Мэйни Джеллетт
Мэри Харриет «Мэйни» Джеллетт (29 апреля 1897 – 16 февраля 1944) была ирландской художницей, чье «Украшение» (1923) было одной из первых абстрактных картин, показанных в Ирландии, когда оно было выставлено на групповой выставке Общества Дублинских художников в 1923 году. активный пропагандист и защитник современного искусства в своей стране, ее работы представлены в музеях Ирландии. Ее работы также были частью летних на художественного конкурса Олимпийских играх 1928 года . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеллетт родился 29 апреля 1897 года на Фитцуильям-сквер , 36 в Дублине , в семье Уильяма Моргана Джеллетта , адвоката, а затем члена парламента , и Джанет Маккензи Стоукс. Мать Мейни была опытной музыкантшей, и все ее дочери получили музыкальное образование. Сестра Мейни Доротея (Бэй) была дирижером оркестра в театре Гейти в Дублине . [ 2 ] [ 3 ] Ее тетей была Ева Джеллетт , врач-новатор, работавшая в Индии. [ 4 ] Уильям и Ева Джеллетт были среди семи детей Джона Хьюитта Джеллетта , ректора Тринити-колледжа в Дублине .
Художественное образование Джеллетт началось в 11 лет, когда она получила уроки живописи у Элизабет Йейтс , Сары Сесилии Харрисон и Мэри Мэннинг , у которых была студия на Меррион-Роу и чье влияние на ирландских художников того времени было значительным. [ 5 ]
Позже она училась в Метрополитен-школе искусств в Дублине. Среди ее учителей был Уильям Орпен , и его влияние очевидно в ее работах этого периода. [ 5 ] [ 6 ] Несмотря на свой артистический талант, она все еще не определилась со своим будущим и в это время регулярно брала уроки игры на фортепиано с намерением стать концертирующей пианисткой.
Она решила стать художницей после работы под руководством Уолтера Сикерта в Вестминстерском техническом институте в Лондоне, куда она поступила в 1917 году и оставалась там до 1919 года. [ 5 ] Она проявила не по годам развитый талант художника импрессионистического стиля. В 1920 году она выиграла стипендию Тейлора в размере 50 фунтов стерлингов. В том же году она представила работу на ежегодную выставку Королевской Хибернианской академии . [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]
В 1921 году вместе со своей спутницей Эви Хоун она переехала в Париж . Там она работала под руководством Андре Лота и Альберта Глейза , столкнувшись с кубизмом и начав исследование абстрактного искусства. Ее новый стиль, включая цвет и ритм, был во многом вдохновлен ее пребыванием во Франции. После 1921 года она и Иви Хоун вернулись в Дублин , но в течение следующего десятилетия часть каждого года они проводили в Париже. В эссе 1943 года, озаглавленном «Определение моего искусства», Джеллетт описывает свое искусство как три революции, вдохновленные ее учителями; первый приписывают Уолтеру Сикерту, второй — Андре Лоту, а третий — Альберту Глейзу. [ 7 ]

В 1923 году она выставила две картины в стиле кубизма на выставке художников в Дублине. Реакция была враждебной: газета Irish Times опубликовала фотографию одной из картин и процитировала своего искусствоведа, который сказал о них: «Для меня они представляли собой неразрешимую загадку». [ 8 ] В следующем году у нее и Иви Хоун состоялась первая совместная выставка.
