Гупта подала в суд на местный фонд парсов в ее городе Валсад, штат Гуджарат, который наложил на нее ограничения. Вскоре ее дело было передано в Высокий суд Гуджарата. Гупта заявила, что она вышла замуж в соответствии со Специальным законом о браке 1956 года, и поэтому ее гражданский брак должен быть признан во всех общинах. Однако Высокий суд вынес решение в пользу треста, и Гупта остался индуистом, а не парсом в глазах треста и правовой системы. [ 1 ]
Вторым известным делом является дело парси-панчаетов 1909 года. В этом случае сэр Диншоу Пети подал в суд на бомбейский парси-панчает (BPP). Его дело заключалось в том, что средства фонда BPP были ограничены для новообращенных парсов, как для людей, которые также могли извлечь выгоду из предложений фонда. В данном случае истцами были Ратанджи Д. Тата и его жена, француженка по происхождению. Г-жа Тата обратилась в религию парсов, но, несмотря на это, БПП запретила ей входить в какие-либо агиари и запретила ей быть похороненной в священном месте, Башне молчания или дунгервади. И снова Высокий суд вынес решение в пользу траста. [ 6 ]
В третьем случае, в декабре 2017 года, Верховный суд Индии вынес решение в пользу прав женщин. Несмотря на то, что обе сестры были замужем за мужчинами, не являющимися парсами, двум сестрам-парсам было предоставлено право присутствовать на похоронах своего отца в Башне молчания. В этом случае суд вынес решение против фонда парсов Мумбаи, который запретил участие обеим женщинам. Однако суд не смог обеспечить право женщин молиться. [ 7 ]
Неформальные права женщин
[ редактировать ]Ритуальные пространства и традиции также влияют на права и роль женщин в зороастрийском сообществе более неформальным, но всепроникающим образом.
Ритуальные пространства
[ редактировать ]Помимо юридических ограничений, женщины в общине парсов также сталкиваются с ограничениями в ритуальных, религиозных пространствах. Одним из наиболее ярких примеров этого является то, что женщин часто не допускают в дунгервади и другие священные места захоронения парсов по всей Индии.
Общественные пространства
[ редактировать ]Женщины-парсы также сталкиваются с дискриминацией в общественных местах, например, в социальных клубах. Многие такие клубы в Мумбаи переняли британскую идею «джентльменского клуба», предоставляя членство только мужчинам. Ярким примером этого является Клуб Рипон. После негативной реакции сообщества Клуб Рипон начал предоставлять членство женщинам. Примерно 10% их членов составляют женщины, и все они считаются «женщинами-ассоциированными членами». [ 8 ] Такие члены должны получить свое членство либо через отца-парса, либо через мужа-парса, который является членом. Они не имеют права голоса внутри клуба. [ 6 ]
В религиозных писаниях
[ редактировать ]Права женщин в парсийской вере можно проанализировать с помощью Священных Писаний и древних зороастрийских текстов, таких как Авеста . Однако Священные Писания можно анализировать и воспринимать по-разному.
В результате сложились два основных лагеря интерпретаторов текста – либеральный лагерь и ортодоксальный лагерь. Те, кто читает текст с либеральной точки зрения, утверждают, что парсийский пророк Заратустра своими словами и действиями всегда обращался как к мужчинам, так и к женщинам. Ортодоксальная точка зрения гласит, что никто, наполовину парс, будь то мужчина или женщина, рожденный от матери или отца-парса, вообще не должен считаться парсом. Эти люди считают, что законы и доступ, даже те, которые разрешают детям, рожденным от отцов-парсов и матерей-непарсов, должны быть только более строгими и ограничительными. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Веваина, Лейла (2018). «Она распалась: собственность и приличия женщин-парсов согласно закону» . PoLAR: Обзор политической и правовой антропологии . 41 (1): 44–59. дои : 10.1111/plar.12241 . ISSN 1555-2934 .
- ^ Перейти обратно: а б «Права собственности и пользования женщинами в личных законах» . База данных по гендеру и земельным правам . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Мадхок, Дикша (25 июня 2014 г.). «Индийские женщины никогда не будут равны, пока эти 9 законов остаются в силе» . Кварц Индия . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Новости: Женщина-парс, вышедшая замуж вне религии, может войти в храм огня, говорится в важном постановлении Верховного суда» . indiatoday.in . 14 декабря 2017 года . Проверено 06 марта 2020 г.
- ^ «Блог: Взгляд парсийской женщины на то, что ей отказывают в основных правах» . NDTV.com . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Шелар, Джиоти (22 мая 2017 г.). «Внутренний конфликт: парсы и гендерные права» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Ротрей, Саманвая (15 декабря 2017 г.). «Женщины-парсы, вышедшие замуж за непарсов, могут посещать места поклонения: Верховный суд» . Экономические времена . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ «Планы Клуба Рипон, состоящего только из парсов, предоставить полноправное членство женщинам, столкнулись с протестами в Мумбаи» . Индостан Таймс . 02.10.2017 . Проверено 8 декабря 2019 г.