Веерный эффект

вентилятора Эффект [ 1 ] это психологический феномен в разделе когнитивной психологии , при котором время распознавания или частота ошибок для конкретной концепции увеличивается по мере получения дополнительной информации о концепции. Слово «фанат» обозначает количество ассоциаций, связанных с этим понятием.
Происхождение эффекта веера
[ редактировать ]Эффект веера впервые появился в серии экспериментов, проведенных Джоном Р. Андерсоном , когнитивным психологом, в 1974 году. [ 2 ] В трех экспериментах, которые он провел, участники выучили 26 предложений, которые связывали человека с местом. Кроме того, их попросили определить, принадлежит ли конкретное предложение, которое им было дано, к 26, которые им было предложено изучить. Пример предложения, которое Андерсон использовал в своем эксперименте, был: «Хиппи в парке». Некоторые предложения казались похожими в том смысле, что человек был связан с другим местом. Например: «Хиппи в церкви». Результаты показали, что у участников было более длительное время поиска, когда человек был связан с более чем одним местом. В целом, эти эксперименты показали, что множественные ассоциации, такие как включение большого количества существительных в предложение, влияют на время распознавания, производя гораздо более медленный эффект. [ 3 ] Расщепление ассоциаций , метод самопомощи, разработанный для людей с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), основан на эффекте фаната. При ОКР ассоциации обычно ограничиваются значениями, связанными с ОКР (например, огонь = опасность, рак = смерть). Пациентов учат размышлять над альтернативными значениями, чтобы уменьшить силу пугающих ассоциаций (например, огонь = алмаз, рак = знак зодиака). Согласно систематическому обзору , этот метод приводит к значительному уменьшению симптомов ОКР по сравнению с контрольными условиями. [ 4 ]
Активация распространения
[ редактировать ]Память хранит информацию в сети узлов, связанных между собой. [ 5 ] При извлечении воспоминания активация распространяется по ссылкам до тех пор, пока они не пересекутся или не пройдет достаточно времени. Если существует одна ассоциация, активация должна распространяться только на одну ссылку, тогда как несколько ассоциаций разделят активацию на множество ссылок. Поскольку связей так много, требуется больше времени для определения концепций и восстановления памяти.
Правдоподобные теории
[ редактировать ]Эффект веера обусловлен множеством ментальных моделей и включен в теорию ACT-R . [ 6 ] Ключевыми факторами, от которых зависит эффект веера, являются сила и степень, в которой одна из переменных может предсказать другую, а также важность концепции для человека в процессе поиска. Концепции лучше распознаются по схожим идеям, а не по случайному порядку идей. При хранении в случайном порядке концепции размещаются в независимых местах мозга, а не объединяются в одно целое. Эффект веера можно уменьшить, если случайные предложения будут часто выдвигаться и объединяться в одну концепцию. [ 7 ] Время, необходимое для извлечения информации с использованием эффекта веера, увеличивается с возрастом из-за возрастных эффектов/помех при извлечении. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Джон (октябрь 1974 г.). «Извлечение пропозициональной информации из долговременной памяти». Когнитивная психология . 6 (4): 451–474. CiteSeerX 10.1.1.469.4855 . дои : 10.1016/0010-0285(74)90021-8 .
- ^ Радванский, Габриэль А. (июнь 1999 г.). «Эффект фаната: история двух теорий». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 128 (2): 198–206. дои : 10.1037/0096-3445.128.2.198 . ПМИД 10406105 .
- ^ Бантинг, Майкл Ф.; Конвей, Эндрю Р.А.; Хейтц, Ричард П. (ноябрь 2004 г.). «Индивидуальные различия веерного эффекта и объема рабочей памяти» . Журнал памяти и языка . 51 (4): 604–622. дои : 10.1016/j.jml.2004.07.007 .
- ^ Чинг, Теренс; Елинек, Лена; Хаушильдт, Марит; Уильямс, Монника (12 сентября 2019 г.). «Расщепление ассоциаций при обсессивно-компульсивном расстройстве: систематический обзор» . Текущие психиатрические исследования и обзоры . 15 (4): 248–260. дои : 10.2174/2352096512666190912143311 . S2CID 203494403 .
- ^ Радванский и Закс, Габриэль и Роуз (сентябрь 1991 г.). «Ментальные модели и эффект фаната». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 17 (5): 940–953. дои : 10.1037/0278-7393.17.5.940 .
- ^ Андерсон и Редер, Джон и Линн (июнь 1999 г.). «Эффект фаната: новые результаты и новые теории». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 128 (2): 189–197. CiteSeerX 10.1.1.139.8243 . дои : 10.1037/0096-3445.128.2.186 .
- ^ Мозер, Шеннон Доун (март 1979 г.). «Роль экспериментального дизайна в исследовании веерного эффекта». Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память . 5 (2): 125–134. дои : 10.1037/0278-7393.5.2.125 .
- ^ Джерард Л., Закс Р.Т., Хашер Л. и Радвански Г.А. (1991). Возрастной дефицит в поиске: эффект веера. Журнал геронтологии , 46 (4), P131-P136.