Хелвеллин (опера)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Блин | |
---|---|
Опера Джорджа Александра Макфаррена | |
![]() Фортепианная партитура оперы «Хелвеллин» | |
Либреттист | Джон Оксенфорд |
Язык | Английский |
На основе | Дер Зоннвендхоф Саломон Мозенталь |
Премьера | 3 ноября 1864 г. Театр Ковент-Гарден , Лондон |
«Хельвеллин» — опера в четырёх действиях Джорджа Александра Макфаррена на английское либретто Джона Оксенфорда из Саломона Мозенталя пьесы «Зоннвендхоф» . Впервые он был исполнен Английской оперной труппой в театре Ковент-Гарден в Лондоне 3 ноября 1864 года . [ 1 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 3 ноября 1864 г. Дирижер : Альфред Меллон | |
---|---|---|---|
Мэйбл, вдова и наследница богатого государственного деятеля или землевладельца. | сопрано | Евфросиния Парепа-Роза | |
Ханна, сирота | сопрано | Хелен Лемменс-Шеррингтон | |
Люк, лишенный наследства старший брат покойного государственного деятеля | баритон | Альберто Лоуренс | |
Старый Стини, престарелый слуга фермы. | бас | Генри Корри | |
Мартин, подкидыш, которого защищает Мэйбл | тенор | Генри Хэй | |
Припев: Слуги фермы и иждивенцы |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие оперы происходит на ферме Мэйбл на восточных склонах Хелвеллина в Английском Озерном крае и в соседней деревне. Это начало восемнадцатого века.
Акт 1
[ редактировать ]В необычной увертюре слышно, как вдалеке рабочие фермы и местные жители поют проклятия злу и неизвестному человеку, устроившему разрушительный пожар.
Стини, сварливый старый батрак, выглядывает с фермы и ворчит, когда сначала доярки, косари, затем сеятели возвращаются на ферму раньше, чем он ожидал – каждая группа объясняет, что их работа окончена и что настал день. почти закончилось, и Стини приходится признать, что их раннее возвращение не является результатом безделья. Девочки просят его заполнить время перед ужином, рассказывая им истории, льстив ему тем, что он рассказывает лучшие истории в округе. Стини начинает рассказ о поджоге литейного завода; Ральф, хороший, но угрюмый работник, был несправедливо наказан хозяином и поклялся отомстить. Вскоре после этого начался пожар, и хотя жена Ральфа умоляла хозяина спасти Ральфа, пока пламя распространялось, он этого не сделал, и Ральф погиб в огне. Он заканчивает рассказ, повторяя проклятие, услышанное в увертюре.
Приходит владелица фермы, вдова Мейбл, и напоминает всем, что сегодня вечером им нужно хорошо выспаться, потому что сбор урожая продолжится завтра. Она спрашивает, вернулся ли уже Мартин, и рабочие говорят ей, что для добросердечного Мартина типично то, что он всегда первым идет на работу и последним возвращается домой. Точно по команде приходит Мартин и поет веселую песню, благословляющую честный труд, урожай и плодородную почву. Мэйбл тепло приветствует Мартина, и он говорит, что не может не веселиться, когда находится с доброй женщиной, которая взяла его сиротой. Мэйбл успокаивает его, а затем ее охватывает предчувствие дурного предчувствия, когда она вспоминает Люка, брата ее мужа, который десять лет назад работал на литейном заводе, но после пожара исчез под проклятием отца, и с тех пор его никто не видел. Мартин предполагает, что он, возможно, уже мертв, но Мэйбл отвечает, что всякий раз, когда она думает о том, как хорошо работает ферма, она вспоминает Люка, и ее счастье портится. Мартин пытается подбодрить ее, говоря, что даже самый мрачный рассвет часто может принести хороший день.
Внезапно Ханна спускается из Хелвеллина; она объясняет, что она усталая сирота, и просит еды и приюта на ночь. Мэйбл и Мартин тепло приветствуют ее, но Стини ворчит, что они ничего о ней не знают. Ханну приветствуют, и все отправляются в сарай ужинать, а Стини ворчит, что новоприбывший, должно быть, наложил на всех ведьминское заклятие, оставляя Мэйбл сидеть одну и размышлять о хорошей жизни, которую она ведет, и благодарить за нее небеса. удачи.
