Прямые иностранные инвестиции в Китае
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важной частью китайской экономики с 1980-х годов. В период правления Мао большинство иностранных компаний прекратили свою деятельность в Китае, хотя Китай оставался связанным с мировой экономикой посредством ограниченных масштабов международной торговли. С 1978 года Китай снова был открыт для иностранных инвестиций и за два десятилетия стал крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. [1] Хотя принятие Китаем иностранных инвестиций обычно ассоциируется с Дэн Сяопина , политикой китайские лидеры, включая Мао Цзэдуна и Хуа Гофэна, уже признали необходимость импорта иностранного капитала и технологий в начале 1970-х годов. Инвестиции с 1970-х по 2000-е годы в основном были сосредоточены в производственном секторе, благодаря чему Китай получил ярлык «фабрики мира». Однако трудящиеся-мигранты, которые внесли свой вклад в экономический рост за счет участия в производственном секторе, принадлежащем иностранцам, были вынуждены работать в плохих условиях, с недостаточной защитой труда и с ограниченными возможностями миграции из-за системы хукоу . [2]
Период Мао (1949-1976)
[ редактировать ]Самостоятельность
[ редактировать ]В период Мао Коммунистическая партия Китая придерживалась политики опоры на собственные силы. Прямых иностранных инвестиций практически не существовало, за исключением очень небольшого числа компаний с иностранным капиталом, которые продолжали работать в Китае, таких как Royal Dutch Shell . Во время Культурной революции к концепции уверенности в своих силах добавились революционные ценности: Учиться у Дачжая в сельском хозяйстве» и «Учиться у Дацина в промышленности» два ярких примера – « . Однако приверженность политике опоры на собственные силы не означает, что Китай был отрезан от мировой экономики. Япония, например, была важным торговым партнером Китая с 1950-х годов. Китайские лидеры стремились подражать японскому опыту государственного развития Маньчжурии в 1930-х и 1940-х годах. [3]
Пост-Мао период (1976-2003 гг.)
[ редактировать ]Первоначальная государственная политика
[ редактировать ]Придя к власти в 1978 году, Дэн Сяопин сделал приоритетной политику привлечения иностранных инвестиций, придав термину «опора на собственные силы» новое значение. Чтобы оправдать этот отход от принципа опоры на собственные силы в период Мао, Дэн руководил разработкой партийной резолюции, в которой интерпретировалась история Коммунистической партии Китая после прихода к власти в 1949 году и оценивалась роль и достижения Мао Цзэдуна. Ее полное название — « Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики» , она была принята на шестом пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Китая одиннадцатого созыва в 1981 году.
Что касается внешнеэкономических связей, то в резолюции утверждается, что, придерживаясь принципа самостоятельности, партия преодолела военную блокаду со стороны Националистической партии и японской армии. Впоследствии «победа в китайской революции была одержана потому, что Коммунистическая партия Китая придерживалась принципа независимости и самостоятельности и зависела от усилий всего китайского народа». [4] После 1949 года партия продолжала придерживаться принципа экономического развития. В резолюции говорится, что в 1979 году центральные лидеры приняли новую политику, направленную на «исправление недостатков и ошибок предыдущих двух лет в нашей экономической работе и устранение влияния «левых» ошибок, сохранявшихся в этой области». Лидеры считали, что для улучшения благосостояния народа «необходимо предпринять активные усилия по развитию экономического и технического сотрудничества с другими странами на основе независимости и самообеспеченности». [4]
