Jump to content

Куляш Байсеитова

Куляш Байсеитова
Рожденный
Гульбахрам

2 мая 1912 г. ( 02.05.1912 )
Умер 6 июня 1957 г. ( 1957-06-07 ) (45 лет)
Место захоронения Алматы
Национальность казахский
Образование Театр Ауэзова
Род занятий Певица, актриса

Куляш Джасынкызы Байсеитова ( казахский : Куляш Джасынкызы Байсеитова, Куляш Джасынкызы Байсеитова ; русский: Куляш Жасымовна Байсеитова; имя при рождении — Гульбахрам ( Гульбахрам) ; 1912–1975) — советская певица и оперная актриса. Народный артист СССР (1936). [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Куляш Байсеитова (девичья фамилия Бейсова) родилась 2 мая (19 апреля) 1912 года (по другим данным – 12 января). [ 2 ] степях Сары-Арки , в селе Жанаорталык Каркаралынского Семипалатинской района области (ныне Актогайского района Карагандинской области Казахстана в (По официальным данным в городе Верный (ныне Алматы ). Родилась в очень простую семью: мать Зибажан, прачка , отец Жасын, сапожник . Имя при рождении ее было Гульбахрам – ее детское прозвище – постепенно превратилось в имя Куляш. Родители были настолько бедны, что не могли прокормить двоих детей. Поэтому Гульбахрам еще до школы отправили в детский дом. [ 3 ]

Как бы тяжело не было родителям, они решили забрать девочку из детского дома и отправить в школу-интернат. Ее привезли в Алма-Ату в двенадцать лет, и некоторое время она жила в школе-интернате. [ 3 ]

Путь к искусству

[ редактировать ]

Природный музыкальный талант Байсеитовой проявился рано. Она запоминала и исполняла песни жырысы и кысы , услышанные от отца Жасына. Ее отец в молодости был хорошим певцом и пел по всей стране. Об этом в своей книге написал Канабек Байсеитов, муж Куляш:

«Его отец Жасын был великим певцом. Он выступал со знаменитыми Асетом и Балуаном Шолаком».

В своей автобиографии Куляш писала:

«…Когда я учился в школе, я участвовал в драматическом кружке. Когда в 1929 году Каздрамтеатр переехал в Алма-Ату, я хотел поступить в этот театр, но некоторые товарищи распустили слухи, что мой отец — богатый человек и что меня следует исключить из комсомола . Несмотря на эти лживые заявления, я добился своего и поступил в театр, но только в 1933 году меня начали выдвигать и играть главные роли...»

Однажды в школу пришли люди из Кызылординского драматического театра, который был на гастролях в Алма-Ате. искали детей с абсолютным слухом Для участия в спектакле и голосом. Таким образом, Куляш впервые начала выступать на сцене . [ 3 ]

В 1925 году ее отец ушел из дома, оставив семью. 13-летняя Куляш не может смириться с мыслью, что она сыта, ходит в школу, а дома ее семья голодает. Она решает покинуть интернат и жить дома; она пошла в школу и получила стипендию (18 рублей). Со временем она решила, что ей нужно бросить школу и кормить семью. Ее устроили ученицей в офис и выучили на клерка . [ 3 ] Одновременно в 1925–1928 годах она училась в Алматинском педагогическом техникуме Института просвещения, активно участвовала в художественной самодеятельности, стала добиваться успехов в театре. [ нужна ссылка ]

В 1930 году она поступила в студию Казахского драматического театра, созданного в городе Кызыл-Орде в 1926 году и переведенного в Алма-Ату в 1929 году (ныне Казахский государственный академический драматический театр имени М.О. Ауэзова ;). Обучаясь актерскому мастерству и музыкальной грамоте, она играла в театре небольшие эпизодические роли, а вскоре и главные. В то время театральный вечер состоял из небольших спектаклей в первом отделении и концертов с участием певцов, инструменталистов, танцоров из числа артистов театра во втором. Куляш выступала как в спектаклях, так и на концертах. [ нужна ссылка ]

В 1933 году вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая ), где выступала до конца жизни. Пению обучалась в учебной студии театра у К. А. Дианти и В. А. Смысловской. [ нужна ссылка ] [ 4 ]

С 1934 года — солистка Казахского музыкального театра (ныне Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая ). [ нужна ссылка ]

Политическая деятельность

[ редактировать ]

В 1938 году стала депутатом Верховного Совета Казахской ССР . Депутатскую карьеру она продолжала до конца жизни. Она также была членом Комитета по Государственным премиям в 1940 году и Комитета по поддержанию мира в 1951 году. [ нужна ссылка ] Член ВКП (б) с 1943 года. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 1-3 созывов. [ 5 ]

В июне 1957 года Байсеитова поехала на концерт в Москву. После концерта, пожаловавшись на головные боли, певец вернулся в отель. Утром 6 июня горничная обнаружила ее бездыханное тело в ванной. Позже врачи диагностировали внутримозговое кровоизлияние . Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище. [ 5 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Девичья фамилия певицы была Бейсова. Куляш вышла замуж за певца и актера Канабека Байсеитова и получила фамилию мужа в 1933 году. Канабек Байсеитов — певец-актер, режиссер, драматург, один из основателей Казахского музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета ), народный артист. Казахской ССР (1936), лауреат Государственной премии Казахстана .

