Змеино-ведьмин камень
Змее ( -ведьма швед . Ormhäxan ) , заклинатель змей ( швед . Ormtjuserskan ) или камень Шмисс ( швед . Smisstenen ) — каменный рисунок , найденный в Смиссе, Нэр сокен , Готланд , Швеция.
История
[ редактировать ]Обнаруженный на кладбище, он имеет высоту 82 см (32 дюйма) и изображает фигуру, держащую по змее в каждой руке. [ 1 ] Над фигурой изображены три переплетающихся существа (образующие узор трискелион ), которые идентифицированы как кабан, орел и волк. [ 2 ] Камень датируется 400–600 годами нашей эры. [ 3 ] Ученые называют ее «Змеей-ведьмой».
Параллели, интерпретации и предположения
[ редактировать ]Фигура на камне была впервые описана Суне Линдквистом в 1955 году. Он безуспешно пытался найти связи с сообщениями в древнеисландских источниках, а также сравнивал камень со Змеиной Богиней с Крита . Линдквист обнаружил связь с позднекельтским котлом Гундеструпа , хотя он, похоже, упустил из виду, что на котле также изображена фигура, держащая змею. [ 4 ]
Аррениус и Холмквист (1960) также обнаружили связь с позднекельтским искусством, предположив, что на камне был изображен Даниил в логове львов, и сравнили его с изображением на крышке кошелька из Саттон-Ху , хотя на рассматриваемом камне не изображены существа с ногами. . [ 4 ] Арвидссон (1963) также отнес камень к позднекельтскому искусству и сравнил его с фигурой, держащей змею на котле Гундеструпа. [ 5 ] В более поздней публикации Аррениус (1994) считала фигуру не ведьмой, а волшебником, и датировала ее периодом Венделя , хотя ведьмами называют и мужчин, а раздвинутые ноги ясно идентифицируют ее как женщину, что делает ее ведьмой. кто был волшебником. Хаук (1983), специалист по брактеатам , предположил, что на камне изображен Один в облике женщины, а Гёрман (1983) предположил, что на камне изображен кельтский бог Кернуннос . [ 6 ]
Он также был связан с близлежащим каменным рельефом на дверном косяке церкви Вяте на Готланде, на котором изображена женщина, кормящая двух драконов, но он был сделан на пять столетий позже, чем каменный рисунок. [ 1 ]
-
Змеиная богиня с Крита ок. 1600 г. до н.э.
-
Рогатая фигура на котле Гундеструпа ок. 1–2 г. до н.э. найдены в Дании.
-
Крышка сумки c. Захоронение Саттон-Ху VI-VII веков, Англия. Британский музей.
-
Рельеф в Вяте с изображением женщины, кормящей драконов.
Змеиная символика
[ редактировать ]Змеи были популярны в качестве мотива на более поздних камнях с изображениями змеиных ям , используемых в качестве болезненного средства казни; эта форма наказания также известна из скандинавских саг . Считается, что змеи имели важную символику во время перехода от язычества к германскому христианству . Их часто сочетали с изображениями оленей, ракообразных или сверхъестественных зверей. Возможно, целью было защитить камни и удержать людей, которые могли их уничтожить. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Хюрроккин — великанша из скандинавской мифологии, использующая змей в качестве поводьев.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Найлен и Ламм 1988, с. 40-41.
- ^ Хермодссон 2000, с. 109.
- ^ «Картинный камень из Смисса в Нэре» . Готландский музей . 11 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 г. Проверено 1 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хермодссон 2000, с. 110.
- ^ Хермодссон 2000, с. 111.
- ^ Хермодссон 2000, с. 112.
Ссылки
[ редактировать ]- Хермодссон, Л. 2000. «Бог-иммигрант? Вокруг странного камня с изображением Готланда. (Чужой бог?)». Старый друг 95. Стокгольм.
- Найлен Э. и Ламм Дж. П. (1988). Камни, корабли и символы . Книжное издательство Гидлунда, Стокгольм. ISBN 91-7844-116-1