Муштак Али Хан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Муштак Али Хан (20 июня 1911 в Банарасе - 21 июля 1989) был индийским классическим ситаристом , сурбахаром (и пахаваджем ).
Обучение и происхождение
[ редактировать ]Хан учился музыке у своего отца, Ашика Али Хана, который учился игре на ситаре у музыканта XIX века Баркатуллы Хана, потомка Масита Сена из Дели, изобретателя Маситхани гат (основной стиль медленной музыкальной композиции в игре на ситаре). [ 1 ] Его имя стало синонимом стиля Сениа. [ 2 ] хотя на самом деле он, возможно, практиковал даже более строгий стиль, чем его предшественники в гхаране. [ 3 ] Он избегал многих украшений современной техники игры на ситаре (таких как мурки и замзама) и предпочитал чистый, чистый звук. Его алап был построен по образцу дхрупада алапа, а его джод и джхала во многом заимствованы из рудра вина техники . Как ни странно, несмотря на то, что он является музыкальным потомком Масита Сена, он редко играл Маситхани Гатс публично, и ни один из коммерческих образцов его музыки не содержит ни одного такого инструмента. Вместо этого он решил играть на более быстрых гатах Резахани, чувствуя, что игра на гатах Маситхани невнимательной публике приведет к их обесцениванию. [ 4 ]
Поначалу Муштак Али, будучи придворным музыкантом в Джаунпуре , покинул двор, чтобы продолжить независимую карьеру. Он начал играть на Всеиндийском радио в 1929 году и выступал на Сангит Саммелан (музыкальная конференция) 1931 года в Аллахабаде . На протяжении всех 1940-х и большей части 1950-х годов он считался самым выдающимся ситаристом в Индии после кончины Энайят Хана из Этава Гараны и до прихода к власти молодых Нихила Банерджи , Рави Шанкара и Вилаят Хана в Индии. середина 1950-х годов. [ 5 ] В 1968 году он выиграл премию Сангит Натак Академи , высшее индийское признание, присуждаемое практикующим артистам, присуждаемое Сангит Натак Академи , Национальной академией музыки, танца и драмы Индии. [ 6 ]
Будучи пуристом, Хан-Сахеб отказался поддаться изменению популярных вкусов и принять новшества, введенные Рави Шанкаром, с одной стороны, и Вилаятом Ханом, с другой, что привело к постепенному падению его популярности. [ 7 ] На момент смерти он был известен как «музыкант-музыкант». Многие из самых известных музыкантов Индии выразили свою признательность за чистоту его стиля и музыкальность в книге, опубликованной в Дели после его смерти. [ 8 ]
Инструменты
[ редактировать ]Муштак Али Хан принадлежал к Сении Гарана. Он был единственным исполнителем сурбахара в Индии, который играл на бе-анге с тремя мизрабами, причем с пахаваджем в качестве аккомпанирующего инструмента только в чистом стиле дхрупада.
В редком эксклюзивном интервью Daily Telegraph от 13 июля 1985 года Хан Сахаб рассказал историю этого инструмента с историческими ссылками, в которых он развеял миф об этом инструменте. Хан Сахаб имел свою линию от пятого вани, называемого Дхандвани, в честь одного из предков. Знаменитая дхрупадия двора Шаха Джахана, Наяк Дхундху. Его еще называют Расал Вани из-за его красоты. Он сказал: «... двое моих предков, Джаггу Хан и Макку Хан. Поскольку Макку Хан был бездетным, он усыновил Вараса Али Хана (великое имя), который научился искусству игры Бина у Баде Мохаммед Хана. Когда мой отец Ашик Али Хан было шесть лет, мой дедушка Садак Али Хан, сын Джаггу Хана, умер, поэтому его дядя Варас Али Хан научил его всем тонкостям Бины на сурбахаре . Вот почему мы играем в Сурбахара втроем. Мезрабс изначально был создан для того, чтобы поздравить с игрой Алапа. В те дни Алап был исключительной прерогативой Бинкара Мухаммеда Хана и его сына Саджада Мохаммеда Хана, в котором останавливались великие игроки СурБахара. В Калькутте в начале 20-го века он обучал многих известных игроков, в том числе Имдада Хана и Джнаноду Мукерджи. На этом инструменте играют две анги — алап и талпаран, и именно поэтому знание пахаваджа необходимо для игры на талпаране…».
