Форт Вайнрауб
Мунио Гитай Вайнрауб (6 марта 1909 — 24 сентября 1970) — израильский архитектор, пионер современной архитектуры, городского и экологического планирования в Израиле, а также один из самых выдающихся представителей наследия Баухауза в стране. На протяжении своей 36-летней карьеры Вайнрауб отвечал за строительство и планирование тысяч жилых домов, жилых домов для рабочих и частных домов в Хайфе и ее окрестностях. Вайнрауб принимал участие в первоначальном планировании кампуса Еврейского университета в Гиват-Рам и музея Яд Вашем в Иерусалиме. С самого начала своей карьеры Вайнрауб стремился объединить ценности социального планирования Ханнеса Мейера с кропотливым строительным искусством Людвига Миса ван дер Роэ . Его работы созданы с учетом глубокой социальной чувствительности и характеризуются минималистской геометрией, простым и скромным присутствием и эффективным функциональным планированием. Вдохновленный своим учителем Мисом ван дер Роэ, Вайнрауб решил отказаться от «проблем формы», чтобы посвятить себя «проблемам строительства» и сосредоточиться на самом процессе строительства, обработке материала и обработке архитектурных объектов. индивидуальный.
Биография
[ редактировать ]Мунио Гитай Вайнрауб родился в небольшом городке Шумляны в Галиции и вырос в городе Бельско , в Силезии — немецкоязычном регионе Польши. Его отец был управляющим фермой на службе у польских помещиков, а мать происходила из более богатой семьи мелких промышленников. Он был младшим из четырех сыновей, и его детство было омрачено многими невзгодами во время Первой мировой войны. После войны он стал членом еврейской молодежной группы Хашомер Хацаир , скаутской организации, которая объединила исследования природы, подобные исследованиям Бадена Пауэлла. Бойскауты в Великобритании и романтические тенденции немецких групп Вандерфогеля с изучением сионистской и социалистической идеологий.
В 1936 году женился на Эфратии Маргалит (Мунчик) (1909–2004). У пары было двое сыновей, фотограф Гидеон Гитай (1940-2019) и израильский кинорежиссер Амос Гитай , который сам изучал архитектуру в Технионе в Хайфе и Калифорнийском университете в Беркли .
В восемнадцатилетнем возрасте, в 1927 году, когда Вайнрауб подал заявку на изучение архитектуры в школе Баухаус в Дессау, ему предложили сначала поступить в художественную школу Tischlerschule в Берлине, где он изучал рисунок, перспективу, традиционный дизайн мебели и больше, и получил глубокое понимание работы по дереву и столярного дела. В 1930 году он поступил в Баухаус . Желание Вайнрауба учиться в Баухаусе соответствует политической активности его молодежной группы, поскольку Баухауз имел репутацию самой прогрессивной в художественном и политическом отношении школы дизайна в Европе того времени. Вальтер Гропиус, основавший Баухаус в 1919 году как антиакадемическую школу типа искусств и ремесел, сумел выразить дух сотрудничества молодого поколения, которое стремилось вырваться на свободу от бесплодных социальных и политических подходов, которые привели к мировой войне. I. «Собор социализма» — подходящая метафора для описания раннего Баухауза, посвященного проектированию нового общества. Школа была построена на основе мифа о средневековых гильдиях, а дизайн-проект соответствовал духу общего духа. Баухауз был очевидным выбором для студентов-идеалистов с левыми тенденциями, таких как Вайнрауб.
После учебы Вайнрауб работал у Людвига Миса ван дер Роэ , в то время директора Баухауза. Мис нанял его для работы с ним в своем берлинском офисе, где его основной задачей было наблюдение за монтажом ряда работ на немецкой строительной выставке 1931 года.


С ростом нацизма и закрытием Баухауза Геббельсом в 1933 году Вайнрауб был арестован, избит и заключен в тюрьму под нелепым предлогом «измены немецкому народу». Затем его выслали, и ему удалось найти убежище в Швейцарии, где он работал у архитектора Мозера в Цюрихе. В конце 1934 года он покинул Европу, иммигрировал в Палестину и поселился в Хайфе , которая была городской базой еврейского рабочего движения. Он поддерживал тесные связи с кибуцем Ха-Шомер Хацаир, когда принимал участие в планировании и проектировании шестнадцати основополагающих пунктов движения. Лидерская роль, которую он играл в движении еще подростком, вселила в него чувство солидарности с такими кооперативами.
