Республиканская модель двухпартийного назначения
Республиканская модель двухпартийного назначения представляла собой предложение конституционной реформы Австралии . В случае одобрения на референдуме эта модель провозгласила бы Австралию республикой с главой государства, назначаемой австралийским федеральным парламентом . Модель была предложена народу на республиканском референдуме в ноябре 1999 года и была отклонена 54,4% избирателей.
Детали модели
[ редактировать ]Согласно этой модели, кандидатуры на пост главы государства или президента мог выдвигать любой австралийский гражданин или группа граждан. Их должен был получить комитет по назначениям, созданный парламентом. Комитет предоставит премьер-министру отчет о наиболее подходящих кандидатах на эту должность. Премьер-министр выберет кандидата после того, как заручится поддержкой лидера оппозиции . Эта двухпартийная часть процедуры дала модели название.
Официальное назначение главы государства должно было быть произведено на совместном заседании парламента, на котором присутствовали члены как Сената , так и Палаты представителей . специальное большинство в две трети потребовалось бы Для одобрения назначения кандидата на пост главы государства .
Полномочия предполагаемого главы государства существенно не отличались бы от полномочий правящего монарха и генерал-губернатора . Глава государства был бы наделен полномочиями исполнительной власти , но эти полномочия обычно осуществлялись по рекомендации министров.
Согласно модели, срок полномочий главы государства составлял бы пять лет. Глава государства мог быть отстранен от должности премьер-министром, но это решение должно было быть подтверждено Палатой представителей в течение тридцати дней. Любая вакансия на этом посту была бы временно заполнена губернатором штата, находившимся на посту дольше всех .
Обоснование
[ редактировать ]В случае реализации модель создала бы Австралийскую Республику, устранив конституционные связи с монархией. Ссылки на королеву или генерал-губернатора в конституции Австралии были бы заменены ссылкой на президента Австралии.
Сторонники модели утверждали, что назначенные президенты будут выполнять президентские обязанности так же, как и нынешний генерал-губернатор, поскольку метод назначения требует совместной поддержки основных политических партий . Президент будет продолжать действовать по рекомендации премьер-министра, поскольку в противном случае это приведет к его увольнению. Следовательно, утверждается, что переход к республике окажет минимальное влияние на остальную часть парламента и правительства Австралии.
Хотя референдум 1999 года был ограничен федеральной юрисдикцией, модель может быть принята с небольшими изменениями каждым из шести австралийских штатов , чтобы формально разорвать связи с монархией .
Критика модели
[ редактировать ]Модель подверглась критике за отсутствие демократических качеств. Глава государства не избирается народом, и премьер-министр может по закону игнорировать все кандидатуры, выдвинутые обычными гражданами. Модель подверглась особой критике за то, что позволила премьер-министру уволить главу государства.
Модель также подверглась критике за двухпартийный механизм. По мнению некоторых, намеренное стремление премьер-министра поддержать лидера оппозиции, который по определению является политическим противником, может повлиять на исход других политических споров. Мандат , неявно предоставленный двумя третями парламента, может побудить президента использовать резервные полномочия .
История
[ редактировать ]Модель была первоначально разработана ученым-юристом Джорджем Винтертоном под влиянием систем, используемых в Европе. Центральной концепцией был президент, назначаемый большинством в две трети парламента. В результате судебного процесса президент может быть отстранен от должности абсолютным большинством голосов в обеих палатах парламента. После консультаций с другими экспертами предложение с внесенными поправками было опубликовано в журнале Independent Monthly в марте 1992 года и было поддержано Австралийским республиканским движением (ARM).
В 1993 году модель была рассмотрена как один из четырех вариантов Республиканским консультативным комитетом под председательством Малкольма Тернбулла , который вскоре после этого стал председателем ARM. Премьер-министр Пол Китинг представил несколько измененную версию, предусматривающую как назначение, так и увольнение большинством в две трети парламента. Он заявил, что эту версию, часто называемую моделью Китинга-Тернбулла , следует донести до людей.
При премьер-министре Джоне Ховарде эта модель была тщательно изучена и подвергнута критике на конституционном съезде 1998 года . Модель развилась и включила в себя комитет по назначениям, а полномочия по увольнению главы государства были взяты у парламента и переданы премьер-министру. Благодаря этим изменениям модель была поддержана простым большинством в 73 из 152 делегатов, при этом 22 воздержались . Абсолютное большинство в 89 человек тогда согласились, что его следует передать народу.
На референдуме австралийской республики в 1999 году эту модель поддержали оппозиционные партии, прогрессисты и некоторые консерваторы, опасавшиеся будущего президента, избираемого прямым голосованием, в то время как монархисты и сторонники других республиканских моделей отвергли ее. в сельской местности и пригородах Референдум провалился, особенно значительное большинство голосов было против среди избирателей .
После поражения Австралийское республиканское движение понизило статус модели с предпочтительного до одного из шести возможных вариантов. Его долгосрочное будущее, вероятно, будет зависеть от результатов предложенного модельного плебисцита , который позволит избирателям напрямую продемонстрировать свою поддержку этой версии республиканизма.
Ссылки
[ редактировать ]- Дорога к республике (2004, типография Сената)
- Тернбулл, Малкольм «Австралийская республика» (1993, AGPS Канберра)