Jump to content

Прямые иностранные инвестиции в Китае

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются важной частью китайской экономики с 1980-х годов. В период правления Мао большинство иностранных компаний прекратили свою деятельность в Китае, хотя Китай оставался связанным с мировой экономикой посредством ограниченных масштабов международной торговли. С 1978 года Китай снова был открыт для иностранных инвестиций и за два десятилетия стал крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. [1] Хотя принятие Китаем иностранных инвестиций обычно ассоциируется с Дэн Сяопина , политикой китайские лидеры, включая Мао Цзэдуна и Хуа Гофэна, уже признали необходимость импорта иностранного капитала и технологий в начале 1970-х годов. Инвестиции с 1970-х по 2000-е годы в основном были сосредоточены в производственном секторе, благодаря чему Китай получил ярлык «фабрики мира». Однако трудящиеся-мигранты, которые внесли свой вклад в экономический рост за счет участия в производственном секторе, принадлежащем иностранцам, были вынуждены работать в плохих условиях, с недостаточной защитой труда и с ограниченными возможностями миграции из-за системы хукоу . [2]

Период Мао (1949-1976)

[ редактировать ]

Самостоятельность

[ редактировать ]

В период Мао Коммунистическая партия Китая придерживалась политики опоры на собственные силы. Прямых иностранных инвестиций практически не существовало, за исключением очень небольшого числа компаний с иностранным капиталом, которые продолжали работать в Китае, таких как Royal Dutch Shell . Во время Культурной революции к концепции уверенности в своих силах добавились революционные ценности: Учиться у Дачжая в сельском хозяйстве» и «Учиться у Дацина в промышленности» два ярких примера – « . Однако приверженность политике опоры на собственные силы не означает, что Китай был отрезан от мировой экономики. Япония, например, была важным торговым партнером Китая с 1950-х годов. Китайские лидеры стремились подражать японскому опыту государственного развития Маньчжурии в 1930-х и 1940-х годах. [3]

Пост-Мао период (1976-2003 гг.)

[ редактировать ]

Первоначальная государственная политика

[ редактировать ]

Придя к власти в 1978 году, Дэн Сяопин сделал приоритетной политику привлечения иностранных инвестиций, придав термину «опора на собственные силы» новое значение. Чтобы оправдать этот отход от принципа опоры на собственные силы в период Мао, Дэн руководил разработкой партийной резолюции, в которой интерпретировалась история Коммунистической партии Китая после прихода к власти в 1949 году и оценивалась роль и достижения Мао Цзэдуна. Ее полное название — « Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики» , она была принята на шестом пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Китая одиннадцатого созыва в 1981 году.

Что касается внешнеэкономических связей, то в резолюции утверждается, что, придерживаясь принципа самостоятельности, партия преодолела военную блокаду со стороны Националистической партии и японской армии. Впоследствии «победа в китайской революции была одержана потому, что Коммунистическая партия Китая придерживалась принципа независимости и самостоятельности и зависела от усилий всего китайского народа». [4] После 1949 года партия продолжала придерживаться принципа экономического развития. В резолюции говорится, что в 1979 году центральные лидеры приняли новую политику, направленную на «исправление недостатков и ошибок предыдущих двух лет в нашей экономической работе и устранение влияния «левых» ошибок, сохранявшихся в этой области». Лидеры считали, что для улучшения благосостояния народа «необходимо предпринять активные усилия по развитию экономического и технического сотрудничества с другими странами на основе независимости и самообеспеченности». [4]

