Jump to content

Алтарь Материнского дома

Рудницкий алтарь (1410-1420), Национальная галерея Праги

Роудницкий алтарь — трехчастный крылатый алтарь из наместнической церкви в Роуднице-над-Лабем , один из старейших полностью сохранившихся готических ретаблей периода около 1410-1420 годов. Он экспонируется в постоянной экспозиции Национальной галереи в Праге .

Роудницкий триптих со Смертью Девы Марии , вероятно, предназначался для монастырской церкви Рождества Девы Марии августинских каноников в Роуднице-над-Лабем . Он пережил разграбление монастыря армией Яна Жижки в 1421 году. Однако возможно также, что он был изготовлен в Праге для образованного горожанина и достиг Руднице только после гуситских войн . [ 1 ] Он был найден в Роудницкой церкви в виде отдельно висящих панелей и впервые упоминается в XIX веке И. Э. Воцелем. [ 2 ] В 1928 году он был куплен для Картинной галереи Общества патриотических друзей искусства и отреставрирован для выставочных целей.

Карел Хитиль (1906) определил панели как части одного алтаря. Он также отождествил короля, стоящего на коленях у ног Девы Марии, с Вацлавом IV и датировал картину последним десятилетием XIV века. [ 3 ]

Современные подробные технологические исследования показывают, что алтарь был создан до начала гуситских войн. [ 4 ] [ 5 ] и, таким образом, это, вероятно, самый старый полностью сохранившийся чешский алтарь после алтаря из Мюльхаузена. [ 6 ] и малый алтарь - так называемый Цибульский триптих. [ 7 ]

Описание и классификация

[ редактировать ]

Три части алтаря написаны темперой на меловой земле, на панелях из липового дерева. Центральная панель обтянута полотном, внешние створки отшлифованы мелом по дереву, обрамление неоригинальное. Размер центральной панели 147 х 118,5 см, ширина створок такой же высоты — 45 см (у оригинальной рамы, сохранившейся до XIX века, ширина — 75 см). Подрисовка выполнена кистью и гравировкой; льняное масло также использовалось в качестве связующего вещества для цветных глазурей. [ 8 ]

Центральная сцена со Смертью Девы Марии является образцом так называемой Доброй Смерти, а позднее композиция распространилась из Богемии в соседние страны. На ней изображена Мария, стоящая на коленях на одре во время последней молитвы в сопровождении апостолов во главе со святым Петром . Впереди группа из трех коленопреклоненных апостолов с книгой. Богато украшенное покрывало с парчовым узором на позолоченном фоне связывает произведение с Нюрнбергской картиной. [ 9 ] Фон позолочен, в верхней части – готическая архитектура.

На левом крыле изображена Мадонна-Покровительница с короной на голове и открытым синим защитным плащом, под которым с каждой стороны на колени преклоняют колени группы по четыре просителя. На переднем плане слева Папа с тиарой, справа Король с короной в старинном платье (вероятно, Вацлав IV ) и за ними представители различных сословий. Очевидно, что комиссар происходил из католиков (не реформаторов).

На правом крыле изображен Скорбящий Христос с обнаженными ранами, также в защитном плаще, под которым скрываются восемь просителей. На переднем плане молодой епископ в плювиале и митре преклоняет колени справа, а слева молодой каноник в альбе, напоминающем одежду премонстратов или августинцев . Мотив Христа-Защитника совершенно уникален и, за исключением одной иллюминации и одной фрески в Южном Тироле, не имеет иконографического эквивалента.

На оборотной стороне крыльев изображены Скорбящий Христос с набедренной повязкой и знаками Страстей и Скорбящая Дева Мария с белым покрывалом на голове. Внизу обеих картин расположены коленопреклоненные фигуры неизвестных дарителей - справа мещанин с четырьмя сыновьями, слева его жена с четырьмя дочерьми. Картины на задней стороне алтаря, вероятно, работы младшего помощника. Для них характерны более выразительный колорит и больший драматизм в изображении душевного состояния и физических страданий, что характерно для следующего периода готической живописи. [ 10 ]

Рудницкий алтарь – один из важнейших памятников чешской живописи поздней готики. Он демонстрирует значительный формализм в организации композиции и драпировки, устоявшуюся типологию лиц. [ 11 ] По стилю и времени он наиболее близок к так называемому капуцинскому циклу , этюднику Амбраса с бюстами святых и представителей отдельных сословий (1410-1412) или рисунку св. Иоанна Богослова в городском архиве Брно. Среди книжных картин наиболее близкими ему по типичным лицам и моделированию драпировок являются канонический лист Гассембургского Миссала (1409 г.), Гельнхаузенского кодекса Йиглавы , Венского Миссала (после 1411 г.) и Метгенской Библии бедняков (1414 г.). -1415).

