Алтарь Материнского дома

Роудницкий алтарь — трехчастный крылатый алтарь из наместнической церкви в Роуднице-над-Лабем , один из старейших полностью сохранившихся готических ретаблей периода около 1410-1420 годов. Он экспонируется в постоянной экспозиции Национальной галереи в Праге .
История
[ редактировать ]Роудницкий триптих со Смертью Девы Марии , вероятно, предназначался для монастырской церкви Рождества Девы Марии августинских каноников в Роуднице-над-Лабем . Он пережил разграбление монастыря армией Яна Жижки в 1421 году. Однако возможно также, что он был изготовлен в Праге для образованного горожанина и достиг Руднице только после гуситских войн . [ 1 ] Он был найден в Роудницкой церкви в виде отдельно висящих панелей и впервые упоминается в XIX веке И. Э. Воцелем. [ 2 ] В 1928 году он был куплен для Картинной галереи Общества патриотических друзей искусства и отреставрирован для выставочных целей.
Карел Хитиль (1906) определил панели как части одного алтаря. Он также отождествил короля, стоящего на коленях у ног Девы Марии, с Вацлавом IV и датировал картину последним десятилетием XIV века. [ 3 ]
Современные подробные технологические исследования показывают, что алтарь был создан до начала гуситских войн. [ 4 ] [ 5 ] и, таким образом, это, вероятно, самый старый полностью сохранившийся чешский алтарь после алтаря из Мюльхаузена. [ 6 ] и малый алтарь - так называемый Цибульский триптих. [ 7 ]
Описание и классификация
[ редактировать ]Три части алтаря написаны темперой на меловой земле, на панелях из липового дерева. Центральная панель обтянута полотном, внешние створки отшлифованы мелом по дереву, обрамление неоригинальное. Размер центральной панели 147 х 118,5 см, ширина створок такой же высоты — 45 см (у оригинальной рамы, сохранившейся до XIX века, ширина — 75 см). Подрисовка выполнена кистью и гравировкой; льняное масло также использовалось в качестве связующего вещества для цветных глазурей. [ 8 ]
Центральная сцена со Смертью Девы Марии является образцом так называемой Доброй Смерти, а позднее композиция распространилась из Богемии в соседние страны. На ней изображена Мария, стоящая на коленях на одре во время последней молитвы в сопровождении апостолов во главе со святым Петром . Впереди группа из трех коленопреклоненных апостолов с книгой. Богато украшенное покрывало с парчовым узором на позолоченном фоне связывает произведение с Нюрнбергской картиной. [ 9 ] Фон позолочен, в верхней части – готическая архитектура.
На левом крыле изображена Мадонна-Покровительница с короной на голове и открытым синим защитным плащом, под которым с каждой стороны на колени преклоняют колени группы по четыре просителя. На переднем плане слева Папа с тиарой, справа Король с короной в старинном платье (вероятно, Вацлав IV ) и за ними представители различных сословий. Очевидно, что комиссар происходил из католиков (не реформаторов).
На правом крыле изображен Скорбящий Христос с обнаженными ранами, также в защитном плаще, под которым скрываются восемь просителей. На переднем плане молодой епископ в плювиале и митре преклоняет колени справа, а слева молодой каноник в альбе, напоминающем одежду премонстратов или августинцев . Мотив Христа-Защитника совершенно уникален и, за исключением одной иллюминации и одной фрески в Южном Тироле, не имеет иконографического эквивалента.
На оборотной стороне крыльев изображены Скорбящий Христос с набедренной повязкой и знаками Страстей и Скорбящая Дева Мария с белым покрывалом на голове. Внизу обеих картин расположены коленопреклоненные фигуры неизвестных дарителей - справа мещанин с четырьмя сыновьями, слева его жена с четырьмя дочерьми. Картины на задней стороне алтаря, вероятно, работы младшего помощника. Для них характерны более выразительный колорит и больший драматизм в изображении душевного состояния и физических страданий, что характерно для следующего периода готической живописи. [ 10 ]
Рудницкий алтарь – один из важнейших памятников чешской живописи поздней готики. Он демонстрирует значительный формализм в организации композиции и драпировки, устоявшуюся типологию лиц. [ 11 ] По стилю и времени он наиболее близок к так называемому капуцинскому циклу , этюднику Амбраса с бюстами святых и представителей отдельных сословий (1410-1412) или рисунку св. Иоанна Богослова в городском архиве Брно. Среди книжных картин наиболее близкими ему по типичным лицам и моделированию драпировок являются канонический лист Гассембургского Миссала (1409 г.), Гельнхаузенского кодекса Йиглавы , Венского Миссала (после 1411 г.) и Метгенской Библии бедняков (1414 г.). -1415).