В то время как резолюция 1981 года широко рассматривалась как означающая начало реформ и открытости Дэна, политические историки Фредерик К. Тейвес и Уоррен Сунь утверждают, что Хуа Гофэн, которого обычно считают верным последователем Мао Цзэдуна, уже выступал за некоторые из политических мер. который Дэн должен был реализовать в 1980-х годах. Идея о том, что Хуа была переходной фигурой до того, как Дэн возглавил реформы и открытость в полном объеме, несостоятельна, поскольку «по всем ключевым аспектам – чрезмерно амбициозному стремлению к экономическому росту, новой экспансивной политике открытости внешнему миру и ограниченным шагам». относительно реформы управления – Хуа и Дэн были в основном согласны». [5] Что касается самообеспеченности и внешнеэкономических связей, Хуа, например, отвечал за одобрение создания специальных экономических зон. [6] Еще раньше, в 1972 году, сам Мао одобрил импорт товаров, которые позволили продолжить участие в международной торговле в конце 1970-х годов. [7] Вскоре после смерти Мао центральные лидеры в целом были привержены политике, ориентированной на производство, и были открыты для импорта иностранных технологий для этой цели. Еще до того, как Дэн пришел к власти, уже существовала новая интерпретация опоры на собственные силы и политика привлечения иностранных инвестиций и технологий. [8]

Чтобы ускорить процесс открытия для иностранного капитала и технологий, китайское правительство предоставило специальные условия для прямых иностранных инвестиций. Это включало налоговые льготы и ослабление административных ограничений. Первоначально правительство приняло такие законы, как Закон о подоходном налоге на совместные предприятия, Закон о подоходном налоге с иностранных предприятий и Положения о промышленном и коммерческом налоге, а затем, в 1980-х годах, Правила реализации Закона о совместных китайско-иностранных акционерных предприятиях. Закон о предприятиях, работающих исключительно с иностранным капиталом, Положения Государственного совета о поощрении иностранных инвестиций и Закон о китайско-иностранных договорных совместных предприятиях. [1]

Инициативы центрального руководства сыграли решающую роль в поощрении местных чиновников и элит к участию в прямых иностранных инвестициях. В исследовании прямых иностранных инвестиций в Сучжоу политолог Дэвид Цвейг бросает вызов неолиберальной модели, которая предполагает, что «внешняя торговля с ее разнообразным воздействием на промышленные сектора порождает коллективные действия среди внутренних коалиций, которые лоббируют результаты политики, поддерживающие их коллективные интересы». [9] Цвейг, однако, не считает, что элита сельских прибрежных районов Китая лоббирует расширение торговли в то время, когда их собственные сравнительные преимущества во внешней торговле возросли. Вместо этого он обнаружил влияние государственных инициатив центрального уровня на проникновение прямых иностранных инвестиций в сельские районы Китая. Он выделяет две причины этого явления: 1) фермерам и менеджерам поселковых и сельских предприятий либо приходилось платить слишком высокую цену за лоббирование своих интересов, либо у них не было официального канала влияния на выработку политики; и 2) у них отсутствуют стимулы для участия во внешней торговле из-за государственной монополии на внешние взаимодействия и использование иностранной валюты. Лишь после того, как государство ослабило контроль над использованием иностранной валюты, полученной от экспорта, сельская элита начала использовать низкую стоимость рабочей силы в деревне, увеличить объемы экспорта и импортировать технологии для повышения качества продукции. [10]

Разработка

[ редактировать ]
Прямые иностранные инвестиции в Китае, 1979-94 гг. (в миллионах долларов США) [11]
Год Контрактный Действительный
1979–82 (в совокупности) 6,999 1,767
1983 1,917 916
1984 2,875 1,419
1985 6,333 1,959
1986 3,330 2,244
1987 4,319 2,647
1988 6,191 3,739
1989 6,294 3,773
1990 6,987 3,755
1991 12,422 4,666
1992 58,736 11,292
1993 111,435 27,514
1994 81,406 33,787

