Мокрые технологические процессы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
Технология влажной обработки является одним из основных направлений текстильной инженерии или текстильного производства , которое относится к разработке химических процессов в текстиле и связанным с ними прикладным наукам . [1] Остальные три направления текстильного машиностроения — это производство пряжи, производство тканей и производство одежды. Процессы этого потока задействованы или осуществляются на водной стадии. Следовательно, это называется мокрым процессом, который обычно включает предварительную обработку, крашение , печать и отделку . [2]
Мокрый процесс обычно осуществляется при изготовлении сборки из переплетающихся волокон, нитей и пряжи, имеющих значительную площадь поверхности (плоскую) по отношению к ее толщине и достаточную механическую прочность, чтобы придать ей когезионную структуру. Другими словами, мокрый процесс осуществляется на изготовленном волокне , пряже и ткани .
Все эти стадии требуют водной среды, которую создает вода. Для этих процессов в день требуется огромное количество воды. Подсчитано, что в среднем для обработки только 1 килограмма текстильных изделий используется почти 50–100 литров воды, в зависимости от технологии процесса и применения. [3] Вода может иметь различные качества и свойства. Не вся вода может использоваться в текстильных процессах; он должен иметь определенные свойства, качество, цвет и атрибуты использования. Именно по этой причине вода является первостепенной проблемой при мокрой обработке. [4]
Вода
[ редактировать ]Потребление воды и сброс сточных вод являются двумя основными проблемами . Текстильная промышленность использует большое количество воды в различных процессах, особенно при мокрых операциях, таких как предварительная обработка, крашение и печать. Вода необходима в качестве растворителя различных красителей и химикатов и используется в ваннах для мытья или ополаскивания на разных этапах. Потребление воды зависит от методов нанесения, процессов, красителей , оборудования/машин и технологии , которые могут варьироваться от завода к заводу и состава материала . Более длительные циклы обработки, обработка очень темных цветов и повторная обработка приводят к дополнительному расходу воды. И оптимизация процесса и правильно с первого раза [5] производство может сэкономить много воды. [6]
- Пресная вода: Большая часть воды, используемой в текстильной промышленности, добывается из глубоких колодцев, которые находятся на глубине 800 футов ниже уровня поверхности. Основной проблемой, связанной с использованием воды в текстильных процессах, является жесткость воды, вызванная наличием растворимых солей металлов, в том числе кальция и магния . Соли железа, алюминия и меди также могут способствовать повышению твердости, но их влияние гораздо меньше. Использование жесткой воды в мокром процессе может вызвать такие проблемы, как образование накипи в котлах, реакции с мылом и моющими средствами, реакции с красителями и проблемы, связанные с железом.
Жесткость воды можно устранить с помощью процесса кипячения, известкования, процесса натриевой извести , процесса обмена оснований или процесса синтетического ионного обмена. В последнее время некоторые компании начали собирать дождевую воду для использования во влажных процессах, поскольку это с меньшей вероятностью вызовет проблемы, связанные с жесткостью воды.
- Сточные воды:
Текстильные фабрики , в том числе производители ковров , производят сточные воды в результате самых разных процессов, включая очистку и отделку шерсти , производство пряжи и отделку тканей (например , отбеливание , крашение , смолой обработку , гидроизоляцию и антипиреновую огнестойкость ). Загрязняющие вещества, вырабатываемые текстильными фабриками, включают БПК, нержавеющую сталь, масла и жиры, сульфиды, фенолы и хром. Остатки инсектицидов в шерсти представляют собой особую проблему при очистке воды, образующейся при переработке шерсти. В сточных водах могут присутствовать животные жиры, которые, если они не загрязнены, могут быть восстановлены для производства жира или дальнейшей переработки.
Заводы по окраске текстиля производят сточные воды, которые содержат синтетические (например, реактивные красители, кислотные красители, основные красители, дисперсные красители, кубовые красители, серные красители, протравные красители, прямые красители, въевшиеся красители, сольвентные красители, пигментные красители) и натуральные красители, загуститель смолы. (гуар) и различные смачивающие агенты, pH-буферы и замедлители окрашивания или ускорители. После обработки флокулянтами и отстойниками на основе полимеров типичные параметры мониторинга включают БПК, ХПК, цвет (ADMI), сульфиды, масла и жиры, фенол, TSS и тяжелые металлы (хром, цинк , свинец, медь).