В то время как резолюция 1981 года широко рассматривалась как означающая начало реформ и открытости Дэна, политические историки Фредерик К. Тейвес и Уоррен Сунь утверждают, что Хуа Гофэн, которого обычно считают верным последователем Мао Цзэдуна, уже выступал за некоторые из политических мер. который Дэн должен был реализовать в 1980-х годах. Идея о том, что Хуа была переходной фигурой до того, как Дэн возглавил реформы и открытость в полном объеме, несостоятельна, поскольку «по всем ключевым аспектам – чрезмерно амбициозному стремлению к экономическому росту, новой экспансивной политике открытости внешнему миру и ограниченным шагам». относительно реформы управления – Хуа и Дэн были в основном согласны». [5] Что касается самообеспеченности и внешнеэкономических связей, Хуа, например, отвечал за одобрение создания специальных экономических зон. [6] Еще раньше, в 1972 году, сам Мао одобрил импорт товаров, которые позволили продолжить участие в международной торговле в конце 1970-х годов. [7] Вскоре после смерти Мао центральные лидеры в целом были привержены политике, ориентированной на производство, и были открыты для импорта иностранных технологий для этой цели. Еще до того, как Дэн пришел к власти, уже существовала новая интерпретация опоры на собственные силы и политика привлечения иностранных инвестиций и технологий. [8]
Чтобы ускорить процесс открытия для иностранного капитала и технологий, китайское правительство предоставило специальные условия для прямых иностранных инвестиций. Это включало налоговые льготы и ослабление административных ограничений. Первоначально правительство приняло такие законы, как Закон о подоходном налоге на совместные предприятия, Закон о подоходном налоге с иностранных предприятий и Положения о промышленном и коммерческом налоге, а затем, в 1980-х годах, Правила реализации Закона о совместных китайско-иностранных акционерных предприятиях. Закон о предприятиях, работающих исключительно с иностранным капиталом, Положения Государственного совета о поощрении иностранных инвестиций и Закон о китайско-иностранных договорных совместных предприятиях. [1]
Инициативы центрального руководства сыграли решающую роль в поощрении местных чиновников и элит к участию в прямых иностранных инвестициях. В исследовании прямых иностранных инвестиций в Сучжоу политолог Дэвид Цвейг бросает вызов неолиберальной модели, которая предполагает, что «внешняя торговля с ее разнообразным воздействием на промышленные сектора порождает коллективные действия среди внутренних коалиций, которые лоббируют результаты политики, поддерживающие их коллективные интересы». [9] Цвейг, однако, не считает, что элита сельских прибрежных районов Китая лоббирует расширение торговли в то время, когда их собственные сравнительные преимущества во внешней торговле возросли. Вместо этого он обнаружил влияние государственных инициатив центрального уровня на проникновение прямых иностранных инвестиций в сельские районы Китая. Он выделяет две причины этого явления: 1) фермерам и менеджерам поселковых и сельских предприятий либо приходилось платить слишком высокую цену за лоббирование своих интересов, либо у них не было официального канала влияния на выработку политики; и 2) у них отсутствуют стимулы для участия во внешней торговле из-за государственной монополии на внешние взаимодействия и использование иностранной валюты. Лишь после того, как государство ослабило контроль над использованием иностранной валюты, полученной от экспорта, сельская элита начала использовать низкую стоимость рабочей силы в деревне, увеличить объемы экспорта и импортировать технологии для повышения качества продукции. [10]
Разработка
[ редактировать ]Год | Контрактный | Действительный |
---|---|---|
1979–82 (в совокупности) | 6,999 | 1,767 |
1983 | 1,917 | 916 |
1984 | 2,875 | 1,419 |
1985 | 6,333 | 1,959 |
1986 | 3,330 | 2,244 |
1987 | 4,319 | 2,647 |
1988 | 6,191 | 3,739 |
1989 | 6,294 | 3,773 |
1990 | 6,987 | 3,755 |
1991 | 12,422 | 4,666 |
1992 | 58,736 | 11,292 |
1993 | 111,435 | 27,514 |
1994 | 81,406 | 33,787 |
