Генри Калка
Генри Калка | |
---|---|
![]() Генри Калка в 1970 году | |
Рожденный | Йиндржих Кулка 29 марта 1900 г. |
Умер | 9 мая 1971 г. | ( 71 год
Национальность | Чехословакия, Новая Зеландия |
Занятие | Архитектор |
Супруг | Мертвый в ней |
Дети | Ричард и Элизабет (Мару) |
Награды | Генри Кулка выиграл первую и вторую премии, установленные Адольфом Лоосом в его строительной школе в 1919 году. |
Здания | Вилла Хунер (с Лоосом), Кройцберг Вилла Вайсманн, Вена Вилла Семлер, Пльзень Вилла Тейхнер, Шпичак/Железна Руда Вилла Кантор, Яблонец Вилла Хольцнер, Гронов Кулка Хаус, Окленд Дом Хальберстам, Веллингтон Брисс Хаус, Окленд |
Генрих (Йиндржих, Генрих) Пуля [ 1 ] (29 марта 1900 — 9 мая 1971) — чешско-новозеландский архитектор. Он был ключевой фигурой в развитии архитектуры Раумплана в Центральной Европе в период с 1919 по 1938 год. Кулка привнес этот подход к пространственному планированию и лоозийские традиции мастерства из натуральных материалов в современное строительство в Новой Зеландии (1940–1971), где он был пионером. современной архитектуры . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Генрих Кулка родился 29 марта 1900 года в еврейской семье в городке Литовель недалеко от Оломоуца в Чехии (тогда Австро-Венгрия ). Его отец Мориц владел и управлял деревенским магазином тканей. Он был младшим из троих детей, имел двух старших сестер. Молодого Генри отправили в Вену для завершения среднего образования, после чего он изучал архитектуру в Венском техническом университете. Поскольку учеба показалась ему скучной, он не получил ученую степень, а предпочел продолжить свое архитектурное развитие в качестве ученика пионера современного архитектора и идеолога Адольфа Лооса. Он стал помощником Лооса в 1919 году, а к концу 1927 года руководил совместной архитектурной практикой с Лоосом в качестве полноправного партнера. В 1927 году он женился на Хильде Беран, и у них родилось двое детей, Ричард и Элизабет (Мару). Молодая пара принимала активное участие в богатой интеллектуальной жизни Вены того времени. После смерти Лооса в 1933 году Кулька продолжил свою работу в Вене. Когда нацисты оккупировали Австрию в 1938 году, Кулька и его семья бежали в Чехословакию, где жила семья его жены. Когда нацисты вторглись в Чехословакию, ему удалось поехать в Англию, и он был вынужден оставить свою семью. Благодаря теплым рекомендательным письмам от Яну Масарику , Арнольду Шенбергу и Карин Микаэлис он получил визы для своей семьи и для себя для эмиграции в Новую Зеландию. [ 3 ] Проехав разными маршрутами, он воссоединился со своей семьей в Новой Зеландии. Он поселился в Окленде, где нашел работу в строительной компании Fletcher. Он был главным архитектором Fletcher's, проектируя многочисленные коммерческие здания, а также частные резиденции, вплоть до выхода на пенсию в 1960 году. С 1960 года до своей смерти в 1971 году он активно проектировал и реализовал частные дома. Он умер в Окленде в 1971 году в возрасте 71 года. [ 4 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]
В 1919 году, после непродолжительного обучения в Венском техническом университете, Генрих Кулка начал обучение в Строительной школе пионера современного архитектора Адольфа Лооса.
Лоос подчеркивал, что вся архитектура должна быть связана с деятельностью человека и развиваться из нее: форма следует за функцией. Лоос был противником ненужных украшений в архитектуре. Он выступал за использование натуральных чистых материалов и уважение к квалифицированному мастерству. Его проекты включали внутреннюю облицовку из качественных материалов, таких как камень, мрамор и дерево. Уникальной особенностью дизайна Лооса было трехмерное планирование, позже названное Кулкой «Раумплан» и описанное словами Кулки; «Помещения его домов расположены на разных уровнях, взаимосвязаны гармоничными пропорциями, пространство перетекает в пространство, но образует компактное целое. Уровни не привязаны к определенному этажу (цокольный этаж, второй этаж и т. д.) и не являются результатом простого разделения высокого помещения на мезонинные части. Этажи представляют собой взаимосвязанные помещения с открытыми видами, уровни соединены ступенями». [ 5 ]
Кулька имел сходство с мышлением Лооса и был склонен к трехмерному планированию. [ 6 ] он стал помощником Лооса (1919). [ 7 ] а позже стал его партнером (1927), продолжая развивать концепцию Раумплана.