Слышен голос, и с холма спускается человек. Это Люк, весело воспевающий свою жизнь нищего в Лондоне – он объявляет, что вернулся домой, чтобы потребовать свое законное наследство теперь, когда его брат, муж Мэйбл, умер. Мэйбл потрясена; она говорит ему, что он может остаться на ночь, но Люк намерен остаться гораздо дольше. Рабочие выходят из сарая, еда окончена, и старый Стини узнает Люка. Мэйбл шепчет Мартину, что ее муж оставил ей все, что указано в его завещании, но она должна поехать в Лондон, чтобы собрать доказательства против утверждения Люка. Она сообщает работникам фермы, что в ее отсутствие главным будет Мартин, и готовится отправиться в путь. Мартин обещает позаботиться о том, чтобы все было сделано правильно, пока ее нет, а Люк тихо выражает свою решимость оставить ферму себе. Стини только ворчит, что его следовало оставить главным, но на прощание Мэйбл говорит, что не должно быть никакой ревности и что Мартин пользуется ее полным доверием.
Акт 2
[ редактировать ]Почти месяц спустя. Люк задается вопросом, поможет ли ему его претензия на респектабельность, и размышляет о проблемах, которые приносит имущество - он уважает собственность только тогда, когда она принадлежит ему. Он вспоминает время, когда осмелился претендовать на руку хозяйской дочери, и как в литейном цехе случился пожар, и вина за это досталась старому Ральфу. Мимо проходит ребенок, и он вспоминает, как увидел ребенка в свете страшного пожара; вкратце, он задается вопросом, кем может быть эта девочка-сирота. Он стряхивает свои опасения и напоминает себе, что теперь он честный человек.
Ребенок появляется снова, на этот раз с Ханной, которая отправляет ее с молоком для больной матери. Люк лукаво замечает, что легко быть щедрым с чужой собственностью, и почти склонен отправить Ханну собирать вещи, как только он станет хозяином, за исключением того, что она слишком красива, чтобы ее отсылать. Он зовет ее, но Ханна не хочет с ним разговаривать. Он говорит ей, что любит ее, а когда Ханна говорит, что она глубоко оскорблена, он говорит ей, что может ухаживать так же нежно, как и любой другой, и требует поцелуя. Слышно, как снаружи батраки поют песню урожая, и Ханна отвлекается, чтобы схватить крюк для жатвы и угрожает использовать его Люку, если он продолжит ее преследовать. Люк отступает, комментируя на ходу, что он будет для нее лучшим другом, чем врагом.
Счастливые сборщики урожая прибывают с нагруженной ручной тележкой, на вершине которой находится Мартин (служба здравоохранения и безопасности еще не добралась до отдаленных склонов Хелвеллина). Все они рады полученному урожаю, и Мартин обещает им праздничный пир. Они уходят, оставив Мартина и Ханну одних. Мартин спрашивает Ханну, почему она всегда старается избегать его, но она отрицает это. Он предлагает ей найденный им четырехлистный клевер и просит носить его для него. Ханна говорит ему оставить его себе и уходит обратно на молочную ферму: Мартин рвет листья и выбрасывает их.
Рабочие возвращаются с обильным ужином. Они начинают раскладывать его на столе. Пою о том, что осень — лучшее из всех времен года. Место Мартина находится во главе стола, а Стини — на другом конце. Мартин говорит всем, что их хозяйка была бы рада видеть их всех такими веселыми, но Стини бормочет о том, что молодой человек занимает почетное место и что у каждой собаки свой день. Все говорят старику заткнуться, и Мартин предлагает тост за здоровье отсутствующей Мэйбл. Люк присоединился к группе и объявляет, что, как брат их покойного хозяина, он по праву должен возглавить празднование урожая. Он призывает всех хорошо выпить, повторяет тост за свою любовницу, а затем отклоняет предложение Мартина всем потанцевать, предлагая вместо этого рассказать ему историю. Он рассказывает им всем, что видел, как Ханна раздавала молоко, и Стини пользуется возможностью заявить, что он с самого начала знал, что она бесполезна и что они не приветствуют воров. Мартин бросается на защиту Ханны, и сама Ханна объясняет, кому она дала молоко. Рабочие сочувствуют, и когда Ханна говорит, что собирается немедленно покинуть ферму, Мартин говорит, что это Стини должна уйти, потому что он ее оскорбил. Ханна настаивает на том, чтобы уйти, и Стини говорит, что ничто и никогда от него не избавится.
