Леланд Дженсен
Леланд Дженсен | |
---|---|
Рожденный | 22 августа 1914 г. |
Умер | 6 августа 1996 г. | ( 81 год
Образование | Докторская степень в области естественной медицины и хиропрактики. |
Известный | Основатель бахаи согласно положениям Пакта |
Супруг | Опал |
Леланд Дженсен (22 августа 1914 – 6 августа 1996) был лидером небольшого апокалиптического культа под названием « Бахаи согласно положениям Завета» (BUPC). [ 1 ] Первоначально Дженсен был членом основной веры Бахаи , пока в 1960 году его не отлучили от церкви за поддержку попытки Мэйсона Рими раскола. [ 2 ] Позже он покинул группу Рими из-за распрей и начал учить, что восстановит Веру Бахаи после ядерной катастрофы, которая, как он предсказал, произойдет в 1980 году. На пике своего развития у его движения было 150-200 последователей, в основном в Монтане, но значительно сократились в размерах к 1990 году и позже. [ 2 ] [ 3 ]
Дженсен и его последователи привлекли внимание национальных средств массовой информации своей приверженностью его пророчеству о ядерном уничтожении 29 апреля 1980 года. Они построили убежища от радиоактивных осадков, распространяли листовки и призывали других прислушаться к предупреждению. Из-за «до боли очевидного» характера неудавшегося пророчества они стали примером когнитивного диссонанса . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]в третьем поколении Дженсен был бахаи по материнской линии. Он и его жена Опал получили докторские степени в области естественной медицины и стали врачами-хиропрактиками. Они посещали Школу врачей без лекарств и окончили ее в 1944 году. Опал выступила с прощальной речью, а Дженсен окончил ее с отличием (диплом с отличием). [ 7 ]
После окончания учебы и некоторой практики они переехали в Сент-Луис . В 1953 году Шоги Эффенди начал Десятилетний крестовый поход , целью которого было донести послание Бахауллы до всего мира. Дженсен и его жена отказались от практики и отправились на два крохотных острова в Индийском океане у побережья Мадагаскара . Первым островом был французский остров Реюньон , на котором католицизм был государственной религией. Затем он пробыл шесть месяцев на Маврикии . Дженсен и его жена были первыми бахаи, посетившими эти острова, и поэтому получили титул Рыцарей Бахауллы . Более 200 бахаи получили этот титул после переезда в районы, определенные Шоги Эффенди. [ 8 ] Его жена Опал умерла в 1990 году. [ 3 ]
Мейсон Рими
[ редактировать ]Когда Шоги Эффенди умер в 1957 году, не было подходящих назначенцев, отвечающих необходимым условиям для преемства, и он умер, не назначив Хранителя-преемника. Мейсон Рими был среди девяти Десниц Дела, избранных временной властью до выборов первого Всемирного Дома Справедливости в 1963 году. [ 9 ] Однако в 1960 году Рими объявил себя преемником Шоги Эффенди и ожидал преданности бахаи всего мира. Впоследствии Руки единогласно объявили Рими нарушителем Завета и исключили его. [ 10 ] Дженсен был среди примерно 100 сторонников Рими.
В 1963 году Мейсон Рими учредил Национальную ассамблею США, которая была распущена в 1966 году. Леланд Дженсен был среди членов, избранных в 1963 году, а в 1964 году он покинул группу во время споров между ее членами и переехал в Миссулу. Монтана с женой, где они открыли клинику хиропрактики. [ 2 ]
Тюрьма
[ редактировать ]В 1969 году он был признан виновным в совершении «непристойного и похотливого действия» за сексуальное домогательство к 15-летней пациентке. [ 2 ] [ 11 ] и отбыл четыре года из двадцатилетнего заключения в тюрьме штата Монтана .