Как видно из приведенной выше таблицы, первоначальный рост прямых иностранных инвестиций был медленным после того, как китайское правительство приняло несколько законов в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Политолог Дэвид Цвейг утверждает, что существенного роста не произошло до тех пор, пока в национальной политике не произошли изменения в 1984 году, когда центральные лидеры мобилизовали государственные органы для стимулирования экономической открытости. [10] Во второй половине 1980-х годов в Китае наблюдался устойчивый рост прямых иностранных инвестиций, вплоть до протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , которые ненадолго нарушили эту растущую тенденцию. Сумма снова увеличилась вскоре после 1990 года, и особенно после южного турне Дэн Сяопина в 1992 году. Что касается тенденции 1990-х годов, экономист Николас Р. Ларди резюмирует четыре причины непрерывного роста прямых иностранных инвестиций: 1) в глобальном масштабе увеличение объем прямых иностранных инвестиций, поступающих в развивающиеся страны; 2) политическая стабильность после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также внутренний экономический рост Китая; 3) более либерализованная политика Китая в привлечении иностранных инвестиций; и 4) то, что он называет «феноменом повторного использования капитала китайского происхождения», имея в виду, что, чтобы воспользоваться преимуществами преференциального режима прямых иностранных инвестиций, китайские компании переместили свой капитал за пределы Китая и реинвестировали обратно в Китай. На эту форму прямых иностранных инвестиций приходилось около четверти инвестиционных потоков в 1992 году. [12] Экономист Барри Нотон выделяет две другие причины всплеска после 1992 года: 1) институциональные основы и политика преференциальных прямых иностранных инвестиций, которые партия создавала и проводила в предыдущее десятилетие; и 2) дальнейшее открытие секторов, в которых могли участвовать иностранные компании, от преимущественно экспортного производства до 1992 года до внутреннего рынка, такого как недвижимость, впоследствии. [13]
Особые экономические зоны
[ редактировать ]Что касается местоположения, китайские лидеры создали специальные экономические зоны для привлечения иностранных инвестиций с 1980 года: первые четыре — в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь. Вторая волна пришла в 1984 году, когда китайское правительство создало еще 14 особых экономических зон в прибрежной зоне. Четыре года спустя китайское правительство выделило остров Хайнань в отдельную провинцию и еще одну особую экономическую зону. В 1992 году китайские лидеры продвинули этот процесс, создав специальные экономические зоны в районе Пудун в Шанхае и еще два десятка в центральных районах городов. [14] Новому району Пудун была предоставлена еще большая политическая свобода в привлечении ПИИ, чем ранее созданным СЭЗ. [15] : 158
Экономист Барри Нотон утверждает, что предпочтение созданию особых экономических зон «согласуется с дуалистической системой, которая была такой характерной чертой торгового режима» и «позволяла постепенный прогресс в рамках жесткой системы». [16] Особые экономические зоны в этом смысле стали для китайских лидеров лабораторией для проверки экономической политики. В случае успеха они могли бы либо создать больше таких зон, либо реализовать эту политику в других частях Китая; а в противном случае они также могли бы сдержать провал внутри зоны и сохранить контроль над китайской экономикой. В то время как консервативная фантастика внутри партии проводила сравнение между особыми экономическими зонами и иностранными концессиями в конце периода Цин и республики, реформаторы считали эти зоны признаком приверженности экономическим изменениям. Южное турне Дэн Сяопина ознаменовало продолжение реформ в 1992 году. Нотон также напоминает, что специальные экономические зоны напоминали зоны экспортной переработки в других азиатских странах, но с большей либерализацией. [17] Хотя экономическое развитие и городской ландшафт в особых экономических зонах символизируют достижения экономической политики Китая с конца 1970-х годов, негативные последствия, которые реформа принесла китайскому обществу, также можно обнаружить в особых экономических зонах.
