Люди Сарагуро
Сарагуро | |
---|---|
Город и жители Кичва | |
Координаты: 3 ° 37'20 "ю.ш., 79 ° 14'23" з.д. / 3,62222 ° ю.ш., 79,23972 ° з.д. | |
Высота | 2518 м (8261 фут) |
Часовой пояс | УНИВЕРСАЛЬНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ- |
Климат | КФБ |
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 30 тысяч | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
диаспора: | |
![]() | ? |
![]() | ? |
Языки | |
Название , испанский | |
Религия | |
Андское название христианство |
Сарагуро кантоне — народ народа кичва, большая часть которого проживает в Сарагуро в провинции Лоха в Эквадоре . Хотя большинство из них сейчас говорят по-испански , также говорят на рунашими или кичва , диалекте кечуа , и предпринимаются усилия по возрождению языка. [ 2 ] [ 3 ] Точно так же Сарагуро сохранили большую часть своей земли, обычаев и традиционной одежды. По данным переписи населения INEC 2010 года, общая численность населения кантона Сарагуро составляет 30 183 человека. [ 4 ] но в это общее число входят как коренные, так и некоренные жители, проживающие в Сарагуро.
Сарагуро могут быть потомками людей, переселенных из отдаленных регионов Империи инков в 15 и начале 16 века.
Происхождение
[ редактировать ]
В 1460-х годах империя инков завоевала территорию Сарагуро. Доинкскими людьми, возможно, были малоизвестные Пальта или Каньяри . Предки современного народа Сарагуро, согласно устным традициям, были переселены в Сарагуро инками из других областей, возможно, Колла или другими людьми из регионов озера Титикака и Куско . Инки проводили политику насильственного перемещения людей из одного региона империи в другой, тем самым диверсифицируя население и рассеивая возможную оппозицию их правлению. Политика переселения называлась «митма» . Число переселенных было большим: по оценкам, оно составляло до 80 процентов населения некоторых провинций. [ 5 ] В одном испанском документе говорится, что предки современных Сарагуро были элитными солдатами армии инков. Это утверждение подкрепляется тем фактом, что Сарагуро живут вдоль дороги инков, или Капак-Нан , которая простиралась от Куско до Тумебамбы (северной столицы инков) и далее до Кито и, таким образом, занимала важное звено для коммуникаций инков и контроля над ними. империя. Однако город Сарагуро, похоже, был основан испанцами, а не инками, хотя в близлежащем районе находится несколько руин инков. [ 6 ]
Какими бы ни были факты об их происхождении. Сарагуро в 20 веке прославляет свое наследие инков. В развенчанной теории некоторые авторы приписывают типичную для сарагуро черную одежду знаку траура по смерти императора инков Атауальпы . Школы были названы в честь императоров инков, воссозданы обычаи инков, скопирована архитектура инков и предприняты усилия по сохранению языка кичва. [ 7 ] Исторические записи и устные традиции также приписывают традиционные черно-белые цвета их одежды церемониям и благородству, которые, согласно летописцу Сьесе де Леону, имели значение инки и пересказывали Сарагуро. Будучи потомками элитных солдат армии инков, они сохранили эту символику, так же как мужское население сохранило свои длинные заплетенные волосы, что было еще одним показателем благородства у инков. Черный цвет как знак траура не является частью символики инков и сарагуро, но был принят, особенно молодыми поколениями. Точно так же они приписывают символические концепции своей одежды изображению Курикинга ( карункулированная каракара ), которая имела черно-белые перья и была символической птицей королевской семьи инков. Курикинге населяет приход Сарагуро и Парамос, и его символы , представленные в костюмах, продолжают присутствовать на праздновании Капак Райми (Великое празднование) в Сарагуро. [ 8 ]

Сарагуро сохранили контроль над своими землями более успешно, чем многие из андских подданных испанской колонизации и современного колониализма. [ 9 ] [ 10 ] независимого государства Эквадор. Частично это может быть связано с их первоначальной враждебностью к испанцам и коренным народам, которые с ними сотрудничали. Однако что еще более важно, испанцы требовали от Сарагурос поддерживать важный тамбо (гостиницу или промежуточную станцию) на главном пути сообщения. Они успешно доказали, что эксплуатация и обслуживание тамбо требует сохранения своей земли и ее ресурсов. Они продолжали управлять тамбо до 1940-х годов, когда к этому району подошла автомобильная дорога. [ 11 ]
Одежда сарагуро
[ редактировать ]Для женщин:
- Анако: большую часть времени изготавливается из шерсти.