В 1922 году Кулька помогал Лоосу в строительстве первого кубического дома Раумплана — виллы Руфер в Хитцинге, Вена. [ 8 ]
Между 1921 и 1922 годами Кулька самостоятельно спроектировал кубический Раумплан с меньшими кубическими размерами, чем Вилла Руфер. [ 9 ] Прототип, разработанный Кулкой автономно, впоследствии стал известен как Cubic, Dice или Würfelhaus, и был реализован Кулкой десять лет спустя в Вене, на Кюннигльбергассе, 55, Хитцинг. [ 10 ]
В период 1923–1927 годов Кулька работал между Штутгартом, Веной и Парижем. В этот период Лоос жил в Париже. Кулька сотрудничал с Эрнстом Отто Освальдом в работе над победившей в конкурсе на проектирование Штутгартской башни Тагблатт, построенной в 1927 году. В 1927 году Кулька провел год, возглавляя офис Лооса в Париже, руководя проектированием виллы Моллер-Раумплан (в честь Лооса и коллега Кульки Златко Нойман вернулся в Загреб), парижский модный бутик Knize и другие нереализованные проекты, такие как как знаменитая вилла Раумплан для Жозефины Бейкер . В 1928 году Кулька и Лоос вернулись в Вену и открыли ателье в качестве полноправных партнеров. Жена Генри Кулки, Хильда Кулка, урожденная Беран, в этот период была руководителем их практики. В последние годы жизни Лоос был менее активен из-за ухудшения здоровья.
В те годы работы, часто приписываемые Лоосу, такие как дом Хунера [1] 1929 года в Земмеринге, Австрия, были в основном спроектированы Кулкой. [ нужна ссылка ] В тот же период Кулька также участвовал в планировании виллы Мюллер в Праге и домов Венского Веркбунда. [ 11 ]
В 1930 году Кулька написал основополагающую монографию о творчестве Лооса; «Адольф Лоос: работа архитектора», опубликованная Антоном Шроллом Верлагом. [ 12 ]
Поздняя работа в Европе
[ редактировать ]
После смерти Лооса в 1933 году Кулка продолжил и расширил свою прежнюю архитектурную практику, сохранив свой офис в Вене и открыв второй дополнительный офис в Градце-Кралове в Чехословакии для обслуживания заказов по всей Богемии и Моравии. [ 13 ]
Между 1932 и 1939 годами Кулка разработал новые кубические типологии вилл и квартир Raumplan. Помимо функциональности, подход Кульки был гуманистическим. Он учитывал чувства людей, населяющих пространство его построек, стремясь подарить им ощущение гармонии и благополучия. Среди этих работ - Дом Вейсмана 1932 года в Хитцинге в Вене, Квартира Оскара Семлера Раумплана 1933 года в Пльзене , Вилла Кантора Кубического Раумплана 1934 года в Яблонеце-над-Нисой , небольшой горный Раумплан 1934 года для доктора Самуэля Тейхнера в Шпичаке в Железной Руде и вилла Хольцнер Раумплан в Гронове .

Прекрасным примером работы Кулки по Раумплану того времени является вилла Кантор, 1934 год. Этот кубический Раумплан был адаптирован к требованиям врача, которому требовался функциональный кабинет для консультаций, расположенный в корпусе комфортабельного семейного дома. Внешняя оболочка здания имеет кубическую форму и выполнена из тонкой лепнины с симметричными оконными проемами на переднем фасаде и функциональным асимметричным расположением оконных окон по бокам дома. Симметрия фасада сохраняется за счет использования классического выступа стены, обеспечивающего внутреннюю циркуляцию. [ 14 ] Интерьер виллы Raumplan отделан светлым деревом и мрамором. Окна в доме больше, чем в виллах Кульки с Лоосом. Kulka пропускает больше света и использует более светлый хроматический выбор облицовочных материалов. Именно в более расслабленном и тонком управлении пространственным переходом Вилла Кантор развивает раумпланирование и указывает на изменения, которые Кулка внесет в свои более поздние работы в Новой Зеландии.