Источники
[ редактировать ]С 1992 года по крайней мере до 2023 года Китай был либо номером один, либо номером два в мире по количеству прямых иностранных инвестиций. [18] : 81
миллиардов долларов США | % | |
---|---|---|
Гонконг | 746.9 | 46.5 |
Британские Виргинские острова | 141.8 | 8.8 |
Япония | 98.3 | 6.1 |
Соединенные Штаты | 75.4 | 4.7 |
Сингапур | 72.3 | 4.5 |
Тайвань | 61.2 | 3.8 |
Южная Корея | 59.9 | 3.7 |
Каймановы острова | 28.7 | 1.8 |
Германия | 23.9 | 1.5 |
Самоа | 23.4 | 1.5 |
Великобритания | 19.2 | 1.2 |
Нидерланды | 14.7 | 0.9 |
Франция | 13.6 | 0.9 |
Маврикий | 13.0 | 0.8 |
Макао | 11.9 | 0.7 |
Другие | 200.8 | 12.5 |
Общий | 1605.3 | 100 |
Крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Китай является то, что экономист Барри Нотон называет «Китайским кругом», Гонконг, Тайвань и Макао. Среди этих трех мест Гонконг остается крупнейшим источником с середины 1980-х годов. Инвестиции из развитых стран, таких как Япония и США, составили вторую группу за рассматриваемый период. Нотон отмечает, что, поскольку инвестиции из Кореи и Японии сосредоточились на северо-восточной части Китая, это, возможно, оказало стимулирующее воздействие на экономику региона, находящуюся в упадке. [19] В 1960-х и 1970-х годах Гонконг и Тайвань пережили период устойчивого роста, основанного на производстве. Поскольку в 1980-х годах местные производственные затраты начали расти, производители начали переносить свое производство в недавно появившиеся специальные экономические зоны в Китае. Нотон выделяет низкие транзакционные издержки внутри китайского круга как ключевой фактор, который способствовал переносу производства в Китай и, следовательно, притоку капитала. Поскольку владельцы Гонконга и Тайваня привнесли капитал, методы управления и технологии для индустриализации южного Китая, их фабрики также поглощали рабочую силу из сельской местности, в результате чего численность рабочей силы в Гуандуне и Фуцзянь увеличилась почти вдвое с 1985 по 2001 год. [20]
Роль Гонконга также помогла американским деловым кругам проникнуть на китайскую землю. Историк Питер Э. Гамильтон утверждает, что роль Гонконга заключалась не только в содействии инвестициям с 1978 года, но даже до этого местные и американские деловые круги в Гонконге уже пытались экономически взаимодействовать с Китаем посредством торговых предприятий и распространения международных публикаций. . Их усилия проложили путь к дальнейшему привлечению инвестиций в Китай и убеждению китайских чиновников принять экспортно-ориентированную политику в 1980-х годах. [21]
Последствия
[ редактировать ]Неравенство доходов
[ редактировать ]Хотя неравенство было характерной чертой периода Мао, несмотря на коммунистическую эгалитарную риторику, приход иностранного капитала усугубил и изменил форму неравенства сразу после Мао. Чинг-Кван Ли и Марк Селден утверждают, что «стойкое неравенство, определяемое в широком смысле с точки зрения дохода, богатства, жизненных шансов и прав на основные потребности, является результатом трех устойчивых иерархий — класса, гражданства и местоположения». [22] Такое неравенство, основанное на иерархии, оставалось заметным, начиная с 1980-х годов. Например, Ли и Селден подчеркивают тенденцию сельской индустриализации, движимой иностранным капиталом, обеспечивающей экономические выгоды прибрежным районам и порождающей «новую бюрократическую и бизнес-элиту, объединяющую регулирующую власть с капиталом, включая китайский частный капитал и международный капитал». ». [22] Во время приватизации государственных предприятий в 1990-х годах эта элита получила прямую выгоду от притока иностранного капитала благодаря своему привилегированному положению, в то время как рабочие, которые когда-то получали ограниченную защиту со стороны государства, теперь оказались ненужными. [22] Таким образом, неравенство в период после Мао было не чем-то новым, а проявлением уже существующего неравенства. Эмпирические исследования распределения доходов в Китае после Мао также показывают, что «ПИИ способствовали расширению неравенства доходов между внутренними и прибрежными регионами Китая». [ нужна ссылка ] С другой стороны, по мере того как экономика продолжала расти, растущее неравенство достигло критической точки и начало снижаться. Это было сделано путем предоставления возможностей трудоустройства сельской неквалифицированной рабочей силе, распространения знаний и развития местной экономики. [1]
