Куляш Байсеитова
Куляш Байсеитова | |
---|---|
Рожденный | Гульбахрам 2 мая 1912 г. |
Умер | 6 июня 1957 г. | (45 лет)
Место захоронения | Алматы |
Национальность | казахский |
Образование | Театр Ауэзова |
Род занятий | Певица, актриса |
Куляш Джасынкызы Байсеитова ( казахский : Куляш Джасынкызы Байсеитова, Куляш Джасынкызы Байсеитова ; русский: Куляш Жасымовна Байсеитова; имя при рождении — Гульбахрам ( Гульбахрам) ; 1912–1975) — советская певица и оперная актриса. Народный артист СССР (1936). [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Куляш Байсеитова (девичья фамилия Бейсова) родилась 2 мая (19 апреля) 1912 года (по другим данным – 12 января). [ 2 ] степях Сары-Арки , в селе Жанаорталык Каркаралынского Семипалатинской района области (ныне Актогайского района Карагандинской области Казахстана в (По официальным данным в городе Верный (ныне Алматы ). Родилась в очень простую семью: мать Зибажан, прачка , отец Жасын, сапожник . Имя при рождении ее было Гульбахрам – ее детское прозвище – постепенно превратилось в имя Куляш. Родители были настолько бедны, что не могли прокормить двоих детей. Поэтому Гульбахрам еще до школы отправили в детский дом. [ 3 ]
Как бы тяжело не было родителям, они решили забрать девочку из детского дома и отправить в школу-интернат. Ее привезли в Алма-Ату в двенадцать лет, и некоторое время она жила в школе-интернате. [ 3 ]
Путь к искусству
[ редактировать ]Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она запоминала и исполняла песни жырысы и кысы , услышанные от отца Жасына. Ее отец в молодости был хорошим певцом и пел по всей стране. Об этом в своей книге написал Канабек Байсеитов, муж Куляш:
«Его отец Жасын был великим певцом. Он выступал со знаменитыми Асетом и Балуаном Шолаком».
В своей автобиографии Куляш писала:
«…Когда я учился в школе, я участвовал в драматическом кружке. Когда в 1929 году Каздрамтеатр переехал в Алма-Ату, я хотел поступить в этот театр, но некоторые товарищи распустили слухи, что мой отец — богатый человек и что меня следует исключить из комсомола . Несмотря на эти лживые заявления, я добился своего и поступил в театр, но только в 1933 году меня начали выдвигать и играть главные роли...»
Однажды в школу пришли люди из Кызылординского драматического театра, который был на гастролях в Алма-Ате. искали детей с абсолютным слухом Для участия в спектакле и голосом. Таким образом, Куляш впервые начала выступать на сцене . [ 3 ]
В 1925 году ее отец ушел из дома, оставив семью. 13-летняя Куляш не может смириться с мыслью, что она сыта, ходит в школу, а дома ее семья голодает. Она решает покинуть интернат и жить дома; она пошла в школу и получила стипендию (18 рублей). Со временем она решила, что ей нужно бросить школу и кормить семью. Ее устроили ученицей в офис и выучили на клерка . [ 3 ] Одновременно в 1925–1928 годах она училась в Алматинском педагогическом техникуме Института просвещения, активно участвовала в художественной самодеятельности, стала добиваться успехов в театре. [ нужна ссылка ]
В 1930 году она поступила в студию Казахского драматического театра, созданного в городе Кызыл-Орде в 1926 году и переведенного в Алма-Ату в 1929 году (ныне Казахский государственный академический драматический театр имени М.О. Ауэзова ;). Обучаясь актерскому мастерству и музыкальной грамоте, она играла в театре небольшие эпизодические роли, а вскоре и главные. В то время театральный вечер состоял из небольших спектаклей в первом отделении и концертов с участием певцов, инструменталистов, танцоров из числа артистов театра во втором. Куляш выступала как в спектаклях, так и на концертах. [ нужна ссылка ]
В 1933 году вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая ), где выступала до конца жизни. Пению обучалась в учебной студии театра у К. А. Дианти и В. А. Смысловской. [ нужна ссылка ] [ 4 ]