С 1937 по 1959 год он работал в партнерстве с архитектором Аль Мансфельдом, вместе с которым основал архитектурное бюро Munio Weinraub et Al Mansfeld. Их работа была сосредоточена на обслуживании местных учреждений рабочего движения и проектировании школ, культурных сооружений, фабрик, жилья для сотрудников, кибуцев, частных домов, офисных зданий и промышленных объектов. Характерными особенностями их совместного творчества в первое десятилетие стало снижение статуса заранее заданных композиционных образцов и предпочтение прагматичных решений.
В 1949 году Вайнрауб был назначен главой департамента архитектуры в отделе планирования Министерства труда и жилищного строительства, которым руководил Арье Шарон . Поэтому он участвовал в первоначальном планировании политики Израиля.
В 1951 году сотрудничество Вайнрауба-Мансфельда выиграло заявку на проектирование правительственного центра Ха-Кирья в Иерусалиме. Помимо этой почетной награды, в 1950-х годах фирма выиграла еще дюжину национальных конкурсов.
Вайнрауб и Мансфельд начали преподавать в Технионе в то время в Хайфе. Их академическая деятельность в сочетании с необходимостью участия в многочисленных архитектурных конкурсах повлияла на их расходящиеся теоретические концепции, и их сотрудничество закончилось в 1959 году. Когда Вайнрауб и Мансфельд расторгли свое партнерство, это была одна из ведущих фирм в Израиле, регулярно публикувшаяся в Bauen und Wohnen. , L'Architecture d'Aujourd'hui и другие международные издания.
Вайнрауб продолжил свою выдающуюся карьеру самостоятельно, выполняя заказы по социально сознательной архитектуре, работая в федерации труда, кибуцах и различных учебных заведениях. Одним из его последних проектов была водонапорная башня в Гил-Аме (реабилитационное учреждение для молодежи в Шефараме). Этот проект, пожалуй, лучше всего воплощает его пожизненное стремление создавать полезные произведения, разработанные с точными деталями и экспертным знанием материалов для достижения безмятежной, минималистской эстетики.
За 35 лет карьеры Вайнрауб реализовал около 300 крупных проектов, последовательно применяя и развивая принципы Баухауза. Он оставил после себя ряд шедевров, таких как Гидравлический институт Техниона в Хайфе .
Он умер в Хайфе в 1970 году в возрасте 61 года, похоронен в кибуце Кфар Масарик.
Архитектурные работы
[ редактировать ]Мунио Гитай Вайнрауб был архитектором исключительных заслуг. Из немногих израильских архитекторов, посещавших Баухаус, он единственный претворил в жизнь идеалы Баухауза, заключавшиеся в проектировании вещей в соответствии с тем, как они должны были производиться . Его работы были обманчиво простыми, тщательно детализированными, пропорциональными, разумно спланированными и уважительными к окружающей среде. Он стремился привнести в еврейские поселения в Палестине трансцендентную современную архитектуру, которая могла бы противостоять идеологическим рамкам и действовать нейтрально, обслуживая основные человеческие потребности посредством элегантности, прогрессивных технологий и инфраструктурного предвидения. Вайнрауб был функционалистом в лучшем смысле этого слова. Вдохновленный своим учителем Мисом ван дер Роэ, он отказался от проблем формы в пользу проблем строительства и имел глубокое понимание архитектурных деталей в общем комплексе строительства. Архитектура была для него полезным искусством и услугой. За всеми его проектами стояла особая забота не только о жизни будущих обитателей здания, но и об окружающей среде.
Уделяя внимание способам производства, Гитай-Вайнрауб вложил энергию в тектонические аспекты проектирования и блестяще решил конкретные вопросы о том, как соединять элементы и обрабатывать материалы, чтобы процесс строительства можно было упростить. выполнено должным образом. Его здания состояли из простых, пропорциональных объемов, которые гармонировали с окружающей средой, но редко были показными в визуальном или пространственном отношении. У него была вежливая архитектура, которая скорее вписывалась, чем выделялась. Такое почтительное отношение соответствовало теориям Neu Sachlichkeit (новой объективности), разновидности несентиментального функционализма, которая была заметна в годы обучения архитектора в Германии.