Работа в Новой Зеландии
[ редактировать ]
Кулька понимал, что не сможет перенести свой европейский образ действий в Новую Зеландию. Он удивительно хорошо адаптировался к самым разным условиям строительства, включая климат, методы строительства, материалы и наличие места. Компактный стиль здания, который характеризовал его более вертикально ориентированные европейские работы, стал менее необходимым. Он сохранил многие элементы, которые характеризовали его европейские дома, такие как встроенные сиденья вокруг камина, встроенная мебель по периферии комнат, приподнятые обеденные зоны, выходящие в жилое пространство, и плоские крыши. Он обладал необыкновенным чувством качества и признавал красоту новозеландского дерева, обшивая свои дома прекрасными деревянными панелями. Кулька рассказал, что «хотел, чтобы интерьеры его домов были похожи на внутреннюю часть скрипки». Поначалу его стиль считался публикой эксцентричным и провокационным, но в последующие годы ему стали подражать молодые современные архитекторы. [ 15 ]
С 1940 по 1960 год Кулька был главным архитектором строительной компании Fletcher, для которой он спроектировал большое количество коммерческих и общественных зданий, а также частных домов. Его проекты были разнообразны: семейные дома, бунгало, пляжные домики, пляжи, дома с галереями, квартиры, библиотеки, церкви и памятники. В основном они были реализованы в Новой Зеландии, хотя он построил ограниченное количество построек через Fletcher Building на Самоа, Тонге и Фиджи. Кулька внимательно следил за изменениями в строительных технологиях и использовал эти новые методы в своих коммерческих проектах. По оценкам, Кулка спроектировал и реализовал более 100 коммерческих структур за период послевоенной индустриализации Новой Зеландии. Характерные черты коммерческих структур Кулки включают простые, прочные фасады и отсутствие структурного или декоративного эксгибиционизма. Его простые внешние конверты соответствовали послевоенному настроению, которое благоприятствовало гражданской скромности и полезности. Приемные и залы заседаний этих коммерческих структур были отделаны местным деревом и камнем. Кулка привнес множество инноваций в свои промышленные проекты, включая естественное освещение и введение в Новую Зеландию фабричного потолка с зубьями. В здании Э. Робинсона (1959 г.) Кулка спроектировал систему двойных окон, чтобы офисы в более глубоких частях этой конструкции могли использовать внутренние стеклянные фасады, которые позволяли естественному свету проникать в эти рабочие помещения. У входа в здание Флетчера (1941–1942) Кулька спроектировал эффектную изогнутую лестницу, облицованную светлым мрамором и местным деревом янтаря.





В частном порядке Кулка реализовал более 40 прекрасных деревянных домов по всей Новой Зеландии. Его деревянные дома были новаторскими по пространству и материалу. Дом Хальберштама в Веллингтоне (1948) [ 16 ] является отличным примером способности Кульки проектировать компактные минималистичные жилища. Одноуровневое бунгало расположено на вершине небольшого холма в Веллингтоне. У него был очень скромный бюджет на строительство, и послевоенные ограничения на строительство были наложены на членов комиссии. Несмотря на эти ограничения, Кулка построил поразительное кубическое бунгало, облицованное снаружи темными обшивочными досками, с воодушевляющим сюрпризом светлого и успокаивающего интерьера, состоящего из прекрасных деревянных панелей медового цвета и чистой волокнистой штукатурки. В этом скромном семейном доме в гостиную незаметно встроен небольшой уголок с фортепиано. Этот уголок отделен от основной части гостиной небольшим книжным шкафом, который немного выступает в гостиную. [ 17 ] Небольшой заниженный потолок над уголком добавляет ощущения обособленности, уютности этому подпространству. Встроенные сиденья по обе стороны от камина расположены так, что открывается вид на северные холмы и свет. Уют, экономичность и функциональность объединены, чтобы создать ощущение нежной изысканности. Несмотря на более скромные размеры виллы Хальберстам по сравнению с другими домами Кулка в Новой Зеландии, она остается образцом духа его работ в пространственном и материальном плане. Плодотворное здание Кулки продолжает влиять на современную архитектуру Новой Зеландии.

Список работ
[ редактировать ]
Основные европейские работы
[ редактировать ]Помощь Лоосу
[ редактировать ]- 1919-1922, поселения Хойберг и Лайнц, Вена.
- 1922, Вилла Руфер, Вена.
- 1922-23, Проект 20 вилл (нереализованный)
- 1927, Книга «Мужской кутюрье», Париж.
- 1927, Вилла Моллер, проектирование в Париже, строительство под руководством Жака Гроага, Вена.
- 1927, Maison Baker, проект Raumplan (нереализованный), для американской артистки Жозефины Бейкер.
- 1928, Вилла Мюллер, Прага
В партнерстве или сотрудничестве с Loos
[ редактировать ]- 1928, Коммерческое здание Зеленка, (нереализовано) Вена
- 1929, Проект виллы Бойко Раумплан (нереализован), Вена.