Награды
[ редактировать ]Муштак Али Хан был награжден премией Академии Сангит Натак в 1968 году (эквивалентом премии Национальной академии). В 1973/74 году он получил звание доктора Литта Университета Рабиндры Бхарати . Правительство Индии назначило его почетным профессором Министерства образования и культуры и предоставило стипендию.
Среди других музыкальных наград были Ситар Судхакар - 1932 г., Тантри Вилас - 1973 г., Сангит Ратнакар - 1974 г., Премия Государственной академии - 1974 г., Старшая стипендия и почетная стипендия - 1986 г., Премия Бхувалки - 1987 г., Премия Тансена - 1987 г., Особый почетный университет Дели. – 1987.
Студенты
[ редактировать ]Он обучал многих студентов, в том числе Дебу Чаудхури , который открыл культурный центр в Нью-Дели под названием «Центр культуры УМАК (аббревиатура Устада Муштака Али Хана)», с целью сохранить музыку Муштака Али и его идеи живыми. Его единственный ученик по сурбахару Стивен Ландсберг живет и преподает в США. Муштак Али Хан научил его технике трех мизрабов и их уникальному применению в тар-паране.
Деятельность хана (поздняя)
[ редактировать ]Последователь Расала Вани [ нужны разъяснения ] Хан Сахаб был единственным игроком на сурбахаре, который поддерживал чистоту расала вани . В 1953 году он дал сольный концерт сурбахара в Рага Пурия в Первой национальной программе Всеиндийского радио Нью-Дели. Следует напомнить, что в 1953 году Пандит Рави Шанкар сыграл важную роль в создании Национальной программы Всеиндийского радио и присутствовал на этом памятном событии.
Муштаг Али организовал конференции, на которых знатокам и новичкам были представлены старые мастера и новые художники. Среди широко известных имен Рави Шанкар был впервые представлен им публике в Калькутте. Устад был популярен с начала 1930-х до конца 1940-х годов.
Муштак Али умер 21 июля 1989 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аллин Майнер, Ситар и Сарод в 18 и 19 веках, 1993 г.
- ^ Джерри Фаррелл Стиль игры на ситаре Сениа в современной Индии, Британский журнал этномузыкологии, Том. 11, № 2. (2002)
- ^ Аллин Майнер, Ситар и Сарод в 18 и 19 веках, 1993 г.
- ^ Джерри Фаррелл Стиль игры на ситаре Сениа в современной Индии, Британский журнал этномузыкологии, Том. 11, № 2. (2002)
- ^ Джерри Фаррелл Стиль игры на ситаре Сениа в современной Индии, Британский журнал этномузыкологии, Том. 11, № 2. (2002)
- ^ «СНА: Список лауреатов Академии» . Академии Сангит Натак Официальный сайт . Архивировано из оригинала 30 мая 2015 года.
- ^ Джерри Фаррелл Стиль игры на ситаре Сениа в современной Индии, Британский журнал этномузыкологии, Том. 11, № 2. (2002)
- ^ Дебу Чаудхури (редактор) Индийская музыка и Устад Муштак Али Хан, 1993
- Индийская музыка и Устад Муштак Али Хан , Чаудхури Д., Махаджан А. и Чаудхари П., Har-Anand Publications, 1993.
- Senia gharana, ее вклад в индийскую классическую музыку , автор Дхар С., издательство Reliance.
- [1] - Страница Times of India (индийской газеты) о Муштаке Али Хане.
- [2] - статья в индийской газете Hindu.