Военное использование школ
Использование школ в военных целях — это термин, используемый для обозначения различных мероприятий, которые национальные вооруженные силы и негосударственные вооруженные группы осуществляют в школах, университетах и других учебных заведениях и вокруг них в поддержку своих военных усилий. [ 1 ] Примеры этого включают использование школы или университета в качестве казарм или баз для наступательных или оборонительных операций, для хранения оружия или боеприпасов, для военной подготовки солдат, в качестве наблюдательных пунктов и мест содержания под стражей.
ООН Совет Безопасности призвал все «государства-члены принять конкретные меры по предотвращению такого использования школ вооруженными силами и вооруженными группировками». [ 2 ]
По словам Генерального секретаря ООН : «Использование школ в военных целях подвергает детей риску нападения и ограничивает право детей на образование ... Такое использование школ не только приводит к сокращению набора учащихся и высокому проценту отсева, особенно среди девочек. , но также может привести к тому, что школы будут считаться законными целями для атак». [ 3 ]
Страны и группы, участвующие в использовании школ в военных целях
[ редактировать ]По данным Глобальной коалиции по защите образования от нападений , в период с 2005 по 2015 год были случаи военного использования школ в Афганистане, Бирме/Мьянме, Центральноафриканской Республике, Чаде, Колумбии, Кот-д'Ивуаре, Демократической Республике Конго, Египте, Эфиопия, Грузия, Индия, Индонезия, Ирак, Израиль/оккупированная палестинская территория, Кения, Ливия, Мали, Мьянма, Непал, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Сомали, Юг Судан, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Таиланд, Уганда, Украина, Йемен и Зимбабве. [ 4 ] [ 5 ]
В докладе Генерального секретаря ООН «Дети и вооруженные конфликты» за 2016 год зафиксировано военное использование школ в 14 странах как минимум 10 национальными вооруженными силами и многочисленными вооруженными группировками. Согласно отчету, в 2015 году следующие группы использовали школы в военных целях: Афганские национальные силы обороны и безопасности, а также Талибан и группа, связанная с ИГИЛ в Афганистане; бывшие группировки «Селеки» в Центральноафриканской Республике; колумбийские военные и FARC-EP в Колумбии; конголезские вооруженные силы и вооруженные группы в Демократической Республике Конго; иракские силы безопасности и ИГИЛ в Ираке; Совет шуры моджахедов Дарна в Ливии; вооруженные группы в Мали; Татмадау ; (правительственные вооруженные силы) в Мьянме нигерийские силы безопасности и Боко Харам в Нигерии; Вооруженные силы Филиппин и военизированные формирования, а также Исламские борцы за свободу Бангсаморо на Филиппинах; Сомалийская национальная армия в Сомали; Народно -освободительная армия Судана и другие правительственные силы, а также Народно-освободительное движение Судана/армия в оппозиции в Южном Судане; правительственные силы в Сирии; Силы хуситов, народные комитеты и неизвестные вооруженные группировки в Йемене. [ 6 ]
Действия Совета Безопасности ООН
[ редактировать ]В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1998 в 2011 году Совет Безопасности призвал «стороны вооруженного конфликта воздерживаться от действий, которые препятствуют доступу детей к образованию» и просил Генерального секретаря ООН «контролировать и сообщать... о военном использовании школ... в нарушение международного гуманитарного права...». [ 7 ]
В соответствии с резолюцией 2143 Совета Безопасности ООН в 2014 году Совет Безопасности выразил «глубокую обеспокоенность по поводу использования школ в военных целях в нарушение действующего международного права , признавая, что такое использование может сделать школы законными целями нападения, тем самым ставя под угрозу безопасность детей и учителей». как образование детей». [ 8 ] Далее Совет Безопасности призвал «все стороны вооруженного конфликта уважать гражданский характер школ в соответствии с международным гуманитарным правом »; призвал «государства-члены рассмотреть конкретные меры по предотвращению использования школ вооруженными силами и вооруженными негосударственными группами в нарушение применимого международного права»; призвал «государства-члены обеспечить, чтобы нападения на школы, нарушающие международное гуманитарное право, расследовались, а виновные были должным образом привлечены к ответственности»; и призвал «целевые группы Организации Объединенных Наций на страновом уровне усилить мониторинг и отчетность по использованию школ в военных целях». [ 8 ]