Стилизация, обезображивание и плоскость фигур, торжественно-парадная концепция сцены, декоративность и обильное использование позолоты и орнаментов связаны с церковно-представительской функцией картины. [ 12 ] Изображение Христа в сцене «Смерти Девы Марии» (верайконский тип) характерно для византийских тенденций богемной живописи позднего периода Прекрасного стиля . [ 13 ] Фигура Девы Марии с одетым Младенцем Иисусом и изображение щек напоминают более древнюю манеру живописи круга Мастера Теодориха .

Необычным элементом, соответствующим обострению религиозности догуситского периода или связанным с эпидемиями чумы (1414, 1439), является двойной мотив заступничества - Мадонна-Покровительница вместе со Скорбящим Христом как Защитником на алтарные крылья. [ 14 ] [ 15 ] Перенесение почитания с Девы Марии также на Христа соответствует требованиям гуситской реформаторской теологии . Основная функция алтаря, который был закрыт большую часть года, заключалась в том, чтобы служить эпитафией семье дарителя с восемью детьми. [ 16 ]

[ редактировать ]
  1. ^ Klipa J et al, Роудницкий алтарь, 2010, с. 25
  2. ^ Wocel JE: Антикварные картины в церкви-пробосте в Роуднице. Памятники археологии и краеведения 5 (1862), стр. 185-186.
  3. ^ Хитил К.: Живопись Праги XV и XVI веков и ее цеховая книга 1490-1582 годов. Прага 1906, с. 111
  4. ^ Методологический центр Национальной галереи: Триптих со смертью Девы Марии под названием Рудницкий алтарь.
  5. ^ Клипа и др., 2010, стр. 189-226
  6. ^ ПРАЖСКАЯ ШКОЛА «АЛТАРЬ МЮЛХАУЗЕНЕРА», ТАКЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ПРАЖСКИЙ АЛТАРЬ».
  7. ^ Пешина Ю., 1970, с. 238
  8. ^ Клипа и др., 2010, стр. 189-226 (pdf. стр. 18)
  9. ^ Бартлова М.: Отношения между искусством Праги и Нюрнберга после 1420 года. Искусство 51 (2003), с. 102
  10. ^ Матейчек А, Пешина Дж, 1950, стр. 130-131.
  11. ^ Кутал А, 1972, стр. 130.
  12. ^ Пешина Ю., 1976, с. 52
  13. ^ Пешина Я.: К вопросу о ретроспективных тенденциях в чешской живописи прекрасного стиля. Умени 12 (1964), 30–31
  14. ^ Кеснер Л. (ред.): Прага около 1400 года. Красивый стиль. Богемская живопись и скульптура готического периода. Вена – Прага 1990, 70, кат. № 13
  15. ^ Пешина Я.: Панно. В: Чадраба Р. (ред.): История чешского изобразительного искусства I/1, Прага, 1984, 388.
  16. ^ Бартлова М.: Честные картины. М. Прага 2001, 184-190
  17. ^ Родон: Мадонна Свойшинская
  18. ^ Мадонна монастыря Злата Коруна.

Источники

[ редактировать ]
  • Ян Клипа, Адам Покорный, Яна Санёва, ТРИПТИХ СО СМЕРТЬЮ БОГОРОДИЦЫ МАТЕРИ, НАЗВАННЫЙ РУДНИЦКИМ АЛТАРЕМ Заметки о технике живописи и художественно-историческом контексте, История искусства - трансформации искусства во времени. История искусства - Произведение искусства меняется во времени, ред. Давид Градил, Янка Градилова, Acta Artis Academica, Прага 2010, ISBN 978-80-87108-14-7, стр. 189-226 Доступно онлайн .
  • Ян Клипа, бывший житель Праги. Панно в Центральной Европе 14:00–14:30, Прага, 2012 г., ISBN 978-80-7035-502-2
  • Файт Й., Хлумска Ш., Богемия и Центральная Европа 1220-1550, Национальная галерея в Праге 2014, ISBN 978-80-7035-569-5, стр. 57-58
  • Ярослав Пешина, Чешское готическое панно, Одеон, Прага 1976, с. 52
  • Альберт Кутал, Чешское готическое искусство, Артия/Обелиск Прага 1972, с. 130
  • Ярослав Пешина, Панно: Чешское готическое искусство 1350-1420 гг., Академия Праги, 1970, с. 238
  • Антонин Матейчек, Ярослав Пешина, Чешская готическая живопись, Мелантрих, Прага 1950, стр. 128-131.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1c71607b824f16f48a74a1730ae8e09__1712605860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/09/b1c71607b824f16f48a74a1730ae8e09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roudnice Altarpiece - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)