- Юбка: подходит под анако, имеет вышивку по краю, которая обычно сочетается с поясом и рубашкой или блузкой.
- Шляпа: шерстяная и белая с черным узором, может весить до полутора фунтов.
- Ткань или ребозо: это одежда, сделанная из овечьей шерсти и окрашенная в черный цвет, хотя в настоящее время ее можно найти и в синем цвете, и ее используют для защиты от холода.
- Серьги и завитки имеют форму полумесяца.
- Валька – разноцветная ткань, украшенная бисером.
- Тупу: это драгоценный камень, который используется для удержания ткани с помощью цепочки, которая висит на шее, чтобы удерживать тупу. Это серебро с цветной жемчужиной в центре. В семьях тупо или мол передается от матери к дочери и так далее из поколения в поколение в виде наследства.
- Рубашка или блузка: этот предмет одежды выделяется вышивками, которые в настоящее время можно найти в различных дизайнах.
- Ремень: это одежда, которая удерживает анако и юбку, а также символизирует женское плодородие и защиту матки. Дизайн должен соответствовать рубашке.
Потому что, но
- Пончо: черная шерсть, которая используется в основном на торжественных мероприятиях.
- Ремень: сделан из кожи, с золотыми ручками и другими украшениями, символизирующими богатство человека.
- Брюки: черные, до колена.
- Замарро: Изготовлено из белой шерсти, закрывающей только переднюю часть, от лодыжек до талии.
- Обувь: Они не носили обуви до 1950-х годов, но теперь их туфли черные.
Современный Сарагурос
[ редактировать ]Большинство сарагуро живут на средних высотах в Андах, на высоте от 1800 метров (5900 футов) до 2800 метров (9200 футов). Традиционно это фермеры и скотоводы. Нехватка земли на родине вынудила многих мигрировать на восток, в провинцию Самора-Чинчипе в Эквадоре. [ 12 ] Другие мигрировали в Европу и США. Многие современные Сарагуро — врачи, архитекторы, инженеры, музыканты, фотографы, строители, ремесленники, фермеры, предприниматели, политики, учителя, юристы, повара, активисты. А другие продолжают заниматься агро-скотоводческой деятельностью, одновременно занимаясь профессиональной карьерой, или совмещают несколько занятий. Обладая самобытной идентичностью, они вовлечены в общество потребления и технологии так же, как и большая часть эквадорского общества. На территории Сарагуро также присутствуют такие проблемы, как подростковая беременность, деградация окружающей среды, вырубка лесов, дискриминация, расизм, прекращение традиций. [ 13 ] [ 14 ]

Современный активизм
[ редактировать ]Активисты и интеллектуалы Сарагуро борются за продовольственный суверенитет , деколонизацию, охрану водных ресурсов, против загрязняющих горнодобывающих предприятий, возрождение коренных народов, правовой плюрализм, справедливость для коренных народов и автономию от эквадорского государства. [ 14 ] [ 15 ]

Политические лидеры и интеллектуалы Сарагуро
[ редактировать ]Макас имеет почетные университетские степени в области антропологии, лингвистики и юриспруденции. Он был одним из основателей CONAIE и движения Пачакутик, а также членом Национального конгресса Эквадора.