Глубоко преданная христианка , ее картины, хотя и никогда не являются строго репрезентативными, а иногда и совершенно беспредметными, иногда имеют религиозные названия и могут в некоторых отношениях напоминать иконы по тону, а иногда даже по палитре. В книге «Краткая история ирландского искусства» Брюс Арнольд пишет: «Многие из ее абстракций построены из центрального «глаза» или «сердца» в цветных дугах, скрепленных и соединенных ритмом линий и форм и придающих глубину. и интенсивность – чувство абстрактной перспективы – благодаря базовому пониманию света и цвета». [ 9 ]
Джеллетт был важной фигурой в истории ирландского искусства, как ранний сторонник абстрактного искусства , так и поборник модернистского движения . Ее картины часто подвергались критике, но она красноречиво защищала свои идеи. Вместе с Иви Хоун , Луи ле Броки , Джеком Хэнлоном и Норой МакГиннесс Джеллетт стал соучредителем Ирландской выставки живого искусства в 1944 году. [ 10 ] В опубликованной работе «Подход к живописи» (1942) [ 11 ] Джеллетт заявила, почему, по ее мнению, художники необходимы обществу:

«Представление о художнике как об особой личности, об экзотическом цветке, выделяющемся среди других людей, есть одно из заблуждений, возникших в результате промышленной революции , и факт вытеснения художников со своего законного положения в жизни и обществе настоящего времени. день… Их нынешняя вынужденная изоляция от большинства — это очень серьезная ситуация, и я считаю, что это одна из многих причин, которые привели к нынешнему хаосу, в котором мы живем. Искусство нации — один из основных фактов, благодаря которым она существует. о духовном здоровье судят и оценивают потомки». [ 11 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Джеллетт умер в Дублине 16 февраля 1944 года в возрасте 46 лет от рака поджелудочной железы. [ 12 ] Элизабет Боуэн написала проникновенный некролог, опубликованный в журнале The Bell в 1944 году. Она упоминает одну из их последних бесед, в которой Джеллетт упоминала работу гения Дороти Ричардсон – до самого конца, демонстрируя солидарность с женщинами и феминистским движением. [ 13 ]
Мемориальная доска увековечивает ее прежнее место жительства и место работы на Аппер-Пемброук-стрит, 24 в Дублине. [ 14 ]
Ее работы были важной частью проекта Active Age в Ирландском музее современного искусства (IMMA), который был создан с целью переписать повествование об искусстве и изменить канон. Работы Джеллетт не были очень известны за пределами Ирландии , но она была пионером национального авангарда и решительно поддерживала поощрение молодых ирландских художников . IMMA . решила оценить и пересмотреть европейский канон и вывести на передовую линию таких артистов, как Мэйни Джеллетт
В 1990 году Брюс Арнольд продюсировал, написал сценарий и озвучил документальный фильм « Чтобы сделать это живым» (Мэйни Джеллетт) . В 1991 году Арнольд опубликовал подробную биографию Джеллетта вместе с анализом современного движения в Ирландии . [ 15 ] [ 16 ]
Работа в коллекциях
[ редактировать ]- Художественная галерея Кроуфорд , Корк, в том числе:
- Композиция (ок. 1935 г.)
- Коллекция произведений искусства Ниланда , Слайго
- Коллекция галереи Батлера , Килкенни
- Тринити-колледж, Дублин
- Муниципальная галерея Хью Лейна , Дублин
- Ирландский музей современного искусства , Дублин
- Композиция из четырех элементов (1930)
- Национальная галерея Ирландии , Дублин
- Муниципальная художественная галерея Грейфрайерс, Муниципальная художественная коллекция Уотерфорда, Уотерфорд
- Ольстерский музей , Белфаст, Великобритания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мэйни Джеллетт» . Олимпия . Проверено 27 июля 2020 г.
- ^ «Главный ЗАГС» . IrishGenealogy.ie . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Церковные записи» . IrishGenealogy.ie . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Празднование трехсотлетия выпускников - проректор и президент Тринити-колледжа в Дублине» . www.tcd.ie. Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд, Брюс. Мэни Джеллет 1897-1944 гг . Национальная галерея Ирландии: Галерея Нептуна. стр. Биографические сведения.
- ^ Ферритер, Диармайд (2009). «Джеллетт, Мэни». В Макгуайре, Джеймс; Куинн, Джеймс (ред.). Словарь ирландской биографии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Финтан., Каллен (2000). Источники в ирландском искусстве: читатель . Стерлинг, Вирджиния: Издательство Коркского университета. стр. 86–87. ISBN 1859181546 . OCLC 43631547 .
- ^ «Искусствовед». Ирландские Таймс . 23 октября 1923 г.
- ^ Арнольд, Брюс (1968). Ирландское искусство, краткая история . Прегер. п. 174.
- ^ Снодди, Тео (2002). Словарь ирландских художников: 20 век (2-е изд.). Дублин: Мерлин. п. 288. ИСБН 1903582172 . OCLC 50624017 .
- ^ Jump up to: а б Антология ирландской письменности «Полевой день», Vol. V. Письмо и традиции ирландских женщин . Анджела Бурк, Шивон Килфезер, Мария Ладди, Маргарет Мак Кёртейн, Джерардин Мини, Майрин Ни Доннчадха, Мэри О'Дауд и Клэр Уиллс (редакторы). Лоуренс Хилл, Дерри, Северная Ирландия: Публикации Дня поля. 1991–2002 гг. стр. 1085–1086. ISBN 0946755205 . OCLC 24789891 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Главный ЗАГС» . IrishGenealogy.ie . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Боуэн, Элизабет (1944). «Некролог Мэйни Джеллетт». Колокол . 9 (3): 257.
- ^ «Коричневая пластинка Мэйни Джеллетт» .
- ^ МакГонагл, Деклан (2017). «Для них, а не для нас: «превращение» музея в тревожном мире». Эйре-Ирландия . 52 (3 и 4): 87, 88. doi : 10.1353/eir.2017.0023 . S2CID 201723359 .
- ^ Арнольд, Брюс. Мэйни Джеллетт и современное движение в Ирландии . Издательство Йельского университета, 1991. ISBN 0-300-05463-7 .