Предварительная обработка
[ редактировать ]Мокрая технология производства является наиболее важным подразделением подготовки и обработки текстиля. Это основное направление текстильного машиностроения, которое относится к разделу химической обработки текстиля и прикладных наук. Текстильное производство охватывает все: от волокна до одежды; покрытие пряжей, тканью, крашение ткани , печать, отделка, производство одежды или одежды. и формирования ткани доступно множество различных процессов, На этапах прядения а также сложные процессы отделки и окраски для производства широкого спектра продукции.
В текстильной промышленности мокрые процессы играют жизненно важную роль в области предварительной обработки, крашения , печати и отделки как тканей, так и одежды. Окрашивание на стадии волокна или пряжи также включается в раздел влажной обработки.
Все процессы этого потока осуществляются в водном состоянии или водной среде. Основные процессы этого раздела включают в себя;
Опаление
[ редактировать ]Процесс опаливания осуществляется с целью удаления рыхлых ворсистых волокон, выступающих с поверхности ткани, тем самым придавая ей гладкий, ровный и чистый вид. Опаление — это важный процесс для товаров или текстильных материалов, которые будут подвергаться мерсеризации, крашению и печати, чтобы получить наилучшие результаты от этих процессов.
Ткань проходит через щетки, чтобы поднять волокна, затем проходит над пластиной, нагретой газовым пламенем. При обработке тканей, содержащих хлопок , это приводит к увеличению сродства к воде, лучшим характеристикам окрашивания, улучшенному отражению, отсутствию «морозного» внешнего вида, более гладкой поверхности, большей четкости печати, улучшенной видимости структуры ткани, меньшему скатыванию и уменьшению загрязнения через удаление пуха и ворса.
Опалительные машины могут быть трех типов: пластинчатые, валковые и газовые. Газовое опаливание широко применяется в текстильной промышленности. При газовом опалении пламя непосредственно контактирует с тканью и сжигает выступающие волокна. Здесь высота пламени и скорость ткани являются основными факторами, позволяющими минимизировать повреждение ткани.
Опаление производится только в тканом полотне. Но в случае трикотажного полотна аналогичный процесс опаливания известен как биополировка, при котором для удаления выступающих волокон используется фермент.
Расклейка
[ редактировать ]Расклейка — это процесс удаления проклеивающих материалов из ткани, который применяется для увеличения прочности пряжи, способной противостоять трению ткацкого станка . Ткань, не подвергнутая расклейке, очень жесткая и затрудняет ее обработку другим раствором в последующих процессах.
После опаливания проклеивающий материал удаляют, делая его водорастворимым и промывая теплой водой. Расшлихтовку можно производить либо гидролитическим методом (гниение, кислотная обработка, ферментативная обработка), либо окислительным методом (хлор, хлорид , бромит , перекись водорода ).
В зависимости от проклеивающих использованных материалов ткань можно пропитать разбавленной кислотой, а затем прополоскать, или можно использовать ферменты для разрушения проклеивающего материала. Ферменты применяются в процессе расшлихтовки, если крахмал в качестве проклеивающего материала используется карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ) и поливиниловый спирт . В качестве проклеивающих материалов часто используются (ПВА).
Очистка
[ редактировать ]Чистка — это процесс химической стирки хлопчатобумажной ткани с целью удаления из волокон натурального воска и неволокнистых примесей (например, остатков фрагментов семян), а также любых дополнительных загрязнений или грязи. Чистку обычно производят в железных сосудах, называемых кирами . Ткань кипятят в щелочи, образуя мыло со свободными жирными кислотами ( омыление ). Киер обычно закрыт, поэтому раствор гидроксида натрия можно кипятить под давлением, исключая кислород, который может разложить целлюлозу в волокне. Если используются соответствующие реагенты, очистка также удаляет размер с ткани, хотя расклейка часто предшествует очистке и считается отдельным процессом, известным как подготовка ткани. Подготовка и очистка являются обязательными условиями для большинства других процессов отделки. Даже самые естественно белые хлопковые волокна на этом этапе желтоватые, поэтому на следующем этапе требуется отбеливание.
Три основных процесса, участвующих в очистке, — это омыление, эмульгирование и моющее действие.
Основным химическим реагентом, используемым при очистке хлопка, является гидроксид натрия, который превращает омыляемые жиры и масла в мыло, растворяет минеральные вещества и превращает пектозу и пектин в их растворимые соли.
