Томас Годден
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Томас Годден , настоящее имя Тилден (1624 в Аддингтоне, Кент — 1 декабря 1688 в Лондоне ) — английский придворный и католический священник , который был ложно обвинен в убийстве и измене в заговоре Титуса Оутса или папском заговоре , но сумел бежать из страна. Позже он был полностью оправдан.
Жизнь
[ редактировать ]Его отец, Уильям Тилден, смог дать своему сыну гуманитарное образование, и Томаса сначала отправили в частную школу в Холборо, которой руководил мистер Гилл, а на пятнадцатом году обучения он поступил в Королевский колледж в Оксфорде . Следующий год застал его в колледже Святого Иоанна в Кембридже . [ 1 ] а в 1640 году он стал стипендиатом Биллингсли. Он получил степень бакалавра в 1641 году, но влияние Джона Сарджанта , с которым он познакомился во время учебы в колледже, побудило его принять католическую церковь, и в 1642 году они оба отправились в Английский колледж в Лиссабоне .
Со временем Годден был рукоположен. В 1650 году он был преподавателем философии. Он быстро поднялся по академической лестнице и, будучи последовательно профессором богословия, префектом исследований и вице-президентом, сменил доктора Клейтона на посту президента колледжа в 1655 году. Пять лет спустя он получил степень доктора богословия. Принцесса Екатерина Браганса , собиравшаяся выйти замуж за Карла II , привезла Годдена с собой в Англию в качестве своего личного капеллана . Он был хорошо принят в своей родной стране и пользовался всеми доказательствами королевской благосклонности.
Папский заговор
[ редактировать ]После заговора папистского Майлз Прэнс , серебряный мастер , имевший тесные связи с судом, был арестован и заключен в тюрьму по подозрению в соучастии. В тюрьме его заковали в цепи, не давали огня до того, что он чуть не замерз насмерть, и угрожали пытками . После допроса по поводу убийства сэра Эдмунда Берри Годфри Прэнс поклялся, что Годден и его слуга Лоуренс Хилл были причастны к преступлению и что труп Годфри какое-то время был спрятан в апартаментах Годдена. Пранс не смог предложить никаких правдоподобных мотивов преступления, просто туманно заявив, что Годден встал на сторону двух ирландских священников, Келли и Фицджеральда, в ссоре с Годфри, и что ссора без ясной причины привела к убийству. Келли, о котором ничего не известно, возможно, был плодом воображения Пранса, хотя Годден и Хилл знали ирландского священника по имени Фицджеральд, который работал в доме венецианского посланника .
Годден, обеспокоенный тем, что из-за народных антикатолических настроений ему не будет справедливого суда, бежал в Париж. Его квартиру в Сомерсет-Хаусе подвергли обыску, хотя она была слишком мала, чтобы скрыть тело. Несколько свидетелей, в том числе племянница Годдена Мэри Тилден, клялись на суде, что Хилл был где-то в момент убийства, а жена Хилла обвинила Прэнса в лжесвидетельстве, заявив, что «он знает, что все это так же ложно, как истинен Бог», и предсказав, что что он отречется, когда будет слишком поздно. Тем не менее Хилл был казнен в Тайберне 21 февраля 1679 года вместе со своими предполагаемыми сообщниками Генри Грином и Робертом Берри.
Спустя годы
[ редактировать ]Более поздние доказательства, показавшие, что Годден никоим образом не был связан со смертью Годфри, изменили общественное мнение: в 1686 году, как и предсказывала миссис Хилл на суде над своим мужем, Майлз Прэнс признал, что его обвинения против Хилла, Берри, Грина, Фитцджеральда и Годдена было чистой выдумкой. В правление Джеймса II Годден вернулся на свой прежний пост в качестве раздателя королеве милостыни вдовствующей . С этого времени и до своей смерти он принимал видное участие в религиозных спорах в Англии, а в 1686 году вместе с Бонавентурой Жиффардом защищал доктрину Реального Присутствия перед королем против доктора Уильяма Джейна и доктора Саймона Патрика . Он был похоронен под королевской часовней в Сомерсет-Хаусе.
Публикации
[ редактировать ]- Католики – не идолопоклонники; или полное опровержение несправедливого обвинения в идолопоклонстве, выдвинутого доктором Стиллингфлитом против Римской церкви (Лондон, 1671 г.);
- Справедливое оправдание несправедливого обвинения доктора Стиллингфлита в идолопоклонстве против Римской церкви. С открытием тщеславия его поздней защиты. . . В виде диалога Евномия-конформиста и Катарина-нонконформиста (Париж, 1677 г.);
- Проповедь Святого Петра, произнесенная перед вдовствующей королевой. . . 29 июня 1686 г. (Лондон, 1686 г.);
- Проповедь на Рождество Господне, произнесенная перед вдовствующей королевой. . . в Сомерсет-Хаусе (Лондон, 1686 г.).
- Он также оставил рукописный трактат о Клятве превосходства .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тилден («Годден»), Томас (TLDN639T)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Томас Годден ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Цитирует:
- Джозеф Гиллоу , Библ. Дикт. англ. Кэт. , II, 503
- Панеани, Мемуары , с. 338
- Энтони Вуд , Афина Озон. , IV, 93, 674
- Нарцисс Латтрелл , Hist. Отношения государственных дел , I, 391
- Кэт. Маг. , В, 621; Ви, 59
- Табличка , 16 февраля 1889 г., с. 257