В 2015 году Совет Безопасности ужесточил свою формулировку и в резолюции 2225 призвал все «государства-члены принять конкретные меры по предотвращению такого использования школ вооруженными силами и вооруженными группировками». [ 2 ]
Законность
[ редактировать ]Законность использования школ в военных целях регулируется сочетанием международного гуманитарного права (также известного как «право вооруженных конфликтов»), международного права прав человека и внутреннего права . [ 9 ]
Международное гуманитарное право
[ редактировать ]Использование школ в военных целях ограничено, но не всегда запрещено международным гуманитарным правом . Стороны вооруженного конфликта обязаны, насколько это возможно, а) избегать размещения военных объектов внутри или вблизи густонаселенных районов, в том числе там, где предположительно будут расположены школы и университеты; б) стремиться вывести гражданское население, отдельных гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся под их контролем, из окрестностей военных объектов; и в) принять другие необходимые меры предосторожности для защиты школ и университетов, находящихся под их контролем, от опасностей, возникающих в результате военных действий. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
По словам специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженных конфликтах: «Международное гуманитарное право запрещает вооруженным силам и группировкам использовать школы, в то время как дети и учителя используют их в образовательных целях». [ 14 ] По мнению Хьюман Райтс Вотч, «незаконно использовать школу одновременно и как вооруженный опорный пункт, и как образовательный центр». [ 15 ]
В соответствии с Четвертой Женевской конвенцией , применимой во время международных вооруженных конфликтов, оккупирующая держава должна в сотрудничестве с национальными и местными властями «способствовать надлежащей работе всех учреждений, занимающихся уходом за детьми и их образованием». [ 16 ]
В соответствии с Дополнительным протоколом II , применимым во время немеждународных вооруженных конфликтов, это «фундаментальная гарантия» того, что дети получат образование в соответствии с желаниями их родителей. [ 17 ]
Пакт Рериха гласит, что «[Образовательные… учреждения должны рассматриваться как нейтральные и как таковые уважаться и защищаться воюющими сторонами… Такое же уважение и защита должны оказываться… образовательным… учреждениям как в мирное время, так и во время войны». [ 18 ]
Международное право прав человека
[ редактировать ]Международное право в области прав человека гарантирует студентам, преподавателям и работникам образования право на жизнь, личную свободу и безопасность. [ 19 ] Государства также обязаны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие детей. [ 20 ]
Более того, каждый имеет право на образование. [ 20 ] [ 21 ] В целях достижения полной реализации этого права государства должны сделать начальное образование обязательным и доступным для всех бесплатно; среднее образование общедоступно и доступно для всех; и высшее образование одинаково доступно для всех в зависимости от способностей. [ 20 ] [ 21 ] Согласно Конвенции о правах ребенка , государства обязаны принимать меры для поощрения регулярного посещения детьми школ и снижения уровня отсева детей из школы. [ 20 ]
Разъясняя право на образование, предусмотренное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах , Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам заявил, что «существует сильная презумпция недопустимости любых регрессивных мер, принятых в отношении права к образованию... Если принимаются какие-либо заведомо регрессивные меры, на государстве-участнике лежит бремя доказывания того, что они были введены после самого тщательного рассмотрения всех альтернатив и что они полностью оправданы ссылкой на совокупность прав. предусмотренных Пактом, и в контексте полного использования максимальных имеющихся ресурсов государства-участника».