Куляш Байсеитова родила трех дочерей: Куралай Байсеитову (1938–1974), Карлыгаш Байсеитову (1940–2023). [ 6 ] ), Каршыга Байсеитова (1942—1947). Куралай – старшая дочь умерла в 1974 году в возрасте 38 лет. Средняя – Карлыгаш. Младшая дочь Каршыга умерла от пищевого отравления в детском саду в пятилетнем возрасте. Смерть младшей дочери стала трагическим периодом для певицы. После этого ее здоровье ухудшилось, а артериальное давление продолжало повышаться. Ее сестра Райхан Бейсова в 1947 году родила девочку по имени Раушан. С разрешения сестры Куляш усыновила Раушан, дала ей свою фамилию. [ 7 ] Раушан Байсеитова стала артисткой балета, народной артисткой Казахской ССР.

Креативность

[ редактировать ]

Ее тяга к искусству была очевидна с детства. Отец певца, Ясин, тоже был певцом и много времени проводил в пении и праздновании среди общества. Хотя увлечение отца не принесло семье дохода, отец занялся другими делами, но пение не забывал. Это послужило мотивацией для маленькой Куляш и открыло в ней интерес к этому искусству. [ 8 ]

Во время учебы она проявила интерес к театру и захотела проявить себя в пении. Но из-за исключения и ложного обвинения она начала терять надежду на карьеру. Но ее заметили в театре, когда она и еще один актер начали играть. После этого случая ее карьера пошла в гору.

Ей было 16 лет, когда она переехала из Кызыл-Орды в большой город Алматы . Роль актрисы в «Моя жизнь – мое искусство» стала большим шагом для Куляш Байсетовой. Куляш, первоначально появлявшаяся в постановках на массовых сценах с небольшими второстепенными ролями, уже через год-два проявила свои артистические способности и заняла место среди выдающихся актеров театра. [ 8 ]

Когда в 1929 году казахский театр переехал в Алма-Ату , она хотела присоединиться к театру, но некоторые товарищи распустили слухи, что ее отец — богатый человек и что ее следует исключить из комсомола . Несмотря на эту ложь, она добилась своего и в 1930 году поступила в театр. [ 9 ]

Этот театр известен сегодня как Казахский государственный академический драматический театр имени М.О. Ауэзова . По образованию актриса и музыкант, она играла в театре небольшие эпизодические роли и вскоре стала главной актрисой. [ 10 ]

Впервые на казахстанской оперной сцене К. Байсеитова исполнила классический репертуар: Татьяна, Тамара, Чио-Чио-Сан. Она также выступала как концертная певица. Исполняла казахские и русские народные песни , произведения русских, советских и западноевропейских композиторов. Байсеитова рано проявила природный талант к музыке. Она запоминала и исполняла песни жыры и кысса, которые услышала от своего отца – Жасына.

В 1933 году К.Байсеитова вошла в труппу Музыкального театра (ныне Государственный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца своей жизни. Музыкально-сценический талант Байсеитовой ярко проявился в образе Айман в музыкальной комедии Ауэзова и И.В. Коцыка «Айман – Шолпан». Образ Шуги («Шуга» Майлина и Коцыка) – свидетельство растущего мастерства певца; роль Жибека (« Кыз Жибек » Евгения Брусиловского) позволяет певцу достичь высот классической оперы, создав целую галерею образов.

Над постановкой голоса Куляш работали профессиональные вокалисты Д. Дианти, З. Писаренко и другие. Начиная с спектакля «Шуга» по пьесе Б. Майлина, Куляш поет высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения – открытым голосом. Удивительный талант Куляша позволил соединить в органическом синтезе традиции русской вокальной школы и национальные особенности пения.

Успех пришел к певице в 1933 году с первой постановкой музыкальной комедии «Айман-Шолпан», где она пела в главной роли на сцене Государственной музыкальной студии. Республика узнала новое имя – Куляш, а народ, опередив официальное признание, дал ей свой «титул» – Казахский Соловей! А вскоре, в 1934 году, певица получила свое первое почетное звание - Заслуженная артистка Казахской ССР.