Еще одним чистящим химикатом является моющее средство, которое является эмульгатором и удаляет частицы пыли и грязи с ткани.
Так как повреждение хлопчатобумажной подложки может нанести гидроксид натрия. В связи с этим, а также для того, чтобы снизить содержание щелочи в сточных водах, в процесс очистки вводится биоочистка, в которой используется биологический агент, такой как фермент.
Отбеливание
[ редактировать ]Отбеливание улучшает белизну, удаляя с хлопка естественную окраску и оставшиеся следы примесей; необходимая степень отбеливания определяется требуемой белизной и впитывающей способностью. Хлопок, являющийся растительным волокном, отбеливается с использованием окислителя , такого как разбавленный гипохлорит натрия или разбавленная перекись водорода. Если ткань необходимо покрасить в глубокий оттенок, допускается более низкий уровень отбеливания. Однако для белых простыней и медицинского применения необходимы высочайшие уровни белизны и впитывающей способности.
Восстановительное отбеливание также проводят с использованием гидросульфита натрия . Волокна, такие как полиамид , полиакрил и полиацетаты, можно отбеливать с использованием технологии восстановительного отбеливания.
После очистки и отбеливания наносят оптические отбеливатели (OBA), чтобы текстильный материал выглядел более белым. Эти OBA доступны в различных оттенках, таких как синий, фиолетовый и красный.
Мерсеризация
[ редактировать ]Мерсеризация — это обработка хлопчатобумажных тканей и нитей, которая придает ткани или пряже блестящий вид и укрепляет их. Этот процесс применяется к целлюлозным материалам, таким как хлопок или конопля. Еще одной возможностью является мерсеризация, во время которой ткань обрабатывается раствором гидроксида натрия, чтобы вызвать набухание волокон. Это приводит к улучшению блеска, прочности и сродства красителя. [7] Хлопок мерсеризуется под напряжением, и перед снятием напряжения необходимо вымыть все щелочи, иначе произойдет усадка. Мерсеризация может проводиться непосредственно на серой ткани или после отбеливания.
Крашение
[ редактировать ]Крашение – это нанесение красителей или пигментов на текстильные материалы, такие как волокна , пряжа и ткани , с целью достижения цвета с желаемой стойкостью цвета . Крашение обычно производится в специальном растворе, содержащем красители и определенные химические вещества. красителя Молекулы прикрепляются к волокну путем абсорбции, диффузии или связывания, при этом температура и время являются ключевыми контролирующими факторами. Связь между молекулой красителя и волокном может быть сильной или слабой, в зависимости от используемого красителя. Крашение и печать — это разные области применения; при печати цвет наносится на локализованную область с желаемым узором. При крашении его наносят на всю ткань.
Крашение на растворе
[ редактировать ]Крашение в растворе, также известное как крашение в массе или центрифугирование, представляет собой процесс добавления пигментов или нерастворимых красителей в прядильный раствор перед его экструзией через фильеру. Только произведенные волокна могут быть окрашены в растворе. Он используется для трудноокрашиваемых волокон, таких как олефиновые волокна, а также для окрашивания волокон для конечного использования, требующего превосходных свойств стойкости цвета. Поскольку цветные пигменты становятся частью волокна, окрашенные в растворе материалы обладают превосходной устойчивостью цвета к свету, стирке, истиранию (протиранию), поту и отбеливанию. Крашение на стадии раствора обходится дороже, поскольку оборудование необходимо тщательно очищать каждый раз, когда получается новый цвет. Таким образом, разнообразие выпускаемых цветов и оттенков ограничено. Кроме того, сложно иметь инвентарь для каждого цвета. Решения относительно цвета должны быть приняты на самом раннем этапе производственного процесса. Таким образом, этот этап крашения обычно не используется для швейных тканей. [8] [9]
Филаментные волокна, полученные методом мокрого прядения, можно окрашивать, пока волокна еще находятся в коагулирующей ванне. Проникновение красителя на этом этапе высокое, поскольку волокна еще мягкие. Этот метод известен как гель-окрашивание.
Крашение волокна
[ редактировать ]Крашение сырья, верхнее крашение и крашение жгута используются для окрашивания волокон на различных стадиях производственного процесса перед тем, как волокна будут скручены в пряжу. Названия относятся к стадии, на которой находится волокно при его окрашивании. Все три включены в широкую категорию крашения волокон.