С 1934 года — солистка Казахского музыкального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая ). [ нужна ссылка ]
Политическая деятельность
[ редактировать ]В 1938 году стала депутатом Верховного Совета Казахской ССР . Депутатскую карьеру она продолжала до конца жизни. Она также была членом Комитета по Государственным премиям в 1940 году и Комитета по поддержанию мира в 1951 году. [ нужна ссылка ] Член ВКП (б) с 1943 года. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 1-3 созывов. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]В июне 1957 года Байсеитова поехала на концерт в Москву. После концерта, пожаловавшись на головные боли, певец вернулся в отель. Утром 6 июня горничная обнаружила ее бездыханное тело в ванной. Позже врачи диагностировали внутримозговое кровоизлияние . Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище. [ 5 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Девичья фамилия певицы была Бейсова. Куляш вышла замуж за певца и актера Канабека Байсеитова и получила фамилию мужа в 1933 году. Канабек Байсеитов — певец-актер, режиссер, драматург, один из основателей Казахского музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета ), народный артист. Казахской ССР (1936), лауреат Государственной премии Казахстана .
Куляш Байсеитова родила трех дочерей: Куралай Байсеитову (1938–1974), Карлыгаш Байсеитову (1940–2023). [ 6 ] ), Каршыга Байсеитова (1942—1947). Куралай – старшая дочь умерла в 1974 году в возрасте 38 лет. Средняя – Карлыгаш. Младшая дочь Каршыга умерла от пищевого отравления в детском саду в пятилетнем возрасте. Смерть младшей дочери стала трагическим периодом для певицы. После этого ее здоровье ухудшилось, а артериальное давление продолжало повышаться. Ее сестра Райхан Бейсова в 1947 году родила девочку по имени Раушан. С разрешения сестры Куляш усыновила Раушан, дала ей свою фамилию. [ 7 ] Раушан Байсеитова стала артисткой балета, народной артисткой Казахской ССР.
Креативность
[ редактировать ]Ее тяга к искусству была очевидна с детства. Отец певца, Ясин, тоже был певцом и много времени проводил в пении и праздновании среди общества. Хотя увлечение отца не принесло семье дохода, отец занялся другими делами, но пение не забывал. Это послужило мотивацией для маленькой Куляш и открыло в ней интерес к этому искусству. [ 8 ]
Во время учебы она проявила интерес к театру и захотела проявить себя в пении. Но из-за исключения и ложного обвинения она начала терять надежду на карьеру. Но ее заметили в театре, когда она и еще один актер начали играть. После этого случая ее карьера пошла в гору.
Ей было 16 лет, когда она переехала из Кызыл-Орды в большой город Алматы . Роль актрисы в «Моя жизнь – мое искусство» стала большим шагом для Куляш Байсетовой. Куляш, первоначально появлявшаяся в постановках на массовых сценах с небольшими второстепенными ролями, уже через год-два проявила свои артистические способности и заняла место среди выдающихся актеров театра. [ 8 ]
Когда в 1929 году казахский театр переехал в Алма-Ату , она хотела присоединиться к театру, но некоторые товарищи распустили слухи, что ее отец — богатый человек и что ее следует исключить из комсомола . Несмотря на эту ложь, она добилась своего и в 1930 году поступила в театр. [ 9 ]
Этот театр известен сегодня как Казахский государственный академический драматический театр имени М.О. Ауэзова . По образованию актриса и музыкант, она играла в театре небольшие эпизодические роли и вскоре стала главной актрисой. [ 10 ]
Впервые на казахстанской оперной сцене К. Байсеитова исполнила классический репертуар: Татьяна, Тамара, Чио-Чио-Сан. Она также выступала как концертная певица. Исполняла казахские и русские народные песни , произведения русских, советских и западноевропейских композиторов. Байсеитова рано проявила природный талант к музыке. Она запоминала и исполняла песни жыры и кысса, которые услышала от своего отца – Жасына.