Именно в тюрьме Дженсен заявил, что получил откровение, и обратил несколько десятков заключенных в свою идею о том, чтобы быть «основателем» Веры Бахаи. [ 2 ] вытекающее из его убеждения, что управление религией было коррумпировано и что он был избран Богом для восстановления управления. [ 12 ]
В тюрьме он набрал множество последователей. После условно-досрочного освобождения в 1973 году и перед смертью Рими Дженсен сформировал группу под названием «Бахаи согласно положениям Пакта». [ 2 ] К 1979 году его апокалиптическое пророчество получило освещение в национальной прессе, и он привлек последователей в Вайоминге, Колорадо и Арканзасе. [ 2 ]
Неподтвержденные пророчества
[ редактировать ]В период с 1979 по 1995 год Дженсен и его товарищ Нил Чейз сделали двадцать конкретных предсказаний, касающихся ядерных атак, всемирных катастроф и некоторых катастроф меньшего масштаба. Дженсен сам назначил две даты, а Чейз назначил остальные 18. [ 13 ] В период с 1980 по 1996 год четыре исследователя принимали участие в групповых мероприятиях и даже ночевали в трех убежищах от радиоактивных осадков BUPC в 1980 году. [ 14 ]
Ядерный холокост
[ редактировать ]Еще в 1971 году Дженсен начал учить, что в 1980 году мир будет очищен от зла посредством ядерной катастрофы . [ 2 ] В 1979 году, примерно через 6 лет после освобождения из тюрьмы, Дженсен начал учить своих последователей тому, что 29 апреля 1980 года в результате ядерной катастрофы погибнет треть населения мира и что в течение следующих двадцати лет планета будет подвергаться опустошению, пока в В 2000 году будет установлено «Царство Божье», и последует тысяча лет мира. [ 15 ] В ту роковую ночь Дженсен повел группу последователей в убежища от радиоактивных осадков в Миссуле, штат Монтана. [ 16 ]
Неподтвержденное пророчество привело к тому, что Дженсен потерял несколько отрядов приверженцев. [ 2 ] и он ответил, что он был прав с самого начала. В последующие годы Дженсен использовал несколько типов объяснений, как заметил исследователь Роберт Балч: [ 17 ]
- Предсказание исполнилось духовно, а не физически.
- Пророчество исполнилось физически, но не так, как ожидалось.
- Дата была перенесена из-за просчета.
- Эта дата была предсказанием, а не пророчеством.
- На лидерах лежит моральная ответственность предупредить общественность, несмотря на неопределенность даты.
- Бог дал миру отсрочку.
- Это предсказание стало проверкой веры членов.
Последователи Дженсена взяли на себя существенную приверженность пророчеству, строя убежища, писали письма в правительственные учреждения и газеты, а также распространяли тысячи листовок, призывающих жителей Миссула строить убежища от радиоактивных осадков. Для них опровержение было «до боли очевидным». [ 18 ] и исследователи использовали их в качестве примера когнитивного диссонанса .
Отвечая на вопрос репортера UPI, Дженсен не выразил обеспокоенности тем, что предсказание может не сбыться, отметив: «Когда-нибудь произойдет ядерный холокост». [ 19 ]
Комета Галлея
[ редактировать ]После событий 1980 года Дженсен выдвинул идею о том, что семилетняя Скорбь началась в день его предсказания о ядерной катастрофе, и таким образом посвятил себя другому событию, которое произойдет в тот же день в 1987 году. [ 18 ] В 1985 году он сделал предсказание, что комета Галлея выйдет на орбиту Земли 29 апреля 1986 года и столкнётся с Землей ровно через год. В промежуточный год он учил, что комета развалится на части, забросит Землю обломками и вызовет сильные землетрясения. [ 18 ] Новое пророчество воодушевило его последователей, которых воодушевила новая идея.
В отличие от первого предсказания, на этот раз его последователи очень мало верили в пророчество и начали делать заявления об отказе от ответственности еще до события 1986 года. Когда члены собрались в ночь перед тем, как комета должна была выйти на орбиту Земли, никто не упомянул о комете. [ 20 ] Позже Дженсен сказал, что сильные землетрясения сменились «духовным землетрясением», когда один из его важных последователей дезертировал и покинул его. [ 17 ]
Нил Чейз
[ редактировать ]С одобрения Дженсена в начале 1990-х его протеже Нил Чейз сделал в общей сложности 18 предсказаний, касающихся небольших катастроф, которые, как он утверждал, шаг за шагом приведут к апокалипсису, а также дат ядерной атаки на Нью-Йорк. . [ 13 ] Он основывал эти предсказания на библейских пророчествах или пророчествах хопи, соединениях планет, снах или Нострадамусе . [ 20 ] Балч отметил, что Чейз отреагировал на 18 неподтвержденных пророчеств рядом «стратегий спасения лица». [ 21 ] включая проведение различия между предсказанием и пророчеством, утверждение о просчете, отсрочке и испытаниях веры. Позже Чейз заявил: «Мы не допустили ошибки» и что у них «100-процентный послужной список!» [ 21 ]
Размер и демографические данные бахаи согласно положениям Пакта
[ редактировать ]До 1980 года последователями Дженсена было около 150 человек. [ 22 ] но уменьшился в размерах после неподтвержденного пророчества, и почти все верующие за пределами Монтаны в конечном итоге отвергли учение Дженсена. [ 23 ] К 1990 году насчитывалось менее 100 приверженцев, и бегство продолжалось в 1990-е годы и далее. [ 24 ] В 1994 году в списке телефонов членов было 66 членов в Миссуле, штат Монтана, и менее 20 в других штатах. [ 2 ] Спор о лидерстве в 2001-2005 годах расколол немногих оставшихся членов. Приверженцы были в основном сосредоточены в Монтане. [ 2 ]
Исследователь из университета Монтаны отметил, что с 1980 года число членов BUPC по всей стране никогда не превышало 200 человек. [ 2 ] Во время телефонного опроса, проведенного исследователем из Гарварда, кто-то из представителей сообщества заявил, что в штаб-квартире Миссулы, штат Монтана , было 30 членов: в 2003 году [ 25 ] а также некоторые члены в Денвере и на Аляске. [ 26 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Дженсен считал, что восстанавливает законное руководство бахаи, которое, по его мнению, было передано приемному сыну Рими Пепе Рими. Пепе опроверг это утверждение, отказался сотрудничать с группой Дженсена и умер в 1994 году, когда Дженсен был еще жив.