Крашение сырья — это окрашивание сырых волокон, также называемых сырьем, перед их выравниванием, смешиванием и прядением в пряжу.
Верхнее крашение — это окрашивание камвольных шерстяных волокон после их расчесывания с целью выпрямления и удаления коротких волокон. Шерстяное волокно на этом этапе называется верхом. Верхнее крашение предпочтительнее для камвольной шерсти, поскольку краситель не тратится на короткие волокна, которые удаляются в процессе прочесывания.
Крашение жгута — это окрашивание нитей перед их разрезанием на короткие штапельные волокна. Филаментные волокна на этом этапе известны как жгут.
Проникновение красителя при крашении волокна превосходное, поэтому количество красителя, используемого для окрашивания на этом этапе, также выше. Окрашивание волокон обходится сравнительно дороже, чем окрашивание пряжи, ткани и изделий. Решение о выборе цвета должно быть принято на ранних стадиях производственного процесса. Крашение волокон обычно используется для окрашивания шерсти и других волокон, которые используются для производства пряжи двух или более цветов. Волокна для твида и тканей с эффектом «вереска» часто окрашиваются.
Крашение пряжи
[ редактировать ]Окрашивание пряжи добавляет цвет на этапе пряжи. Для окрашивания пряжи используются моточные, пакетные, лучевые и пространственные методы крашения.
При моточном крашении пряжа свободно сматывается в мотки или мотки, а затем окрашивается. Пряжа хорошо проникает краску, но этот процесс медленный и сравнительно более дорогой.
В упаковке красящая пряжа, намотанная на перфорированные катушки, красится в резервуаре под давлением. Этот процесс сравнительно быстрее, но однородность окрашивания может быть не такой хорошей, как у пряжи, окрашенной в мотках.
При лучевом крашении вместо катушек, используемых при крашении пакетов, используется перфорированная основа.
Космическое крашение используется для производства пряжи нескольких цветов.
В целом, окрашивание пряжи обеспечивает адекватное поглощение и проникновение цвета для большинства материалов. Толстая и сильно скрученная пряжа может плохо проникать красителем. Этот процесс обычно используется, когда при изготовлении тканей используется пряжа разного цвета (например, пледы, клетка, переливающиеся ткани).
Крашение ткани
[ редактировать ]Крашение ткани, также известное как крашение деталей, представляет собой окрашивание ткани после ее изготовления. Это экономичный и наиболее распространенный метод окрашивания однотонных тканей. Решение о цвете можно принять после изготовления ткани. Таким образом, он подходит для заказов быстрого реагирования. Проникновение красителя может быть неудовлетворительным для более толстых тканей, поэтому крашение пряжи иногда используется для окрашивания толстых тканей в однотонные цвета. Для крашения изделий используются различные типы красильных машин. Выбор оборудования зависит от таких факторов, как характеристики красителя и ткани, стоимость и предполагаемое конечное использование.
Союз крашения
[ редактировать ]Объединенное крашение - это «метод окрашивания ткани, содержащей два или более типа волокон или пряжи, в один и тот же оттенок с целью достижения вида однотонной ткани». [10] Ткани можно красить в один или несколько этапов. Крашение Union используется для окрашивания однотонных смесей и комбинированных тканей, обычно используемых для изготовления одежды и предметов интерьера.
Крестовое крашение
[ редактировать ]Перекрестное крашение — это «метод окрашивания смесовых или комбинированных тканей в два или более оттенков с использованием красителей с разным сродством к различным волокнам». [10] Процесс перекрестного крашения можно использовать для создания эффекта вереска, а также для тканей в клетку, клетку или полоску. Ткани, окрашенные крест-накрест, могут быть ошибочно приняты за материалы, окрашенные в волокнах или пряже, поскольку ткань не имеет сплошного цвета, что считается типичной для тканей, окрашенных поштучно. [11] Невозможно визуально отличить ткани, окрашенные перекрестно, от тканей, окрашенных на стадии волокна или пряжи. Примером может служить перекрестное окрашивание камвольной шерстяной ткани синего цвета с полосками из полиэстера. При окрашивании шерстяные нити окрашиваются в синий цвет, а полиэфирные остаются белыми.