Когда рабочие отмечают, что постоянные неприятности Стини всегда портят им удовольствие, Мэйбл возвращается и просит Мартина рассказать ей, что происходит. Он объясняет, что Стини оскорбила Ханну, и, несмотря на протесты Ханны, Мэйбл соглашается, что Стини должна уйти. Стини потрясена, и Мэйбл продолжает говорить Ханне, что ее тоже сошлют жить в пастушескую хижину на высоких склонах горы и пасти там овец. Все обдумывают ситуацию: давнего товарища по работе, всю жизнь проработавшего на ферме, уволили; Мартин замечает, что Стини начал вести себя так, как будто это место принадлежало ему. Ханна с сожалением принимает свое изгнание.
Все рабочие уходят, и Мартин остается наедине с Мэйбл. Мартин говорит, что без Ханны здесь будет тоскливо, и спрашивает, как прошла миссия Мэйбл. Она отвечает, что получила копию завещания мужа, оставив все ей, и что она намерена дать Люку определенную сумму денег, чтобы помочь ему положить конец его бродяжничеству.
Теперь возвращается сам Люк - довольно пьяный; он комментирует достоинства поместья и крепость пива. Люк пытается польстить Мэйбл, но когда она рассказывает ему содержание завещания, он отвечает, что единственное завещание, которое он признает, - это добрая воля Ярмарки. Мейбл предлагает ему кошелек с деньгами, а он не только грубо отказывается от него, говоря, что не откажется от своих прав за жалкий мешок с монетами, но и вообще предлагает жениться на Мейбл, чтобы стать хозяином поместья. Мэйбл бежит к Мартину и сообщает Люку, что хозяин фермы уже здесь. И Мартин, и Люк шокированы этим, и Люк выражает свою решимость отомстить. Мэйбл и Мартин вместе одинаково полны решимости жить в мире, но они осознают очевидную опасность, которую представляет Люк. Люк повторяет свою угрозу, поднимает кулак, а затем, уходя, невидимый для Мэйбл и Мартина, хватает кошелек с деньгами.
Мэйбл снова намекает на свое намерение выйти замуж за Мартина, чтобы сделать его хозяином поместья, но Мартин втайне поет о своем замешательстве: он понимает, что Мэйбл влюблена в него, но он любит Ханну, и он решает, что если Ханна не вернет его любовь, тогда жизнь не будет стоить того, чтобы жить.
Акт 3
[ редактировать ]Высоко на склонах Хелвеллина девушки из поместья ведут Ханну к хижине, которая должна стать ее домом: из хижины выходит пожилой пастух и передает ей заботу о стаде. Девочки довольно странно говорят Ханне, что она может вести там спокойную жизнь, вдали от мира и его проблем, и только звон овечьих колокольчиков будет напоминать ей, когда пришло время отдохнуть. Когда девушки уходят, Ханна принимает все это, отмечая, что она, кажется, всю свою жизнь прожила в состоянии одиночества и что здесь покой горы позволит ее больному сердцу порадоваться. Приходит Мартин и комментирует, что то, что сейчас ответит Ханна, решит его судьбу. Он говорит ей, что Мэйбл предложила ему женитьбу, а вместе с ней и право собственности на поместье. Ханна говорит, что это благородный жест, но Мартин говорит ей, что он отклонил предложение и что виновата Ханна. Ханна расстроена, но Мартин говорит ей, что не может жениться ни на ком другом, потому что любит именно ее. Ханна с грустью отмечает, что вся ее надежда на отдых снова разрушена обманом. Мартин ждет ее ответа, но она говорит ему, что в этой жизни ей не будет утешения и что она никогда не сможет ответить на его любовь. Она напоминает ему о пожаре, уничтожившем литейный завод, и о Ральфе, которого все винят в этом; Мартин проклинает Ральфа, но его останавливает, когда Ханна говорит ему, что она дочь Ральфа, и что Мартин, должно быть, презирает ее за это. Мартин протестует, что поделится с ней чем угодно, но она вбегает в хижину и хлопает дверью.
Мартин умоляет ее поговорить с ним; он говорит ей, что она не обязана искупать все, что сделал ее отец, и что он любит ее так сильно, что его сердце разрывается. Из избы только тишина. Медленно Мартин уходит, и через несколько мгновений дверь хижины открывается, и появляется Ханна. Она смотрит вслед Мартину, делает несколько шагов, чтобы последовать за ним, но затем останавливается, смотрит вверх, затем опускает голову и возвращается в хижину, сложив руки перед собой.