Как видно из приведенной выше таблицы, первоначальный рост прямых иностранных инвестиций был медленным после того, как китайское правительство приняло несколько законов в конце 1970-х и начале 1980-х годов. Политолог Дэвид Цвейг утверждает, что существенного роста не произошло до тех пор, пока в национальной политике не произошли изменения в 1984 году, когда центральные лидеры мобилизовали государственные органы для стимулирования экономической открытости. [10] Во второй половине 1980-х годов в Китае наблюдался устойчивый рост прямых иностранных инвестиций, вплоть до протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , которые ненадолго нарушили эту растущую тенденцию. Сумма снова увеличилась вскоре после 1990 года, и особенно после южного турне Дэн Сяопина в 1992 году. Что касается тенденции 1990-х годов, экономист Николас Р. Ларди резюмирует четыре причины непрерывного роста прямых иностранных инвестиций: 1) в глобальном масштабе увеличение объем прямых иностранных инвестиций, поступающих в развивающиеся страны; 2) политическая стабильность после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а также внутренний экономический рост Китая; 3) более либерализованная политика Китая в привлечении иностранных инвестиций; и 4) то, что он называет «феноменом повторного использования капитала китайского происхождения», имея в виду, что, чтобы воспользоваться преимуществами преференциального режима прямых иностранных инвестиций, китайские компании переместили свой капитал за пределы Китая и реинвестировали обратно в Китай. На эту форму прямых иностранных инвестиций приходилось около четверти инвестиционных потоков в 1992 году. [12] Экономист Барри Нотон выделяет две другие причины всплеска после 1992 года: 1) институциональные основы и политика преференциальных прямых иностранных инвестиций, которые партия создавала и проводила в предыдущее десятилетие; и 2) дальнейшее открытие секторов, в которых могли участвовать иностранные компании, от преимущественно экспортного производства до 1992 года до внутреннего рынка, такого как недвижимость, впоследствии. [13]

Особые экономические зоны

[ редактировать ]

Что касается местоположения, китайские лидеры создали специальные экономические зоны для привлечения иностранных инвестиций с 1980 года: первые четыре — в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь. Вторая волна пришла в 1984 году, когда китайское правительство создало еще 14 особых экономических зон в прибрежной зоне. Четыре года спустя китайское правительство выделило остров Хайнань в отдельную провинцию и еще одну особую экономическую зону. В 1992 году китайские лидеры продвинули этот процесс, создав специальные экономические зоны в районе Пудун в Шанхае и еще два десятка в центральных районах городов. [14] Новому району Пудун была предоставлена ​​еще большая политическая свобода в привлечении ПИИ, чем ранее созданным СЭЗ. [15] : 158 

Экономист Барри Нотон утверждает, что предпочтение созданию особых экономических зон «согласуется с дуалистической системой, которая была такой характерной чертой торгового режима» и «позволяла постепенный прогресс в рамках жесткой системы». [16] Особые экономические зоны в этом смысле стали для китайских лидеров лабораторией для проверки экономической политики. В случае успеха они могли бы либо создать больше таких зон, либо реализовать эту политику в других частях Китая; а в противном случае они также могли бы сдержать провал внутри зоны и сохранить контроль над китайской экономикой. В то время как консервативная фантастика внутри партии проводила сравнение между особыми экономическими зонами и иностранными концессиями в конце периода Цин и республики, реформаторы считали эти зоны признаком приверженности экономическим изменениям. Южное турне Дэн Сяопина ознаменовало продолжение реформ в 1992 году. Нотон также напоминает, что специальные экономические зоны напоминали зоны экспортной переработки в других азиатских странах, но с большей либерализацией. [17] Хотя экономическое развитие и городской ландшафт в особых экономических зонах символизируют достижения экономической политики Китая с конца 1970-х годов, негативные последствия, которые реформа принесла китайскому обществу, также можно обнаружить в особых экономических зонах.

Источники

[ редактировать ]

С 1992 года по крайней мере до 2023 года Китай был либо номером один, либо номером два в мире по количеству прямых иностранных инвестиций. [18] : 81 

Топ-15 инвесторов Китая по итогам 2014 года [1]
миллиардов долларов США %
Гонконг 746.9 46.5
Британские Виргинские острова 141.8 8.8
Япония 98.3 6.1
Соединенные Штаты 75.4 4.7
Сингапур 72.3 4.5
Тайвань 61.2 3.8
Южная Корея 59.9 3.7
Каймановы острова 28.7 1.8
Германия 23.9 1.5
Самоа 23.4 1.5
Великобритания 19.2 1.2
Нидерланды 14.7 0.9
Франция 13.6 0.9
Маврикий 13.0 0.8
Макао 11.9 0.7
Другие 200.8 12.5
Общий 1605.3 100

Крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Китай является то, что экономист Барри Нотон называет «Китайским кругом», Гонконг, Тайвань и Макао. Среди этих трех мест Гонконг остается крупнейшим источником с середины 1980-х годов. Инвестиции из развитых стран, таких как Япония и США, составили вторую группу за рассматриваемый период. Нотон отмечает, что, поскольку инвестиции из Кореи и Японии сосредоточились на северо-восточной части Китая, это, возможно, оказало стимулирующее воздействие на экономику региона, находящуюся в упадке. [19] В 1960-х и 1970-х годах Гонконг и Тайвань пережили период устойчивого роста, основанного на производстве. Поскольку в 1980-х годах местные производственные затраты начали расти, производители начали переносить свое производство в недавно появившиеся специальные экономические зоны в Китае. Нотон выделяет низкие транзакционные издержки внутри китайского круга как ключевой фактор, который способствовал переносу производства в Китай и, следовательно, притоку капитала. Поскольку владельцы Гонконга и Тайваня привнесли капитал, методы управления и технологии для индустриализации южного Китая, их фабрики также поглощали рабочую силу из сельской местности, в результате чего численность рабочей силы в Гуандуне и Фуцзянь увеличилась почти вдвое с 1985 по 2001 год. [20]

Роль Гонконга также помогла американским деловым кругам проникнуть на китайскую землю. Историк Питер Э. Гамильтон утверждает, что роль Гонконга заключалась не только в содействии инвестициям с 1978 года, но даже до этого местные и американские деловые круги в Гонконге уже пытались экономически взаимодействовать с Китаем посредством торговых предприятий и распространения международных публикаций. . Их усилия проложили путь к дальнейшему привлечению инвестиций в Китай и убеждению китайских чиновников принять экспортно-ориентированную политику в 1980-х годах. [21]

Последствия

[ редактировать ]

Неравенство доходов

[ редактировать ]

Хотя неравенство было характерной чертой периода Мао, несмотря на коммунистическую эгалитарную риторику, приход иностранного капитала усугубил и изменил форму неравенства сразу после Мао. Чинг-Кван Ли и Марк Селден утверждают, что «стойкое неравенство, определяемое в широком смысле с точки зрения дохода, богатства, жизненных шансов и прав на основные потребности, является результатом трех устойчивых иерархий — класса, гражданства и местоположения». [22] Такое неравенство, основанное на иерархии, оставалось заметным, начиная с 1980-х годов. Например, Ли и Селден подчеркивают тенденцию сельской индустриализации, движимой иностранным капиталом, обеспечивающей экономические выгоды прибрежным районам и порождающей «новую бюрократическую и бизнес-элиту, объединяющую регулирующую власть с капиталом, включая китайский частный капитал и международный капитал». ». [22] Во время приватизации государственных предприятий в 1990-х годах эта элита получила прямую выгоду от притока иностранного капитала благодаря своему привилегированному положению, в то время как рабочие, которые когда-то получали ограниченную защиту со стороны государства, теперь оказались ненужными. [22] Таким образом, неравенство в период после Мао было не чем-то новым, а проявлением уже существующего неравенства. Эмпирические исследования распределения доходов в Китае после Мао также показывают, что «ПИИ способствовали расширению неравенства доходов между внутренними и прибрежными регионами Китая». [ нужна ссылка ] С другой стороны, по мере того как экономика продолжала расти, растущее неравенство достигло критической точки и начало снижаться. Это было сделано путем предоставления возможностей трудоустройства сельской неквалифицированной рабочей силе, распространения знаний и развития местной экономики. [1]

Трудовые права

[ редактировать ]

Как отмечалось выше, при привлечении иностранных инвестиций центральные и местные органы власти часто предлагали иностранным компаниям преференциальный режим, включая ослабление регулирования. Одним из последствий погони за иностранными инвестициями является злоупотребление охраной труда в особых экономических зонах Китая. Начиная с 1990-х годов на фабриках, принадлежащих иностранцам, произошли заметные несчастные случаи со смертельным исходом, которые были результатом плохих условий труда и продолжительного рабочего дня. Несмотря на некоторую реакцию правительства, случаи, когда фабрики, принадлежащие иностранцам, использовали лазейки в трудовом законодательстве, оставались обычным явлением. [23]

Самым разрушительным инцидентом стал пожар на Чжилийской кустарной фабрике в 1993 году, в результате которого погибли 87 рабочих и были ранены 47 из примерно 400 рабочих. С 1980-х годов большое количество мигрантов из сельских районов Китая приехали на юг Китая в поисках работы на фабриках, часто благодаря своим родственникам. Большинство фабрик, принадлежащих Гонконгу или Тайваню, заключили субподряды на производство обуви, одежды, электронных приборов или игрушек для американских, европейских или японских компаний и предоставили возможности трудоустройства этим мигрантам, в основном молодым женщинам. Чжилийская кустарная фабрика была одной из таких фабрик, производивших игрушки для итальянской компании. В Чжили руководство практиковало незаконную схему «три в одном», когда производственный цех, складские помещения и общежитие для рабочих находились в одном месте. Чтобы не допустить расхищения товаров у рабочих, руководство также запирало окна на заводе и в общежитии. Когда 19 ноября 1993 года вспыхнул пожар, рабочие были заперты на территории завода и убиты внутри. Другие подобные аварии произошли в прибрежных районах, где фабрики, принадлежащие иностранцам, были обычным явлением, хотя жертвы были менее серьезными. Создание независимых от государственного контроля профсоюзов оставалось невозможным. В случае с Чжили представители итальянской компании по производству игрушек сначала согласились выплатить жертвам компенсацию, но в итоге заявили, что вложили деньги в школу и производство протезов. [24] [25]

Исходящие ПИИ

[ редактировать ]

Гонконг является основным транзитным пунктом для исходящих ПИИ из других регионов Китая. [26] : 49 

Китай является одним из основных источников прямых иностранных инвестиций для стран Юго-Восточной Азии. [26] : 40  Сингапур , в частности, является основным пунктом назначения исходящих китайских ПИИ в регионе. [26] : 49  Прямые иностранные инвестиции Китая в Юго-Восточную Азию сосредоточены в основном в таких секторах, как горнодобывающая промышленность, энергетика, промышленные парки и инфраструктура. [26] : 80  По состоянию на 2024 год китайские инвестиции в сельское хозяйство Юго-Восточной Азии сравнительно невелики, но растут. [26] : 80 

Национальная комиссия по развитию и реформам контролирует исходящие прямые иностранные инвестиции китайского бизнеса. [27] : 80  NDRC должен утверждать деликатные проекты, в том числе проекты в странах, которые не признают Китайскую Народную Республику, проекты в странах, переживающих гражданскую войну или другие серьезные внутренние трудности, или проекты, затрагивающие деликатные темы, такие как проблемы трансграничных водных ресурсов или производство оружия. [27] : 80 