Комитет по правам ребенка , орган независимых экспертов, которые проверяют соблюдение странами Конвенции о правах ребенка , отреагировал на доказательства использования школ в военных целях, призвав к его прекращению. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] беспристрастное расследование и судебное преследование виновных; [ 22 ] [ 26 ] за любой причиненный ущерб, подлежащий немедленному и полному возмещению. [ 27 ] и за запрет использования школ в военных целях во внутреннем законодательстве. [ 28 ]
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин , орган независимых экспертов, которые анализируют соблюдение странами Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , также призвал запретить захват школ силами безопасности в районах пострадавших от вооруженного конфликта, в ответ на доказательства сексуальных домогательств девочек и отсева из школы из-за присутствия сил безопасности на территории школы, а также на запрет использования школ в военных целях во внутреннем законодательстве. [ 29 ]
Внутреннее право
[ редактировать ]Некоторые страны приняли законодательство, запрещающее или ограничивающее использование школ и/или университетов в военных целях. Некоторые национальные вооруженные силы и негосударственные вооруженные группы запретили или регулировали эту практику с помощью военных инструкций или общих приказов . [ 30 ] Между тем, национальные суды также призвали национальные силы покинуть школы. [ 9 ]
Примеры законодательства
[ редактировать ]Аргентины Закон о высшем образовании (1995 г.): «Общественные силы не могут войти в национальные университеты без предварительного письменного распоряжения компетентного суда или запроса законно созданной университетской власти». [ 31 ]
Центральноафриканской Республики Кодекс защиты детей (2020 г.): «Любое... занятие школ... запрещено. Любой, кто... занял школу... наказывается тюремным заключением на срок от десяти (10) до двадцати (20) человек. лет и/или штраф в размере от 5 000 000 до 20 000 000 франков». [ 32 ]
Эквадора Закон о высшем образовании (2010 г.): «Кампусы университетов и политехнических институтов неприкосновенны… Когда необходима защита государственных сил, законный представитель учебного заведения запросит соответствующую помощь… Те, кто нарушает эти кампусы, будут подвергнуты санкциям в соответствии с законом». [ 33 ]
Закон Индии о реквизиции и приобретении недвижимого имущества (1952 г.): «Ни одно имущество или его часть… используемое исключительно… в качестве школы… или с целью проживания лиц, связанных с управлением… такой школой… не должно быть реквизировано». [ 34 ]
Ирландии Закон об обороне (1954 г.): «Ничто в этом разделе [о военных маневрах] не разрешает… вход на территорию или вмешательство (за исключением использования любой дороги) в любую… школу… [или] территорию, прилегающую к любой… школе… " [ 35 ]
Закон Филиппин, обеспечивающий более сильное сдерживание и специальную защиту от жестокого обращения с детьми, эксплуатации и дискриминации (1992 г.): «Общественная инфраструктура, такая как школы… не должна использоваться в военных целях, таких как командные пункты, казармы, отряды и склады снабжения…» [ 36 ]
Филиппины, Закон о специальной защите детей в ситуациях вооруженного конфликта (2019 г.): «Любое лицо, признанное виновным в совершении [захвата школ или срыва образовательной деятельности]… подлежит наказанию в виде тюремного заключения на срок не менее четырнадцати (14) лет, но не более двадцати (20) лет, и штраф в размере не менее одного миллиона песо (1 000 000,00 песо), но не более двух миллионов песо. (2 000 000,00 песо).» [ 37 ]
Польши Закон о размещении Вооруженных сил (1995 г.): «Временному расквартированию не подлежат следующие виды недвижимого имущества: … недвижимое имущество высших учебных заведений…» [ 38 ]
Примеры военных уставов и приказов
[ редактировать ]Колумбия, приказ Главнокомандующего вооруженными силами от 6 июля 2010 г .: «Принимая во внимание нормы международного гуманитарного права, тот факт, что командующий занимает или разрешает занятие своими войсками… государственных учреждений, таких как учебные заведения…» [ 39 ]
Новая Зеландия, Руководство по законодательству о вооруженных силах, 2019 г.: «Командиры [Сил обороны Новой Зеландии] должны предпринять все практические шаги для защиты права детей на образование. Использование и занятие школ и других учебных заведений явно препятствует осуществлению этого права, и его следует избегать везде, где это возможно. Если по военным причинам силам необходимо использовать такое учреждение, например, для размещения личного состава, хранения материальных средств или в качестве части оборонительной позиции, необходимо принять все возможные меры. приниматься по согласованию с местными властями, чтобы обеспечить максимально возможное сокращение нарушений в образовании детей. Это может включать в себя выявление и содействие использованию других подходящих средств для таких целей… Члены NZDF не должны использовать их. школьные здания или сооружения для военных целей, за исключением случаев крайней необходимости». [ 40 ]