Сильные стороны Вайнрауба как дизайнера, возможно, помогают объяснить его относительную неизвестность в последнее время. Никогда не бросавшиеся в глаза, помпезные или индивидуалистические, его работы остались практически невидимыми для культуры, ищущей эксцентричных авторов. В результате некоторые из его лучших зданий были безжалостно испорчены, реконструированы или снесены без малейшего упоминания о том, что они действительно были произведениями очень талантливого автора. Хотя он не слишком интересовался архитектурной теорией, его здания демонстрируют последовательную типологическую строгость, что указывает на теоретический поиск гуманного функционализма. Творческий акт в практике Вайнрауба основывался скорее на решении проблем строительства и жилища, чем на стремлении к стилистической оригинальности. Учитывая вопиющие несоответствия, которые характеризуют нынешнюю городскую среду в Израиле, а также в любой вестернизированной стране, чувство почтительности Гитай Вайнрауб служит глубоким уроком. Вид функционализма, который он практиковал, был основан на отказе от индивидуализма и образного сознания, чтобы установить уважение к тому, как вещи создаются, как вещи сочетаются друг с другом и как используется пространство, начиная с его самых ранних работ. От крошечных домиков в рабочих пригородах Хайфы до более грандиозных проектов 1950-х годов, таких как Институт Мейзера в Здания Еврейского университета в Иерусалиме , построенные Гитаем Вайнраубом, обладают гармоничным ощущением интеграции материалов, структуры и пространственной организации, что передает качество безопасности и целостности.

Вайнрауб, в своей любви к строительному ремеслу, был одним из немногих практикующих архитекторов в Палестине, которые действительно работали по методу Баухауза. Работу Гитай-Вайнрауба можно охарактеризовать как типичную для духа его поколения, но внимательное изучение его зданий показывает, что большое внимание, которое он уделял деталям, также отличало их в этом контексте. Помимо своей деятельности в качестве дизайнера и архитектора, Гитай-Вайнрауб (как и многие архитекторы его поколения) также был дизайнером мебели, создававшим конструкции столов и стульев для некоторых крупных компаний.
Вся его работа – от конкретного дизайна мебели до строительства крупных городов – характеризуется твердой приверженностью процессу: процессу изготовления, процессу проживания и использования.
Выдающиеся проекты
[ редактировать ]

Многие из наиболее интересных заказов, полученных Вайнраубом, были связаны с инициативами Гистадрута по продвижению еврейской рабочей силы. Он спроектировал некоторые промышленные здания двух известных заводов в области строительства: стекольного завода в Финикии и металлургического завода Вулкана, расположенных в устье реки Кишон в районе Хайфского залива. Эти заводы были одними из первых в таком масштабе, построенных в Палестине, и сыграли значительную роль в изменении экономической базы региона. Для Финикии он построил обширное, ясное сооружение с металлическими ребрами и скатной крышей, увенчанное выдвижными фонарями-мониторами для освещения и вентиляции. Однако крупное производство напоминало базилику без колонн и было одним из крупнейших (если не самым большим) помещений, построенных в Палестине того времени. В 1941 году стекольный завод «Финикия» стал первым из крупных строительных предприятий в Хайфе, который был куплен компанией Solel Boneh, контролируемой Гистадрутом, за ней последовал Vulcan Metal Works, чьи навесы и печи были спроектированы Вайнраубом в том же году.
Вайнрауб запланировал еще два завода, которые позволили создать кибуц Кфар Масарик, расположенный на полпути между Хайфой и Акко: Нааманский кирпичный и черепичный завод (1939–50) и Краско-штукатурная компания Аскар (1938–1940). Двумя другими проектами стали проект «Маяка для слепых», учебного заведения в Кирьят-Хаиме, и новой столовой кибуца Кфар Масарик. У Вайнрауба и Мансфельда было множество проектов для институтов Гистадрута и их членов, как те, которые были построены, так и те, которые остались на бумаге, в том числе около 8000 единиц жилья для дочерних предприятий рабочих, таких как Шикун-Овдим и Солель-Бонех. Самым известным из этих проектов, помимо комплекса Бейт-Хапоалим в Хадаре, было складское и офисное здание Хамашбир ха-Маркаси, кооператива, который продавал продукцию всех коллективов еврейской общины.