Дженсен подошел к старости с неподтвержденными пророчествами, сокращением членства и отсутствием Хранителя, о котором можно было бы говорить. Дженсен начал намекать, что Нил Чейз может стать следующим Стражем, еще до своей смерти в 1996 году. [ 27 ]
Спор о лидерстве
[ редактировать ]В 1991 году Дженсен назначил 12 членов во второй Международный совет бахаи (SIBC), созданный по образцу Международного совета бахаи, созданного Шоги Эффенди. [ 28 ] и Дженсен зарегистрировал ее в 1993 году как некоммерческую корпорацию в Монтане. [ 29 ]
В 2001 году Нил Чейз заявил, что был тайно усыновлен Пепе и что он является Хранителем и законным наследником средств и имущества совета. [ 12 ] [ 29 ] В ответ казначей совета объявил Нила Чейза нарушителем Завета , а Чейз впоследствии заявил, что отказ признать его Хранителем равнозначен нарушению Завета. [ 29 ] [ 31 ]
Большинство членов sIBC подали жалобу 26 апреля 2002 г. с требованием вынести постановление о возмещении ущерба Чейзу, включая проценты и гонорары адвокатов; и судебный запрет, запрещающий Чейзу представлять совет. [ 29 ] Чейз подал ходатайство об увольнении 15 июля 2003 г., утверждая, что судебное решение потребует от суда толкования религиозной доктрины. Ходатайство было удовлетворено 29 сентября 2003 года. [ 29 ] Дело было обжаловано в Верховном суде Монтаны в 2004 году, и 15 февраля 2005 года было принято решение: «Этот спор вращается вокруг двух основных вопросов: состава Совета и полномочий президента в отношении церковной собственности. ... Окружной суд не имеет полномочий ни помазывать преемника какой-либо религиозной должности, ни признавать недействительными любые претензии к ней. Если эти два вопроса могут быть решены на чисто светских основаниях, тогда Окружной суд может применить корпоративное, имущественное и деликтное право. при принятии решения по существу обращения Совета в другую веру и других исков против Чейза». [ 29 ] Дело было возвращено в суд первой инстанции для дальнейшего разбирательства. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Смит 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Балч 1997 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Балч 1997 , с. 280.
- ^ Варбург 2006 , с. 206.
- ^ Балч 1983 .
- ^ Балч 1997 .
- ↑ Доказательство для очага основателя, стр. 3.
- ^ Свиток почета Всемирного крестового похода бахаи 1953-1963 гг. , Лиланда и Опал можно найти во втором ряду, четвертом столбце.
- ^ Раббани 1992 , стр. 28–30.
- ^ Смит 2000 , с. 292.
- ^ State v. Jensen , 153 Mont. 233, 455 P.2d 631 (Montana, 1969)
- ^ Перейти обратно: а б Хислоп 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Балч 1997 , с. 272.
- ^ Балч 1997 , с. 270.
- ^ Балч 1997 , с. 269.
- ^ Шермер 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Балч 1997 , с. 273.
- ^ Перейти обратно: а б с Балч 1997 , с. 277.
- ^ «Судный день наступил, - утверждает группа», The Florida Times-Union , 29 апреля 1980 г.
- ^ Перейти обратно: а б Балч 1997 , с. 278.
- ^ Перейти обратно: а б Балч 1997 , с. 275.
- ^ Балч 1983 , с. 132.
- ^ Балч 1983 , с. 138.
- ^ Балч 1997 , стр. 271, 280.
- ^ «Центр веры бахаи» . Гарвардский университет, Комитет по изучению религии. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 19 августа 2007 г.