Филиппины, Письмо-директива Вооруженных сил Филиппин № 34 от 24 ноября 2009 г.: «Для достижения этой цели весь персонал [Вооруженных сил Филиппин] должен строго соблюдать и уважать следующее: … Базовая инфраструктура, такая как школы… должна не использоваться в военных целях, таких как командные пункты, казармы, отряды и склады снабжения». [ 39 ]
Южный Судан, Приказ заместителя начальника Генерального штаба по моральной ориентации , 16 апреля 2012 г.: «Этот акт оккупации [школ нашей армией] достоин сожаления и является [нарушением] нашего земельного закона. наши дети от столь необходимого образование… Приказываю вам срочно эвакуировать… школы, занятые силы под Вашим непосредственным командованием… Невыполнение эвакуации вышеупомянутых школах приведет к суровым дисциплинарным мерам, и этот акт является серьезным нарушением закон нашей страны, который будет иметь прискорбные последствия…» [ 41 ]
Объединенное служебное руководство Соединенного Королевства по праву вооруженных конфликтов (2004 г.): «Лучше считать, что закон также запрещает: … использование культурных ценностей в целях, которые могут подвергнуть их уничтожению или повреждению в вооруженном конфликте. , если только нет реальной альтернативы такому использованию... Культурные ценности включают в себя... учреждения, занимающиеся... образованием..." [ 42 ]
США Полевой устав 27-10 (1956 г.): «Соединенные Штаты и некоторые американские республики являются участниками так называемого Пакта [Рериха], который предоставляет нейтрализованный и защищенный статус… образовательным… учреждениям в случае войны». между такими государствами». [ 43 ]
Примеры судебных решений
[ редактировать ]Конституционный суд Колумбии , Енис Осуна Монтес против мэра муниципалитета Самбрано : «Мэр города должен препятствовать членам сил государственной безопасности вход в помещения школы для проведения тренировок, тренировок или установки оружия, боеприпасов или использовать вооруженный персонал, поскольку это увеличит опасность для студенческое сообщество». [ 44 ]
Верховный суд Индии , Эксплуатация детей в детских домах в штате Тамил Наду против Союза Индии и других : «[Необходимо обеспечить, чтобы школьные здания и общежития не могли быть заняты вооруженными силами или силами безопасности». в будущем для какой бы то ни было цели…» [ 45 ]
Практика негосударственных вооруженных формирований
[ редактировать ]Международное гуманитарное право связывает негосударственные вооруженные группы, участвующие в вооруженном конфликте. Чтобы регулировать поведение своих сил, многие такие группы издают приказы, директивы, принципы, правила или делают заявления о своем намерении придерживаться определенных стандартов.
Свободная сирийская армия , Сирия: «[О]ккупация [школ] военными силами представляет собой прямое нарушение внутреннего и международного права… [Т]а Свободная сирийская армия сегодня заявляет о своей официальной позиции, запрещающей милитаризацию школ и... и внесет поправки в свою Прокламацию принципов, чтобы отразить то же самое. Это заявление будет распространено среди всех наших батальонов и будет определять действия наших членов. Любые лица, уличенные в нарушении принципов, перечисленных в нашей декларации, будут привлечены к ответственности в соответствии с. международное право - Декларация, подписанная президентом сирийской оппозиционной коалиции и начальником штаба Высшего военного совета Свободной сирийской армии, 30 апреля 2014 г. [ 46 ]
Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил , Сирия: «Мы подтверждаем нашу ответственность всегда соблюдать международное гуманитарное право, включая… обязанности… [уважать и защищать школы и больницы, а также воздерживаться от использования в них в поддержку военные усилия, в том числе путем размещения военных объектов внутри них или вблизи них». — Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, Декларация о приверженности соблюдению МГП и содействию оказанию гуманитарной помощи, 2014 г. [ 46 ]