- 1929, Портал, Магазин мужской моды, Альберт Мацнер, Ротентурмштрассе 6, Вена
- 1930, Портал, Розничная торговля мужской модой, Альберт Мацнер, Кольмессергассе 8, Вена
- 1930, Загородный дом (Ландхаус) Хунер, Кройцберг, Пайербах
- 1932, Werkbundsiedlung Dopplehäuser, Хитцинг, Вена
Европейские работы
[ редактировать ]- 1930 г., Kawafag Weekendhaus, Type Hygiene, реализован в Дрездене, 1931 г.
- 1932, Вилла Вайсманн, Дом Кубического Раумплана, Хитцинг, Вена
- 1933, план комнаты Оскара Семлера, Пльзень
- 1934, Дом Тейхнер-Маунтин-Раумплан, Шпичак/Железна
- 1934, Вилла Кантор Кубик Раумплан, Яблонец
- 1934 г. Книжный магазин мужской одежды, Прага
- 1935, розничный магазин Royal Tobacconist, Бухарест.
- 1935, Магазин ручек Parker, Вена.
- 1937, Вилла Хоебокен, Вена.
- 1938-39, ступенчатый жилой дом Левенбах, Градец-Кралове.
- 1939 г., план помещений виллы Хольцнер, Гронов.
Избранные работы Новой Зеландии
[ редактировать ]
Коммерческий
[ редактировать ]- 1941, головной офис Fletcher Building и фанерный завод, Окленд.
- 1944, Фабрика Dominion Industries, Данидин.
- 1947, Методистская церковь, Апиа, Западное Самоа.
- 1948, проект Национального банка Новой Зеландии, Окленд.
- 1953, Портлендский цементный завод, Фангареи.
- 1954, Далджети и компания, Гамильтон
- 1955, CL Innes and Co. Ltd, Гамильтон (теперь переименованный в Метеорный театр)
- 1955, фабрика и офисы Fisher & Paykel, Окленд.
- в. 1955, Кемпторн и Проссер, ремонт помещений.
- 1957, Вулкан Стил, Окленд
- в. 1959, типография Робинсона, Окленд.
- 1959, Dominion Breweries, расширения
Избранные частные резиденции
[ редактировать ]Кулька также проектировал частные дома. [ 18 ]
- 1947, Дом Брисс, Сент-Хельерс, Окленд.
- 1948, Дом Хальберстам, Веллингтон
- 1948, Дом Фридлендер, Западный Окленд, Окленд
- 1948, Дом Треттер, Кохимарама, Окленд.
- около 1952 года, Дом Хоффмана, Друри
- 1958, Дом Флетчер, Эпсом, Окленд
- 1960, апартаменты Speight Road, Мишн-Бэй, Окленд
- 1960, Дом Штраусов, Сент-Джонс, Окленд
- 1962, Дом Шенирера, Хоуик, Окленд
- 1962, Дом Майера, Сент-Хельерс, Окленд
- 1964, Дом Фишманн, Ремуэра, Окленд
- 1965, Дом Фрейзеров, Покуру, Авамуту
- 1966, Дом Майерхоффлера, Блокхаус-Бэй, Окленд
- 1967, Дом Марти и Джеррарда Фридлендера, Херн-Бей, Окленд.
- 1969, Дом Марлейн, Норт-Шор, Окленд.
Публикации
[ редактировать ]Кулька является автором множества профессиональных текстов по архитектуре, в том числе:
- Кулка, Х. «Дом выходного дня Кавафага». Тип Гигиена-Дрезден 1930-31 ', Кавафаг-Айгенхайм, № 3 (1931)
- Кулька, Х. «Адольф Лоос: Работа архитектора» (Вена: Антон Шролл Верлаг), 1931 г.
- Кулька, Х, «Адольф Лоос», австрийское искусство 1 (1931)
- Кулька Х. «Жилище и искусство», О необходимых и ненужных вещах в современной квартире, 4, (1931)
- Кулька, Х, 'Портал, Вена, 1, Ротентурмштрассе с А. Лоосом'', профиль, 2:4 (1934)
- Кулька, Х, 'Односемейный дом Вена-Лайнц' Дом Жилой комплекс Квартира, 7, (1936)
- Кулька, Х., «Небольшой дом в Вене», The Architect and Building News, 145, 25 марта 1936 г.
- Кулька, Х, 'Дом врача в Габлонце, Форум (Братислава) 7 (1937)
- Кулка, Х., «Адольф Лоос: 1870–1933», в Ежегоднике архитекторов, 9, изд. Тревор Даннатт (Лондон: Элек, 1957)
- Кулька, Х. «Исповедь Адольфу Лоосу» Старое и современное искусство 15 (1970)
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Бехалова, Вера «Вклад в исследование Кульки», Bauforum, 43 (1974), 22–31.