Помимо впечатляющего количества жилищных проектов, столь важных для молодой страны, и развития промышленного планирования в стране, Вайнрауб и Мансфельд также участвовали в трех крупных проектах, касающихся разработки национальной идентичности. Первым был проект памятника жертвам Холокоста Яд Вашем , вторым — план строительства правительственного комплекса в Иерусалиме, а третьим — проект здания Института Мейзера (ныне Фельдмана), одного из главных зданий Иерусалима. новый кампус Еврейского университета Гиват-Рам, сыгравший значительную роль в становлении национальной культуры.
Музей архитектуры Мунио Гитай Вайнрауб
[ редактировать ]
В 2014 году в Хайфе открылся Музей архитектуры Мунио Гитай Вайнрауб, посвященный частной коллекции Вайнрауба и в честь израильской архитектуры. [ 1 ] Музей был основан его сыном Амосом Гитаи и включает в себя частный архив Вайнрауба и комнату, в которой восстанавливается студия, в которой он работал. Музей был создан в сотрудничестве с муниципалитетом Хайфы и Хайфской музейной компанией. Бюро «Ковальски Эфрат» архитекторов Цви Эфрата и Мейры Ковальски отвечало за адаптацию здания к его назначению в качестве музея, а Кармит Херник Саар отвечал за его реализацию.
Открывающей музей выставкой стала «Архитектура памяти», куратором которой выступил Амос Гитаи. Выставку сопровождала книга «Кармель», созданная в сотрудничестве с Архитектурным музеем Мунио Гитай Вайнрауб и Хайфскими музеями.
Ежегодно в музее проводится несколько выставок израильской и международной архитектуры, а также различные мероприятия, такие как конференции и публичные беседы с архитекторами и художниками. Выставки в музее частично тематические, частично монографические, и их цель – вызвать дискуссии и поднять вопросы, касающиеся архитектуры, которые находятся в центре общественного интереса в Израиле.

Среди выставок, проводимых в музее:
- Здание бедуинской школы Хан аль-Ахмар, кураторы: Амос Гитай, Шарон Яво Аялон и Ницан Сатт, 2016 г.
- Государственное жилье, кураторы: Шарон Яво Аялон и Ницан Сатт, 2016 г.
- Экологическая рябь, куратор: архитектор доктор Джозеф Кори, 2015.
- Промышленный урбанизм: места производства. Куратор: Тали Хатука, 2015.
- Учимся на народном языке, для новой народной архитектуры, куратор: Пьер Фрей, 2013 г.
- Встречи в Хайфе: арабо-еврейское архитектурное сотрудничество во время британского мандата, кураторы: Валид Каркаби и Ади Ройтенберг, 2014 г.
- «Архитектура памяти», куратор: Амос Гитай, выставка-открытие музея, 2014 г.
В 2013 году вышел фильм «Колыбельная моего отца» режиссера Амоса Гитая.
Ссылки
[ редактировать ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Музея архитектуры Мунио Вайнрауба . Израильская и международная архитектура, отношения Мунио Вайнрауба и его сына Амоса Гитая, события. Открыт в 2012 году в бывшей студии Вайнрауба.
- Письмо Миса ван дер Роэ Мунио , август 1931 г.
- Архитектура и кино: Мунио Вайнрауб и Амос Гитай , Джейн Чизсельска, журнал Blueprint, 20 августа 2009 г.
- Мунио Вайнрауб и Амос Гитай на artinfo.com.
- Архитектура Израиля
Библиография
[ редактировать ]- Ричард Ингерсолл, Мунио Гитай Вайнрауб: архитектор Баухауза в Эрец Исраэль (фотографии Габриэле Базилико), Миллан: Electa, 1994. 17 мая - 31 октября 1994 г.)
- Оливье Синкуальбре, Лионель Ришар, Мунио Вайнрауб Гитай: Сумляни, Дессау, Хайфа: путешествие современного архитектора, Париж: Центр Помпиду, 2001.
- Городское планирование в Израиле: новые города для нового государства, Building Digest, 10:11, ноябрь 1950 г.
- Израильский культурный центр в Кирьят-Хаиме, недалеко от Хайфы, Техника и архитектура, 10:1-2, стр. 94–95, 1951.
- Ха-Кирья: Резиденция правительства Израиля. Архитекторы Мунио Вайнрауб и Аль Мансфельд, План: Revue suisse d'unrbanisme, 9:3, с. 92, май – июнь 1952 г.
- Здания в Хайфе, Израиль, Архитектура сегодня, 25:57, с. 96, 1954 г.