Источники
[ редактировать ]- Клэр Далтон (2014) «Ирландские женщины-художницы 1870–1970» Летняя выставка Адамса, 2014 г.
- Дэйр О'Коннелл (2002), Джеллет, Мэри Харриет (Мэни) в Брайане Лалоре (ред.), Энциклопедия Ирландии. Дублин: Гилл и Макмиллан. ISBN 0-7171-3000-2
- Брюс Арнольд (1977), Ирландское искусство, краткая история (2-е изд.), Лондон: Темза и Гудзон, ISBN 0-500-20148-X
- Крукшенк, Энн; Уайт, Джеймс; Брук, Питер (1991). Мэйни Джеллетт 1897-1944 гг . Ирландский музей современного искусства. ISBN 1-873654-01-4 .
- Барретт, Сирил (1993). «Мэни Джеллетт и ирландский модернизм». Ежегодник обзора ирландского искусства . 9 : 167–173. JSTOR 20492730 .
- Бритнак-Линч, Вздох (2002). «Двенадцать ирландских художников: школа ирландской живописи?». Новый обзор Хибернии . 6 (2): 130–134. дои : 10.1353/nhr.2002.0025 . S2CID 145361759 .
- Карсон, Нил (2016). Бунтарь по призванию: Шон О’Фаолейн и поколение The Bell . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1-78499-711-3 . проекта МУЗА Книга 51370 .
- Куллинан, Моника (1995). «Ирландские женщины». Журнал женской истории . 7 : 250–277. дои : 10.1353/jowh.2010.0368 . S2CID 201764631 .
- «Цветная вставка». Ирландия-Ирландия . 40 (3): 2005. 2005. doi : 10.1353/eir.2005.0014 .
- Далтон, Клэр. Ирландские женщины-художницы 1870–1970: Летняя ссудная выставка. Дублин: Аукционисты Адамса, 2014.
- Дублин (Ирландия). Муниципальная галерея современного искусства. Мэйни Джеллетт, 1897–1944: ретроспективная выставка картин и рисунков. 1962-01-01T00:00:00З. Получено из цифровой публичной библиотеки Америки. По состоянию на 21 апреля 2020 г. http://www.archive.org/details/mainiejellett18900dubl .
- Фрост, Стелла. Дань уважения Иви Хоун и Мэйни Джеллетт. Дублин: Браун и Нолан, 1957.
- Хартиган, Марианна (1987). «Ирландская выставка живого искусства». Обзор ирландского искусства (1984–1987) . 4 (4): 58–59. JSTOR 20492035 .
- ИММА. Департамент культуры, наследия и Gaeltacht. По состоянию на 22 апреля 2020 г. https://imma.ie/collection/?_sft_artwork_artist=mainie-jellett&sf_paged=1&obj=obj_24565 .
- Кеннеди, С.Б. Праздник ирландского искусства и модернизма. Кландебой: Адамс, 2011. https://www.adams.ie/media/exhibition_pdfs/1456762848Modernscataloguesmall.pdf .
- Маккарвилл, Эйлин и Альберт Глейз. 1958. Взгляд художника, Мэйни Джеллетт: лекции и очерки об искусстве. Дандолк: Дандалган Пресс.
- «Мэйни Джеллетт». Искусство Великобритании. Совет искусств Англии. По состоянию на 22 апреля 2020 г. https://www.artuk.org/discover/artists/jellett-mainie-18971944 .
- МакГонагл, Деклан (2017). «Для них, а не для нас: «превращая» музей в тревожном мире». Эйре-Ирландия . 52 (3–4): 75–103. дои : 10.1353/eir.2017.0023 . S2CID 201723359 .
- Мини, Джерардин; О'дауд, Мэри; Уилан, Бернадетт (2013). «Производители и потребители популярной культуры, 1900–60». Читая ирландскую женщину . стр. 179–195. дои : 10.2307/j.ctt5vjjn3.10 . ISBN 9781781388198 .
- Пайл, Хилари (2003). «Джеллетт, Мэни [Мэри Гарриет]». Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T044570 .
- Шилдс, Дэниел (1957). «Рецензируемая работа: дань уважения Иви Хоун и Мэйни Джеллетт». Исследования: Ежеквартальный обзор Ирландии . 46 (183): 377–378. JSTOR 30098922 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1897 рождений
- 1944 смертей
- Ирландские художники 20-го века
- Ирландские художницы XX века
- Выпускники Национального колледжа искусств и дизайна
- Выпускники Вестминстерской школы искусств
- Похороны на кладбище Святого Финтана, Саттон
- Ирландские женщины-художницы
- Художники из Дублина (город)
- Олимпийские участники художественных конкурсов
- Смертность от рака поджелудочной железы
- Смертность от рака в Ирландии
- Женщины-художницы 20-го века