Розовая Мармара
Пембе Мармара (25 декабря 1925 г. - 31 января 1984 г.) [ 1 ] ) был кипрско-турецким поэтом. Она была одной из самых выдающихся поэтов-киприотов-турок 1940-х годов. [ 2 ] и одна из первых женщин-поэтов-турок-киприотов. На ее поэзию сильно повлияло движение Гарипа в Турции, и она писала сатирические произведения вольным стихом. Ее поэзия также отличается от национализма, характеризующего поэзию киприотов-турок ее времени, вместо этого она больше сосредотачивается на опыте киприотов-турок.
Жизнь
[ редактировать ]Мармара родился в богатой семье Сарач, которая ведет свою родословную в Анатолии во время османского завоевания Кипра в 1571 году . Ее отец, Юсуф Сарач Хусейн, был известен как «Бакалейщик Хасан». Мармара начала свою образовательную жизнь в дошкольном учреждении Еничами , после чего поступила в начальную школу для девочек Аясофья и среднюю школу для девочек Виктория . Затем она училась в педагогическом колледже и стала учителем начальных классов, работая в начальной школе Аясофья. [ 3 ]
Первоначально она писала под такими псевдонимами, как Невин Нале, Гюлен Гайе, Лафазан Мечхул («неизвестный болтун»), Фунда и Фиртина, и даже в этом случае она испытывала большой страх перед преследованием. Это произошло из-за того, что ее отец и патриархальное общество считали в то время женскую поэзию скандальной и беспорядочной, а также из-за запрета британского колониального правительства государственным служащим публиковать письменные произведения, что стоило бы ей работы. По словам ее сестры, их отец, прочитав в газете одно из стихотворений Мармары, написанное ею под псевдонимом, в раздражении ворвался к ним домой, заявив, что прочитал стихотворение, написанное женщиной, и «небо упадет им на головы». «так как «в [их] женщинах не осталось стыда». [ 3 ]
Ее поэзия постепенно стала известна на Кипре и в Турции, ее стихи были опубликованы в журналах I. ve II. Демет Шиир Сечкинлери на Кипре и Едигюн в Турции. [ 3 ] Однако подавляющее большинство ее стихов было опубликовано в кипрско-турецких газетах в период с 1944 по 1958 год. [ 4 ] Она была одной из немногих выдающихся женщин в кипрско-турецком обществе в 1940-х годах, среди других были поэтесса Уркие Мине Балман , музыканты Камран Азиз и Тюркан Азиз , а также бизнесмен Ведия Барут . [ 5 ]
Вскоре она подружилась по переписке с поэтами в Турции. С Юмитом Яшаром Огузджаном , одним из этих друзей по переписке, у нее сложились романтические отношения, каждый из которых выразился в своих стихах. Затем они обручились через кольцо, которое Огузкан спрятала в книге, которую он ей отправил. Отец Мармары был возмущен такой перспективой, но был вынужден уступить, когда его дочь перестала есть и отправила брата в Стамбул навестить Огузджана. Однако ее брат категорически отказался от таких перспектив, заявив, что Огузкан «толстый и заика». Это психологически опустошило Мармару и повлияло на ее поэзию. [ 3 ]
Позже она вышла замуж за Седата Бейкера, психиатра, с которым они на некоторое время переехали в Стамбул. [ 3 ] В 1960 году у нее родился сын Улус Бейкер , впоследствии ставший известным социологом. Затем пара рассталась, и Бейкер был убит в Кирении из-за запретной любви. Мармара, убитая горем, вернулась в Стамбул вместе с сыном. [ 6 ] [ 7 ] Позже у нее диагностировали рак, и она вернулась на Кипр. [ 3 ] Она жила в доме на улице Абди Чавуш в городе-крепости Никосия, с которым она стала связана. [ 8 ] и умер там 31 января 1984 года. [ 3 ]
Поэзия
[ редактировать ]Пембе Мармара принадлежал к «поколению стихов 40-х годов» кипрско-турецкой литературы . [ 3 ] Хотя ее традиционно группировали вместе с другими ее поэтами-киприотами-турками как «романтик хеджечи» («романтический силлабист»), у нее был особый стиль, на который больше повлияло Гарип движение поэтов в Турции во главе с Орханом Вели Каныком . Мармара широко использовала в своей поэзии свободный стих. [ 9 ] По словам Тамера Онджула, который называет Мармару «одним из самых квалифицированных поэтов того периода», Мармара держалась в стороне от другого «романтического хеджечилера» и выдающихся поэтов-киприотов-турок своего времени, которые писали в националистическом издании Çığ и писали иронические и сатирические стихи на социальные темы в свободном стихе, вдохновленные движением Гарипа и Назымом Хикметом . Онджюль пишет, что Мармара «похоже решила вопрос идентичности», поскольку ее поэзия «не является инструментом