Перекрестное крашение обычно используется для материалов, окрашенных поштучно или по ткани. Однако та же концепция применима к крашению пряжи и изделий. Например, шелковая ткань, вышитая белой пряжей, может быть вышита до окрашивания, а изделие окрашено при размещении заказа.
Крашение изделия
[ редактировать ]Крашение изделий, также известное как крашение одежды, представляет собой процесс окрашивания таких изделий, как чулочно-носочные изделия , свитера и ковры, после их производства. Этот этап окрашивания подходит, когда все компоненты окрашиваются в один оттенок (включая нитки). Этот метод используется для окрашивания прозрачных чулочно-носочных изделий, поскольку их вяжут на трубчатых вязальных машинах , а затем сшивают перед окрашиванием. Тафтинговые ковры, за исключением ковров, изготовленных с использованием волокон, окрашенных в растворе, часто окрашиваются после того, как они были прошиты. Этот метод не подходит для одежды, состоящей из множества компонентов, таких как подкладка, молнии и швейные нитки, поскольку каждый компонент может окрашиваться по-разному. Исключением является тонировка джинсов пигментами для придания «винтажного» вида. При тонировании используется цвет, тогда как при других обработках, таких как кислотная промывка и обработка камнями, используются химические или механические процессы. После изготовления одежды этим изделиям придается «выцветший» или «бывший» вид за счет методов отделки, а не окрашивания.
Окрашивание на этом этапе идеально подходит для быстрого реагирования. Многие футболки, свитера и другие виды повседневной одежды окрашиваются, чтобы максимально соответствовать модному спросу на определенные популярные цвета. Тысячи предметов одежды изготавливаются из ткани, подготовленной к окрашиванию (PFD), а затем окрашиваются в цвета, которые лучше всего продаются.
Типы красителей
[ редактировать ]Кислотные красители — это водорастворимые анионные красители, которые наносятся на такие волокна, как шелк, шерсть, нейлон и модифицированные акриловые волокна, с использованием красящих ванн от нейтральных до кислотных. Прикрепление к волокну объясняется, по крайней мере частично, образованием солей между анионными группами красителей и катионными группами волокна. Кислотные красители не являются вредными для целлюлозных волокон.
Основные красители представляют собой водорастворимые катионные красители, которые в основном наносятся на акриловые волокна, но находят применение и для шерсти и шелка. Обычно в красильную ванну добавляют уксусную кислоту, чтобы улучшить впитывание красителя волокном.
Прямое или основное крашение обычно проводят в нейтральной или слабощелочной красильной ванне при температуре кипения или близкой к ней с добавлением хлорида натрия, сульфата натрия или карбоната натрия. Прямые красители используются для хлопка, бумаги, кожи, шерсти, шелка и нейлона.
Для протравных красителей требуется протрава, которая повышает устойчивость красителя к воде, свету и поту. Выбор протравы очень важен, поскольку разные протравы могут существенно изменить конечный цвет. Большинство натуральных красителей являются протравными красителями, поэтому существует большая литературная база, описывающая методы окрашивания. Наиболее важными протравными красителями являются синтетические протравные красители, или хромовые красители, используемые для шерсти; они составляют около 30% красителей, используемых для шерсти, и особенно полезны для черных и темно-синих оттенков. Протраву дихромат калия применяют в качестве последующей обработки. Многие протравы, особенно относящиеся к категории тяжелых металлов, могут быть опасны для здоровья, поэтому при их использовании необходимо соблюдать крайнюю осторожность.
Човые красители практически нерастворимы в воде и не способны непосредственно окрашивать волокна. Однако восстановление щелочной жидкости приводит к образованию водорастворимой соли щелочного металла красителя, которая в этой лейкоформе имеет сродство к текстильному волокну. Последующее окисление преобразует исходный нерастворимый краситель. Цвет джинсовой ткани обусловлен индиго , оригинальным красителем.
В реактивных красителях используется хромофор, присоединенный к заместителю, который способен напрямую реагировать с подложкой волокна. Ковалентные связи, которые прикрепляют реактивный краситель к натуральным волокнам, делают их одними из самых стойких красителей. «Холодные» реактивные красители, такие как Procion MX, Cibacron F и Drimarene K, очень просты в использовании, поскольку краситель можно наносить при комнатной температуре. Реактивные красители на сегодняшний день являются лучшим выбором для окрашивания хлопка и других целлюлозных волокон дома или в художественной студии.