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Гарнаут, Росс; Сонг, Лиганг; Фанг, Цай (2018). 40 лет реформ и развития Китая, 1978-2018 гг . Актон: АНУ Пресс. стр. 596–617. ISBN  9781760462253 .
  2. ^ Пун, Нгай (2005). Сделано в Китае: женщины-фабричные работницы на глобальном рабочем месте . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN  9781932643008 .
  3. ^ Кинг, Эми (2016). Китайско-японские отношения после Второй мировой войны: империя, промышленность и война, 1949-1971 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781316669419 .
  4. ^ Jump up to: а б «Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии со времени основания Китайской Народной Республики» (PDF) . Цифровой архив Центра Вильсона . 27 июня 1981 года.
  5. ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 : 2. doi : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID   142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
  6. ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 : 1–23. дои : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID   142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
  7. ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 66 :6. doi : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID   142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
  8. ^ Тейвес, Фредерик К.; Сан, Уоррен (июль 2011 г.). «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы» . Китайский журнал . 6 :8–13. дои : 10.1086/tcj.66.41262805 . S2CID   142530452 – через журналы Press Journals Чикагского университета.
  9. ^ Цвейг, Дэвид (2002). Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 158 . ISBN  0801487552 .
  10. ^ Jump up to: а б Цвейг, Дэвид (2002). Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 158-160 . ISBN  0801487552 .
  11. ^ Ларди, Николас Р. (декабрь 1995 г.). «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая» . Китайский ежеквартальный журнал . 144 : 1068. дои : 10.1017/S0305741000004732 . S2CID   154609878 – через Cambridge Core.
  12. ^ Ларди, Николас Р. (декабрь 1995 г.). «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая» . Китайский ежеквартальный журнал . 144 : 1065–69. дои : 10.1017/S0305741000004732 . S2CID   154609878 – через Cambridge Core.
  13. ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 402–03. ISBN  9780262640640 .
  14. ^ «Особая экономическая зона | Экономика Китая» . Британская энциклопедия . Проверено 6 декабря 2019 г.
  15. ^ Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-21101-7 .
  16. ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 406. ИСБН  9780262640640 .
  17. ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 407. ИСБН  9780262640640 .
  18. ^ Ли, Дэвид Даокуи (2024). Мировоззрение Китая: демистификация Китая для предотвращения глобального конфликта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN  978-0393292398 .
  19. ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 413–16. ISBN  9780262640640 .
  20. ^ Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 416–18. ISBN  9780262640640 .
  21. ^ Гамильтон, Питер Э. (январь 2018 г.). «Переосмысление истоков эпохи реформ Китая: Гонконг и возрождение китайско-американской торговли 1970-х годов» . Китай двадцатого века . 43 (1): 67–88. дои : 10.1353/tcc.2018.0004 . S2CID   149146984 — через Project Muse.
  22. ^ Jump up to: а б с «Долговременное неравенство в Китае: наследие революции и подводные камни реформ | Азиатско-Тихоокеанский журнал: фокус Японии» . apjjf.org . Проверено 2 декабря 2019 г.
  23. ^ «Раны при фабричном огне не заживают» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 01.05.2014 . Проверено 2 декабря 2019 г.
  24. ^ «Жертвы Чжилийского пожара 1993 года» . Китайский трудовой бюллетень . 31 декабря 1999 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
  25. ^ «Смертельный пожар раскрывает цену китайского бума» . Независимый . 3 января 1996 г. Проверено 2 декабря 2019 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и Хан, Энзе (2024). Волновой эффект: комплексное присутствие Китая в Юго-Восточной Азии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oso/9780197696583.001.0001 . ISBN  978-0-19-769659-0 .
  27. ^ Jump up to: а б Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN  9781501775857 . JSTOR   10.7591/jj.6230186 .

Ли, Чинг Кван. Гендер и южно-китайское чудо: два мира фабричных женщин . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1998.

Нотон, Барри. Выход из плана: китайская экономическая реформа, 1978-1993 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995.

Нотон, Барри. Китайская экономика: переходный период и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2007.

Нг, Майкл Х.К. Прямые иностранные инвестиции в Китае: теории и практики . Лондон: Рутледж, 2013.

Ким, Джесок. Китайский труд на корейской фабрике: класс, этническая принадлежность и производительность труда в цехах в условиях глобализации Китая . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2013.

Херст, Уильям. Китайский рабочий после социализма . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009.

Гамильтон, Питер Э. «Переосмысление истоков эпохи реформ Китая: Гонконг и возрождение китайско-американской торговли 1970-х годов». Китай двадцатого века 43, вып. 1 (2018): 67–88.

Ларди, Николас Р. «Роль внешней торговли и инвестиций в экономической трансформации Китая». The China Quarterly 144 (1995): 1065–82.

Цвейг, Дэвид. Интернационализация Китая: внутренние интересы и глобальные связи . Итака: Издательство Корнельского университета, 2002.

Тейвес, Фредерик К. и Уоррен Сан, «Новая экономическая политика Китая при Хуа Гофэне: партийный консенсус и партийные мифы». Китайский журнал , 66 (июль 2011 г.): 1–23.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc798085bff52a4b82b756fecb8713c0__1717674180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/c0/bc798085bff52a4b82b756fecb8713c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Foreign direct investment in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)