Трудовые права
[ редактировать ]Как отмечалось выше, при привлечении иностранных инвестиций центральные и местные органы власти часто предлагали иностранным компаниям преференциальный режим, включая ослабление регулирования. Одним из последствий погони за иностранными инвестициями является злоупотребление охраной труда в особых экономических зонах Китая. Начиная с 1990-х годов на фабриках, принадлежащих иностранцам, произошли заметные несчастные случаи со смертельным исходом, которые были результатом плохих условий труда и продолжительного рабочего дня. Несмотря на некоторую реакцию правительства, случаи, когда фабрики, принадлежащие иностранцам, использовали лазейки в трудовом законодательстве, оставались обычным явлением. [23]
Самым разрушительным инцидентом стал пожар на Чжилийской кустарной фабрике в 1993 году, в результате которого погибли 87 рабочих и были ранены 47 из примерно 400 рабочих. С 1980-х годов большое количество мигрантов из сельских районов Китая приехали на юг Китая в поисках работы на фабриках, часто благодаря своим родственникам. Большинство фабрик, принадлежащих Гонконгу или Тайваню, заключили субподряды на производство обуви, одежды, электронных приборов или игрушек для американских, европейских или японских компаний и предоставили возможности трудоустройства этим мигрантам, в основном молодым женщинам. Чжилийская кустарная фабрика была одной из таких фабрик, производивших игрушки для итальянской компании. В Чжили руководство практиковало незаконную схему «три в одном», когда производственный цех, складские помещения и общежитие для рабочих находились в одном месте. Чтобы не допустить расхищения товаров у рабочих, руководство также запирало окна на заводе и в общежитии. Когда 19 ноября 1993 года вспыхнул пожар, рабочие были заперты на территории завода и убиты внутри. Другие подобные аварии произошли в прибрежных районах, где фабрики, принадлежащие иностранцам, были обычным явлением, хотя жертвы были менее серьезными. Создание независимых от государственного контроля профсоюзов оставалось невозможным. В случае с Чжили представители итальянской компании по производству игрушек сначала согласились выплатить жертвам компенсацию, но в итоге заявили, что вложили деньги в школу и производство протезов. [24] [25]
Исходящие ПИИ
[ редактировать ]Гонконг является основным транзитным пунктом для исходящих ПИИ из других регионов Китая. [26] : 49
Китай является одним из основных источников прямых иностранных инвестиций для стран Юго-Восточной Азии. [26] : 40 Сингапур , в частности, является основным пунктом назначения исходящих китайских ПИИ в регионе. [26] : 49 Прямые иностранные инвестиции Китая в Юго-Восточную Азию сосредоточены в основном в таких секторах, как горнодобывающая промышленность, энергетика, промышленные парки и инфраструктура. [26] : 80 По состоянию на 2024 год китайские инвестиции в сельское хозяйство Юго-Восточной Азии сравнительно невелики, но растут. [26] : 80
Национальная комиссия по развитию и реформам контролирует исходящие прямые иностранные инвестиции китайского бизнеса. [27] : 80 NDRC должен утверждать деликатные проекты, в том числе проекты в странах, которые не признают Китайскую Народную Республику, проекты в странах, переживающих гражданскую войну или другие серьезные внутренние трудности, или проекты, затрагивающие деликатные темы, такие как проблемы трансграничных водных ресурсов или производство оружия. [27] : 80
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гарнаут, Росс; Сонг, Лиганг; Фанг, Цай (2018). 40 лет реформ и развития Китая, 1978-2018 гг . Актон: АНУ Пресс. стр. 596–617. ISBN 9781760462253 .
- ^ Пун, Нгай (2005). Сделано в Китае: женщины-фабричные работницы на глобальном рабочем месте . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9781932643008 .