На следующее утро в поместье звонит церковный колокол, и все рабочие собираются на службу и отмечают, какой сегодня хороший день. Они обмениваются сплетнями: женщины говорят, что Мэйбл снова выходит замуж, а мужчины рассказывают друг другу, какой Мартин счастливчик. Люк неторопливо приближается, комментируя, как старомодно молиться в церкви и распространять сплетни за ее пределами. Он полон решимости отомстить и ищет пешку, которая поможет ему добиться этого. Он замечает Стини, и когда звон церковного колокола замедляется и все люди идут на службу, Стини говорит, что теперь он не может ни с кем встретиться лицом к лицу, когда все знают о его позоре и его изгнании. Люк говорит ему, что если бы это случилось с ним, он бы планировал отомстить, а не стонал по этому поводу. Несмотря на свое положение, Стини оскорбляет мысль о том, что он делает что-либо, чтобы навредить месту, где он родился и где провел всю свою жизнь. Люк собирается отправить старика собирать вещи, когда Стини спрашивает, о чем все эти сплетни. Люк сообщает ему, что Мэйбл планирует выйти замуж за Мартина, а Стини говорит, что накануне вечером он видел, как Мартин пошел в коттедж Ханны и провел там некоторое время, а затем, несмотря на свои прежние опасения, он тоже идет в церковь.
Слышно, как прихожане поют гимн урожая. Мэйбл приближается, гадая, где может быть Мартин. Люк пользуется случаем и говорит ей, что если она хочет найти Мартина, ей лучше пойти в коттедж Ханны, потому что Ханна - красивая девушка, и Мартин пойман ею. Он уходит, позволяя своему яду распространиться. Мэйбл отказывается в это верить, но заметила поведение Мартина. Он подходит, и она спрашивает его, где он был. Мартин не отвечает ей, поэтому она напрямую бросает ему вызов, спрашивая, был ли он в коттедже Ханны. Он говорит ей, что ему нужно утешение церкви и что после службы он все объяснит; он пытается увести ее в церковь, но она убегает от него. Он уходит, а Мейбл говорит, что он явно любит другую, значит, его, должно быть, околдовали.
В этот момент Ханна перелезает через перекладину и вежливо приветствует Мэйбл. Мэйбл прямо спрашивает ее, зачем она пришла – чтобы увидеть Мартина? Он был в коттедже на холме и признался ей в любви? Ханна при этом открывает рот, и Мэйбл воспринимает ее молчание как признание. Мэйбл указывает на дом и говорит Ханне, что, пока она не приехала, это было место спокойного удовлетворения, но присутствие Ханны прокляло его. Услышав эту насмешку, Ханна кричит, что это она проклята, и умоляет небеса дать ей силы перенести страдания. Мэйбл снимает ожерелье и предлагает его Ханне, говоря ей взять все, что у нее есть, но оставить ей сердце Мартина. Ханна говорит ей, что она никогда не будет принадлежать Мартину. Когда в церкви снова начинается пение, Мэйбл держит свою Библию и просит Ханну поклясться в ней, Ханна говорит, что так и сделает: она клянется, что не сделала ничего, чтобы соблазнить Мартина, и что она не ищет его любви, но когда Мэйбл просит ее поклясться, что она не любит Мартина, Ханна колеблется и не может повторить клятву. Мэйбл воспринимает это как доказательство, и когда люди выходят из церкви, они слышат слова Мэйбл «вина» и «предательство» и спрашивают, что происходит. Мэйбл обвиняет Ханну в колдовстве, и в большом ансамбле Мартин встает на защиту Ханны, Мэйбл отмечает, что ее предали те, кого она воспитала, Ханна падает в обморок, не в силах вынести всего этого, Люк злорадствует, что его план, похоже, работает отлично Стини комментирует, что он, возможно, старый и раздражительный, но он еще не потерял все свои чувства, и все люди пытаются понять, что происходит и почему все, кажется, сошли с ума. Ханна говорит, что уйдет навсегда, и когда Мартин пытается последовать за ней, она говорит ему, что ее долг уйти одна. Она взбирается на перекладину и убегает.