Тринадцать негосударственных субъектов подписали « Акт об обязательствах по защите детей от последствий вооруженного конфликта », разработанный неправительственной организацией «Женевский призыв» , который включает положение: «Мы будем… избегать использования школ в военных целях». или помещения, в основном используемые детьми». [ 47 ] По состоянию на 23 марта 2015 г. этот документ подписали следующие стороны: Национальный фронт/Армия Чин (CNF/CNA) [Бирма/Мьянма]; Каренский национальный союз/ Каренская национально-освободительная армия (КНС/КНОА) [Бирман/Мьянма]; Кареннийская национальная прогрессивная партия/ Кареннийская армия (KNPP/KA) [Бирма/Мьянма]; Партия штата Новый Мон/Национально-освободительная армия Мон (NMSP/MNLA) [Бирма/Мьянма]; Организация национального освобождения Пао / Армия национального освобождения Пао (PNLO/PNLA) [Бирма/Мьянма]; Национал-социалистический совет Нагаленда (Холе-Китови) (НССН-КК) [Индия]; Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПКИ) [Иран]; Партия Комала Иранского Курдистана (КПИК) [Иран], Партия Комала Курдистана (КПК) [Иран], Комала - Курдистанская организация Коммунистической партии Ирана, Комала - Курдистанская организация Коммунистической партии Ирана (ДПК-Иран) ) [Иран]; Демократическое самоуправление в Рожаве / Отряды народной самообороны / Отряды женской защиты (YPG-YPJ) [Сирия]; Народные силы обороны/ Рабочая партия Курдистана (HPG/PKK)) [Турция]. [ 48 ]
Руководство по защите школ и университетов от военного использования во время вооруженного конфликта
[ редактировать ]26–28 ноября 2012 года эксперты со всего мира встретились в замке Люсенс в Люсенсе , Швейцария, чтобы обсудить разработку международных руководящих принципов по лучшей защите школ и университетов от использования в военных целях. [ 49 ] Итоговый документ известен как « Проект руководящих принципов Люсенса по защите школ и университетов от военного использования во время вооруженных конфликтов» . Автором проекта Руководства Люсенса является профессор Стивен Хейнс , заведующий кафедрой международного публичного права Гринвичского университета в Лондоне, который более 30 лет прослужил офицером в британских вооруженных силах . На протяжении всего процесса разработки более тридцати государств и международных организаций сделали публичные заявления в поддержку инициативы.
В июне 2014 года Норвегия объявила, что возглавит процесс доработки Руководящих принципов и будет способствовать их одобрению и реализации. [ 50 ]
Окончательный вариант «Руководства по защите школ и университетов от военного использования во время вооруженного конфликта» был представлен в декабре 2014 года в Женеве на встрече, организованной Норвегией и Аргентиной . [ 51 ] Руководящие принципы призывают стороны в вооруженном конфликте не использовать школы и университеты в каких-либо целях для поддержки своих военных усилий. Признавая, что определенные виды использования не будут противоречить праву вооруженных конфликтов, в Руководящих принципах излагаются конкретные меры в качестве руководства по ответственной практике для всех сторон в конфликте, чтобы избежать ущерба для безопасности и образования учащихся. Декларация о безопасных школах была разработана в результате консультаций, проведенных Норвегией и Аргентиной в первой половине 2015 года. Декларация дает государствам возможность выразить широкую политическую поддержку защите и продолжению образования в условиях вооруженного конфликта, а также реализации Руководящих принципов. Декларация о безопасных школах была открыта для одобрения на международной конференции в Осло 29 мая 2015 года. [ 52 ]
В своем ежегодном докладе Совету ООН по правам человека , за 2014 год Лейла Зерруги Специальный представитель Генерального секретаря по вопросам детей и вооруженных конфликтов, приветствовала выпуск Руководства по защите школ и университетов от военного использования во время вооруженных конфликтов и призвала государства-члены усыновить их». [ 53 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уроки войны: военное использование школ и других учебных заведений во время вооруженного конфликта» (PDF) . Глобальная коалиция по защите образования от привязанности . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Резолюция 2225 (2015)» . Совет Безопасности ООН . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ «Доклад Генерального секретаря: Дети и вооруженные конфликты, 2013 г.» (PDF) . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала (PDF) 29 ноября 2014 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Уроки войны – 2015: военное использование школ и других учебных заведений во время конфликта» (PDF) . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Образование под атакой, 2014 г.» (PDF) . Глобальная коалиция по защите образования от нападений . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ « Доклад Генерального секретаря: Дети и вооруженные конфликты », 20 апреля 2016 г., Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, дата обращения 6 июля 2016 г.
- ^ «Резолюция 1998 (2011)» (PDF) . Совет Безопасности ООН. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Резолюция 2143 (2014)» . Совет Безопасности ООН . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шеппард, Беда; Кенджи Кизука (2012). «Устранение вооруженного конфликта за пределами классной комнаты: международная и внутренняя правовая защита учащихся, когда комбатанты используют школы». Журнал международных гуманитарно-правовых исследований . 2 (2): 281–324. дои : 10.1163/18781527-00202001 .
- ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Международное обычное право, правило 22» . Международный комитет Красного Креста . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Международное обычное право, правило 23» . Международный комитет Красного Креста . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Международное обычное право, правило 24» . Международный комитет Красного Креста . Проверено 23 марта 2015 г.
- ↑ Доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, A/68/267 , 5 августа 2013 г., пар. 16.
- ^ «Саботаж в школе: нападения наксалитов и оккупация полицией школ в индийских штатах Бихар и Джаркханд» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), 8 июня 1977 года» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Международный пакт о гражданских и политических правах» . рез. 2200A (XXI), 21 UN GAOR Supp. (№ 16), стр. 52, Док. ООН. A/6316 (1966), 999 UNTS 171, вступил в силу 23 марта 1976 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Конвенция о правах ребенка» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Заключительные замечания: Колумбия (2010 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Сирия (2012 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Израиль (2013 г.)» (PDF) . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Таиланд (2012 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Индия (2014 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Шри-Ланка (2010 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Йемен (2014 г.)» . Комитет по правам ребенка . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Заключительные замечания: Индия (2014 г.)» . Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Шеппард, Беда (август 2019 г.). «Защита школ от поля боя: почему глобальные правовые и политические усилия по сдерживанию использования школ в военных целях имеют значение» . Международное обозрение Красного Креста . 101 (911): 665–684. дои : 10.1017/S1816383119000584 . ISSN 1816-3831 .
- ^ «Ley de Education Superior, Ley 24.521 (1995)» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Центральноафриканская Республика, Кодекс защиты детей, 2020 г., ст. 180.
- ^ «Органический закон образования (2010)» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Закон о реквизиции и приобретении недвижимого имущества» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Закон об обороне (1954 г.)» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Закон об усилении сдерживания и специальной защиты от жестокого обращения с детьми, эксплуатации и дискриминации, предусматривающий наказания за его нарушение и другие цели, RA 7610 (1992)» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Республиканский закон № 11188 «Закон, обеспечивающий специальную защиту детей в ситуациях вооруженного конфликта и предусматривающий наказание за ее нарушения» . 10 января 2019 г.
- ^ «Закон о размещении Вооруженных Сил Республики Польша (1995 г.)» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шеппард, Беда (20 июля 2011 г.). «Школы и вооруженные конфликты: глобальный обзор внутренних законов и государственной практики по защите школ от нападений и военного использования» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Силы обороны Новой Зеландии, Руководство по законодательству о вооруженных силах: Закон о вооруженных конфликтах, DM 69 (2-е изд.), Том 4» (PDF) . 8 января 2019 г.
- ^ Мете, генерал-лейтенант Обуто Мамур. «Приказ Управления заместителя начальника Генерального штаба по военно-политическим операциям от 16 апреля 2012 г.» (PDF) . Народно-освободительная армия Судана . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Объединенное служебное руководство по праву вооруженных конфликтов (PDF) . Министерство обороны Соединенного Королевства. 2004 . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Полевой устав 27-10: Закон наземной войны (1956 г.)» . Отдел Полевого устава армии . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Енис Осуна Монтес против мэра муниципалитета Самбрано, SU-256/99» . Конституционный суд Колумбии . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Эксплуатация детей в детских домах в штате Тамил Наду против Союза Индии и других, WP (Criminal) № 102 от 2007 г., приказ от 1 сентября 2010 г.» . Верховный суд Индии . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Использование школ в военных целях: примеры внутреннего законодательства, руководств и практики» (PDF) . Глобальная коалиция по защите образования от нападений . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Акт об обязательствах по защите детей от последствий вооруженного конфликта» (PDF) . Женевский звонок . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Женевский призыв, список лиц, подписавших обязательства» . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Проект руководящих принципов Люсенса по защите школ и университетов от военного использования во время вооруженного конфликта ,
- ^ «Норвегия: путь к прекращению использования школ в военных целях» . Глобальная коалиция по защите образования от нападений, 13 июня 2014 г. Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Новые международные рекомендации устраняют коварный пробел в защите образования во время войны» . Глобальная коалиция по защите образования от нападений, 16 декабря 2014 г. Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «37 стран начинают процесс защиты школ и университетов во время конфликта» . Глобальная коалиция по защите образования от нападений, 29 мая 2015 г. Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ «Ежегодный доклад Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, 29 декабря 2014 г.» . Проверено 23 марта 2015 г.