- ^ Кинг, Эми (2016). Китайско-японские отношения после Второй мировой войны: империя, промышленность и война, 1949-1971 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316669419 .
- ^ Jump up to: а б «Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики» (PDF) . Цифровой архив Центра Вильсона . 27 июня 1981 года.
- ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 : 2. doi : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID 142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
- ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 : 1–23. дои : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID 142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
- ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 :6. doi : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID 142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
- ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 6 :8–13. дои : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID 142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
- ^ Цвейг, Дэвид (2002). Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 158 . ISBN 0801487552 .
- ^ Jump up to: а б Цвейг, Дэвид (2002). Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 158-160 . ISBN 0801487552 .
- ^ Ларди, Николас Р. (декабрь 1995 г.). «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая» . Китайский ежеквартальный журнал . 144 : 1068. дои : 10.1017/S0305741000004732 . S2CID 154609878 – через Cambridge Core.
- ^ Ларди, Николас Р. (декабрь 1995 г.). «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая» . Китайский ежеквартальный журнал . 144 : 1065–69. дои : 10.1017/S0305741000004732 . S2CID 154609878 – через Cambridge Core.
- ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 402–03. ISBN 9780262640640 .
- ^ «Особая экономическая зона | Экономика Китая» . Британская энциклопедия . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 406. ИСБН 9780262640640 .
- ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 407. ИСБН 9780262640640 .
- ^ Ли, Дэвид Даокуи (2024). Мировоззрение Китая: демистификация Китая для предотвращения глобального конфликта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0393292398 .
- ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 413–16. ISBN 9780262640640 .
- ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 416–18. ISBN 9780262640640 .
- ^ Гамильтон, Питер Э. (январь 2018 г.). «Переосмысление истоков эпохи реформ Китая: Гонконг и возрождение китайско-американской торговли 1970-х годов» . Китай двадцатого века . 43 (1): 67–88. дои : 10.1353/tcc.2018.0004 . S2CID 149146984 — через Project Muse.
- ^ Jump up to: а б с «Долговременное неравенство в Китае: наследие революции и подводные камни реформ | Азиатско-Тихоокеанский журнал: фокус Японии» . apjjf.org . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «Раны при фабричном огне не заживают» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 01.05.2014 . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «Жертвы Чжилийского пожара 1993 года» . Китайский трудовой бюллетень . 31 декабря 1999 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ «Смертельный пожар раскрывает цену китайского бума» . Независимый . 3 января 1996 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хан, Энзе (2024). Волновой эффект: комплексное присутствие Китая в Юго-Восточной Азии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197696583.001.0001 . ISBN 978-0-19-769659-0 .
- ^ Jump up to: а б Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501775857 . JSTOR 10.7591/jj.6230186 .
Ссылки
[ редактировать ]Ли, Чинг Кван. Гендер и южно-китайское чудо: два мира фабричных женщин . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1998.
Нотон, Барри. Выход из плана: китайская экономическая реформа, 1978-1993 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995.
Нотон, Барри. Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2007.
Нг, Майкл Х.К. Прямые иностранные инвестиции в Китае: теории и практики . Лондон: Рутледж, 2013.
Ким, Джесок. Китайский труд на корейской фабрике: класс, этническая принадлежность и производительность труда в цехах в условиях глобализации Китая . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2013.
Херст, Уильям. Китайский рабочий после социализма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009.
Гамильтон, Питер Э. «Переосмысление истоков эпохи реформ Китая: Гонконг и возрождение китайско-американской торговли 1970-х годов». Китай двадцатого века 43, вып. 1 (2018): 67–88.
Ларди, Николас Р. «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая». The China Quarterly 144 (1995): 1065–82.
Цвейг, Дэвид. Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета, 2002.
Тейвес, Фредерик К. и Уоррен Сан, «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы». Китайский журнал , 66 (июль 2011 г.): 1–23.