В 1933 году К.Байсеитова вошла в труппу Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца своей жизни. Музыкально-сценический талант Байсеитовой ярко проявился в образе Айман в музыкальной комедии Ауэзова и И.В. Коцыка «Айман – Шолпан». Образ Шуги («Шуга» Майлина и Коцыка) – свидетельство растущего мастерства певца; роль Жибека (« Кыз Жибек » Евгения Брусиловского) позволяет певцу достичь высот классической оперы, создав целую галерею образов.
Над постановкой голоса Куляш работали профессиональные вокалисты Д. Дианти, З. Писаренко и другие. Начиная с спектакля «Шуга» по пьесе Б. Майлина, Куляш поет высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения – открытым голосом. Удивительный талант Куляша позволил соединить в органическом синтезе традиции русской вокальной школы и национальные особенности пения.
Успех пришел к певице в 1933 году с первой постановкой музыкальной комедии «Айман-Шолпан», где она пела в главной роли на сцене Государственной музыкальной студии. Республика узнала новое имя – Куляш, а народ, опередив официальное признание, дал ей свой «титул» – Казахский Соловей! А вскоре, в 1934 году, певица получила свое первое почетное звание - Заслуженная артистка Казахской ССР.
Постановка первой казахской оперы Э. Брусиловского «Кыз-Жибек», созданной специально для Куляш Байсеитовой, стала поистине историческим событием в казахской музыкальной культуре. [ 11 ]
В программе она указана как народная музыка в обработке Е. Брусиловского. Музыка первой казахской оперы (она содержала более 50 народных песен и реплик) была подобрана ее первыми исполнителями. Куляш был одним из них. Именно благодаря этому персонажу – непревзойденному Кыз-Жибеку – Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства в 1936 году. Композитор Брусиловский писал в своих воспоминаниях, как однажды они втроем – Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он в телега с сеном – возвращались из села, где давали концерт. Куляш, как всегда, что-то напевал. В какой-то момент она начала петь «га-а», а потом тележка подпрыгнула на ухабе. Певица, чуть не прикусив язык, выдохнула «к-ку-уу». Брусиловский, терзавшийся в это время над финальной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появился знаменитый «Гакку» – плач Жибека о павшем Тулегене. Люди слушали это и плакали, а Куляш признавалась, что каждое выступление стоило ей года жизни.
Куляш Байсеитова была названа Народной артисткой СССР и получила Сталинскую премию , когда ей было всего 24 года. Это произошло после того, как Сталин, услышав чудесное лирико-колоратурное сопрано Куляш во время Первой декады казахского искусства в Москве, назвал ее «казахским соловьем». ".
Народная память по сей день хранит незабываемые образы Кыз-Жибека, Хадиши, Акжунус, Ажар и Сары, созданные Куляшем. Через Куляш казахский народ впервые познакомился с героинями классических опер и полюбил их. Как говорила сама певица, создавая роли гордой Кыз-Жибек, коварной соблазнительницы Акжунус, благородной Хадиши или Маро в опере "Даиши", или трагической Баттерфляй в "Чио-Чио-Сан", или гордой Татьяны в " Евгении Онегине ". , она всегда пела о мужчине и его чувствах. [ 11 ]
«...Когда мы слушали «Чио-Чио-Сан» в исполнении Куляш, нас не смущало незнание казахского языка. Казалось, мы понимали не только общую мысль, высказанную актрисой, но и каждое слово. — произнесла она, состояние Чио-Чио-Сан так ярко выразилось в мимике и интонациях художницы», — из рукописи режиссёра А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой».