Постановка первой казахской оперы Э. Брусиловского «Кыз-Жибек», созданной специально для Куляш Байсеитовой, стала поистине историческим событием в казахской музыкальной культуре. [ 11 ]

В программе она указана как народная музыка в обработке Е. Брусиловского. Музыка первой казахской оперы (она содержала более 50 народных песен и реплик) была подобрана ее первыми исполнителями. Куляш был одним из них. Именно благодаря этому персонажу – непревзойденному Кыз-Жибеку – Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства в 1936 году. Композитор Брусиловский писал в своих воспоминаниях, как однажды они втроем – Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он в телега с сеном – возвращались из села, где давали концерт. Куляш, как всегда, что-то напевал. В какой-то момент она начала петь «га-а», а потом тележка подпрыгнула на ухабе. Певица, чуть не прикусив язык, выдохнула «к-ку-уу». Брусиловский, терзавшийся в это время над финальной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появился знаменитый «Гакку» – плач Жибека о павшем Тулегене. Люди слушали это и плакали, а Куляш признавалась, что каждое выступление стоило ей года жизни.

Куляш Байсеитова была названа Народной артисткой СССР и получила Сталинскую премию , когда ей было всего 24 года. Это произошло после того, как Сталин, услышав чудесное лирико-колоратурное сопрано Куляш во время Первой декады казахского искусства в Москве, назвал ее «казахским соловьем». ".

Народная память по сей день хранит незабываемые образы Кыз-Жибека, Хадиши, Акжунус, Ажар и Сары, созданные Куляшем. Через Куляш казахский народ впервые познакомился с героинями классических опер и полюбил их. Как говорила сама певица, создавая роли гордой Кыз-Жибек, коварной соблазнительницы Акжунус, благородной Хадиши или Маро в опере "Даиши", или трагической Баттерфляй в "Чио-Чио-Сан", или гордой Татьяны в " Евгении Онегине ". , она всегда пела о мужчине и его чувствах. [ 11 ]

«...Когда мы слушали «Чио-Чио-Сан» в исполнении Куляш, нас не смущало незнание казахского языка. Казалось, мы понимали не только общую мысль, высказанную актрисой, но и каждое слово. — произнесла она, состояние Чио-Чио-Сан так ярко выразилось в мимике и интонациях художницы», — из рукописи режиссёра А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой».

У многих людей есть еще одно воспоминание о ее погружении в роль. Она исполнила партию Маро в грузинской опере «Даиси». Как вспоминали современники, слушать арию «Плач Маро» над телом возлюбленного в последнем действии было невозможно без душевного трепета. Этот плач, как и похоронный марш Шопена, стал на долгие годы символом прощания с человеком, оставившим свой след в истории республики. А грузинские коллеги, прослышав об успехе «Даиси» в Казахстане, пригласили Куляш принять участие в спектакле, поставленном в Тбилиси , на родине этой оперы. Свою партию она исполнила на казахском языке, а партнеры ответили на грузинском. Вернувшись из Тбилиси, она сказала матери: "Тейт, когда я выходила на сцену, у меня дрожали руки и ноги. Я боялась расстроиться... Но после выступления зрители вынесли меня из зала". в их объятиях». «Странное и жуткое состояние испытал, пожалуй, не один из меня, когда на гражданской панихиде в театре на последних проводах Куляша звучала «Плач Маро». Казалось, большой выразительный портрет Куляш оживает, и она словно собиралась внести коррективы в свое исполнение «Плачущего Маро». [ 9 ]

В опере «Евгений Онегин» Куляш-Татьяна писала письмо в постели, отвернувшись от оркестра и зрителей. Ни разу она не ошиблась и ни разу не споткнулась. Режиссер Ю. Завадский, увидев эту сцену, удивился и много раз повторил, что такой Татьяны он никогда не слышал и никогда не видел! Куляш - талантливая певица и прекрасная актриса", - сказал он с восхищением. В настоящее время широко известны произведения, основанные на архивных материалах Государственного центрального архива кинофотодокументов Республики Казахстан и Казахского радио , которые дают представление многогранного таланта Куляш – как исполнительницы драматических пьес (музыка Л. Хамиди к спектаклю «Джамбул»), опер – казахских (Э. Брусиловский «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Жалбыр», А. Жубанов и другие). Колокольчик», польское «Она была девицей», чешское «Пастушок», армянское «Ласточка»), а также произведения казахских композиторов, написанные специально для Куляш (Е. Брусиловский «Рохтар кошер», А. Рубанов и Б. Савинштейн), Брусиловский «Кос карлыгаш», Л. Хамиди «Бюль-бюль», «Сайра». [ 11 ]

Звания и награды

[ редактировать ]

Наследие

[ редактировать ]

Учреждена Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой.

Ее именем названы улицы в Алматы, Талдыкоргане, Нур-Султане, Балхаше, Темиртау и Национальный театр оперы и балета в Нур-Султане.