Дисперсные красители изначально были разработаны для окрашивания ацетата целлюлозы и нерастворимы в воде. Красители тонко измельчают в присутствии диспергатора и продают в виде пасты или высушивают распылением и продают в виде порошка. Их основное применение — окрашивание полиэстера, но их также можно использовать для окрашивания нейлона, триацетата целлюлозы и акриловых волокон. В некоторых случаях требуется температура крашения 130 °C и используется красильная ванна под давлением. Очень мелкий размер частиц обеспечивает большую площадь поверхности, что способствует растворению и поглощению волокнами. На скорость крашения может существенно влиять выбор диспергатора, используемого при измельчении.
Азокраситель — это метод, при котором нерастворимый азокраситель наносится непосредственно на волокно или внутри него. Это достигается путем обработки волокна как диазойными, так и связующими компонентами. При соответствующем подборе условий красильной ванны два компонента вступают в реакцию с образованием необходимого нерастворимого азокрасителя. Эта техника окрашивания уникальна тем, что окончательный цвет зависит от выбора диазойных и связующих компонентов. Значение этого метода крашения хлопка снижается из-за токсичности используемых химикатов.
Серные красители представляют собой двухкомпонентные «разработанные» красители, используемые для окраски хлопка в темные цвета. Первоначальная ванна придает желтый или бледно-зеленоватый цвет. После этого ее обрабатывают соединением серы, чтобы получить темно-черный цвет, который нам знаком, например, в носках. Sulphur Black 1 — самый продаваемый краситель по объему.
Печать
[ редактировать ]Текстильную печать называют локальным крашением. Это нанесение цвета в виде пасты или чернил на поверхность ткани по заданному рисунку. Также возможна печать рисунков на уже окрашенной ткани. В тканях с правильно напечатанным рисунком цвет связан с волокном, чтобы противостоять стирке и трению. Печать на ткани родственна крашению, но если при собственно крашении вся ткань равномерно покрывается одним цветом, то при печати на нее наносятся один или несколько цветов только в определенных частях и в четко определенных рисунках. В печати деревянные бруски, трафареты , гравированные пластины, валики или шелкографию для нанесения цветов на ткань можно использовать . Красители, используемые в печати, содержат красители, загущенные для предотвращения распространения цвета за счет капиллярного притяжения за пределы рисунка или рисунка.
Отделка
[ редактировать ]Отделка текстиля — это термин, обозначающий серию процессов, которым подвергаются все отбеленные, окрашенные, напечатанные и некоторые серые ткани перед их выпуском на рынок. Целью отделки текстиля является приведение текстильных изделий в соответствие с их назначением или конечным использованием и/или улучшение эксплуатационных качеств ткани.
Отделка ткани осуществляется как в эстетических, так и в функциональных целях для улучшения качества и внешнего вида ткани. Ткань может получить значительную добавленную стоимость за счет применения одного или нескольких процессов отделки. Процессы отделки включают в себя
- Повышение
- Каландрирование
- Устойчивость к складкам
- Наполнение
- Смягчение
- ужесточение
- Водоотталкивающие свойства
- Защита от моли
- Защита от плесени
- Огнестойкий
- Антистатический
- сопротивление почвы
Каландрирование
[ редактировать ]Каландрирование – это операция, выполняемая на ткани с целью улучшения ее эстетического вида. Ткань проходит через ряд каландров при намотке; лицо, контактирующее с валиком, поочередно переходит от одного валика к другому. Обычный каландр состоит из ряда твердых и мягких (упругих) чаш (валков), расположенных в определенном порядке. Мягкий валик можно обжать хлопчатобумажной или шерстяной, льняной или льняной бумагой. Чаша из твердого металла изготавливается из закаленного железа, чугуна или стали. Каландр может состоять из 3, 5, 6, 7 и 10 валков. Последовательность роликов такова, чтобы никакие два жестких ролика не соприкасались друг с другом. Давление может быть приложено с помощью составных рычагов и грузов, или в качестве альтернативы можно использовать гидравлическое давление. Давление и тепло, применяемые при каландрировании, зависят от типа требуемой отделки.
Целью каландрирования является усовершенствование ткани и придание ткани гладкости и шелковистости на ощупь, сжатие ткани и уменьшение ее толщины, улучшение непрозрачности ткани, уменьшение воздухопроницаемости ткани за счет изменения ее плотности. пористость, чтобы придать ткани разную степень блеска и уменьшить скольжение пряжи.