- ^ «Картирование религиозного разнообразия в Монтане (2003)» . Гарвардский университет, Комитет по изучению религии. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 19 августа 2007 г.
- ^ Балч 1997 , с. 282, примечание 6.
- ^ Балч 1997 , с. 282, примечание 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Заключение/постановление Верховного суда штата Монтана, дело № 04-214 от 15 февраля 2005 г. Дела доступны онлайн в Государственной юридической библиотеке Монтаны. Архивировано 2 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Тысячелетие, мессии и хаос: современные апокалиптические движения . Роббинс, Томас, 1943-, Палмер, Сьюзен Дж. Нью-Йорк: Рутледж. 1997. с. 78. ИСБН 0-415-91648-8 . ОСЛК 36727121 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Краткое описание апеллянта, с. 8, 23.04.2004. Краткое описание респондента, стр. 9, 21.05.2004. Верховный суд Монтаны, дело № 04-214. Дела доступны в Интернете в Юридической библиотеке штата Монтана. Архивировано 2 апреля 2009 г. в Wayback Machine .
Ссылки
[ редактировать ]- Балч, Роберт В. (апрель 1983 г.) [переиздано в 2000 г.]. «Когда падают бомбы: реакция на неподтвержденное пророчество в секте тысячелетия». В Стоуне, Джон Р. (ред.). Ожидание Армагеддона: основные материалы для чтения в несостоявшемся пророчестве . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 129–143. ISBN 0-415-92331-Х .
- Балч, Роберт В. (1997) [переиздано в 2000 г.]. «Пятнадцать лет несостоявшихся пророчеств: борьба с когнитивным диссонансом в секте бахаи». В Стоуне, Джон Р. (ред.). Ожидание Армагеддона: основные материалы для чтения в несостоявшемся пророчестве . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 269–282. ISBN 0-415-92331-Х .
- Хислоп, Скотт (2004), Проект плюрализма , Исследование религии Гарвардского университета, заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. , получено 23 апреля 2016 г.
- Джонсон, Вернон (2020). Бахаи в изгнании: рассказ о последователях Бахауллы за пределами основной религии бахаи . Питтсбург, Пенсильвания: Книги RoseDog. ISBN 978-1-6453-0574-3 .
- Раббани, Рухийи , изд. (1992), Министерство попечителей 1957–1963 , Всемирный центр бахаи, ISBN 0-85398-350-Х
- Роббинс, Томас; Палмер, Сьюзен Дж. (1997). Тысячелетие, Мессии и хаос: современные апокалиптические движения . Психология Пресс. стр. 78, 87. ISBN. 978-0-415-91649-3 .
- Шермер, Майкл (1999), Как мы верим: поиск Бога в эпоху науки , WH Freeman & Company, ISBN 0-7167-3561-Х .
- Смит, Питер (2000). Краткая энциклопедия Веры Бахаи . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld . ISBN 1-85168-184-1 .
- Варбург, Маргит (2006). Граждане мира: история и социология бахаи с точки зрения глобализации . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-0746-1 . OCLC 234309958 .
Газетные статьи
[ редактировать ]- Брэдли, Ева (24 ноября 2001 г.). «Взгляд бахаи на духовную судьбу» . Миссулиан
- «Бахаи: Святилище Дир-Лодж» (29 января 1991 г.). Миссулиан . Первая страница.
- Вудс, Виктор (23 ноября 2002 г.). «Празднование Завета доли местных бахаи» . Миссулиан .
- «Местный лидер бахаи умер в возрасте 81 года». 8 августа 1996 г. Миссулиан р. Б2.
- «Тысячелетняя лихорадка» (17 июля 1997 г.). Миссула Индепендент. Первая страница.
- «Храм Иезекииля в Монтане!» (9 февраля 1991 г.). Стандарт Монтаны. Первая страница.
- Федеральный апелляционный суд вынес решение в пользу отколовшейся группы бахаи ( 25 ноября 2010 г.). Chicago Tribune
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонсон, Вернон (2020). Бахаи в изгнании: рассказ о последователях Бахауллы за пределами основной религии бахаи . Питтсбург, Пенсильвания: Книги RoseDog. ISBN 978-1-6453-0574-3 .
- Балч, Роберт В. (1997) [переиздано в 2000 г.]. «Пятнадцать лет несостоявшихся пророчеств: борьба с когнитивным диссонансом в секте бахаи». В Стоуне, Джон Р. (ред.). Ожидание Армагеддона: основные материалы для чтения в несостоявшемся пророчестве . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 269–282. ISBN 0-415-92331-Х .