- Коппа, Алессандра, «Адольф Лоос», (Ore Cultura Srl: 2013)
- Дузер, Лесли Ван и Кент Кляйнманн, Вилла Мюллер: работа Адольфа Лооса (Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, 1994)
- Фикер, Людвиг фон, переписка 3 (Инсбрук: Haymon Verlag, 1991)
- Хлаватч, Роберт, «Воспоминания об Адольфе Лоосе и школе Лооса», Bauwelt , 42 (1981), 1893 г.
- Куррент, Фридрих ' Генрих Кулька: Машинопись 30 августа 1966' Звонки, крики, некрологи (Зальцбург: Мюри Зальцманн, 2010)
- Рисселада, Макс, изд., Raumplan против Plan Libre, 2-е английское изд. (Нью-Йорк: Риццоли, 1988 г., редакция Роттердама: 010 Publishers, 2008 г.)
- Рот, Альфред, Встреча с пионерами (Базель и Штутгарт: Birkhäuser Verlag, 1973)
- Сапак, Ян, «Генрих Кулка: Вилла Кантор и Яблонец 1933–34», Domus, 726 (1991), 100–107.
- Вайсенбахер, Герхард, Построенный в Хитцинге, об. II (Вена: Верлаг Хольцхаузен, 1998)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Как и Адольф Лоос, Генри Калка был англофилом и принял предпочтительное имя Генри Кулка еще до своей эмиграции в Новую Зеландию. Кулька был носителем чешского языка. Немецкий был его вторым языком.
- ^ Порсолт, IV (сентябрь 1971 г.). «Генри Кулка, архитектор 1900-71». Выход на берег . 99 :289.
- ^ Голди, ЧР (1986). Генри Калка . Оклендский университет. стр. 10–30.
- ^ Порсолт, IV (сентябрь 1971 г.). «Генри Кулка, архитектор 1900-71». Выход на берег . 99 :299.
- ^ Кулка, Генри «Адольф Лоос: 1870-1933», в ежегоднике архитекторов 9, изд. Тревор Даннатт (Лондон: Элек, 1957), стр. 7–29 (стр. 8).
- ^ Главач, Роберт (6 ноября 1981 г.). «Воспоминания об Адольфе Лоосе и школе Лооса». Банмир . 42, 72 января: 1893 г.
- ^ Куррент, Фридрих (2010). Звонки, крики, некрологи . Мури Зальцманн Верлог. стр. 19–21.
- ^ Вайсенбахер, Герхард, Построен в Хитцинге, том. II (Вена: Верлаг Хольцхаузен, 1998)
- ^ Вайсенбахер, Герхард (1998). Построено в Хитцинге, Том 2 . Издательство Хольцхаузер. п. 236.
- ^ Рисселада, Макс, изд., Raumplan против Plan Libre , 2-е английское изд. (Нью-Йорк: Риццоли, 1988 г., редакция Роттердама: 010 Publishers, 2008 г.)
- ^ Прокоп, Урсула (31 декабря 2016 г.). О еврейском наследии в венской архитектуре . Вена: Бёлау Верлаг. дои : 10.7767/9783205203506 . hdl : 20.500.12657/32362 . ISBN 978-3-205-20350-6 .
- ^ Генрих Кулька, Адольф Лоос: Работа архитектора (Вена: Антон Шролл Верлаг, 1931)
- ^ Лоос, Адольф (1982). Разговор в пустоту (ред. Альдо Росси) . МТИ Пресс. п. 2.
- ^ Сапак, Ян (апрель 1991 г.). «Генрих Кулька, Вилла Кантор и Яблонец, 1933-34». Домус . №726: 100.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Порсолт, IV (сентябрь 1971 г.). «Генри Кулка, архитектор 1900-71». Выход на берег . 99 : 289–299.
- ^ Гатли, Джулия (2008). Да здравствует модерн: новая архитектура Новой Зеландии 1904–1984 гг . Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. п. 52.
- ^ Хансен, Джереми. Современные новозеландские дома 1938-1977 годов . Годвит. стр. 46–55.
- ^ Голди, CR, «Генри Калка», Оклендский университет, 1986 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вилла Моллер в wikiarquitectura
- Дом Хунера в Wikiarquitectura
- 1900 рождений
- 1971 смертей
- Люди из Литовеля
- Люди из Маркграфства Моравии
- Моравско-немецкий народ
- Теоретики архитектуры
- австрийские писатели-архитекторы
- Чешские архитекторы
- Чешские архитекторы XX века
- Архитекторы Новой Зеландии
- Модернистские архитекторы
- Австрийские архитекторы ХХ века
- Еврейские архитекторы