шовинизма» или «националистических проповедей», а сюжетами ее стихов являются ее собственные киприоты-турки. Однако, по словам Онджюла, на более позднем этапе ее литературной карьеры, после перерыва в писательстве, ее стиль больше напоминает «хеджечилер», от которого она держалась подальше. [ 10 ] Талят Саит Халман указывает на конфликт между «периферией», ее кипрской родиной и определенным направлением мысли, связанным с ней, и «метрополией», направлением мысли, которое было бы более приемлемым для литературных журналов в Стамбуле в произведениях Мармары. [ 11 ] Нериман Джахит называет Мармару поэтессой с «наибольшей степенью киприотства» в своих произведениях среди выдающегося квартета писательниц ее поколения, в который входят Пембе Мармара, Уркие Мине Балман, Некла Салих Суфи и Энгин Генюль (Эмине Октан). По словам Джахита, Мармара - один из первых поэтов-киприотов-турок, писавших сатиру, одновременно заботясь как о личном, так и об общественном мировоззрении. Далее Джахит пишет, что ее стихи всегда несут в себе «глубокую чувствительность», а также любовь, страх и временами боль, и что со временем, когда ее переполнили социальные ожидания и традиционные ценности, ее внимание сместилось с общественного на личное. . Ее стихи точно отражают развитие ее жизни. Некоторые из ее стихов посвящены ее роману с Огузджаном. [ 3 ]
Илкнур Онол Яшар утверждает, что Мармара находилась под влиянием Данте Алигьери с точки зрения ее взглядов на свою жизнь и смерть, о чем свидетельствует строка «Будет путешествие за пределы этого мира» в ее стихотворении 1951 года «Йолкулук» («Путешествие»). [ 12 ] В критической статье Хикмета Диздароглу, опубликованной в турецком журнале Oğuz в 1952 году о поэзии киприотов-турок, говорится, что Мармара использует язык «безупречно», а слова, которые демонстрируют некоторую «отчужденность» в поэзии Энгина Генюла, «идеально вписываются» в поэзию Мармары. В статье стиль Мармары сравнивается с «мечтательным лиризмом» Халиде Нусрет Зорлутуны , заявляя, что ее стихотворение «Бахар» напоминает стихотворение Зорлутуны «Гит Бахар!». [ 13 ]
У Мармары есть только одна книга, «Пембе Мармара – Шюрлер» , сборник ее стихов с 1945 года, посмертно опубликованный в 1986 году ее сестрой. Работу Мармары высоко оценил турецкий историк литературы Нихат Сами Банарлы . О поэзии сама Мармара сказала: «Поэзия становится поэзией только тогда, когда она омывает нашу душу дождем смысла и эмоций. Я не делаю различия между стихами с рифмой и стихами вольным стихом, но я немного консервативна. Я ищу эмоции, смысл и эмоции. смысл, музыка в поэзии». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пембе (Юсуф) Мармара» (PDF) . Министерство культуры Турции . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ «Вышла в свет книга Нериман Джахит «Наши женщины-поэты и писательницы в историческом процессе» . Кипр. 23 мая 2007 года . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кахит, Нериман (2010). «Женщина в глубокой жизни: Розовая Мармара» . Журнал женских исследований . 11 (1). Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Озай, Фахрие (17 октября 2010 г.). «Стихотворение Пинк Мармара Лестница» . Звездный Кипр . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Азгин, Фатма (8 марта 2013 г.). «Ведиа Барут» . Новый порядок . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Толгай, Ахмет (23 июля 2014 г.). «Посвящение Улусу Бейкеру...» Кипр . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Азгин, Фатма (18 февраля 2016 г.). «Смерть друга» . Новый порядок . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ «Верность трем поэтам из Союза художников и писателей...» Kıbrıs Postası . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Туран, Метин. «Тенденции/тенденции в современной поэзии киприотов-турок» (PDF) . Журнал тюркских исследований Университета Чукурова . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Онджул, Тамер. "КИБРИС ТЮРК СИИРИ" . Домашняя страница Кипра . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ Халман, Талат Саит (2006). История турецкой литературы, Том 4 . Министерство культуры и туризма Турции. п. 661.
- ^ Онол Яшар, Илькнур (2009). «Итальянский поэт Данте в литературе киприотов-турок» (PDF) . Турецкие исследования . 4 (8): 1933–1945 . Проверено 4 июня 2016 г.
- ^ «Кипрские поэты» (PDF) . Серый Волк . 16 мая 1952 г. с. 3.
- ^ «Пембе Мармара» . Ципнет . Проверено 4 июня 2016 г.