Остальное от Пакари Бакасела Гуалан [ 16 ]
[ редактировать ]Она работала секретарем по двуязычному образованию в Национальном союзе образования Эквадора. Она является автором нескольких книг, среди них:
Литература коренных народов Южных Анд Эквадора (Литература коренных народов Южных Анд Эквадора)
Духовная культура: современное сопротивление Сарагуро: подношение цветов
Пятый губернатор Сарагурос: социальная и организационная история
Статья на английском языке:
Двуязычное и межкультурное образование, перспективы и современная реальность [ 15 ]
Он социолог и написал несколько научных статей по вопросам межкультурности и многонациональности. [ 17 ]
Луис Фернандо Саранго Макас
[ редактировать ]Юрист судов и трибуналов Республики Эквадор, Национальный университет Лоха. Диплом в области межкультурных исследований, Центральный университет Эквадора. Магистр университетского преподавания, Университет автономных регионов Карибского побережья Никарагуа УРАККАН, Никарагуа. Доктор юридических наук, Национальный университет Лоха. Он принадлежит к коренному народу Кичва Сарагуро, провинция Лоха, Эквадор. Руководитель отдела образования в координации организаций народа Кичва Сарагуро КОРПУКИС - ЭКУАРУНАРИ - КОНАИЕ. Пушак / Ректор Многоуниверситета «Амавтай Васи» , академического пространства образования народов и национальностей Эквадора. Ректор Межкультурного общественного университета коренных национальностей и народов «Амавтай Васи», 2013–2015 гг. Первый координатор сети коренных, межкультурных и общинных университетов Абья Яла РУИКАЙ, 2008–2010 гг. Президент Ученого совета Межкультурного университета коренных народов UII-FILAC в Ла-Пасе, Боливия. Автор книги: « Образовательная парадигма Абья Ялы ». [ 18 ]
Кармен Лозано
[ редактировать ]Кармен является членом народа Сарагуро. Она была лидером своего народа, а также важных организаций коренных народов, национальных и международных организаций. Она организовала мирные марши в защиту воды и территорий, которым угрожает эксплуатация ресурсов на юге Эквадора. Она способствовала осуществлению правосудия коренных народов для гармонизации баланса жизни внутри сообщества. [ 19 ]
«Как исконные народы, обладающие собственной автономией, мы не допускаем никого, чтобы никакое правительство или компания не отнимали наше право на жизнь» [ 20 ]
Сальвадор Кишпе Лосано (Самора, 15 марта 1971 г.) - эквадорский политик, боевик Пачакутика и нынешний префект Самора Чинчипе; за время своего пребывания в должности он стал фигурой движения коренных народов из-за своей решительной оппозиции политике президента Рафаэля Корреа, став предварительным кандидатом от своей партии на президентских выборах в 2017 году.
Абель Саранго
[ редактировать ]Он является нынешним мэром кантона Сарагуро и первым представителем коренного населения, занявшим эту должность, несмотря на то, что Сарагуро является районом с самой высокой численностью коренного населения в южном регионе Эквадора. [ 21 ]
Музыка
[ редактировать ]Молодые музыканты Сарагуро отходят от традиций не только для того, чтобы продемонстрировать свое стремление сделать что-то в своей жизни помимо того, что диктуют им традиции и стереотипы, но и для того, чтобы продемонстрировать свои реальные возможности сделать это как Сарагуро. Благодаря более широкому участию в формальном образовании и увеличению профессионального разнообразия и мобильности молодые космополитичные музыканты сарагуро в южных высокогорьях Эквадора работают над восстановлением своей идентичности сарагуро кичва в творческом и избирательном процессе, посредством которого они отбрасывают, усиливают и заново изобретают аспекты то, что они считают подлинной музыкальной культурой Сарагуро. [ 22 ] Они также нашли другие способы самовыражения, которые совместимы с их самоидентификацией как коренные народы и не полагаются строго на связи с прошлым инков или даже с конкретным выражением коренного населения. Скорее, вкусы и амбиции многих молодых людей Сарагуро указывают на альтернативную концептуализацию идентичности Сарагуро, которая одновременно прочно укоренена в «современности» и уважает давнюю традицию коренных народов. Большое количество молодежи Сарагуро (в основном мужского пола) присоединяется к субкультуре хэви-метала. Они слушают национальные и международные метал-группы. Некоторые из них играют в местных группах и организуют местные концерты. [ 14 ]

Фильм
[ редактировать ]Фильм Сарагуро: Historia Escrita con Sangre Inka (2010) (Сарагуро: История, написанная кровью инков) прослеживает корни происхождения народа Сарагуро путем объединения антропологических данных с космовидением инков в консультации с народом Сарагуро. [ 23 ]
Внешние источники
[ редактировать ]Это внешние источники о людях и географии Сарагуро, а также об учреждениях, где интеллектуалы Сарагуро находятся или внесли свой вклад своими знаниями:
Многообразный образовательный институт (Множественный образовательный институт)
ICCI (Научный институт коренных культур)
За кулисами — Сарагуро: история, написанная кровью инков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Провинциальный комплект Лоджа» (PDF) . ИНЕК . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Кинг, Кендалл (2001). Процессы и перспективы возрождения языка: кечуа в эквадорских Андах . Клеведон, Великобритания; Буффало, Нью-Йорк: Multilingual Matters LTD. стр. 185–190 . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Мартинес, М; Паладины, Ф; Ягуаче, Дж (2008). «Отношения между средой и сообществом посредством изучения программы каусайпура ячанакушун в кантоне Сарагуро» . Ключевое слово . 11 (1): 49–50 . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ «Провинциальный комплект Лоджа» (PDF) . ИНЕК . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Огберн, Деннис Дж. (nd), «Инки в прошлом и настоящем: археология и коренные сарагуры Южного Эквадора», Стэнфордский журнал археологии , https://web.stanford.edu/dept/archaeology/journal/07Ogburn.pdf , по состоянию на 24 марта 2017 г.
