Йохан Хельмих Роман
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2023 г. ) |
Йохан Хельмих Роман (26 октября 1694 — 20 ноября 1758) — шведский композитор эпохи барокко . Его называли «отцом шведской музыки» или «шведским Генделем ». Он был руководителем Шведского королевского оркестра в первые десятилетия шведской эпохи свободы .
Жизнь
[ редактировать ]Роман родился в Стокгольме в семье Йохана Романа, члена шведской королевской капеллы. Фамилия «Роман» может происходить от финского топонима Раума , поскольку предки Йохана жили в Финляндии. Сам композитор описывал себя как потомок финской нации («härstammar af then finska nationalen»). Первые уроки музыки мальчик, вероятно, получил от отца. Он присоединился к королевской капелле в 1711 году в качестве скрипача и гобоиста . Около 1715 года король предоставил Риму разрешение на обучение за границей, и молодой композитор провел около шести лет в Лондоне . Он почти наверняка учился у Иоганна Кристофа Пепуша , познакомился с Франческо Джеминиани , Джованни Бонончини и, что наиболее важно, с Георгом Фридрихом Генделем , музыка которого произвела на Романа неизгладимое впечатление.
Роман вернулся в Швецию в 1721 году. Вскоре он был назначен заместителем мастера королевской капеллы, а через шесть лет стал главным мастером Шведского королевского оркестра . Жизнь Романа в 1720-е годы была полна организационной деятельности, которая привела к значительному улучшению стандартов в часовне, а в 1731 году к первым публичным концертам в Швеции. Единственное опубликованное при его жизни произведение Романа — сборник из 12 сонат для флейты, скрипки и клавесина — появилось в 1727 году. В 1730 году Роман женился, но всего через четыре года его жена умерла. В 1734 году композитор покинул Швецию, чтобы посетить ряд европейских стран — Австрию , Англию , Францию , Германию и Италию . Он вернулся в Стокгольм в 1737 году, привезя с собой множество музыки различных композиторов для исполнения в королевской капелле. В 1738 году Роман снова женился. В 1740 году он был избран членом вновь созданной Королевской академии наук .
В начале 1740-х годов успешная карьера Романа резко ухудшилась. Величайшая покровительница композитора, королева Швеции Ульрика Элеонора , умерла в конце 1741 года. В 1742 году деятельность Романа сильно затруднялась проблемами со здоровьем. В 1744 году Роман написал одно из своих лучших произведений, Drottningholmsmusique : большую оркестровую сюиту для свадьбы наследного принца Швеции Адольфа Фредерика и Луизы Ульрики Пруссии . По иронии судьбы, карьера Романа пострадала именно из-за усилий Адольфа Фредерика и Луизы Ульрики. У новой наследной принцессы были разные музыкальные вкусы, и ее муж создал очень сильную конкурирующую капеллу. Наконец, вторая жена Романа Мария Элизабет Баумгардт умерла в 1744 году, оставив композитору пятеро детей.
В 1745 году Роман ушел в отставку с поста настоятеля царской капеллы из-за глухоты, быстро прогрессировавшей в предыдущие годы. Он поселился в приходе Рисбю , в поместье Лилла Харальдсмола , недалеко от города Кальмар на юго-востоке Швеции. Помимо единственного визита в Стокгольм в 1751–1752 годах для постановки музыки на похоронах и коронации воцарения Адольфа Фредерика, последние годы Романа были посвящены переводу европейских теоретических трактатов на шведский язык и адаптации священных текстов на шведский язык. Он умер в Харальдсмоле в 1758 году. Его работа никогда не была забыта, поскольку уже через девять лет после его смерти Королевская академия наук провела памятную церемонию, на которой были задокументированы достижения Романа; копии произведений Романа встречаются в рукописях еще с 1810 года.
Музыка
[ редактировать ]Одно из самых известных произведений Романа — « Музыка Дротнингхольма », или «Музыка для королевской свадьбы». Он состоит из сборника из 24 коротких пьес продолжительностью от одной до шести минут. Роман написал эту музыку для свадьбы в августе 1744 года наследного принца Швеции Адольфа Фредерика и его невесты Луизы Ульрики Прусской . Их свадьба состоялась во дворце Дротнингхольм (отсюда и современное название). Празднества продолжались четыре дня. Произведения «Дроттнингхольмской музыки», очевидно, были выбраны и аранжированы так, как подобало случаю. Роман тоже держал восемь штук про запас. Эти произведения известны как Сюита ре мажор, которую иногда называют «Маленькой Дротнингхольмской музыкой» или «Краткой Дроттнингхольмской музыкой». Оба являются современными терминами, изобретенными шведским дирижером и музыкантом Клодом Женете .
Другие произведения, написанные Романом, включают сюиту «Sjukmans Musiquen» и кантату в итальянском стиле Piante amiche . В рукописи сохранились месса, мотеты, более 80 псалмов, 21 симфония, 6 увертюр, более 20 скрипичных сонат, двенадцать сонат для клавесина и различные другие произведения.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенгтссон, Ингмар и ван Бур, Бертил Х. (2001). «Йохан Хельмих Роман». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Киф, Саймон П., 1968. Кембриджская история музыки восемнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2011. Страница 421.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информационный сайт о Йохане Хельмихе Романе в Wayback Machine (архивировано 26 октября 2009 г.)
- (на шведском языке) Римская коллекция Йохана Хельмиха Музыкальной библиотеки Швеции
- Бесплатные партитуры Йохана Хельмиха Романа в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Йохана Хельмиха Романа в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)