Стилизация, обезображивание и плоскость фигур, торжественно-парадная концепция сцены, декоративность и обильное использование позолоты и орнаментов связаны с церковно-представительской функцией картины. [ 12 ] Изображение Христа в сцене «Смерти Девы Марии» (верайконский тип) характерно для византийских тенденций богемной живописи позднего периода Прекрасного стиля . [ 13 ] Фигура Девы Марии с одетым Младенцем Иисусом и изображение щек напоминают более древнюю манеру живописи круга Мастера Теодориха .
Необычным элементом, соответствующим обострению религиозности догуситского периода или связанным с эпидемиями чумы (1414, 1439), является двойной мотив заступничества - Мадонна-Покровительница вместе со Скорбящим Христом как Защитником на алтарные крылья. [ 14 ] [ 15 ] Перенесение почитания с Девы Марии также на Христа соответствует требованиям гуситской реформаторской теологии . Основная функция алтаря, который был закрыт большую часть года, заключалась в том, чтобы служить эпитафией семье дарителя с восемью детьми. [ 16 ]
Связанные работы
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Klipa J et al, Роудницкий алтарь, 2010, с. 25
- ^ Wocel JE: Антикварные картины в церкви-пробосте в Роуднице. Памятники археологии и краеведения 5 (1862), стр. 185-186.
- ^ Хитил К.: Живопись Праги XV и XVI веков и ее цеховая книга 1490-1582 годов. Прага 1906, с. 111
- ^ Методологический центр Национальной галереи: Триптих со смертью Девы Марии под названием Рудницкий алтарь.
- ^ Клипа и др., 2010, стр. 189-226
- ^ ПРАЖСКАЯ ШКОЛА «АЛТАРЬ МЮЛХАУЗЕНЕРА», ТАКЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ПРАЖСКИЙ АЛТАРЬ».
- ^ Пешина Ю., 1970, с. 238
- ^ Клипа и др., 2010, стр. 189-226 (pdf. стр. 18)
- ^ Бартлова М.: Отношения между искусством Праги и Нюрнберга после 1420 года. Искусство 51 (2003), с. 102
- ^ Матейчек А, Пешина Дж, 1950, стр. 130-131.
- ^ Кутал А, 1972, стр. 130.
- ^ Пешина Ю., 1976, с. 52
- ^ Пешина Я.: К вопросу о ретроспективных тенденциях в чешской живописи прекрасного стиля. Умени 12 (1964), 30–31
- ^ Кеснер Л. (ред.): Прага около 1400 года. Красивый стиль. Богемская живопись и скульптура готического периода. Вена – Прага 1990, 70, кат. № 13
- ^ Пешина Я.: Панно. В: Чадраба Р. (ред.): История чешского изобразительного искусства I/1, Прага, 1984, 388.
- ^ Бартлова М.: Честные картины. М. Прага 2001, 184-190
- ^ Родон: Мадонна Свойшинская
- ^ Мадонна монастыря Злата Коруна.
Источники
[ редактировать ]- Ян Клипа, Адам Покорный, Яна Санёва, ТРИПТИХ СО СМЕРТЬЮ БОГОРОДИЦЫ МАТЕРИ, НАЗВАННЫЙ РУДНИЦКИМ АЛТАРЕМ Заметки о технике живописи и художественно-историческом контексте, История искусства - трансформации искусства во времени. История искусства - Произведение искусства меняется во времени, ред. Давид Градил, Янка Градилова, Acta Artis Academica, Прага 2010, ISBN 978-80-87108-14-7, стр. 189-226 Доступно онлайн .
- Ян Клипа, бывший житель Праги. Панно в Центральной Европе 14:00–14:30, Прага, 2012 г., ISBN 978-80-7035-502-2
- Файт Й., Хлумска Ш., Богемия и Центральная Европа 1220-1550, Национальная галерея в Праге 2014, ISBN 978-80-7035-569-5, стр. 57-58
- Ярослав Пешина, Чешское готическое панно, Одеон, Прага 1976, с. 52
- Альберт Кутал, Чешское готическое искусство, Артия/Обелиск Прага 1972, с. 130
- Ярослав Пешина, Панно: Чешское готическое искусство 1350-1420 гг., Академия Праги, 1970, с. 238
- Антонин Матейчек, Ярослав Пешина, Чешская готическая живопись, Мелантрих, Прага 1950, стр. 128-131.