У многих людей есть еще одно воспоминание о ее погружении в роль. Она исполнила партию Маро в грузинской опере «Даиси». Как вспоминали современники, слушать арию «Плач Маро» над телом возлюбленного в последнем действии было невозможно без душевного трепета. Этот плач, как и похоронный марш Шопена, стал на долгие годы символом прощания с человеком, оставившим свой след в истории республики. А грузинские коллеги, прослышав об успехе «Даиси» в Казахстане, пригласили Куляш принять участие в спектакле, поставленном в Тбилиси , на родине этой оперы. Свою партию она исполнила на казахском языке, а партнеры ответили на грузинском. Вернувшись из Тбилиси, она сказала матери: "Тейт, когда я выходила на сцену, у меня дрожали руки и ноги. Я боялась расстроиться... Но после выступления зрители вынесли меня из зала". в их объятиях». «Странное и жуткое состояние испытал, пожалуй, не один из меня, когда на гражданской панихиде в театре на последних проводах Куляша звучала «Плач Маро». Казалось, большой выразительный портрет Куляш оживает, и она словно собиралась внести коррективы в свое исполнение «Плачущего Маро». [ 9 ]
В опере «Евгений Онегин» Куляш-Татьяна писала письмо в постели, отвернувшись от оркестра и зрителей. Ни разу она не ошиблась и ни разу не споткнулась. Режиссер Ю. Завадский, увидев эту сцену, удивился и много раз повторил, что такой Татьяны он никогда не слышал и никогда не видел! Куляш - талантливая певица и прекрасная актриса", - сказал он с восхищением. В настоящее время широко известны произведения, основанные на архивных материалах Государственного центрального архива кинофотодокументов Республики Казахстан и Казахского радио , которые дают представление многогранного таланта Куляш – как исполнительницы драматических пьес (музыка Л. Хамиди к спектаклю «Джамбул»), опер – казахских (Э. Брусиловский «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Жалбыр», А. Жубанов и другие). Колокольчик», польское «Она была девицей», чешское «Пастушок», армянское «Ласточка»), а также произведения казахских композиторов, написанные специально для Куляш (Е. Брусиловский «Рохтар кошер», А. Рубанов и Б. Савинштейн), Брусиловский «Кос карлыгаш», Л. Хамиди «Бюль-бюль», «Сайра». [ 11 ]
Звания и награды
[ редактировать ]- Заслуженный артист Казахской ССР (1934).
- Народный артист СССР (1936).
- Сталинская премия второй степени (1948) — за концертно-исполнительскую деятельность.
- Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение главной роли в опере « Биржан и Сара ». Мукана Тулебаева
- Орден Трудового Красного Знамени (1936 г.).
- Орден Ленина (1945 г.)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Наследие
[ редактировать ]Учреждена Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой.
Ее именем названы улицы в Алматы, Талдыкоргане, Нур-Султане, Балхаше, Темиртау и Национальный театр оперы и балета в Нур-Султане.
Ежегодно в Казахстане проводится вокальный конкурс имени К. Байсеитовой, открывшийся в 2008 году.
Для сохранения наследия Куляш Байсеитовой были выпущены диски со всеми записями певицы, отреставрированными и оцифрованными. Ее вещи хранятся в государственных музеях.
В Алматы издавался журнал, полностью посвященный певице и ее семье. [ 12 ]
в 2004 году режиссер Мурат Мусин на киностудии «Казахфильм» снял фильм «Аул Куляш», описывающий ее жизнь. [ 13 ]
15 сентября 2011 года в Алматы в сквере музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени К. Байсеитовой, накануне 100-летия со дня рождения певицы, был установлен бронзовый памятник Куляш Байсеитовой. Открытие памятника состоялось в рамках празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан.