Повышение
[ редактировать ]Важным и старейшим способом отделки текстиля является браширование или приподнимание. С помощью этого процесса можно производить самые разнообразные ткани, включая одеяла, байки и промышленные ткани. Процесс подъема заключается в снятии с основной ткани слоя волокон, который выделяется на поверхности и называется «ворсом». Образование ворса на ткани приводит к созданию «высокой» ручки, а также может приглушить переплетение, рисунок и цвет ткани. [12]
Существует два типа подъемных машин; машина Teasel и машина Card-wire. Скорость машины для поднятия картонной проволоки колеблется в пределах 12-15 ярдов в минуту, что на 20-30% выше, чем у машины для поднятия ворса. Вот почему широко используется машина для поднятия картонной проволоки.
Устойчивость к складкам
[ редактировать ]Образование складок на тканом или трикотажном полотне из целлюлозы во время стирки или складывания является основным недостатком хлопчатобумажных тканей. Молекулярные цепи хлопковых волокон соединены друг с другом слабыми водородными связями. Во время стирки или складывания водородные связи легко разрываются, а после высыхания образуются новые водородные связи, при которых цепи занимают новое положение, и складка стабилизируется. Если сшивку между полимерными цепями можно создать с помощью сшивающих химикатов, то это укрепит хлопковые волокна и предотвратит необратимое смещение полимерных цепей при нагрузке на волокна. Поэтому гораздо труднее сформировать складки или дать усадку ткани при стирке.
Обработка хлопка против складок включает в себя следующие этапы:
- Наполнение материала раствором, содержащим предшественник конденсационного полимера и подходящий катализатор полимеризации.
- Сушка и отверждение в стентерной рамке для образования поперечных связей между полимерной цепью и соседней полимерной цепью.
Катализатор позволяет проводить реакцию в диапазоне температур 130-180 градусов, обычно используемых в текстильной промышленности, и в течение обычного времени отверждения (максимум 3 минуты).
В настоящее время обычно используются в основном три класса катализаторов.
- Соли аммония , например хлорид, сульфат и нитрат аммония.
- Соли металлов, например хлорид магния, нитрат цинка, хлорид цинка.
- Каталитическая смесь, например, хлорид магния с добавлением органических и неорганических кислот или доноров кислот.
Целью добавок является частично или полностью компенсировать или уравновешивать неблагоприятное воздействие сшивающего агента. Таким образом, смягчающие и разглаживающие вещества применяются не только для улучшения рукоятки, но и для максимально возможной компенсации потерь прочности на разрыв и сопротивления истиранию.Каждый рецепт смолы содержит поверхностно-активные вещества в качестве эмульгаторов, смачивателей и стабилизаторов. эти поверхностно-активные вещества необходимы для обеспечения быстрого и тщательного смачивания ткани во время набивки и устойчивости компонентов в растворе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Индийский текстильный журнал - Том 124» . Индийский текстильный журнал . 124 : 59. 2014.
- ^ «Мокрый технологический инжиниринг | Центр текстильных исследований» . Textilestudycenter.com . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «Водосбережение в текстильной промышленности» . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ «Лаборатория мокрого машиностроения – PCIU» . www.portcity.edu.bd . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ «RIGHT FIRST TIME | значение в Кембриджском словаре английского языка» . словарь.cambridge.org . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ Вода в текстиле и моде . стр. 21–56.
- ^ «Текстиль – крашение, печать, отделка | Британника» . www.britanica.com . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ МЭТЬЮС, КОЛАНДЖИКОМБИЛ (2017). Энциклопедический словарь текстильных терминов: Четырехтомник . Woodhead Publishing India PVT. Ограничено. п. 464. ИСБН 978-93-85059-66-7 .
- ^ Махапатра, Нью-Йорк (31 января 2019 г.). Крашение текстиля . Woodhead Publishing India PVT. Ограничено. п. 159. ИСБН 978-93-85059-91-9 .
- ^ Jump up to: а б Словарь волоконных и текстильных технологий . КоСа. 1999. ISBN 9780967007106 .
- ^ Хамфрис, Мэри (2009). Справочник по ткани . Пирсон Прентис Холл. п. 222. ИСБН 9788131765708 .
- ^ Кнехт, Эдмунд (1911). «Завершение». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 378–382.