Ежегодно в Казахстане проводится вокальный конкурс имени К. Байсеитовой, открывшийся в 2008 году.

Для сохранения наследия Куляш Байсеитовой были выпущены диски со всеми записями певицы, отреставрированными и оцифрованными. Ее вещи хранятся в государственных музеях.

В Алматы издавался журнал, полностью посвященный певице и ее семье. [ 12 ]

в 2004 году режиссер Мурат Мусин на киностудии «Казахфильм» снял фильм «Аул Куляш», описывающий ее жизнь. [ 13 ]

15 сентября 2011 года в Алматы в сквере музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени К. Байсеитовой, накануне 100-летия со дня рождения певицы, был установлен бронзовый памятник Куляш Байсеитовой. Открытие памятника состоялось в рамках празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан.

В год юбилея выдающегося певца торжественные мероприятия прошли по всей республике. 11 апреля 2012 года в храме Национального архива Республики Казахстан в Нур-Султане состоялось торжественное мероприятие, посвященное 100-летию со дня рождения Куляш Жасынкызы Байсеитовой под названием «Куляш – соловей века». Организаторами данного мероприятия выступили Министр культуры и информации РК, Национальный архив РК, Национальный театр оперы и балета имени К.Байсеитовой и Республиканский совет женщин Астаны.

12 октября 2012 года состоялся музыкальный фестиваль, посвященный 100-летию народной артистки СССР, лауреата Государственной премии СССР Куляш Байсеитовой. На родине певицы, в Караганде , собравшей гигантов оперной сцены из Казахстана, России, Азербайджана , подняли планку на международный уровень. Музыкальный фестиваль «Казах Гоккуи – Кулуш» прошел в концертном зале «Шалкыма». В нем приняли участие казахстанские исполнители, в том числе Народная артистка РК, Лауреат Республиканского конкурса имени К. Байсеитова Нуржамал Усенбаева , Дина Хамзина , Медет Чотабаев , Жупар Габдуллина и другие, а также Виктор Алешков из России и Илах Эфендиев из Азербайджана. Программу фестиваля вел заслуженный деятель искусств Казахстана, музыковед Юрий Аравин . [ 14 ]

В начале 2013 года в Уральске (Урал) сериалы известного продюсера и телеведущей Баян Есентаевой и Москве снимались . Сериал под названием «Куляш Байсеитова» был о жизни легендарной оперной певицы. Это был новый проект агентства «Хабар» . [ 14 ]

  1. ^ "Куляш Байсеитова" . wap.history1997.forum24.ru . Retrieved 26 February 2021 .
  2. ^ "Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Номад | 28 March 2003" . nomad.su . Retrieved 26 February 2021 .
  3. ^ Jump up to: а б с д "Советские музыканты – избранники народа". / Гл. ред. А.Лившиц. Куляш Байсеитова("СМ", 1938, № 8)
  4. ^ «Организована книжная выставка «Онер багынын булбулы – Кулаш», посвященная 110-летию заслуженной артистки Казахской ССР, народной артистки СССР, оперной певицы, драматической актрисы Куляш Байсеитовой» . Национальная библиотека Республики Казахстан . 29 апреля 2022 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б "Куляш Байсеитова – биография и возраст – кинопортал Бродвей" . brod.kz . Retrieved 26 February 2021 .
  6. ^ "Дочь Куляш Байсеитовой умерла на 83-м году жизни" . www.zakon.kz (in Russian). 5 February 2023.
  7. ^ "Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Литературный портал" .
  8. ^ Jump up to: а б «Моя улыбка» . www.oner.kz (на русском языке) . Проверено 1 марта 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б "Куляш Байсеитова" . wap.history1997.forum24.ru . Retrieved 1 March 2021 .
  10. ^ "Куляш Байсеитова – биография и возраст – кинопортал Бродвей" . brod.kz . Retrieved 1 March 2021 .
  11. ^ Jump up to: а б с Жубанова А.А.; Уалиева, П.С.; Абдыева Г.Ж.; Малик, AM; Тастамбек, КТ; Акимбеков, Н.Ш. (2018). «Изучение микробного разнообразия почвы и воды, загрязненных стойкими органическими загрязнителями» . Евразийский экологический журнал . 3 (56): 77–88. дои : 10.26577/eje-2018-3-832 . ISSN   1563-034X .
  12. ^ Куляш - соловей века // Балхашский рабочий, 23 марта 2012, №1. 12 (13 265).
  13. ^ Кино о Куляш Байсеитовой // Литер, 20 марта 2012 года, № 13.
  14. ^ Jump up to: а б Юбилей Куляш Байсеитовой // Индустриальная Караганда, 13 октября 2012 года, №11.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b292d2c88ddd0ce500912d3e8a00a4b0__1711497000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/b0/b292d2c88ddd0ce500912d3e8a00a4b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kulyash Baiseitova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)