В год юбилея выдающегося певца торжественные мероприятия прошли по всей республике. 11 апреля 2012 года в храме Национального архива Республики Казахстан в Нур-Султане состоялось торжественное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения Куляш Жасынкызы Байсеитовой под названием «Куляш – соловей века». Организаторами данного мероприятия выступили Министр культуры и информации РК, Национальный архив РК, Национальный театр оперы и балета имени К.Байсеитовой и Республиканский совет женщин Астаны.
12 октября 2012 года состоялся музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Куляш Байсеитовой. На родине певицы, в Караганде , собравшей гигантов оперной сцены из Казахстана, России, Азербайджана , подняли планку на международный уровень. Музыкальный фестиваль «Казах Гоккуи – Кулуш» прошел в концертном зале «Шалкыма». В нем приняли участие казахстанские исполнители, в том числе Народная артистка РК, Лауреат Республиканского конкурса имени К. Байсеитова Нуржамал Усенбаева , Дина Хамзина , Медет Чотабаев , Жупар Габдуллина и другие, а также Виктор Алешков из России и Илах Эфендиев из Азербайджана. Программу фестиваля вел заслуженный деятель искусств Казахстана, музыковед Юрий Аравин . [ 14 ]
В начале 2013 года в Уральске (Урал) сериалы известного продюсера и телеведущей Баян Есентаевой и Москве снимались . Сериал под названием «Куляш Байсеитова» был о жизни легендарной оперной певицы. Это был новый проект агентства «Хабар» . [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Куляш Байсеитова" . wap.history1997.forum24.ru . Retrieved 26 February 2021 .
- ^ "Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Номад | 28 March 2003" . nomad.su . Retrieved 26 February 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д "Советские музыканты – избранники народа". / Гл. ред. А.Лившиц. Куляш Байсеитова("СМ", 1938, № 8)
- ^ «Организована книжная выставка «Онер багынын булбулы – Кулаш», посвященная 110-летию заслуженной артистки Казахской ССР, народной артистки СССР, оперной певицы, драматической актрисы Куляш Байсеитовой» . Национальная библиотека Республики Казахстан . 29 апреля 2022 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б "Куляш Байсеитова – биография и возраст – кинопортал Бродвей" . brod.kz . Retrieved 26 February 2021 .
- ^ "Дочь Куляш Байсеитовой умерла на 83-м году жизни" . www.zakon.kz (in Russian). 5 February 2023.
- ^ "Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Литературный портал" .
- ^ Jump up to: а б «Моя улыбка» . www.oner.kz (на русском языке) . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б "Куляш Байсеитова" . wap.history1997.forum24.ru . Retrieved 1 March 2021 .
- ^ "Куляш Байсеитова – биография и возраст – кинопортал Бродвей" . brod.kz . Retrieved 1 March 2021 .
- ^ Jump up to: а б с Жубанова А.А.; Уалиева, П.С.; Абдыева Г.Ж.; Малик, AM; Тастамбек, КТ; Акимбеков, Н.Ш. (2018). «Изучение микробного разнообразия почвы и воды, загрязненных стойкими органическими загрязнителями» . Евразийский экологический журнал . 3 (56): 77–88. дои : 10.26577/eje-2018-3-832 . ISSN 1563-034X .
- ^ Куляш - соловей века // Балхашский рабочий, 23 марта 2012, №1. 12 (13 265).
- ^ Кино о Куляш Байсеитовой // Литер, 20 марта 2012 года, № 13.
- ^ Jump up to: а б Юбилей Куляш Байсеитовой // Индустриальная Караганда, 13 октября 2012 года, №11.
- 1912 рождений
- 1957 смертей
- Казахстанские актрисы ХХ века
- Казахстанские певицы ХХ века.
- Музыканты из Алматы
- Жители Семиреченской области.
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Народные артисты СССР.
- Лауреаты Сталинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Казахстанское оперное сопрано.
- Советские сопрано
- актрисы советской эстрады
- Советские женщины-оперные певицы
- Этнические казахские певцы