- ^ Белоте, Джим и Белоте, Линда (2004), «Инки в регионе Сарагуро», http://www.saraguro.org/archinka.htm , по состоянию на 24 марта 2017 г.; Огберн (nd), стр. 141–143.
- ^ Огберн (nd), стр. 142-149
- ^ Бакасела Гуалан, Сиса Пакари (2010). Духовная культура: сопротивление Сарагуро сегодня. Цветочные подношения (1-е изд.). Эквадор: Куэнка: Grafisum Cia Ltda, стр. 30–33.
- ^ Овьедо Фрейре, Атавальпа (27 августа 2014 г.). «Колониализм остается нетронутым» . Линия огня . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Мартинес, Кармен (2016). «Академическая свобода и коренные народы Эквадора» (PDF) . ЛасаФорум . 47 (2): 37–40 . Проверено 14 марта 2018 г.
- ^ Белот, Джим и Белот, Линда С. (1999), «Сарагуро, 1962–1997: очень краткий обзор», http://www.saraguro.org/overview.htm , по состоянию на 24 марта 2017 г.
- ^ Белот и Белот (1999)
- ^ Сиринг, Дэвид (2014). «Смешанная жизнь в транснациональном мире». С Сарагуросами: смешанная жизнь в транснациональном мире . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 37–65. дои : 10.7560/760936 . ISBN 9780292760936 . JSTOR 10.7560/760936 .
- ^ Jump up to: а б с Стейнджер, Джеймс (2011). Комунерос: Сообщество и коренное население в Сарагуро, Эквадор . стр. 84–113. ПроКвест 926963127 .
- ^ Jump up to: а б Бакасела Гуалан, Сиса Пакари (2013). «Двуязычное и межкультурное образование, перспективы и современная реальность» . Интеркамбио . 4 .
- ^ Бакасела, Сиса (15 мая 2022 г.). «Моя история — это процесс, который не имеет ни начала, ни конца . spacari.blogspot.ca (на испанском языке). Архивировано 10 августа. из оригинала Получено 13 июня.
- ^ «Инти Картуше Вакасела» . Google Академик . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Луис Фернандо Саранго» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 13 марта 2018 года . Проверено 13 июня 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Кэрон, Мона (13 марта 2018 г.). «Лас Мухерес/Женщины» . МОНА .
- ^ Лозано, Кармен. «Кармен Лосано из народа кичва, Сарагуро, Эквадор» . Альянс МИЛПА . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Ла Хора, Диарио. «Абель Саранго, первый мэр Сарагуро из числа коренного населения» . Час . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Волинский Н. (2003). «Стоя: техника игры на скрипке и этническое возрождение в Сарагуро, Эквадор». Визуальная антропология . 16 (2–3): 315–340. дои : 10.1080/08949460310020 . S2CID 143842389 .
- ^ Эль Меркурио, AGN. «Сарагуро: история с кровью инков» . Газета «Меркурий» . Проверено 12 марта 2018 г.