Акт 4
[ редактировать ]Позже, в фермерском доме, Мэйбл прядет, говоря себе, что было время, когда вращение колеса приносило ей утешение, но теперь все, что она может делать, это плакать. Приходит Мартин, и Мэйбл набирается смелости, чтобы поговорить с ним. Он говорит ей, что должен уйти; он пришел в Хелвеллин ни с чем и теперь уйдет ни с чем. Мэйбл в замешательстве, но Мартин говорит ей, что даже если бы она отдала ему Ханну, он все равно ушел бы лицом к лицу с миром один. Он объясняет свои чувства, когда Ханна впервые пришла, и как он признался ей в любви на горе, и как она отвергла его. Мэйбл понимает, что оклеветала Ханну, и говорит Мартину, что, когда она заставила Ханну поклясться, единственное, что Ханна не могла повторить, это то, что она не любила Мартина. Мэйбл философски признает, что больше не будет любить, и Мартин очень рад узнать, что Ханна действительно любит его. Мэйбл предлагает сопровождать его в поисках Ханны и вернуть ее.
После того, как они ушли, Стини выходит из фермерского дома, приходит посмотреть на него еще раз, прежде чем уйти навсегда. Он комментирует опускающееся небо и скорое приближение грозы и поднимается на чердак над сараем в поисках убежища.
Теперь появляется сама Ханна, почти бессвязная в своем горе, задающаяся вопросом, почему Мартин признался ей в любви. Прямо возле сарая есть удобный утес, и она готовится броситься с него, как вдруг сквозь серые тучи пробивается луч яркого солнечного света. Это напоминает ей яркое пламя горящего литейного завода, и она хорошо помнит своего отца, когда он умирал, говоря, что он невиновен, и указывая на кого-то другого, держащего горящую головню. Теперь она взяла на себя задачу очистить имя своего отца, и именно это дает ей силы нести все жизненные тяготы. Она готовит огонь в очаге и созерцает окно, к которому прислонился Мартин, признаваясь ей в любви, и как внимательно он искал хоть какой-то след возвращенной любви. Но теперь она осознает силу его любви и сожалеет о том, что отвергла ее.
Люк насмешкой прерывает ее размышления и говорит, что пришел подбодрить ее. Ханна зажигает лампу, а Люк закуривает от нее свою трубку и небрежно говорит ей, что ее случай и его случай одинаковы - она хотела Мартина, он хотел ферму, но ни одному из них не было утешения. Поэтому единственный выход, который у них сейчас есть, — это уничтожить тех, кто причинил им вред. Люк изливает свою горечь, а Ханна говорит, что боится его больше, чем грозы. Вспыхивает молния, и Люк ликующе призывает силу бури, чтобы она направила его мстительную руку.
Ханна в ужасе, когда он говорит ей, что вместе они могут сжечь всю ферму, и выхватывает горящую головню из огня. Ханна рассказывает ему, что десятью годами ранее во время пожара в литейном цехе она видела именно его и того, на кого указывал ее умирающий отец. Она говорит ему, что он не может сбежать сейчас и что она наконец очистит имя своего отца; она хватает его.
Когда бушует буря, Люк кричит в ответ, что теперь ничто не может его остановить и что ее имя все еще проклято. Он отталкивает ее и начинает бежать, но достигает края обрыва и начинает падать; он цепляется за дерево, но в него попадает молния, и Люк падает насмерть в долине внизу.
Ханна падает на колени и говорит, что хотя она единственная, кто знает, что ее отец невиновен, ее дух теперь свободен. Стини спускается с чердака и говорит ей, что слышал каждое слово; он обидел ее, говорит он ей, но он загладит свою вину. Он кричит, и рабочие начинают собираться, все выкрикивая имя Ханны, затем он говорит всем, что Ханна - дочь Ральфа и что ее отец невиновен, потому что именно Люк устроил смертельный пожар в литейном цехе. Все говорят Ханне, что ее проблемы теперь позади, и когда прибывают Мэйбл и Мартин, Мэйбл присоединяется к рукам влюбленных и говорит Мартину, что с этого момента она будет любить его как брата. В финальном припеве все поют, что бури, угрожавшие разрушить их мирную жизнь, прошли и что старый Хелвеллин снова обретает мир.
Музыкальные номера
[ редактировать ]
Акт 1
|
Акт 2
|
Акт 3
Акт 4
|
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Обзор премьерного спектакля в: The Musical World , 5 ноября 1864 г., стр. 706–707.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хелвеллин (опера), на Викискладе?
- Хелвеллин (Макфаррен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур